Конституционное право граждан на обращение
СОДЕРЖАНИЕ: Конституционное право граждан на обращение: проблемы законодательного регулирования. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан. Личный прием граждан в государственных органах. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.Оглавление:
Задание №1
Задание № 2
Задание № 3
Список используемой литературы
Задание № 1. Конституционное право граждан на обращение: проблемы законодательного регулирования
12 декабря 1993 года принята новая Конституция Российской федерации. В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека, ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи. И именно право на обращение будет моим основным вопросом, который я полностью постараюсь раскрыть.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации».
Письменное обращение гражданина непосредственно направляется в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу в компетенцию, которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации»;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Лица, виновные в нарушении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что право граждан на обращение довольно четко расписано в законодательстве, но соблюдается и реализуется ли это в жизни?
Известно, что для построения гражданского общества необходимо наличие эффективной политической системы, которая обладала бы реальными механизмами обеспечения порядка в стране. Однако о каком публичном порядке сегодня можно говорить, если масштабность проблем преступного индивидуализма, коррупционности государственного аппарата признается на самом высоком уровне?
Неподготовленность страны к внешним и внутренним угрозам вызывает вполне обоснованные упреки со стороны населения в бессилии властных структур. Власть и общество в России за долгие годы реформ так и не наладили эффективных каналов обратной связи. Права человека, провозглашенные в Конституции 1993 г., зачастую до сих пор остаются декларативными предписаниями.
Для стабилизации обстановки в стране требуется мобилизовать работу всех трех ветвей власти, - законодательной, исполнительной и судебной. При этом важно не переусердствовать с административно-командными методами. Конечно, современная обстановка в России требует жесткого реагирования. Но подобная жесткость не должна наносить вреда правам и свободам граждан, не может отстранять их от активного участия в управлении делами государства. Сегодня необходимо, чтобы деятельность высшего законодательного органа власти страны была направлена на создание эффективных правовых основ для ужесточения ответственности должностных лиц не столько перед федеральными структурами, сколько перед населением. Недаром же в ст. 3 Конституции РФ установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Важным шагом к достижению этой задачи должно быть принятие вышеуказанного федерального закона, детализирующего закрепленное в ст. 33 Конституции РФ право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Поскольку именно через обращения граждан во властные структуры осуществляется обратная связь между населением страны и государственным аппаратом, логично предположить необходимость создания современных законодательных рамок таких взаимоотношений. Такое мнение высказывал и председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов на семинаре для впервые избранных депутатов Государственной Думы 4-го созыва.
Сегодня в юридической среде иногда встречаются мнения о том, что, поскольку Конституция РФ является законом прямого действия, детализация ее норм не является обязательной. Кроме того, в некоторых странах, например в Великобритании и Франции, право граждан на обращения в публичные органы зафиксировано лишь на конституционном уровне и не имплементировано в специальные законы. Однако для России, по моему убеждению, эта практика неприемлема. Отсутствие закрепленного в федеральном законе механизма санкций за нарушение этого важнейшего права граждан лишает институт обращений эффективности. Основной закон страны все еще недостаточно воспринимается как гражданами, так и органами власти в качестве документа прямого действия. Это порождает необходимость издания дополнительных законов, указов Президента и ряда других подзаконных актов, в которых бы порядок реализации конституционных норм приобрел четкое закрепление.
Целесообразным возвести закон об обращениях граждан в ранг рамочного, по аналогии с избирательным законодательством. Установление высшей юридической силы в сфере обращений за данным документом по отношению к иным федеральным законам и нижестоящим по юридической силе правовым актам позволит устранить многие противоречия в российской правовой системе в отношении порядка рассмотрения обращений граждан.
Я считаю, что в нашей стране необходимо повысить эффективность системы защиты прав человека от произвола органов власти и должностных лиц. Утверждение Государственной Думой дополнительных законодательных мер, которые бы наглядно демонстрировали фактическую реализацию потенциала конституционных норм, в современных условиях не просто желательно, а необходимо. Без четкой правовой фиксации ответственности власти перед гражданским обществом любые попытки реформ во благо граждан и государства остаются неэффективными. А иллюзии единства власти и народа, как не раз доказывала история, могут дорого стоить России…
Задание №2
В соответствии с постановлением администрации области было начато строительство дороги областного значения, которая проходила через село. Часть домов в связи с этим было решено снести. Однако жильцы домов, подлежащих сносу, решили выступить с народной инициативой о строительстве дороги в обход села. Письменное заявление по этому вопросу было направлено в администрацию области.
Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Что понимает закон под народной правотворческой инициативой?
Решение: В данной ситуации жильцы домов имеют полное право на защиту своих домов, т.к. в ст. 33 Конституции Российской Федерации говориться о том, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. И это конституционное право будет пониматься как правотворческая инициатива. Также согласно Федеральному закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Под народной правотворческой инициативой понимается следующее - форма непосредственного участия граждан в деле местного самоуправления. Из этого вытекает следующее, что жильцы домов, подлежащих сносу, действуют правомерно.
Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» письменное заявление по этому вопросу подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Жильцы домов в данном случае будут являться представителями инициативной группы граждан. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации гласит о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В данной ситуации дома граждан отчуждаются для государственных нужд, т. е. для строительства дороги областного значения, из этого вытекает следующее, что гражданам, чьи дома подлежат сносу, должна быть предоставлена компенсация, соответствующая стоимости жилья или другое жилье равноценное прежнему.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что в данном случае действия и граждан, и администрации области правомерны, т. к. данные права закреплены в законодательстве. И соответственно в данной ситуации все зависит от решения администрации области, будет ли проходить дорога через село или в обход. Если же через село, то гражданам должно быть предоставлено равноценное возмещение.
Задание № 3
Министр юстиции Российской Федерации назначил на должность судьи Ленинского районного суда г. Омска взамен судью ушедшего в отставку. Законно ли данное решение? Каковы требования к кандидату на должность федерального судьи.
Решение:
В данном случае в соответствии с ч.2 ст. 128 судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Соответственно в данном случае решение Министра юстиции Российской федерации незаконно.
В соответствии со ст.119 Конституции Российской Федерации к кандидату на должность федерального судьи предъявляются следующие требования:
- гражданство Российской Федерации
- возрастной ценз- 25 лет
- высшее юридическое образование
- стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
При этом согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской федерации», в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
- государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;
- муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» от 02.05.2006. №59-ФЗ
3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от. 06. 10. 2003. № 131-ФЗ
4. ФЗ «О статусе судей в Российской федерации» от 26.06.1992 №3132-1
5. Конституционное право Российской Федерации Баглай М.В. 3-е изд. , изм. и доп.-М. Издательство Норма 2002.-800с.
6. Конституционное право России. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. — 585 с.
7. Информационно-справочная система «Консультант +»