Конкуренция и монополизм 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение ...стр. 3 Этапы развития конкуренции. Особенности конкуренции …стр. 5 Монополизм: тенденции, формы проявления, особенности и проблемы ..стр. 10Содержание:
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Этапы развития конкуренции. Особенности конкуренции………стр. 5
2. Монополизм: тенденции, формы проявления, особенности и проблемы……………………………………………………………………..стр. 10
3. Роль государства в регулировании конкуренции и монополии….стр. 20
Заключение………………………………………………………………….стр. 24
Список использованной литературы………………………………………стр. 27
Введение:
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
1. Этапы развития конкуренции. Особенности конкуренции.
Этапы развития конкуренции
Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.
Она обусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от хозяйственной конъюнктуры.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара. Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокую цену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
В марксистской экономической теории конкуренция трактуется как:
- свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;
- как механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция при капитализме - это конкурентный механизм анархичного функционирования и развития производства.
Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. В эпоху капитализма свободной конкуренции существует два основных вида конкурентной борьбы - внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между производителями, действующими в одной отрасли производства. Функциями внутриотраслевой конкуренции являются:
- превращение индивидуальных стоимостей в общественную, рыночную стоимость;
- она выступает как экономический механизм образования рыночной стоимости и механизм образования избыточной прибавочной стоимости (сверхприбыль);
- стимулирование научно-технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями, действующими в различных отраслях экономики. Функции межотраслевой конкуренции:
- обеспечение таких пропорций распределения капиталов между отраслями, при которых равновеликие капиталы, независимо от органического строения и скорости оборота, приносили бы одинаковую прибыль;
- преобразование норм прибыли в отдельных отраслях в общую, среднюю норму прибыли, а стоимости товаров - в цену производства;
- деление прибавочной стоимости между различными отраслями, образование общей средней прибыли для капиталов, применяемых в различных отраслях.
Свободная конкуренция ведет к развитию процессов концентрации и централизации капиталов и концентрации производства, а тем самым к образованию монополистических предприятий. В современной экономической теории различают понятия «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе - к рыночным структурам и охватывает все аспекты (параметры) рынка любого товара (количество фирм, свобода вхождения на рынок и выхода из него, тип продукта, участие фирм в контроле за рыночной ценой и т.п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
В зависимости от состояния рынка выделяются: свободная («совершенная») конкуренция и несовершенная конкуренция. По методам осуществления различают ценовую и неценовую конкуренции.
Ценовая конкуренция - соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Снижение цены теоретически возможно: за счет снижения издержек производства; за счет снижения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, дифференциации продуктов, рекламе, стимулировании сбыта, послепродажном обслуживании.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов ценового соперничества над неценовыми методами. В современных условиях наблюдается преобладание неценовых методов над ценовыми. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Выделяют также добросовестную и недобросовестную конкуренции.
Недобросовестная конкуренция - конкуренция с применением методов конкурентной борьбы, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции: демпинг; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; ложная информации и реклама, вводящая в заблуждение; недобросовестное копирование (имитация) товаров конкурентов; промышленный шпионаж и т.д. Недобросовестная конкуренция запрещена положениями законодательства по борьбе с ограниченной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданским и уголовным кодексами.
Тем не менее, конкуренция имеет важное значение в экономической жизни общества, стимулируя деятельность хозяйствующих субъектов.
Особенности конкуренции.
Современный этап развития конкуренции – конкуренция в области инноваций. Рассмотрим, что характерно для этого нового этапа развития конкуренции.
Современная конкуренция, во-первых, основана на улучшении технологии, внедрении новшеств. Стратегически новшества могут касаться любого вида деятельности, связанного с производством продукта. Например, новшества могут проявиться в новой конструкции изделия, производственном процессе, новом подходе к маркетингу или в новом способе организации и формирования всей производственной цепочки. Новые технологии способствуют закреплению сравнительных преимуществ, т.к. снижают издержки производства и цены на продукцию, повышают ее качество. Разработка новых продуктов лежит в основе борьбы за рынок, привлечения потребителей и торговых партнеров. Эффект от сочетания обоих процессов увеличивает конкурентное преимущество фирмы.
Во-вторых, конкурентное преимущество зачастую создается в рыночных нишах, к которым крупные конкуренты не проявляли интерес в силу их незначительной прибыльности и малой емкости на момент освоения.
В-третьих, конкурентное преимущество поддерживается благодаря постоянным улучшениям, что требует постоянных вложений в новые разработки. Корпорации участвуют в финансировании НИОКР, поскольку это связано с доступом к новейшим технологиям, дает возможность диверсификации хозяйственной деятельности в смежных отраслях, позволяет расширить свои источники конкурентного преимущества (подготовленные квалифицированные кадры, новые технические решения, усовершенствование изделий, повышение качества). Таким образом, долгосрочные стратегии расширения конкурентных преимуществ более долговечны, нежели стратегии, основанные на снижении издержек, экономии на масштабе, привлечении крупных капиталовложений.
В-четвертых, конкурентное преимущество фирма может получить, усовершенствуя систему управления, поскольку потребность в непрерывном введении новшеств вступает в противоречие с организационными формами и нормами управленческого контроля. Только те фирмы, которые находят в себе силы противостоять институциональной стабильности и устоявшимся формам организации производства, способны развивать конкурентные преимущества, достигнутые в области технологических решений.
