Статистико-экономический анализ уровня надоя молока на корову

СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1 СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДОВ Статистико- экономического анализа удоя МОЛОКА на современном этапе 6 2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ НАДОЯ МОЛОКА НА 1 КОРОВУ 8

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДОВ Статистико- экономического анализа удоя МОЛОКА на современном этапе 6

2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ НАДОЯ МОЛОКА НА 1 КОРОВУ 8

2.1 Группировка хозяйств по уровню надоя молока на одну корову 8

2.2 Индексный анализ взаимосвязей по типическим группам 15

2.3 Постатейный анализ себестоимости молока 17

2.4 Множественный корреляционно – регрессионный анализ удоя на 1 корову 21

2.5 Статистический анализ показателей реализации молока и прибыли 25

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Животноводство - одна из важнейших отраслей сельского хозяйства, оказывающая на его экономику значительное влияние. Молоко, мясо, яйца представляют основные продукты питания населения и являются главными источниками поставки незаменимого белка. Без них невозможно обеспечить высокий уровень питания.

Молоко – уникальный продукт питания, широко используемый как в свежем, так и в переработанном виде. Молоко не имеет аналогов по химическому составу и пищевым свойствам, так как в его состав входят полноценные белки, жир, молочный сахар, а также разнообразные минеральные вещества, витамины, большое число ферментов. Оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Всего в молоке содержится более 200 различных веществ. В среднем усвояемость белка составляет 95%, жира и молочного сахара – 98%. Молоко широко используют как в натуральном виде (цельное молоко), так и для приготовления разнообразных кисломолочных продуктов, сыров, масла.

Однако уровень производства молочной продукции далеко не покрывает потребности общества.

Экономическая эффективность производства молока характеризуется системой показателей, основными из которых являются надой молока на одну корову, расход кормов на 1 ц молока , затраты труда на 1 ц продукции, себестоимость единицы продукции, прибыль от реализации молока и уровень рентабельности производства.

Производство молока характеризуется фактически надоенным коровьим, козьим и кобыльим молоком независимо от того, было ли оно реализовано или потреблено в хозяйстве на выпойку телят или поросят. Молоко, высосанное телятами при подсобном их содержании, в продукцию не включается и не учитывается при определении средних удоев от одной коровы.

В сельскохозяйственных организациях при определении среднего годового удоя молока на одну корову из общего производства молока исключается молоко коров, находящихся на откорме, коров мясного стада, а также коров, выделенных для группового подсосного содержания телят, если их дойка не производится.

Валовой надой молока включает все молоко, полученное за определенный период времени. Молоко, высосанное телятами при подсобном выращивании у коров – кормилиц молочного стада или мясных коров, в валовой надой молока не включается. Учет объема производства молока ведется по видам (коровье, кобылье, овечье, козье) и в целом в натуральном выражении.

Целью курсовой работы является изучение статистико–экономических анализов уровня надоя молока на 1 корову.

Задачами являются:

1. группировка хозяйств по уровню надоя на корову;

2. индексный анализ взаимосвязей по типическим группам;

3. постатейный анализ уровня надоя молока на 1 корову;

4. множественный корреляционно-регрессионный анализ удоя на 1 корову

5. статистический анализ показателей реализации молока и затрат и сделать выводы из результатов проведенного исследования.


1 СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДОВ Статистико- экономического анализа удоя МОЛОКА на современном этапе

Животноводство обеспечивает население высокобелковыми и диетическими продуктами питания. В связи с этим значение данной отрасли в современных условиях усиливается, что предполагает решение новых задач статистикой животноводства.

Система показателей статистики животноводства должна:

1) достоверно и глубоко раскрывать состояние отрасли животноводства в каждый данный момент;

2) вскрывать имеющиеся диспропорции, показывать возможные пути их преодоления;

3) на основе статистического анализа данных в динамике и в совокупности выявлять закономерности, раскрывать наиболее существенные взаимосвязи, оценивать эффективность ведения отрасли и мер ее регулирования;

4) вскрывать резервы и показывать возможные пути их использования.

Система показателей животноводства учитывает особенности этой отрасли. Продукция животноводства бывает двух видов:

1) продукция, получаемая при хозяйственном использовании животных (молоко, шерсть, яйца, пух, мед, воск и др.);

2) продукция, получаемая в результате выращивания животных. Использование этой продукции предполагает забой животных.

Так основным показателем в животноводстве, в частности в в животноводстве молочного направления, молочная продуктивность коров является основным показателем продуктивности коров молочного стада, то есть предназначенных для получения молока. Поэтому при определении средней молочной продуктивности из общего числа коров исключают коров специализированных мясных пород, а также выбракованных коров для откорма и забоя. Поскольку в нормальных условиях корова доится 10 месяцев в год и 2 месяца находится в сухостойном периоде, надой от одной среднегодовой коровы молочного стада является более реальным показателем. Этот показатель служил одним из главных критериев эффективности молочного скотоводства в условиях плановой централизованной экономики. Таким образом, в современных условиях надой молока на одну среднегодовую корову – основной показатель молочной продуктивности коров, который исчисляют на фуражную и дойную корову молочного стада. Каждый из этих показателей имеет свой экономический смысл. Надой одной среднегодовой коровы молочного стада Ус зависит от надоя дойных среднегодовых коров Усд и доли их в стаде – dc : Ус = Усд * dc . Дойными являются коровы, давшие приплод и доившиеся в отчетном году. Средний надой на одну корову является зоотехнической оценкой. Средняя удойность коров определяется как среднегодовая, месячная, суточная не только за календарные периоды, но и по отдельным месяцам лактации, за лактационный период (300 дней), пожизненный надой за весь продуктивный период, если необходимо дать зоотехническую оценку.

