Конфликты в воинских коллективах
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение Глава 1 Особенности подготовки военнослужащих зарубежных государств Глава 2 Морально-психологическая подготовка военнослужащих в армиях иностранных государствОглавление
Введение
Глава 1 Особенности подготовки военнослужащих зарубежных государств
Глава 2 Морально-психологическая подготовка военнослужащих в армиях иностранных государств
Заключение
Список литературы
Введение
Опыт развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, армий зарубежных государств свидетельствует о диверсификации задач, которые связаны с защитой своего Отечества, а также охраной государственной границы. Это обусловлено: сокращением численности личного состава, введением службы по контракту, оснащением силовых структур новым оружием и техникой, социокультурными, ментальными изменениями в личном составе, угрозами со стороны террористических вооруженных формирований, усилением идеологического противоборства и необходимостью выполнения, в том числе и силами органов пограничной службы, миротворческих задач.
Объектом нашего исследования является система подготовки военнослужащих иностранных государств
Предмет исследования: особенности воспитания военнослужащих в иностранных армиях.
1. Цель исследования: изучить аспекты подготовки военнослужащих зарубежных государств.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к вопросу подготовки военнослужащих в зарубежных армиях
2. Рассмотреть систему морально-психологической подготовки в армиях зарубежных государств.
Метод: обзор и анализ литературы
Глава 1 Особенности подготовки военнослужащих иностранных государств
В современных условиях особую актуальность приобретает творческое использование международного опыта подготовки военнослужащих за рубежом.
В начале ХХI в. в армиях европейских государств и США подготовка военнослужащих осуществляется на определенных теоретических основаниях. Она связана прежде всего со сменой аксиологических ориентиров в американском обществе на различных этапах его развития. На рубеже ХIХ - ХХ вв. произошла переориентация глобальных целей западных стран на прагматические интересы индивидуумов. Материальное и финансовое благополучие, личная инициатива, решительность и ответственность стали приоритетными ценностями этого периода. В ценностной структуре, к примеру, американского общества и армии лидирующие позиции заняла философия прагматизма, нашедшая свое развитие в педагогической доктрине прагматизма, разработанной Ч.Пирсом, Дж.Дьюи, У.Джемсом, Д.Ройсом, Д.Уайтхейдом. В основе доктрины лежит критерий полезности, выгодности, достижение практических результатов. В вопросах обучения и воспитания личного состава армий развитых стран Европы и США военные педагоги опираются на концепции бихевиоризма. Их суть сводится к тому, что поведение человека есть совокупность ответных реакций организма на разнообразные раздражения, поступающие извне окружающей среды. Военные педагоги этих стран опираются в практической деятельности по подготовке личного состава на идеи современных представителей бихевиористского направления, как Л.Бриггс, Р.Ганье, Гренлунд и др.[3,6] При этом основное внимание уделяется совершенствованию информационных технологий в учебном процессе, обеспечению функциональной грамотности, морально-психологической подготовки военнослужащих.
Среди концепций, оказывающих влияние на становление военных специалистов зарубежных армий, представляет интерес теория «технологического детерминизма», являющаяся следствием современного социального эволюционизма и понимания цивилизации как индустриальной. По мнению создателя концепции Т.Веблена повышение материального уровня жизни населения, управление обществом и производством зависят от состояния техники и промышленного производства.
Концепция «постиндустриального общества» (Дж.Бернхем, Д.Белл, Дж. Гэлбрейт) оказала решающее воздействие на подготовку личного состава инженерных войск в США и Великобритании. На рубеже ХХ и ХХI вв. концепция постиндустриального общества плавно перешла в гуманистическую парадигму, (парадигма – система научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики) отвечающую ситуации нового этапа в морально-психологической подготовке личного состава армий США, Англии, Германии, Франции. В рамках данной концепции МПО в Вооруженных Силах рассматривается как процесс саморазвития личности при активной профессиональной педагогической поддержке. Парадигма гуманизма акцентирует внимание на индивидуальном развитии человека, свободе и правах личности, гуманных взаимоотношениях, плюрализме мнений и вариативных форм воспитания. Реализация данной концепции в ходе подготовки личного состава способствует по замыслу зарубежных теоретиков формированию гражданского самосознания, положительных нравственных качеств военнослужащих. Акцент в воспитании перемещается на религиозное и духовное развитие личности. Гуманизация воспитания и обучения предполагает в процессе образования личного состава введение программ психологической помощи военнослужащим, имеющим различные проблемы в социальной жизни; включение в программы курсов по правам человека о правилах поведения в ходе миротворческих операций и др.
