Конституционно-правовой статус человека и гражданина 3

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение ….. ….3 1.Конституционно-правовой статус человека и гражданина …..…. ...5 2.Гражданство ..7

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..………………….3

1.Конституционно-правовой статус человека и гражданина………..….……...5

2.Гражданство..........................................................................................................7

2.1. Приобретение, изменение и прекращение гражданства…………….....…..8

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………….11

4. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина……………………21

5. Заключение…………………………………………………………………….26

6. Список используемой литературы…………………………………………...28

Введение

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что содержание правового статуса личности составляют принципы конституционного статуса, распространяющиеся и на правовой статус личности в целом. К ним относятся, например: равенство всех перед законом и судом и равноправие – равенство прав и свобод человека; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и свобод личности, и др. Выбор темы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:

- «О Конституционном суде Российской Федерации» 1994 г.[3]

- «О референдуме Российской Федерации» 2004 г.[4]

- «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997г.[5]

- «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г.[6]

- «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1995г.[7]

- «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. [8]; а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

Целью работы является сделать общий обзор конституционного регулирования прав и свобод человека в современной Российской Федерации. В основу исследования будет положен анализ конкретных положений действующей Конституции.

1.Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:

1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ).[1] Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).[1]

В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда;

2) гражданство;

3) принципы правового статуса человека и гражданина;

4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

2. Гражданство

Важнейшим условием и предпосылкой при­знания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно граж­данство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством. Поэтому, прежде чем рассмотреть конкретную систему конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, необходимо специально остановиться на пони­мании такого важного конституционно-правового института, как граж­данство. Итак,гражданство — это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязаннос­тях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства[9,с.56]. Гражданство — неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъек­тивных прав, но и получает возможность принимать участие в управ­лении делами соответствующего общества и государства.

2 .1 .Приобретение, изменение и прекращение гражданства.

Граждан­ство страны чаще всего приобретается двумя основными способами: а) по рождению — филиацией (от лат. filialis — сыновний) и б) путем приема натурализацией ( от лат. naturalis — подлинный, законный), укоренением.[10,с.32] Почти в любой стране подавляющее большинство людей не сталкивается с какими-либо сложностями при приобретении граж­данства прежде всего потому, что они становятся гражданами своей страны с момента рождения и сохраняют это гражданство в течение всей жизни. Другой широко распространенный способ приобретения граждан­ства — натурализация — представляет собой предоставление уполно­моченными на то органами государственной власти гражданства лицу, которое обычно обращается к ним с просьбой об этом. Лица, получив­шие гражданство путем натурализации, чаще всего пользуются теми же правами, что и другие граждане, но в некоторых странах (например, в США) имеет место известное ограничение их политических прав. Для натурализации обычно не­обходимо не только свободное волеизъявление заявителя, но и выпол­нение определенных законом или иным актом условий. Это может быть установленный срок проживания в стране (несколько лет или даже десятилетий), тот или иной уровень владения ее языком, знание исто­рии и политической системы страны, наличие средств к существова­нию, состояние здоровья (отсутствие психических и некоторых других заболеваний, например, СПИДа), отказ от иностранного гражданства, непринадлежность к террористическим и иным подрывным организациям и партиям и др. В ряде арабских стран (Саудовская Аравия, Ку­вейт, ОАЭ и др.) принятие в гражданство обусловлено религиозной принадлежностью: гражданами могут быть только мусульмане, а иные должны для этого изменить свою религиозную принадлежность и при­нять ислам. Особое место среди путей приобретения гражданства занимает вос­становление в гражданстве, когда речь идет о тех, кто когда-то был гражданином данного государства, но почему-либо перестал им быть. В отличие от обычной натурализации, восстановление в гражданстве, как правило, носит упрощенный характер. Упрощенным также являет­ся и получение гражданства путем регистрации, при которой оно осу­ществляется на основании того, например, что родители данного лица были или являются гражданами данного государства. Изменение граж­данства родителей автоматически влечет за собой изменение граждан­ства малолетних детей. Что же касается детей большего возраста (в разных странах по-разному — от 12 до 18, а иногда и 20 и более лет), то здесь чаще всего учитывается и их мнение. Прекращение, утрата гражданства может происходить двумя ос­новными путями: а) выход из гражданства и б) лишение гражданства. Выход из гражданства основывается на волеизъявлении данного лица и осуществляется путем подачи соответствующего заявления в опреде­ленный государственный орган (обычно в местный орган министерства внутренних дел), в то время как лишение гражданства происходит вне зависимости от воли, а чаще всего вопреки воле соответствующего лица как санкция государства, применяемая к тому, кто серьезно нарушил его предписания. Последнее осуществляется уполномоченным на то государственным органом. Лишение гражданства — достаточно суровое наказание. Поэтому в демократических странах, в отличие от тоталитарных и авторитарных режимов, эта мера либо вообще не допускается, либо применяется в исключительных случаях и только на основании закона, а не админи­стративных решений. Многие новейшие конституции таких стран, в том числе и России, прямо запрещают лишение гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основа­нии закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства». Чаще всего лишение гражданства допускается в отношении натурали­зованных граждан за преступления, указанные в законе. При этом в ряде случаев устанавливается определенный срок, когда это может иметь место.