Для расчётов, отражающие изменение надоев в течение периода лактации, следует воспользоваться коэффициентом постоянства Тернера, согласно которому начиная с третьего месяца лактации последующие месячные надои снижаются по отношению к предыдущему приблизительно по коэффициенту 0,93.


2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ НАДОЯ МОЛОКА НА 1 КОРОВУ

2.1 Группировка хозяйств по уровню надоя молока на одну корову

Отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки. Это позволяет «сжать» информацию, полученную в ходе наблюдения, и на этой основе выявить закономерности, присущие изучаемому явлению.

Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным признакам. Группировка является одним из самых сложных в методологическом плане этапов статистического исследования.

Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

- выделение социально экономических типов явлений;

- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

- выявление связи и зависимости между явлениями /3/.

На основе данных выписанных из годовых отчетов получили совокупность, состоящую из 6 хозяйств. Нам необходимо сгруппировать данные хозяйства по поголовью коров и охарактеризовать эти группы обобщающими показателями. Такая группировка является простой аналитической группировкой, так как группы образуются по одному признаку.

Построим ранжированный ряд распределения хозяйств по уровню надоя молока на 1 корову, то есть в порядке возрастания.

Таблица 2.1.1 Ранжированный ряд распределения хозяйств по уровню надоя на 1 корову, ц.

№ хоз-ва Новый№ Наименование хозяйства Уровень надоя на 1 корову, ц.
1 5 СПК Ашкадарский 23,35
2 6 СПК Прибельский 34,75
3 3 ЗАО Колос 36,49
4 2 СПК Нугушский 38,35
5 4 ООО АФ Нурлы 48,19
6 1 МУСП Араслановский 51,53

Теперь изобразим таблицу в виде графика, который называется огивой Гальтона. Для его построения на оси абсцисс запишем номера хозяйств по рангу, на ординате-величину группировочного признака, то есть значения уровня надоя на 1 корову.

Рисунок 2.1.1 Ранжированный ряд распределения хозяйств по уровню удоя на 1 корову, ц.

График показывает, что изменение группировочного признака носит неравномерный характер.

Нам необходимо построить группировку хозяйств по уровню надоя молока на 1 корову, который варьирует от 23,35 до 51,53 гол. Здесь строить группировку с равными интервалами нецелесообразно, потому что, как правило, совокупность сельскохозяйственных предприятий включает большое число хозяйств, имеющих большое поголовье коров. Поэтому нам следует построить группировку с неравными произвольными интервалами.

Таблица 2.1.3 Интервальный ряд распределения хозяйств по себестоимости

№ группы Группы хоз-в по уровню надоя на 1 корову, ц. Число хоз-в
1 23,35 – 32,10 1
2 32,10 – 42,05 3
3 42,05 – 52,56 2
ИТОГО 6

Представим полученный интервальный ряд на графике гистограммой. В гистограмме на оси абсцисс отобразим границы интервалов, а на оси ординат отобразим число хозяйств.

Рисунок 2.1.2 Интервальный ряд распределения хозяйств по уровню надоя молока на 1 корову, ц.

Для того, чтобы определить характер вариации поголовья коров, найдем показатели вариации по всей совокупности хозяйств. Данные представим в виде таблицы.

Таблица 2.1.3 Исходная информация для расчетов показателей ассиметрии и эксцесса

Группы хоз-в по надою молока на 1 корову,ц. Поголовье коров,гол. (F) Удой на 1 корову,ц. (Х) Xi*F (Xi-ср)*Fi (Xi-Xср)2 *Fi (Хi-Хсред)3 *Fi (х - хсред )4* Fi
1 23,35 – 32,10 554 23,35 12935 -7957,81 114308,34 -1641957,74 23585552,06
2 32,10 – 42,05 670 36,88 24711 -556,48 462,20 -383,89 318,85
3 42,05 – 52,56 624 51,36 32047 8514,30 116175,13 1585175,92 21629264,90
Итого 1848 111,59 69693 0,00 230945,67 -57165,71 45215135,81

Таблица 2.1.4 Показатели вариации поголовья коров по району

Показатель вариации Формула Значение
R R=Xmax-Xmin 29,21
Х сред Xср= S (Xi*Fi)/ S Fi 37,71
dср dвзв= S(Xi-Xср)*Fi/ S Fi 0,00
s^2взв = S (Xi-Xср)^2*Fi/ S Fi 124,97
sвзв= d^2взв 11,18
V V s = sвзв /Xср*100% 29,64
Vd Vd=d/Xср*100% 0,00
Vr Vr=R/Xср*100% 77,45
Мз Мз = S (Xi-Xср)^3/S Fi -30,93
Аs As=m^3/d^3 -0,02
3 1397,05
М4 М4 = S (Xi-Xср)^4/S Fi 24467,06
х Ex=m^4/d^4-3 8846,41
4 15617,65

Далее изучим характер вариации себестоимости.