Увеличение доли социальных, психолого-педагогических дисциплин в учебных программах подготовки личного состава направлено на дальнейшую гуманизацию и гуманитаризацию военного образования[1].
Таким образом, подготовка личного состава наиболее развитых европейских стран и США базируется главным образом на ценностных основаниях прагматизма, бихевиоризма, технологического детерминизма (меритократической концепции), гуманистической парадигмы.
Анализ показывает, что системы воспитания в зарубежных армиях имеют много общего. В их основе лежит «американская модель». Поэтому представляется целесообразным подробное рассмотрение системы воспитания в вооруженных силах США и анализ ее некоторых особенностей в армиях ФРГ, Англии и Франции.
9 июля 1776 г. генерал Дж. Вашингтон приказал командирам своих частей читать войскам Декларацию независимости. Эта дата положила начало становления системы воспитания в американской армии[4].
Система воспитания личного состава вооруженных сил США представляет собой диалектическое единство следующих ее структурных элементов: главной цели воспитания; ее субъекта; объекта воспитания; основных направлений воспитания военнослужащих; форм воспитательной работы; ее методов; средств воспитания.
Ведущим системообразующим фактором является главная цель воспитания. По существу она пронизывает все элементы этой системы, придавая ей целостность и автономность. Главная цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать и развить личность американского военнослужащего как гражданина-патриота США и как воина-профессионала, постоянно стремящегося к своему самосовершенствованию.
Как показывает практика, в роли субъекта воспитания личного состава американской армии выступает весь комплекс государственных и общественных структур США: органы законодательной и исполнительной власти страны; научно-исследовательские и военно-научные центры; университеты и колледжи; широкая сеть радио- и телевизионных компаний; редакции газет и журналов; информационные агентства; центры киноискусства и досуга и т.д.
Непосредственным субъектом воспитания военнослужащих является военное командование, которое опирается в своей работе с личным составом на специальный аппарат Министерства обороны США. В качестве объекта системы воспитания выступают как отдельные органы, учреждения и заведения, так и отдельные люди (рядовые, сержанты, уоррент-офицеры, офицеры, гражданский персонал, члены семей военнослужащих).
Анализ сущности главной цели воспитания, его субъекта и объекта способствует более глубокому уяснению его содержания. В нем выделяются следующие направления:
формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств;
воспитание у них патриотизма; формирование и развитие у личного состава положительной мотивации к воинской службе;
морально-этическое воспитание военнослужащих;
воспитание у них пленоустойчивости;
организация здорового образа жизни;
физическое воспитание личного состава и др.
К основным формам воспитательной работы в вооруженных силах США относятся: еженедельные групповые занятия по программам: «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование», «Равные возможности»; занятия по так называемому в войсках «Курсу выживания»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т.д.); встречи с представителями НАТО, вечера боевой дружбы; празднование дня вооруженных сил США; соревнования за право называться лучшим солдатом месяца (квартала, года) и др.
Следует подчеркнуть, что важнейшей формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе «Командная информация». Характерная особенность: их предписано проводить лично командиру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже одного раза в неделю по одному часу. Их основные темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации» и др[8].
К занятиям по программе «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование» помимо командиров частей и подразделений привлекаются военные капелланы. В месяц выделяется 7 ч, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, а 6 ч – для собеседований по основным вопросам.
