Конфуцианство жуцзя этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования
СОДЕРЖАНИЕ: Конфуцианство (жуцзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования А.А. Гусейнов Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, главных этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока школа ученых-интеллектуалов (жу [цзя/ цзяо]) возникла в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э.
Конфуцианство (жуцзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования
А.А. Гусейнов
Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, главных этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока школа ученых-интеллектуалов (жу [цзя/ цзяо]) возникла в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция (552/1-479), что соответствует исходной установке последнего - передавать, а не создавать; верить древности и любить ее (Лунь юй - Рассудительные речи VII, 1); Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью святых-совершенномудрых (шэн1) правителей полумифической древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны Шу цзин (Канон писаний) и Ши цзин (Канон стихов) Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразующуюся с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства.
Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в знаково-культурной (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика знаков-культуры - вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в XII-XI вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина жу - слабый. Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего (обращенного ликом на юг) правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственной властью во всех ее гражданских (но не военных) аспектах - от административного до идеологического.
Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной (небесной) власти в семейно-родственных категориях; государство - одна семья, государь - Сын Неба и одновременно отец и мать народа. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался Небом в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому сыновняя почтительность (сяо\) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин (Канон сыновней почтительности) была возведена В ранг корня благодати/добродетели (дэ1).
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, судьбоносное Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.
Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия внутренних импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием гуманности (жэнь2), и внешних социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной благопристойности (ли2). Нормативный тип человека, по Конфуцию, - благородный муж (цзюнь цзы), познавший небесное предопределение (мин1) и гуманный, сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус.
Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическим принципом: Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли2; Расширяя [свои] познания в знаках-культуре (вэнъ) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть нарушений (Лунь юй, XII, 1, VI, 27, XII, 15). Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в золотое правило морали (шу3 - взаимность), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - правильное [употребление] имен). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка - Пути (дао), важнейшие проявления которого суть гуманность, должная справедливость (и), взаимность, разумность (чжи1), мужество (юн1), [уважительная] осторожность (цзин4), сыновняя почтительность (сяо1), братская любовь (ди3 ти2), собственное достоинство, верность (чжун2), милостивость и другие. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает благодать/добродетель (дэ1). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ\ образует вселенское дао.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к III в. до н.э., по свидетельству современника Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ - Великое учение, Сяо цзин, комментарий к канонической летописи Чунь цю - Весны и осени) и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн - Срединное и неизменное, Си цы чжуанъ) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в IV-III вв. до н.э. предложили Мэн Кэ, или Мэн-цзы (ок. 372-289), и Сюнь Куан, или Сюнь-цзы (III в. до н.э.). Первый из них выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы (син1), которой гуманность, должная справедливость, благопристойность и разумность присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям. Поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию гуманного управления (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы же сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя завоевание своего народа, что сближало его тем самым с легизмом.
Во II в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан некоронованным царем, или подлинным властелином (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа1). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям Конфуция эпохи Хань -Дун Чжуншу (II в. до н.э.), который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о духе и воле Неба), необходимые для официальной идеологии централизованной империи.
В целом в эпоху Хань (конец III в. до н.э. - начало III в. н.э.) было создано ханьское конфуцианство, основное достижение которого - систематизация идей, рожденных золотым веком китайской философии (V-III вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики.
Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры И связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в учении о таинственном (сокровенном) (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584- 617), Хань Юй (768-824) и его ученик Ли Ао (772-841).
Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумеррлогической методологии, т.е. учения о символах и числах (сян шу чжи сюэ), комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (1017-1073), идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си (1130-1200). Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до начала XX в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме.
Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV-XVII вв.) составила школа Лу Цзюаня (1132-1193) -Ван Янмина (1472-1529), идейно господствовавшая в Китае в XVI- XVII вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения принципов (ли\) всего сущего, в том числе и моральных норм.
В XVII-XIX вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ - учение о естестве, или конкретная философия), основанного Гу Яньу (1613-1682) и возглавленного Дай Чжэнем (1723-1777). Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название ханьское учение (ханъ сюэ).
С конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др.) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства.
В первой половине XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя (1895-1990) и Сюн Шили (1885-1962) внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства - постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (МоуЦзунсань, Тан Цзюньи, ДуВэймин и другие), в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего моральную метафизику неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г., ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-е годы (кампания критики Линь Бяо и Конфуция) ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.