Вариация – это отклонение индивидуальных значений от средней. Показатели вариации служат характеристикой типичности средней величины. Чем меньше вариация, тем средняя более показательна и типична /1/.

1. Размах вариации – это разность между максимальным и минимальным значением признака.

R= Хmax– Хmin

R = 52,56-23,35 =29,21

Размах вариации указывает на общие размеры вариации, но он не дает представления о степени вариации внутри совокупности, так как вычисляется на основе только двух крайних значений признаков совокупности.

2. Дисперсия – это среднее арифметическое квадратов отклонений каждого значения признака от средней арифметической.

= ( x x ) f / f

= 230945,67/1848= 124,97

3. Среднее квадратическое отклонение показывает, насколько в среднем отличается фактическое значение признака от своей средней величины.

=

= 124,97=11,18

Далее проанализируем показатели ассиметрии .

М3 = - 57165,71/1848=-30,93

As=-30,93/1397,05=-0,02

Так как ассиметрия ниже нуля в целом по совокупности и отдельно по каждой группе, то ассиметрия левосторонняя.

Для оценки существенности ассиметрии рассчитывается средняя квадратическая ошибка.

,

где n – количество хозяйств.

As/ As= -0,02 / 0,48 = - 0,042

As/ As= 3

Следовательно, ассиметрия существенна и ее наличие объясняется влиянием неслучайных обстоятельств.

Эксцесс распределения представляет собой понятие островершинности или плосковершинности фактической кривой распределения по сравнению с нормальным распределением. Проанализируем показатели эксцесса.

М4=45215135,81/1848=24467,06

х = (24467,06/ 15617,65) – 3= 8846,41

так как х 0 , то распределение остроовершинное.

По значению показателей асимметрии и эксцесса распределения можно судить о близости распределения к нормальному, что бывает существенно важно для оценке результатов корреляционного и регрессионного анализа, возможностей вероятностной оценке прогнозов. Распределение можно считать нормальным, если показатели асимметрии и эксцесса превышают своих двукратных среднеквадратических отклонений /3/.

Для определения оснащенности групп ресурсами охарактеризуем их обобщающими показателями: числом хозяйств, поголовьем коров и валовым надоем на хозяйство, надоем от коровы, производством молока в расчете на 100 га СХУ, нагрузкой коров на оператора машинного доения, плотностью поголовья на 100 га СХУ, прямыми затратами труда на 1 голову молочного скота и на 1 ц молока, производственными затратами на 1 голову, в т. ч. долей затрат по статьям: оплата труда, корма, содержание основных средств, средней себестоимостью 1 ц молока, выходом приплода на 100 голов. На основе рабочей таблицы составим итоговую таблицу.

Таблица 2.1.5 Характеристика по типическим группам

Показатели Группы хозяйств Среднее значение по району
1 гр. 2гр. 3гр.
Число хозяйств 1 3 2 6
Средняя себестоимость по группе за ед.прод., руб. 643,99 655,86 698,16 673,12
Надой от 1 коровы 23,35 36,88 51,36 37,71
Пр-во молока в расчете на 100 га с/х угодий 76,06586298 335,382736 389,252336 172,986994
Нагрузка коров на оператора машинного доения 21,30769231 16,75 20,1290323 19,0515464
Плотность поголовья на 100 га с/х угодий 0,032578653 0,09093377 0,03920829 0,04586974
Прямые затраты труда: ч-ч, 142,599278 276,119403 264,423077 232,142857
В т.ч. на 1 гол. молочного скота
на 1 ц молока 6,107460379 7,48654445 5,14868786 6,15556799
Производственные затраты на 1 гол 15036,10 24189,5522 35855,7692 28846,3203
в т.ч. оплата труда 3862,815884 9258,20896 16120,1923 9957,79221
корма 4472,924188 12047,7612 17349,359 11567,0996
Выход приплода на 100 коров 65,70397112 91,1940299 98,5576923 86,038961

Для расчета обобщающих показателей я применяла следующие формулы:

По данной таблице можно сделать следующие выводы. Видно, что уровень надоя молока на 1 корову самый высокий в третьей группе (51,36 ц.), а самый низкий в первой группе (23,35ц.).

2.2 Индексный анализ взаимосвязей по типическим группам

Себестоимость продукции может быть снижены в результате уменьшения производственных затрат и повышения показателей продуктивности (урожайности, надоя, яйценоскости). Себестоимость продукции находится в прямой зависимости от уровня производственных затрат и в обратной – от продуктивности /6/.

По выделенным группам проведем индексный анализ взаимосвязи изменения себестоимости 1ц молока с изменением производственных затрат и надоя молока на 1 корову. Для расчетов будем использовать данные по 1 и 3 группам.

Проведем индексный анализ взаимосвязи :

Iz = Izy : Iy , где

Iz – индекс себестоимости 1ц молока, руб.

Izy – индекс производственных затрат на 1 голову, руб.

Iy – индекс надоя на 1 корову, ц.