Целью программы «Равные возможности» является ослабление противоречий в подразделениях на национальной и расовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителям занятий по этой программе рекомендуется, «обсуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий военнослужащих, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и национальные темы; воспитывать у командиров всех степеней чувство «справедливого» отношения к своим подчиненным независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола или национальности; популяризировать вклад представителей различных национальных меньшинств в вооруженные силы США» и т.д.
В процессе воспитательной работы в вооруженных силах США используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, примеру моральное и материальное стимулирование, принуждение. При этом тщательно учитываются рекомендации западных психологов (Эрика Берна, Аллона Пиза, Фредерика Перлза, Курта Левина и др.) по технологии эффективного общения с людьми.
В системе подготовки личного состава американской армии важную роль играют средства воспитания: гражданская и военная печать; различные учреждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.); художественная, военно-историческая и мемуарная литература; методические разработки, справочники, плакаты. В целом система воспитания характеризуется высокой развитостью ее материальной базы. Только в вооруженных силах США имеется 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн. экземпляров, что составляет около 4 единиц печатной продукции на каждого американского военнослужащего.
Главным субъектом воспитания военнослужащих в американских вооруженных силах выступает командир. Как отмечается в наставлении AR 360-81, в своей повседневной деятельности он обязан организовывать и проводить работу по воспитанию у подчиненных следующих качеств: «ответственности как гражданина США, личной преданности и решимости сражаться за американские ценности и идеалы, верности воинскому долгу, понимание каждым военнослужащим принципов американской демократии и свободы, сущности военной политики государства, роли и предназначения вооруженных сил как защитника американского образа жизни, а также свободы и демократии в странах свободного мира»[10].
Как известно, в отличие от Российской и белорусской армии в американских вооруженных силах у командиров нет «заместительного корпуса» по работе с личным составом. Более того, в их структуре традиционно отсутствует единый орган, отвечающий за воспитание военнослужащих. Эта прерогатива полностью принадлежит командиру, который в своей работе с личным составом опирается на специальный аппарат, состоящий из трех основных служб; по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников.
Характерная деталь: с одной стороны, все эти службы действуют самостоятельно, с другой — исключительно согласованно, гибко и эффективно.
Приоритетным направлением воспитательной работы в вооруженных силах США выступает формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств. Требования к ним закреплены в системе показателей военной квалификации, которая рассматривается военным командованием как инструмент, способствующий росту профессионального мастерства военнослужащих.
Под профессионализмом в американских вооруженных силах, как правило, понимают совокупность трех элементов:
1) специальные знания – «в краеугольных областях человеческой деятельности и непосредственно до своей специальности»;
2) ответственность – «работа в контексте общества, признан его ценностей и неуклонное следование им в службе»;
3) корпоративность – «членство в профессиональной организации наряду с обладанием специальными знаниями и принятием особых обязательств становится критерием профессионального статуса, который отличает профессионала от любителя»[2].
Как показывает практика, краеугольным камнем высокого профессионализма военнослужащих США является их основательная гуманитарная подготовка. По мнению Министерства обороны США, военные дисциплины в национальных военно-учебных заведениях не должны превышать 15% от общего объема учебных часов. Считается, что выпускник военного колледжа должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широкообразованным офицером, по многим параметрам превосходящим выпускника любого из престижных гражданских университетов. Такой офицер способен быстро освоить избранную военно-учетную специальность по прибытии в войска. Поэтому на гуманитарные дисциплины в военных училищах США отводится до 50%; учебного времени на первом курсе, до 30% - на втором, до 60% - на третьем и до 70% – на четвертом. Курсанты углубленно изучают политику, историю, психологию, правоведение, социологию, мировую культуру, основы военного руководства, политэкономию, логику, философию, расовую теорию, теорию лидерства, литературу, теологию, искусство, иностранные языки и т.д.