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина полу­чили в Конституции РФ особенно широкую, глубокую и новаторскую разработку, что имело исключи­тельно важное значение, если учесть наше длительное историческое авторитарное и тоталитарное прошлое. Сегодня этот раздел Конститу­ции РФ вполне может служить примером действительно демократи­ческого и гуманистического решения важнейших проблем конституци­онного права на уровне международных стандартов. Он вобрал в себя все то лучшее, что достигнуто на современном этапе развития консти­туционализма, и в то же время отразил качественно новый подход к этим проблемам в конституционном развитии нашей страны. Общие основы и принципы. Как отмечалось уже, в ст. 2 Конституции РФ при определении основ конституционного строя России сформулировано основополагающее для всей Конституции и особенно для гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» положе­ние о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязан­ность государства.[1] Признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью означает, что именно эти права и свободы имеют приоритет перед всеми другими, что их признание, соблюдение и защита являют­ся высшей, первостепенной обязанностью государства, глубинным смыслом и главным ориентиром деятельности всех его органов. Это, в частности, предполагает, что ни один закон или иной правовой акт не может противоречить правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ. К этой важнейшей характеристике подлинно демократического го­сударства непосредственно примыкают положения ст. 17 Конституции РФ, открывающие ее указанную вторую главу. В этой статье говорится, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права в соответствии с настоящей Конституцией; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека, к числу которых относятся права на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, на частную собственность, свободу мысли, не­прикосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду. Подчеркивая роль и значение конституционных прав и свобод че­ловека и гражданина, ст. 18 Конституции РФ указывает, что они явля­ются непосредственно действующими и определяют смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосу­дием. Положение о непосредственном действии указанных прав и сво­бод также впервые сформулировано в наших конституциях и, как уже отмечалось, означает, что они должны осуществляться с непосредственной опорой на конституцию и вне зависимости от на­личия или отсутствия иного законодательства, а в случае нарушения этих прав и свобод каждый имеет возможность судебно защищать их, ссылаясь на принцип прямого действия Конституции РФ. Само собой разумеется, что данное положение не исключает признания того, что оптимальным условием осуществления и этих прав и свобод является ситуация, когда на основе конституционных установлений создается и специальное законодательство в соответствующей области. Конституция РФ четко реализует и важнейший демократический принцип — принцип гражданского равноправия. Ее ст. 19 гласит, что все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальнос­ти, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной при­надлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Конституция РФ (ст. 45) гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражда­нина в РФ и указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Она же (ч. 1 и 3 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и за­крепляет его право в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод челове­ка, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Гражданство в РФ. Принципиальные основы института граждан­ства РФ закрепляются уже в основах конституционного строя (ст. 6), где говорится о том, что: гражданство РФ приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, является единым и рав­ным независимо от оснований приобретения; каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эти важнейшие положения дополняются ст. 61 главы 2 Конституции РФ о правах и свободах, где сказано, что гражданин РФ не может быть вы­слан за пределы РФ или выдан другому государству и что РФ гаран­тирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Конституция РФ существенно расширила таким образом конституци­онное регулирование вопросов гражданства. Ее установления дополня­ются и конкретизируются в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.) с последующими изменениями и допол­нениями.** ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243. c изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. // СЗ РФ 1995. № 7. Ст.496.[6]Личные права и свободы. Как и многие другие демократические конституции, Конституция РФ начинает закрепление конкретных прав человека и гражданина с личных (гражданских) прав и прежде всего с естественного и неотъемлемого права на жизнь как высшую социальную ценность. В ней говорится, что «каждый имеет право на жизнь» (ч. 1 ст. 20). В отличие от некоторых других стран, российское законодательство и правовая практика исходят из того, что жизнь че­ловека начинается с его рождения. Поэтому искусственное прерывание беременности не может и не должно рассматриваться как лишение человеческой жизни, в то время как преднамеренное лишение жизни уже родившегося дитя является убийством. Право на жизнь сохраня­ется с момента рождения человека и до его биологической смерти. Болезненные нарушения физиологических и психических функций че­ловеческого организма не лишают его права на жизнь. Эвтаназия (т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) рассматривается у нас как наруше­ние права на жизнь и поэтому запрещена по закону (см. ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Право на жизнь обеспечивается как конституционными гарантиями (ст. 21, 31, 39, 41, 42 и др.), так и уголовным и иным отраслевым законодательством. Часть 2 ст. 20 Конституции РФ регламентирует такой законный способ лишения жизни человека, как смертная казнь, которая у нас применяется в исключительных случаях и только на основании приго­вора суда. В ней говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключи­тельной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей. Взятая сама по себе, смертная казнь, несомненно, представляет собой антигуманный способ уголовного на­казания. Не случайно поэтому в большинстве демократически разви­тых стран, как показано выше смертная казнь отменена.[11,с.123]