Таблица 2.2.1 Исходные данные для индексного анализа

Продукция Себестоимость 1ц продукции, руб. Производственные затраты на 1 гол., руб. Надой на 1 корову, ц
1 группа 3 группа 1 группа 3 группа 1 группа 3 группа
Z0 Z1 Z0 Y0 Z1 Y1 Y0 Y1
Молоко 643,99 698,16 15036,10 35855,77 23,35 51,36

Определим относительное и абсолютное изменение себестоимости за счет увеличения (уменьшения) затрат на 1 голову и в результате роста (снижения) продуктивности коров:

Индекс себестоимости Iz = Z1 / Z0 =698,16 : 643,99= 1,08 или 108,4%

Абсолютное изменение Dz =Z1 - Z0 =698,16 - 643,99= 54,17 руб., т.е себестоимость в 3 группе выше на 8,4 % или на 54,17 руб. по сравнению со 1 группой.

1) Изменение себестоимости 1 ц молока за счет производственных затрат:

Iz / zy = Z1 Y1 / Y1 : Z0 Y0 / Y1 = 698,16 : 292,76 =2,38 или 238,4%

z / zy = Z1 Y1 / Y1 - Z0 Y0 / Y1 = 698,16 - 292,76 = 405,4 руб.

2) Изменение себестоимости 1 ц молока за счет продуктивности коров

Iz / y = Z0 Y0 / Y1 : Z0 Y0 / Y0 = 292,76 : 643,99= 0,45 или 45,5 %

z / y = Z0 Y0 / Y1 - Z0 Y0 / Y0 =292,76 - 643,99= -351,23 ц.

Взаимосвязь: Iz = Iz / zy * Iz / y = 2,38 * 0,45 =1,08

Увеличение средней себестоимости 1 ц молока в III группе по сравнению с I на 8,4% вызвано увеличением затрат на 1 гол. 138,4% и снижением средней продуктивности 1 гол( надоя на 1 голову) на 54,5%

Таблица 2.2.2 Взаимосвязь индексов

Наименование показателей Группы Индекс сравнения
1 группа 3 группа
Надой на 1 корову, ц 23,35 51,36 2,20
Производственные затраты на 1 голову, руб 15036,10 35855,77 2,38
Себестоимость 1 ц молока, руб. 643,99 698,16 1,08

Из проведенных выше расчетов можно сделать вывод о том, что себестоимость 1ц молока в третьей группе больше, чем в первой в 1,08 раза. Это обусловлено тем, что производственные затраты в 3 группе хозяйств больше, чем в 1 группе в 2,38 раз и надой молока на 1 корову третьей группе хозяйств выше, чем в первой группе в 2,2 раза.

Iz = Izy : Iy =(2,38/2,2)*100%= 1,08%

Определим в какой мере индекс себестоимости 1ц молока зависти от изменения производственных затрат на содержание одной коровы:

1,08/2,38 = 0,45 (на 45,3%).

Определим, в какой мере индекс себестоимости 1ц молока зависит от изменения надоя на 1 корову:

1,08/2,2=0,49 (на 49,1%).

2.3 Постатейный анализ себестоимости молока

Для установления степени влияния отдельных видов затрат на изменение себестоимости молока, проведем постатейный анализ, сравнивая крайние группы. Но сначала изобразим на графике долю затрат на производство молока по типическим группам, используя данные таблицы 2.3.1.

Изучим степень влияния отдельных статей затрат на изменение себестоимости 1 ц молока.

Таблица 2.3.1 Структура затрат на производство продукции по группам

Статьи затрат Производственные затраты,тыс.руб Структура затрат,%
1группа 2группа 3группа 1 группа 2группа 3группа
Оплата труда с отчислениями 2140 6203 10059 23,12 33,79 39,15
Корма 2478 8072 10826 26,77 43,97 42,13
Содержание основных средств 310 2710 668 3,35 14,76 2,60
Прочие 4327 1373 4142 46,75 7,48 16,12
Итого 9255 18358 25695 100 100 100

Структуру затрат изобразим в виде диаграмм отдельно по каждой группе.

Рисунок 2.3.1 Структура затрат на производство молока по 1 группе

В структуре затрат первой группы преобладают прочие затраты (47%) и корма (27%).

Рисунок 2.3.2 Структура затрат на производство молока по 2 группе

Наибольший удельный вес во 2 группе занимают корма (44%) и затраты на оплату труда (34%).

Рисунок 2.3.3 Структура затрат на производство молока по 2 группе

В 3 группе также как во второй преобладают корма и затраты на оплату труда (42% и 39% соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшие расходы представляют статьи: корма и затраты на оплату труда.

Проведем постатейный анализ затрат для установления степени влияния отдельных видов затрат на изменение себестоимости 1 ц молока. Данные представим в таблице, сравнивая значения показателей отдельных статей: оплата труда, корма и содержание основных средств по 1 и 3 группам.