Важнейшим направлением формирования морального духа американских военнослужащих является воспитание патриотизма. Оно включает в себя следующие элементы:
- воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы;
- формирование у военнослужащих приверженности идеалам и ценностям американского образа жизни, убежденности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США;
- воспитание личного состава на истории и традициях вооруженных сил;
- формирование у солдат и офицеров корпоративного духа; широкое рекламирование воинской службы.
Важно отметить высокую действенность патриотического воспитания в вооруженных силах США. В последнее время, особенно в связи с успешным проведением американскими вооруженными силами операции «Буря в пустыне», широкомасштабной акции на территории бывшей Югославии патриотизм выдвинулся на одно из ведущих мест в мотивационной сфере военнослужащих. Более 95% опрошенных горды тем, что «служат интересам Америки» в вооруженных силах. Разумеется, такой результат достигается ценой немалых усилий. Например, только на рекламу армейской жизни в совокупном исчислении на каждого рекрута расходуется около 4 тыс. дол. Особое значение в вооруженных силах США придается воспитанию у военнослужащих «полкового духа». Каждое объединение и соединение американской армии имеет условный знак. Он носится на рукаве повседневного обмундирования. В ряде частей и соединений заведены различные талисманы (животные, птицы, отдельные предметы). Вокруг них распространяется поверье, будто бы они «приносят успех в бою». В одной из воздушно-десантных дивизий таким талисманом считается живой орел. Его вынос перед строем является самым торжественным моментом любого парада. Все это свидетельствует о хорошо продуманной системе воспитания патриотизма в вооруженных силах США.
Особое внимание в армии США уделяется формированию и развитию у военнослужащих: положительной мотивации к воинской службе. Это достигается главным образом умелым использованием материальных стимулов, предоставлением им разнообразных льгот (бесплатное медицинское обслуживание, возможность получить высшее образование за счет Министерства обороны США и др.). Как известно, оклады американских военнослужащих зависят от звания и выслуги лет. Однако прибавка к ним увязывается с повышением профессионального мастерства. Уже отмечалось, что в армии США рядовые и сержанты разбиваются на девять категорий, которые обозначаются El, E2 и т.д. Увеличение оклада для Е2, например, после двух лет прекращается. Если солдат хочет получить больше, то он должен сдать на ЕЗ. Таким образом, стимулируется его профессиональный рост. При этом военнослужащий с более высоким рейтингом отвечает за обучение и воспитание менее опытного сослуживца[4].
Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является духовно-нравственное воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность. Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на таких всеобщих принципах религии, как: не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому; не делай для других того, что ты сам ненавидишь; делай для людей то, что сделал бы для самого себя, и др.
Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях с учетом специфики военной профессии, таких, как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу и др. Эти ценности закреплены в военной присяге, моральном кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.
Все это свидетельствует о том, что воспитательная работа в вооруженных силах США носит ярко выраженный конкретный, практический характер и нацелена прежде всего на подготовку военнослужащих к ведению боевых действий.
Исключительно важное место в системе подготовки военнослужащих США отводится физическому воспитанию личного состава. С этой целью с середины 80-х гг. в американских вооруженных силах осуществляется программа обеспечения соответствия физического развития военнослужащих предъявляемым к ним требованиям. Физическое состояние военнослужащих определяется их способностью выполнить определенный комплекс физических упражнений по нормативам. Например, для женщин, обучающихся в учебном центре сухопутных войск Форт-Беннинг, необходимо сделать 60 отжиманий на руках за 2 мин. А. Воропаев в журнале «Зарубежное военное обозрение» (1990, № 2, с. 26) отмечает, что проверка физической подготовки военнослужащих проводится, как правило, раз в 6 месяцев.
Исследование системы воспитания американских военнослужащих предполагает определение общих направлений ее развития. Это способствует более глубокому уяснению сущности происходящих в ней изменений. Проведенный анализ позволяет выявить следующие основные тенденции развития системы воспитания личного состава вооруженных сил США.