2. Монополизм: тенденции, формы проявления, особенности и проблемы.
Что же такое монополия – это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополизм – это:
1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;
2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников.
Монополизация экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:
1. стремлением предпринимательской фирмы максимизировать объём прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;
2. дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются “процветающие “фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;
3. преимущества крупного производства, которые имеют объективный характер; длительным сохранением положительного масштаба производства, при снижении средних и предельных издержек производства;
4. влиянием НТП, когда возможность внедрения новшества предполагает наличие крупного капитала, а само внедрение такого новшества обусловливает появление дополнительных экономических преимуществ;
5. издержками конкурентной борьбы, что сопровождается возрастанием общего риска хозяйствования и способствует образованию соответствующих союзов или “экономических монополий”.
В качестве основных форм проявления монополизма , выступают:
а) взвинчивание цен и сокращение объема производства в целях ограничения предложения на рынке;
б) инфляция издержек производства, рост непроизводительных расходов;
в) снижение рентабельности производства, необоснованный рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга;
г) торможение технического прогресса;
д) манипулирование условиями поставок и получение экономической выгоды;
е) снижение качества выпускаемой продукции.
Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям.
Виды монополий:
1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
А. Объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, — монополия .
Б. Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, — монопсония . Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.
2. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
А. В масштабе одной отрасли рыночной деятельности — чистая монополия . В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
И отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей им установленной ею цене.
Б. В масштабе национального хозяйства может сформироваться абсолютная монополия . Она находится в руках государства или ею каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсолютная монопсония.
3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
А. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.
Так, в Федеральном законе «О естественных монополиях» (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 г.) естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Данный Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Б. Легальные монополии , образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:
а) патентная система . Такая система действует в нашей стране в соответствии с «Патентным законом Российской Федерации» (принятым 23 сентября 1992 г.). Закон устанавливает, что выданный физическим и юридическим лицам патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей промышленных образцов;
б) авторские права . Так, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний (смежные права);
в) товарные знаки . Согласно Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (принятому 23 сентября 1992 г.), владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
В. Искусственные монополии . Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:
- создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.);
- создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства;
- применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства;
- теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.
Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность, на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.
Особенности монополизма.
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие административно-командной системы управления. что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении сверху хозяйственных руководителей.
2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.
Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).
Типичный пример – практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления.
Проблемы монополизма и антимонопольная политика:
Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.
1. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.
2. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.
3. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при особом отношении с властью.
4. Монополизм в экономике способствует коррупции.
Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитие новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и кадровый монополизм , когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.
Что же касается малого или среднего бизнеса, то, несмотря на множество мер, и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию кандалов с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики .
В такой ситуации еще более возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство.
Эта политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
3. Роль государства в регулировании конкуренции и монополии.
Современная конкуренция является регулируемой. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка фирмами, и реализует эту их общую заинтересованность государство. Регулирование конкуренции «центром» подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка фирмами. Оно осуществляется с помощью методов:
1) административного (законодательного) регулирования;
2) нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования.
Административное регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.
В 1890 году конгресс США принимает закон Шермана, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шермана предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следует расформировать, заменив их децентрализовано управляемыми, конкурирующими между собой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь два треста - «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и «Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.
Но предотвратить монополизацию рынков удавалось далеко не всегда. Большой бизнес сопротивлялся, прибегая к заключению соглашений в обход закона и другим негласным мерам.
Поэтому уже в следующих за актом Шермана антитрестовских законах потребовалось усилить и дополнить ряд его положений. Закон о федеральной торговой компании и закон Клейтона, принятые в 1914 году, были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний. Акцент на защиту малого бизнеса был больше усилен в законе Робинсона-Лэтмана (1936 г.) и поправка Селлера-Кефовера к статьям закона Клейтона о слияниях и поглощениях (1950 г.).
Сегодня можно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства - американском и западноевропейском Критерием разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических отношений.
Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.
Выделяют также антитрестовскую и антикартельную направленности законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой союз фирмами всякой самостоятельности, - такой союз устраняет конкуренцию и поэтому он не может быть приемлем для рыночной экономики.
Антимонопольные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа (предметом сговора выступают, раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.
К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы выше, относятся: самовольное использование чужоготоварного знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.
К методам монополистической практики фирм относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий договоров; изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары.
Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделения вплоть до ликвидации.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них. Главная черта этого метода - стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.
Основным законодательным актом, направленным в нашей стране на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практике, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», также действует специальный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Заключение:
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества :
- Способствует более эффективному использованью ресурсов;
- Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
- Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
- Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
- Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки :
- Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией.
Во-первых, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список использованной литературы:
1. Андреева Л.Т. Взгляд на систему конкурентоспособности как доминанту устойчивого развития экономики/ «Экономист» №1, 2004 г.;
2. Бобров Н.Т. Конкурентная борьба/ «Маркетинг» №5, 2003 г.;
3. Карасева М.В. Финансовое право. Учеб. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.;
4. Копеин В.В. Конкуренция под строгим контролем/ «Экономика и организация промышленного производства» №5 2003 г.;
5. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
6. ru.wikipedia.org;
7. mirslovarei.com;
8. delovik.pp.ru;
9. www.erudition.ru.