Таблица 2.3.2 Постатейный анализ себестоимости 1 ц молока

Статьи затрат Структура затрат,% Себестоимость 1 ц молока,руб. i затрат,% Изменение себ-ти за счет отд.видов затрат
1гр. 3гр. 1гр. 3гр. Абс.,руб. Относ.,%
А 1 2 3 4 5=(4:3)*100 6=4-3 7=(6:z0)*100
Оплата труда 23,12 39,15 148,91 273,31 183,55 124,41 19,32
Корма 26,77 42,13 172,43 294,15 170,60 121,73 18,90
Содержание основных фондов 3,35 2,60 21,57 18,15 84,14 -3,42 -0,53
Прочие 46,75 16,12 301,08 112,54 37,38 -188,54 -29,28
ИТОГО 100,00 100,00 643,99 698,16 108,41 54,17 8,41

При производстве молока выделяются следующие статьи затрат: оплата труда, корма, содержание основных средств и прочие.

Анализируя структуру затрат в 1 и 3 группах мы видим, что наибольший удельный вес приходится на статьи корма в 1 группе и в 3 группе.

В 1 группе себестоимость 1 ц молока составил 643,99 руб., в 3 группе – 698,16 рублей.

В 1 группе из себестоимости 148,91 руб. приходится на оплату труда, 172,43 – корма, 21,57 – содержание ОС и 301,08– прочие затраты.

В 3 группе из себестоимости 1 ц молока равен 698,16. Причем по статье оплата труда приходится 273,31 руб., корма – 294,15 руб., содержание ОС – 18,15 руб., прочие затраты – 112,54 руб.

С помощью индексов выявим влияние отдельных факторов на формирование статьи «Корма».

Показатели 1гр. 3гр. Индекс изменения
Затраты на корма, руб.: 2478000 10826000 4,37
на 1 голову 4472,92 17349,36 3,88
На 1 ц 191,57 337,82 1,76
Удой на 1 корову, ц 23,35 51,36 2,20

Затраты на 1 ц молока по 1 группе рассчитываются делением затрат на корма на валовой надой;

Затраты на 1 голову по 1 группе рассчитывается делением затрат на корма на среднегодовое поголовье.

Аналогично эти же показатели рассчитываем по 3 группе. Индекс изменения находим отношением 3 группы к 1 группе по каждому показателю.

2.4 Множественный корреляционно – регрессионный анализ удоя на 1 корову

Для количественной характеристики зависимости надоя молока на 1 корову от факторов проведем корреляционно-регрессионный анализ. Для этого изучим факторы, связь которых с надоем молока носит корреляционный характер. Отберем следующие факторы: удой молока на 1 корову, затраты, показатель трудоемкости и производственные затраты на 1 голову.

Выберем из данных факторов наиболее существенные на основе матрицы парных коэффициентов корреляции.

У – удой молока на 1 корову,ц.

Х1 - затраты,тыс.руб.

Х2 - показатель трудоемкости

Х3 - производственные затраты на 1 голову, руб.

Исходные данные для КРА приведем в следующей таблице.

Таблица 2.4.1 Исходная матрица для КРА

Наименование хозяйства надой молока на 1 корову,ц. Себестоимость всего, тыс.руб Показатель трудоемкости Произ-ые затраты на 1 гол., тыс. руб.
У Х1 Х2 Х3
1 МУСП Араслановский 51,53 21780,00 5,28 42,40
2 СПК Нугушский 38,35 6750,00 5,55 31,53
3 ЗАО Колос 36,49 7198,00 9,31 26,14
4 ООО АФ Нурлы 48,19 594,00 2,59 18,56
5 СПК Ашкадарский 23,35 8330,00 6,11 16,71
6 СПК Прибельский 34,75 2259,00 7,01 21,83

Проведем анализ степени зависимости результативного признака от факторных. Для этого проделаем операцию Сервис – Анализ данных – Корреляция. Получим следующие результаты.

Таблица 2.5.2 Корреляционная матрица

У Х1 Х2 Х3
У 1
Х1 0,334394918 1
Х2 -0,487694002 0,089732013 1
Х3 0,613105455 0,824136248 0,059473055 1

Корреляционная матрица содержит частные коэффициенты корреляции. Коэффициенты второго столбца матрицы характеризуют степень тесноты связи между результативным (У) и факторными признаками (Х1, Х2, Х3). Сравним значения коэффициентов корреляции, отражающих связь между результативным и факторными признаками.

ryx1 = 0,334 – связь отсутствует или очень слабая

ryx2 =-0,487

ryx3 =0,613 – связь средняя (умеренная)

Анализ коэффициентов показывает, что связь между надоем молока на 1 корову и себестоимостью (ryx1=0,334) прямая, слабая или отсутствует; связь между удоем молока на 1 корову и показателем трудоемкости (ryx2=-0,487) обратная, слабая; связь между удоем молока на 1 корову и производственными затратами на 1 гол. (ryx3 =0,613) прямая, средняя.

По этим значениям видно, что зависимость результативного признака (надой молока на 1 корову) от факторных слабая, поэтому можно предположить, что на изменение результативного признака оказали более сильное влияние другие факторы, не рассмотренные в данной модели.

Далее проанализируем параметры регрессии.