Усиление практической направленности воспитательной работы с во
еннослужащими. Командиры всех степеней и их «помощники» по работе с
личным составом прежде всего нацелены на формирование у подчиненных вы
соких военно-профессиональных качеств. Эта работа в каждом виде вооружен
ных сил проводится под определенными девизами: «Будьте тем, кем вы можете
быть» (сухопутные войска), «Гордость и профессионализм» (ВМС), «Цель пре
выше всего» (корпус морской пехоты) и т.д.
Все возрастающая деидеологизация и гуманизация процесса воспитания личного состава. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в отказе военного командования США от формирования стереотипов «образа врага» в сознании своих солдат и офицеров по мере изменений, происходящих в мире, в признании американского военнослужащего как личности со всеми человеческими потребностями, в воспитании его на общечеловеческих ценностях.
Усиление профилактической направленности воспитательной работы по искоренению негативных явлений в вооруженных силах. В повседневной воспитательной деятельности командиров, военных капелланов и других должностных лиц все возрастающее внимание уделяется предотвращению среди подчиненных алкоголизма, наркомании, самоубийств и других негативных явлений. К этой работе привлекаются медики, психологи, юристы и другие специалисты.
Укрепление материально-технической базы воспитательной работы с военнослужащими, гражданским персоналом вооруженных сил и членами их семей (снабжение частей и подразделений новейшими техническими средствами пропаганды, например, обеспечение всех кораблей ВМС видеотеками; широкое использование в телевидении и радиовещании каналов космической связи, увеличение объема выпуска военно-периодической печати и т.д.).
Усиление социальной направленности воспитательной работы с военнослужащими. Эта тенденция проявляется в том, что в работе с личным составом военное командование США все больший акцент делает главным образом не на организацию прямого воспитательного воздействия (с помощью слова), а а создание таких условий жизнедеятельности военнослужащих, которые бы в максимальной степени стимулировали у них исключительно ревностное отношение к исполнению своих военно-профессиональных обязанностей (высокая оплачиваемость воинского труда, предоставление военнослужащим возможности за счет Министерства обороны получить образование, реальная забота об их семьях и т.д.)[7].
Вышеперечисленные тенденции позволяют сделать вывод о том, что система воспитания военнослужащих США в целом претерпевает существенные изменения. Они проявляются прежде всего в том, что основная смысловая доминанта в определении содержания работы с человеком в американской армии все больше перемещается в область уважения к личности, признания ее ценностей. При этом развитие личности не только декларируется, но и активно стимулируется путем рационального сочетания усилий командования, с одной стороны, по поддержанию морально-ролевого статуса военнослужащего в коллективе, с другой – по созданию материально-льготных условий для его самосовершенствования.
1.1 Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран
Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает проблему поддержания высокого морально-психологического состояния вооруженных сил одной из приоритетных в сфере обеспечения национальной безопасности.
К числу основных факторов, которые, по мнению военных специалистов, способствуют улучшению морально-психологического состояния личного состава относятся:
дальнейшее упрочение и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержание его на уровне требований современной военно-политической обстановки и обеспечения национальной безопасности конкретной страны;
использование научно-технических достижений в военных целях и дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса страны;
интенсификация морально-психологической подготовки всех категорий личного состава с приоритетной отработкой соответствующих вопросов в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки;
совершенствование процессов оперативной и боевой подготовки штабов и войск;
усиление социальной защиты военнослужащих и прежде всего повышение материальной заинтересованности личного состава;
проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетенции органов военного управления[9].
Как показывает практика, положительно влияют на МПС большинства военнослужащих стран НАТО следующие факторы: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; гордость за принадлежность к своей стране и ее ВС; приверженность традициям воинской части и ВС в целом; уверенность в качестве своего оружия; высокая психологическая готовность к началу военных действий.
В то же время в ходе проведенных исследований были выявлены те факторы, которые негативно влияют на морально-психологическое состояние, в частности: повышенный интерес к материальному стимулированию военнослужащих в ущерб морально-нравственному воспитанию; пренебрежение к противнику, переоценка своих сил, повышенное комфортолюбие; потеря инициативы в ходе боевых действий, что может привести к существенному снижению МПС военнослужащих; наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, отчужденность, напряженность во взаимоотношениях; злоупотребление алкоголем, наркотиками; сексуальные домогательства в отношении женщин-военнослужащих.