Конституция РФ (ст.21) уделяет серьезное внимание обеспечению достоинства личности. В ней устанавливается, что достоинство личнос­ти охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия под­вергнут медицинским, научным или иным опытам. Эти конституцион­ные положения также представляли собой новый шаг вперед в разви­тии российского конституционализма, ибо до этого о государственной охране достоинства личности в наших конституциях речь не шла. Уголовный кодекс РФ предусматривает целый ряд составов преступления и соответствующих наказаний, связанных с защитой чести и достоин­ства личности (например, оскорбление, клевета и др.). Гражданский кодекс РФ также содержит свои меры, направленные на защиту чести и достоинства личности, в частности, право на иски о возмещении морального вреда, причиненного распространением порочащих чело­века сведений. Еще одно важное демократическое личное право, закрепленное в Конституции РФ, — это право на свободу и личную неприкосновен­ность. Статья 22 формулирует это право так: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Право на свободу означает возможность для каж­дого совершать любые действия, не запрещенные законом или иным правовым актом, и в то же время ограничение свободы действия других людей, могущих противозаконно нарушить свободу данного лица. От этого неотделима личная неприкосновенность человека, распростра­няющаяся не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность), но и на честь, достоинство и нравственную свободу (нравственная неприкосновен­ность), нормальное течение психических процессов (психическая не­прикосновенность), на индивидуальную свободу человека, предпола­гающую возможность располагать собой, своим свободным временем, выбирать свое место расположения, не находится под наблюдением или охраной (личная безопасность). Важное место в Конституции РФ занимает закрепление и обеспе­чение права на частную жизнь. Ее ст. 23 и 24 устанавливают, что: каж­дый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений, а ограничение этого права допускается только на основании судебного решения; хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосред­ственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмот­рено законом. К праву на частную жизнь непосредственно примыкает и право на неприкосновенность жилища. Жилище неприкосновенно; никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, гласит ст. 25 Конституции РФ. В Конституции РФ закрепляется и свобода передвижений и места жительства. В ст. 27 говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за преде­лы РФ, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Среди личных прав и свобод человека и гражданина РФ, отражен­ных в ее Конституции, также свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28)[1]. Также гарантируется свобода мысли и слова; не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социаль­ную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, рели­гиозного или языкового превосходства, никто не может быть принуж­ден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каж­дый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется феде­ральным законом; гарантируется свобода массовой информации, а цен­зура запрещается (ст. 29)[1]. Политические права и свободы. Эти права и свободы, к сожале­нию, получили в Конституции РФ менее широкую и глубокую разра­ботку, чем рассмотренные выше личные права и свободы. Это, в част­ности, нашло свое выражение и в том, что о ряде очень важных поли­тических правах и свободах в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира. Так, о свободе печати говорится лишь в плане гарантирования свободы слова, права свободно писать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации и запреще­ния цензуры (ст. 29).[1] Другой пример. О политических партиях, играю­щих очень важную роль в политической жизни демократических стран, в том числе и России, сказано лишь в ракурсе рассмотрения права на объединение, а сам термин «политическая партия» даже не использу­ется в тексте. Очень скупо говорится о профсоюзах, о праве на собра­ния, демонстрации, шествия и др. Статья 30 Конституции РФ закрепляет право на объединение: каж­дый имеет право на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть при­нужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем. В ст. 31 указывается, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Важное политическое значение имеют также право участия граж­дан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32),[1] право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)[1] Экономические, социальные и культурные права. В связи с пере­ходом России к рыночной экономике и социальной демократии и в этих группах прав и свобод человека и гражданина РФ содержится немало нового. Прежде всего речь идет о праве на свободную экономи­ческую деятельность и на частную собственность. Статья 34 впервые устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятель­ности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 35 Конституции РФ указывает, что право частной собствен­ности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собст­венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. А ст. 36 говорит о том, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурса­ми осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Регулируя трудовые права и свободы, Конституция РФ (ст. 37) закрепляет целый комплекс важных положений: труд свободен, каж­дый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требо­ваниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным зако­ном способов их разрешения, включая право на забастовку; каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантиру­ются установленные федеральным законом продолжительность рабо­чего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Укажем в этой связи, что максимальная продолжительность рабочего времени в РФ установлена в размере 40 часов в неделю, а привлечение к работе сверх этой нормы допускается в исключительных случаях и оплачивается в повышенном размере. Минимальная продол­жительность ежегодного оплачиваемого отпуска — 4 недели.[2] Среди собственно социальных прав и свобод человека и граждани­на РФ особого внимания заслуживают статьи, посвященные защите материнства, детства и семьи (ст. 38), праву на социальное обеспечение (ст. 39), праву на жилище (ст. 40), праву на охрану здоровья и медицин­скую помощь (ст. 41), праву на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя право каж­дого на жилище и указывая, что никто не может быть произвольно лишен жилища, Конституция РФ устанавливает, что органы власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществле­ния этого права и что малоимущим и иным указанным в законе граж­данам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату. В центре культурных прав и свобод находится право на образова­ние. Статья 43 закрепляет это право и указывает, что: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или му­ниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном общеобразователь­ном учреждении и на предприятии; основное общее образование обя­зательно; РФ устанавливает федеральные государственные образова­тельные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования и др. Специальная статья (ст. 44) гарантирует свободу творчества — ли­тературного, художественного, научного, технического и др., препода­вания. Она указывает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Здесь же закрепляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен­ностям. Вместе с тем устанавливается обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятни­ки истории и культуры. [12,c12] Среди обязанностей человека и гражданина Конституция РФ вы­деляет также обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), обязанность и долг защиты Отечества. Если убеждениям или вероисповеданию граж­данина РФ противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, он имеет право на заме­ну ее альтернативной гражданской службой (ст. 59).

4. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина(ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).[13,c54]
Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Самозащита прав и свобод.Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.).[14,c56] Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия(или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.
Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека(ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
Европейский Суд по правам человека.Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 1999 года он является единственным и главным органом Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод.[15,c.45] Юрисдикция нового единого Суда распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию, и касается только тех вопросов, которые непосредственно относятся к толкованию и применению данной Конвенции и принятых к ней Протоколов. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.
Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются и конкретизируются как посредством принятия к ней дополнительных протоколов, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Многие ученые и политические деятели пришли к выводу, что Европейская Конвенция стала самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире.
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц[1].
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещенияпричиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Неотменяемость прав и свобод. Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограниченияправ и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Возраст.Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова самостоятельно и в полном объеме, поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам. Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолетних.

Заключение

Завершай анализ прав и свобод человека в Конституции РФ можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель – создать условия для полной реализации прав и свобод граждан. Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим: экономические гарантии, политические гарантии, юридические гарантии, идеологические гарантии. Экономические гарантии – реальные, материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. К сожаление, переходный период, пробуксовка экономических реформ резко снизили материальные возможности Российского государства финансировать затраты на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении права на жилище ,где государство берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность. Следует иметь в виду. Экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан «Политической гарантией основных прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и современное рассмотрение их жалоб и заявлений. Способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод) К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в законодательстве»[17,c.320]. Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации и к совместной компетенции Федерации и субъектов, провозглашая Президента РФ гарантом прав и свобод граждан, Конституция и текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий

СПИСК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.

3) Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994. №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»

4) Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

5) Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

6) Федеральный закон от 31.05.2002. ,№62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

7) Федеральный закон от 25.06.1993. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

8) Федеральный закон от 12.06.2002 . №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г.

9)Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. //Изд. МГУ 1999 г. 382 с.

10) Суперека С.Вю. Конституционное право РФ, Изд. Юриспруденция,2009 г. 80 с.

11) Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. Изд. МГУ ,1997 г. 302 с.

12)Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. Изд. ЮстицИнформ, 2006 г. 168 с.

13) Авакьян С.А. Конституционное право России: том 2, Изд. Юристь – 2010 г. 784 стр.

14) Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации . Изд. Юристь – 2008 г. 488 с.

15)Малько А.В. Колесников Е.В. Комкова Г.Н. Афанасьева А.В. Конституционное право в вопросах и ответах. Изд. Юристь – 2008г. 272 с.

16) Альхименко В.В. Бутылин В.Н. Витрук Н.В, Конституционное право России: Учебник для вузов – под ред. Проф. Лазарева В.В. – 2001 г. 592 c.

17) Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс» - 2009 г. 456 с.

Скачать архив с текстом документа