Таблица 2.4.3 Регрессионная статистика

Регрессионная статистика
Множественный R 0,84948165
R-квадрат 0,721619074
Нормированный R-квадрат 0,304047685
Стандартная ошибка 8,432522784
Наблюдения 6

Коэффициент множественной корреляции k=0,849 - выражает тесноту связи и точность модели и означает, что теснота связи между надоем молока на 1 корову и факторами, включенными в анализ сильная. Коэффициент детерминации (R-квадрат) показывает на сколько % вариация результативного признака определяется вариацией факторов, не включенных в модель. D =0,721, это значит, что выбранные факторы на 72,1 % влияют на вариацию изучаемого показателя, а остальные 27,9% зависит от вариации факторов не включенных в модель. Величина коэффициента множественной детерминации используется для оценки качества регрессионной модели. Низкое значение коэффициента множественной детерминации (0,304) означает, что в регрессионную модель не включены существенные факторы.

Таблица 2.4.4 Показатели уравнения регрессии

Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 29,1411283 16,95951424 1,718276119 0,227885152
Переменная X 1 -0,000632841 0,000892351 -0,709184017 0,551736324
Переменная X 2 -2,322433634 1,716887711 -1,352699783 0,308784354
Переменная X 3 1,086514442 0,695584291 1,562016934 0,258690961

Уравнение регрессии имеет вид:

Ух =29,141 - 0,00063*Х1 - 2,3224*Х2 + 1,0865*Х3

Проанализируем значения каждого коэффициента регрессии:

а = 29,141 - свободный член уравнения регрессии, он не имеет экономической характеристики и экономического значения.

b1 = -0,00063– означает, что при увеличении себестоимости на 1 %, уровень надоя молока на 1 корову уменьшится на 0,00063 руб. при неизменном уровне остальных факторов.

b2 = -2,3224 - коэффициент чистой регрессии при втором факторе свидетельствует о том, что при увеличении показателя трудоемкости на 1%, уровень надоя молока на 1 корову уменьшится на 2,3224 рубль, при условии что все остальные факторы останутся без изменения.

b3 = 1,0865 - означает, что при увеличении производственных затрат на 1 га на 1% значение уровня надоя молока на 1 корову увеличится на 1,0865 руб. при неизменном уровне остальных факторов.

Расчетные значения У определяются путем последовательной подстановки в эту формулу значений факторов, взятых для каждого наблюдения.

Таблица 2.4.5 Дисперсионный анализ

df SS MS F Значимость F
Регрессия 3 368,649434 122,8831447 1,728133424 0,386997839
Остаток 2 142,214881 71,10744051
Итого 5 510,864315

Проверку значимости уравнения регрессии проведем на основевычисления F-критерия Фишера. Расчетное значение F-критерия составляет 1,728. А табличное значение Fтабл=19,16 при df1=m=3 и df2=n-m-1=6-3-1=2, т.е. FфактFтабл, следовательно уравнение регрессии в целом статистически незначимо и несущественно.

Значимость коэффициентов уравнения регрессии оценим с использованием t- критерия Стьюдента. Табличное значение при а=0,05 и степени свободы 6-3-1=4 равно 2,1604,а расчетные: ta=1,718, tx1=-0,709, tx2=-1,352, tx3=1,562.Таким образом, ни один из факторов, включенных в модель, не является статистически значимым и существенным.

Так как все факторы статистически незначимы и несущественны, а также само уравнение регрессии статистически незначимо и несущественно, то данная модель не может быть применена для прогнозирования, и на результативный признак оказали влияние другие факторы, неучтенные в модели.

2.5 Статистический анализ показателей реализации молока и прибыли

Одним из основных показателей эффективности деятельности ельскохозяйственных предприятий является прибыль. С помощью индексного метода можно проанализировать изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции, в нашем случае продукцией является молоко, можно проанализировать изменение прибыли за счет изменения цены реализации и за счет изменения полной себестоимости производства и реализации продукции.

По типическим группам изучим показатели реализации молока. Данные отразим в таблице.

Таблица 2.5.1 Показатели реализации молока

Показатели Группы хозяйств В среднем по району
1 2 3
1 2 3 4 5

Продолжение таблицы 2.5.1

1 2 3 4 5
Число хозяйств(сумма) 1 3 2 6
Удельный вес в выручке от реализации молока,% 27,49 24,17 48,34 100,00
Прибыль от реализации молока, тыс.руб: 1142 -1538 2485,00 696,3333
на 1 голову 2,06 -6,89 7,96 1,05
на 1 ц реализованной продукции 0,06 -0,23 0,18 0,0042
Уровень рентабельности,% 109,35 88,41 111,84 104,50
Себестоимость 1ц реализованной продукции, руб 662,97 656,02 754,16 699,03
Цена реализации 1ц молока,руб 724,98 580,01 843,45 730,45

Данные этой таблицы показывают, что наибольший удельный вес в выручке от реализации молока составляет 48,34% в 3 группе хозяйств, также в этой же группе хозяйств наибольшее значение прибыли – 2485 тыс. руб. Отсюда также следует, что и уровень рентабельности больше в 3 группе и составляет 111,84%, тогда как в 1 и во 2 группах соответственно –109,97% и –88,41% а в среднем по району он составляет –104,5%. Цена реализации 1 ц молока выше в 3 группе хозяйств - 843,45 руб., а в среднем по району – 730,45 руб, это связано с тем, что выручка от реализации молока в 3 группе больше, чем в других группах, но себестоимость 1 ц молока меньше во 2 группе и составляет– 656,02 руб., по сравнению с 3 группой, где себестоимость 1 ц молока составляет 754,16 руб.