Анализ системы морально-психологической подготовки личного состава армий стран НАТО позволяет выявить некоторые основные ее черты и особенности:
существование соответствующего аппарата практически во всех структурах организационного строения вооруженных сил;
разветвленность и строгая подчиненность различных служб и органов;
наличие в распоряжении органов управления морально-психологической подготовкой мощной материальной и финансовой базы в сочетании с многочисленным высококвалифицированным кадровым составом;
четко определенные идейно-теоретические и методологические основы морально-психологической подготовки;
высококачественное законодательное обеспечение;
целенаправленность и масштабность морально-психологической подготовки;
комплексный подход к решаемым задачам;
хорошо организованная практическая деятельность.
Так, в ВС США в основу работы с личным составом положены идеи американского образа жизни, преданности национальному флагу и президенту страны, а также соблюдение традиций вооруженных сил, их видов, родов войск и служб, объединений, соединений, частей и различных общественных движений и организаций.
В морально-психологической подготовке вооруженных сил стран НАТО выделяются следующие направления:
формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств;
положительной мотивации к воинской службе;
воспитание у личного состава чувства патриотизма, верности национальным ценностям;
выработка навыков выживания в плену и подготовка к ведению длительных боевых действий в экстремальных условиях;
проведение занятий по физическому воспитанию личного состава.
При этом основными задачами морально-психологической подготовки в ведущих странах НАТО являются:
внедрение в сознание военнослужащих убеждений о подлинно демократическом характере своих государств и его институтов, превосходстве их моральных ценностей над остальным миром, важности вооруженных сил для защиты национальных интересов;
пропаганда идей о наличии военных угроз;
формирование образа врага; внедрение в сознание военнослужащих идеи моральной обоснованности любых действий в ходе боя с врагом;
развитие у личного состава способности сохранять хладнокровие и чувство ответственности в самых непредвиденных обстоятельствах, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию противника; социальная защита прав и льгот всех категорий военнослужащих, включая и пенсионеров вооруженных сил[7].
После войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости радикальной перестройки системы морально-психологической подготовки военнослужащих. Американские военные эксперты считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому вьетнамскому синдрому. Преодолеть его была призвана новая система пропаганды преимуществ военной службы с целью создания у военнослужащих позитивной мотивации, в основу которой была положена специальная программа министерства обороны Командная информация. Она предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании прежде всего социально-политических, а также психологических аспектов нравственного облика американских военнослужащих. Объектом ее воздействия является, в первую очередь, рядовой и сержантский состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, военные пенсионеры, а также члены их семей.
Программа включает комплекс социально-политических и психологических обоснований и принципов, которые используются для утверждения в сознании объектов воздействия принятых в государстве и вооруженных силах идей, ценностей, моральных эталонов. Основная се цель - повлиять на сознание и поведение личного состава таким образом, чтобы в конечном счете сформировать политически благонадежных людей, обеспечить их морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. При этом приоритетными направлениями морально-психологической подготовки личного состава являются такие, как обеспечение равных прав и возможностей военнослужащих, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также соблюдение юридических прав и ответственность военнослужащих. К числу дополнительных направлений относятся следующие: обычаи и традиции, денежное содержание, продвижение по службе и другие. Особенность работы по вышеуказанным направлениям заключается в том, что она призвана искоренить негативные явления в армии.
Основными способами воздействия на личный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение путем использования определенной политической терминологии и понятий. Кроме того, применяется метод так называемой индоктринации, сущность которого заключается в том, чтобы научить военнослужащих воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности как аксиомы, лишив тем самым их возможности критически мыслить.
