Конкуренция и монополия

СОДЕРЖАНИЕ: Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара и ее виды. Понятие монополии, ее разновидности, отрицательные стороны. Признаки и модели рынка несовершенной конкуренции. Антимонополистическая деятельность государства.

Содержание

Введение

Конкуренция виды конкуренции

Виды монополии

Модели рынка

Экономический вред монополии

Антимонополистическая деятельность государства

Заключение

Список литературы


Введение

Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагополучия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государства.

Адам Смит (экономист)

В наше время экономика очень распространенная дисциплина. Ведь экономика окружает нас по всюду, мы часто сталкиваемся с ней в повседневной жизни, сами не замечая этого. К примеру, поход в магазин за покупками, проезд на транспорте, ведем хозяйство дома. Экономика начала зарождаться еще у первобытных людей. Люди в деревнях начали применять бартер (обмен товара, на товар) Стали появляться наличные деньги (чиканка монет) Развитие постепенно возрастало. С развитием общества, стали появляться многие экономические отрасли. Бурно развивалась экономика государства. В наше время экономика и ее знание очень важны, для современного человека. Мне эта дисциплина интересна, т.к она во-первых нужна для общего развития, а главное для моей будущей профессии.

В своей работе, я рассмотрю немало важные темы экономики. Расскажу самое главное про (Конкуренцию и ее виды, виды монополии, модели рынка несовершенной конкуренции, экономический вред монополии и антимонополистическую деятельность государства)


1. Конкуренция, виды конкуренции

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Виды конкуренции:

1) Предметная – вид конкуренции, при котором конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);

2) Видовая – вид конкуренции, при котором конкурируют товары одного типа применения (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);

3) Функциональная – вид конкуренции, при котором конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).

Виды монополии

Монополия— фирма или ситуация на рынке, на котором действует такая фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первыми в истории создавались монополии сверх санкций государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

1) Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

2) Государственная монополия— монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

3) Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

4) Конгломерат - (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

5) Закрытая монополия. - Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

6) Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении )нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

7) Искусственная монополия.Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5. забивают новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

8) Случайная монополия – результат ограниченной во времени привычки спроса над предложением, позволяющей продавцу повышать цену. Случайная монополия может перерасти в искусственную если дефицит сознательно поддерживается.

Модели рынка не совершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики

Рынок не совершенной конкуренции – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции фирмы, функционирующий на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной рыночной властью, то есть возможностью, увеличивая или сокращая объем продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и пути монополизации различают несколько типов монополии.

Модели рынка не совершенной конкуренции:

- Чистая монополия— положение нарынкетоваров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты,патентныеправа, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

- Олигополия— тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значениеиндекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

- Монопсония— ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

- на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

- данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

- этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

- Двусторонняя монополия- ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). По двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция). При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

Экономический вред монополии

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.

Отрицательные стороны монополии:

1) Увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства

2) Эксплуатировать потребителей, завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы

3) Тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства);

4) Ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Однако существуют рынки, где существование конкуренции вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом.

Антимонополистическая деятельность государства

Борьба против монополий занимала важнейшее место в социально-политической жизни США последней четверти XIX в.в этот же период начинает формироваться антимонополистическая идеология.

Между тем волны движений против трестов в стране вздымались необычайно высоко. Популистская партия объединила главные враждебные трестам силы, став первой в американской истории антимонополистической коалицией. Как справедливо отмечал советский исследователь, Омахская платформа, принятая популистской партией в 1892 г., прежде всего идейно-политический опыт фермерских движений: грейнджеров, начавших борьбу против железнодорожных корпораций, гринбекеров с их идеей свободной чеканки серебра; единомышленников Г. Джорджа, выступавших с требованием единого налога на землю. Вместе с ними шли идеологи левого крыла антимонополистической критики Г. Д. Ллойд и Э. Беллами, обращавшиеся прежде всего к городским мелкобуржуазным слоям.

При оценке антимонополистической тенденции конца XIX века легко увидеть ее ограниченность. Мелкобуржуазные идеологи придерживались идеалистических взглядов и, следовательно, в мировоззренческом отношении были далеки от марксизма. Но в борьбе против монополий позиции марксистов и мелкобуржуазных критиков объективно совпадали. Американские антимонополисты подметили многие социально-экономические и политические последствия монополизации и дали толчок новому демократическому направлению в американской общественной мысли.


Заключение

Подводя итоги, можно охарактеризовать монополию и конкуренцию в России как необходимые атрибуты во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной.

Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население России осознало всю пагубность и все отрицательные последствия.


Список литературы

1. www.ics.ru

2. www.wikipedia.ru

3. ”Экономикс” Кэмбел.Р Маконелл, Стенли Л. Брю 2003год.

Скачать архив с текстом документа