Мне кажется, что все различия в данных показателях заключаются в том, что в 3 группе по сравнению с 1 или со 2 больше валовой надой молока – 32047 ( в 1 группе – 12935 ц, а во 2 – 24711 ц). Т.к. валовой надой больше, следовательно больше объем реализации, больше выручка от реализации и при небольшой себестоимости производства больше прибыль от реализации. Если больше прибыль, то больше и уровень рентабельности, а следовательно более эффективнее производство.

Для более полного выявления различий проведем индексный анализ массы прибыли. Исходные данные для индексного анализа отразим в таблице.

Одним из основных показателей эффективности деятельности с/х предприятий является прибыль. С помощью индексного метода можно проанализировать изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции, в нашем случае продукцией является молоко, можно проанализировать изменение прибыли за счет изменения цены реализации и за счет изменения полной себестоимости производства и реализации продукции.

Общий индекс прибыли: Iприб = Q1 (P1 - Z1 ) / Q0 (P0 - Z0 )

Прирост прибыли: =Q1 (P1 - Z1 ) - Q0 (P0 - Z0 ),

где Q1 иQ0 - объем продукции в 1й и 3й группах соответственно;

P1 и P0 – цена единицы продукции в 1й и 3й группах соответственно;

Z1 Z0 - полная себестоимость единицы продукции в 1й и 3й группах соответственно.

Разложим общее изменение прибыли по факторам:

1) за счет изменения объема и ассортимента реализации:

Iприб за счет Q и ассорт = Q1 (P0 - Z0 ) / Q0 (P0 - Z0 ), при этом прирост составит: за счет Q =Q1 (P0 - Z0 ) - Q0 (P0 - Z0 );

2) за счет цены реализации:

Iприб за счет P = Q1 (P1 - Z0 ) / Q1 (P0 - Z0 ), при этом прирост составит:

за счет Q =Q1 (P1 - Z0 ) - Q1 (P0 - Z0 );

3) за счет изменения полной с/с производства и реализации продукции:

Iприб за счет Z = Q1 (P1 - Z1 ) / Q1 (P1 - Z0 ), при этом прирост составит:

за счет Z =Q1 (P1 - Z1 ) - Q1 (P1 - Z0 );

Взаимосвязь индексов выведем по формуле:

Iприб = Iприб за счет Q и ассорт xIприб за счет P xIприб за счет Z ;

= за счет Q +за счет Q +за счет Z

Рассчитаем эти индексы по двум крайним группам, 1й и 3й, используя вспомогательную таблицу 2.5.2

Таблица 2.5.2 Исходные данные для анализа массы прибыли и рентабельности молока

Объем реализации, ц Выручка от реализации, тыс.руб. Себестоимость реализованного молока, тыс.руб. Цена реализации 1 ц, руб. Коммерческая себестоимость 1 ц молока, руб. Условная выручка, тыс.руб. Условные затраты, тыс.руб.
1 гр. 3 гр. 1 гр. 3 гр. 1 гр. 3 гр. 1 гр. 3 гр. 1 гр. 3 гр.
q0 q1 p0 q0 p1 q1 z0 q0 z1 q1 p0 p1 z0 z1 p0 q1 z0 q1
18417 27831 13352 23474 12210 20989 724,98235 843,44795 662,97443 754,15903 20176,984 18451,241

Схема индексного анализа прибыли:

Масса прибыли: М0 = p0 q0 - z0 q0 =13352 – 12210 =1142 тыс. руб.

М1 = p1 q1 - z1 q1 =23474 – 20989 =2485 тыс. руб.

Прирост массы прибыли в абсолютном и относительном выражении:

М = М1 – М0 = 2485 – 1142 =1343 тыс. руб.

IМ = (2485/1142)*100% - 100 =117,6 %

Прирост прибыли по факторам:

1) за счет изменения цены реализации

М = p1 q1 - p0 q1 =23474– 20176,98=3297,02 тыс. руб.

Т.е. произошло увеличение прибыли в 3 группе по сравнению с 1 на 3297,02 тыс. руб. за счет увеличения цены реализации.

2) за счет изменения себестоимости реализованного молока

М/ z = z0 q1 - z1 q1 =18451,24– 20989 =-2537,76 тыс. руб., т.е. прибыль за счет себестоимости снизилась на 2537,76 тыс. руб.

3) за счет изменения объема реализации

М/ q = ( p0 q1 - p0 q0 ) – ( z0 q1 - z0 q0 ) = (20176,98– 13352) – (18451,24 – 12210) =6824,98 – 6241,24 = 583,74 тыс. руб., т.е. прибыль увеличилась на 583,74 тыс. руб. за счет увеличения объема реализации на 9414 ц в 3 группе по сравнению с 1.

Взаимосвязь абсолютных изменений прибыли по факторам:

М =3297,02 – 2537,76 + 583,74 =1343 тыс. руб.

Индексы изменения факторов:

Таким образом, увеличение прибыли произошло за счет повышения цены на 16,3%, за счет объема реализованной продукции на 13,7% и за счет увличения себестоимости продукции на 51,1%.