Эффективной формой информационного обеспечения боевой учебы в армиях зарубежных государств является служебное информирование о текущих событиях. Важное практическое значение для организации работы в этой области в войсках имеет реализация руководящих принципов, утверждаемых министерством обороны. Так, в документе под названием Принципы обеспечения информацией в ВС США, подписанным бывшим министром обороны Д. Чейни, в частности, провозглашалось, что положения закона о свободе информации будут выполняться как по букве, так и по духу и что пропаганда не имеет места в программах министерства обороны по связям с общественностью. Кроме того, подчеркивалось, что информация будет утаиваться только тогда, когда она может оказать негативное воздействие на интересы национальной безопасности или будет угрожать безопасности либо частной жизни лиц, проходящих службу в вооруженных силах.
В последние годы все большее место в информационной работе с личным составом армий зарубежных государств отводится компьютерной технике. Специалисты выделяют три основных направления ее применения в этой деятельности: производство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалке военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр как формы досуга личного состава[5].
Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-пропагандистская служба как важный элемент средств массовой информации. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военноcлужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы.
Большинство военных и гражданских СМИ помещают обширные рекламные проспекты и объявления, превращая их по сути в источники пропаганды службы в вооруженных силах, новой военной техники, социальных гарантий военнослужащих. Такой же деятельностью занимаются многочисленные вербовочные пункты и службы подготовки офицеров резерва при университетах и колледжах. Одна из центральных проблем, над которой работают специалисты по военной рекламе, - создание образа современного героя, достойного подражания.
Министерство обороны США с 1975 года ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. В целях ликвидации негативной тенденции, которая возникла в начале 90-х годов и заключалась в заметном снижении числа молодых американцев, желающих служить в вооруженных силах, военное ведомство существенно увеличило финансовые средства на пропаганду военной службы.
В целом задачи, содержание, организация и технология информирования личного состава в армиях различных стран имеют много общего. Они носят комплексный характер и отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на сознание и поведение военнослужащих. Однако система информирования личного состава ВС в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям информационно-воспитательной работы в армии и на флоте. Созданием программ такой деятельности занимаются органы государственного и военного управления США.
Наряду с информированием военно-политическое руководство западноевропейских стран и США при разработке принципов и направлений военного строительства и реформирования вооруженных сил первостепенное внимание уделяет созданию эффективной системы социально-правовой защиты военнослужащих, которая надежно обеспечивает солдатам и офицерам равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы. В Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии и военнослужащим. В Германии с целью разрешения проблемных вопросов, затрагивающих личные интересы военнослужащих, из числа предварительно отобранных командованием, на собраниях тайным голосованием избираются в каждой роте по одному представителю от солдат и унтер-офицеров. По уставу эти доверенные лица выступают посредниками между командирами и личным составом. В целях укрепления престижа вооруженных сил командование стремится освободить их от выполнения несвойственных им задач.
Традиционно важной составляющей морально-психологической подготовки считается психологическая подготовка (психологическая работа), призванная обеспечить устойчивость личного состава к внешним раздражителям. Она осуществляется комплексно, интенсивно и непрерывно в условиях повседневной деятельности, на учениях и на специальных сборах. Считая принцип реализма в обучении войск наиболее эффективным в плане повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава, командование ВС США готовит военнослужащих к действиям в реальной боевой обстановке. При этом главными целями психологической подготовки оно считает следующие: выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки, формирование психологической сплоченности, обеспечение требуемого состояния в ходе подготовки и ведения боевых действий, снижение психогенных потерь, а также проведение мероприятий по оказанию психологической помощи и проведению реабилитации.
К основным направлениям и способам психологической подготовки личного состава зарубежные эксперты относят:
моделирование реалистического образа, тактики действий, боевых возможностей вероятного противника;
подготовка военнослужащих к действиям в природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих боевых действий;
моделирование реалистичной многомерной картины современного боя;
создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя;
сплочение воинских подразделений, формирование в них отношений взаимовыручки и взаимопомощи; расширение возможностей военнослужащих в плане преодоления боевых стресс-факторов за счет освоения ими приемов психотехники.
Другим важным фактором обеспечения заданного уровня морально-психологического состояния личного состава считается проведение культурно-досуговой работы. Улучшение морального климата, социально-бытовых условий, а также досуг военнослужащих и членов их семей являются приоритетными в процессе морально-психологической подготовки. При этом большое значение для повышения морально-психологического состояния личного состава за рубежом придается привлечению групп знаменитостей, то есть популярных актеров, певцов и других исполнителей, организующих свои выступления перед военнослужащими и членами их семей. Для организации отдыха личного состава созданы и функционируют курортные комплексы как в стране, так и за рубежом. При министерстве обороны США действует специальное управление, которое разрабатывает единую для всех видов вооруженных сил программу отдыха и развлечений.
В настоящее время в ВС США дополнительно разрабатывается перспективная программа Формирование морально-психологических качеств личного состава, в которой излагаются основные требования к призывникам: высокий интеллект, физическая сила и твердая мотивация для службы в ВС. Дальнейшее развитие этих качеств предполагается за счет повышения удовлетворенности службой, улучшения морально-психологического климата, поддержания разумного соотношения периода службы на территории США и в составе войск за рубежом, а также за счет улучшения условий и уровня жизни военнослужащих. В этом документе разработан механизм практического внедрения традиционных морально-психологических и нравственно-этических норм в сознание военнослужащих. Такой подход в сочетании с принципом материального стимулирования оказывает достаточно эффективное воздействие на сознание и психику военнослужащих и способствует решению военно-политическим руководством зарубежных стран задачи поддержания на должном уровне боеспособности и боеготовности вооруженных сил.
Таким образом, в современных армиях зарубежных стран накоплен значительный опыт подготовки личного состава. Разумеется, он может быть использован в управленческой деятельности командиров (начальников) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Однако при этом нельзя допустить его «слепого копирования» без учета исторических, экономических, социальных, национальных особенностей и традиций становления и развития белорусских Вооруженных Сил.
Заключение
Таким образом, исходя из сказанного выше, мы можем сделать вывод, что вопросу подготовки военнослужащих в армиях зарубежных государств, как и в нашей стране, уделяется немало внимания. Это свидетельствует о том, что армия, как гарант суверенитета и безопасности государства, всегда находится в центре внимания руководства каждой страны.
В силу того, что в последнее время очень быстро развиваются технологии и оружие, подготовка специалистов для вооруженных сил также требует соответствующего развития. Для решения этого вопроса нам (курсантам), как будущим офицерам, необходимо знать и умело применять в своей деятельности богатый опыт подготовки военнослужащих армий зарубежных государств, но с учетом особенностей менталитета нашего народа и особенностей экономики нашего государства.
Список литературы:
1. Береговой А. Подготовка военнослужащих ВС Франции // Зарубежное военное образование. – 1999. – № 4. – С.9–13.
2. Кудрявцев Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в ввузах США, ФРГ и Великобритании // Зарубежное военное обозрение. – 2001. – № 5 – 6. – С.20–24.
3. Offizierschule des Heeres. Dresden. April 2004. 33с.
4. Мальцев Л.С. Армия белорусского народа – надежный гарант обеспечения военной безопасности государства. / Белорусская военная газета, 22.02.08.
5. Андреев В.И. Сравнительный анализ подготовки офицеров в армиях зарубежных государств и РБ. Наука и военная безопасность. № 1. 2007. С. 58–63.
6. Андреев В.И. Педагогика высшей военной школы. Мн: ВА РБ. 2007.
7. Андреев В.И., Бамбуров В.Ф. Военная педагогика: Педагогический практикум. – Минск: ВА РБ, 2008.
8. Основы психолого-педагогической деятельности офицера войск ПВО. Минск: МВИЗРУ ПВО, 1990.
9. Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
10. Военная педагогика и психология / Под ред. П.А.Корчемного. М.: Совершенство, 1998. – Гл.14.