Относительное изменение прибыли за счет факторов:

Взаимосвязь относительных изменений прибыли по факторам:

IM = 2,91*0,49*1,51=7,460=2,153 %

Таким образом, масса прибыли хозяйств Мелеузовского района за счет изменения цены реализации, себестоимости 1 ц молока и объема реализации масса прибыли в 1 группе меньше, чем в 3 группе.

Таблица 2.5.2 Итоговая таблица индексного анализа прибыли

Факторы прироста прибыли Индекс изменения фактора Абсолютный прирост массы прибыли, тыс.руб Относительный прирост массы прибыли за счет факторов, %
Цена реализации 1,16 3297,02 291
Коммерческая себестоимость

0,88

-2537,76 49
Объем реализации 1,51 583,74 151
Итого - 1343 -

Большой процент влияния на прирост прибыли оказала цена реализации молока и составила 3297,02 тыс. руб.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Курсовая работа охватила 6 хозяйств Мелеузовского района, которые занимаются производством молока.

В результате проведенной аналитической группировки по уровню надоя молока на 1 корову, в ходе которой я разбила совокупность хозяйств на 3 группы по уровню надоя на 1 корову: 1 группа 23,35 – 32,10 голов, 2 группа 32,10 – 42,05 голов, 3 группа 42,05 – 52,56 голов. По огиве Гальтона я определила, что распределение хозяйств носит практически неравномерный характер, но вариация поголовья составляет 29,64%, т.е. совокупность неоднородна по поголовью коров. Кроме того, распределение хозяйств островершинное с наличием значительной левосторонней асимметрии.

При проведении индексного анализа было обнаружено, увеличение средней себестоимости 1 ц молока в III группе по сравнению с I на 8,4% вызвано увеличением затрат на 1 гол. 138,4% и снижением средней продуктивности 1 гол( надоя на 1 голову) на 54,5% .

В постатейном анализе было выявлено, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают затраты на корма (27% в 1 группе, 44 % во 2 и 42 % в 3 группе) и затраты на оплату труда (34% во 2 и 39 % в 3 группе).

Анализ таблицы 2.3.2 показал, что на себестоимость молока сильное влияние оказала статья «Прочие затраты» в сторону уменьшения в 1 группе по сравнению с 3 на 29,28 % и также «Содержание основных средств» на 0,53%.

При проведении корреляционно – регрессионного анализа, в качестве результативного признака(у) был использован уровень надоя молока на 1 корову, руб.; в качестве факторных – себестоимость всего, тыс.руб., показатель трудоемкости и производственные затраты на 1 голову, тыс.руб. В итоге получилось следующее уравнение регрессии: Ух =29,141 - 0,00063*Х1 - 2,3224*Х2 + 1,0865*Х3 , которое по F-критерию Фишера является статистически незначимым и несущественным (F факт=1,728 F табл=19,16), а также все параметры по t-критерию Стьюдента не являются статистически значимыми и существенными, следовательно, данное уравнение не пригодно для прогнозирования. По значениям парных и множественного коэффициентов корреляции видно, что зависимость результативного признака (себестоимости 1 ц молока) от факторных слабая, поэтому можно предположить, что на изменение результативного признака оказали более сильное влияние другие факторы, не рассмотренные в данной модели.

По уравнению регресии можно сделать вывод такой, при увеличении себестоимости на 1 %, уровень надоя молока на 1 корову уменьшится на 0,00063 руб. при неизменном уровне остальных факторов; при увеличении показателя трудоемкости на 1%, уровень надоя молока на 1 корову уменьшится на 2,3224 рубль, при условии что все остальные факторы останутся без изменения; при увеличении производственных затрат на 1 га на 1% значение уровня надоя молока на 1 корову увеличится на 1,0865 руб. при неизменном уровне остальных факторов.

По анализу массы прибыли, было выявлено, что прибыль увеличилась в 3 группе по сравнению с 1, в т.ч. за счет факторов: увеличение прибыли произошло за счет повышения цены на 16,3%, за счет объема реализованной продукции на 51,1%. А снижение прибыли за счет снижения себестоимости продукции на 12,1%.

Таким образом, наибольшее влияние на прибыль оказало увеличение объема реализации.

И в целом для снижения себестоимости молока, необходимо увеличивать надой от 1 коровы и снижать затраты по содержанию животных, а для этого я предлагаю в производстве молока использовать новые породы молочного скота – более продуктивные и использовать новые усовершенствованные технологии производства.


Библиографический список

1. Зинченко, А. П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики [Текст] : учебник / А. П. Зинченко. - М.: Издательство МСХА, 1998. – 427 с.

2. Н.Т., Рафикова. Основы статистики [Текст] : учеб. пособие / Рафикова Н.Т. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.

3. Общая теория статистики [Текст] : учебник / [И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 656 с.

4. Общая теория статистики [Текст] : учеб. пособие / [М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова]. – М.: Инфра - М, 2002. – 416 c.

5. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной статистике / Под ред. А.П.Зинченко. - М.: Финансы и статистика, 2004.-328с.

6. Статистика сельского хозяйства [Текст] : учеб. пособие / [В. Н. Афанасьев, А. И. Маркова]. – М.: Финансы и статистика, 2002 . – 270 с.

Скачать архив с текстом документа