Конституция США и роль Томаса Джефферсона в деле борьбы за права и свободы

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра теории и практики журналистики

«Отцы - основатели» США.

Конституция США и роль Томаса Джефферсона в деле борьбы за права и свободы.

Выполнил : студент группы 1561

Глеб Полянский

Барнаул – 2009

Содержание

Стр.

Введение..........................................................................................4 стр.

1. Принятие конституции США, её структура........................5 стр.

2. Билль о правах........................................................................11 стр.

Заключение..................................................................................13 стр.

Литература...................................................................................16 стр.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конституция 1787г. знаменовала собой образование в мире нового государства — Соединенных Штатов Америки. С 27 последующими поправками эта Конституция действует поныне. Ее принятие явилось результа­том объективной потребности в объединении штатов, проявив­шейся в ходе их борьбы за независимость.

В сентябре 1774 г. в Филадельфии собрался I Континен­тальный конгресс, в работе которого приняли участие пред­ставители 12 колоний, избранные их легислатурами (парла­ментами). Конгресс направил британскому Королю послание с требованием отмены законов, нарушающих интересы колоний. В апреле 1775 г. началась Война за независимость, а в мае собрался II Континентальный конгресс, который выработал общую программу борьбы, принял решение об образовании регулярной армии и избрал верховным главнокомандующим Джорджа Вашингтона.

4 июля 1776 г. Конгресс принял разработанную под руко­водством Томаса Джефферсона Декларацию независимости. Эта дата является главным национальным праздником США и отмечается как День независимости. Декларация, исходя из самоочевидной истины, что все люди созданы равными и имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью, обосновала неотвратимость отделения от Великобритании и образования свободных и независимых штатов. Декларация, по сути, представляла собой первый исторический шаг по пути формирования собственно американской государственности, собственно американской правовой системы. Однако, с другой стороны, параллельно процессу разработки Декларации и вслед за ее принятием все 13 штатов приняли собственные конституции.

1. Принятие конституции США, её структура

Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политиче­скими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал вечного Союза, чудовищный партикуляризм, эко­номический хаос, угроза гражданской войны - все это требовало создания единого государства на базе 13 практиче­ски независимых штатов.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созы­ве в мае в Филадельфии специального конвента из делега­тов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмот­реть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский конвент представлял собой неболь­шую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт полити­ческой деятельности в своих штатах. Все делегаты конвен­та были состоятельными людьми. В его состав входили вы­дающиеся деятели эпохи.[1]

Делегаты конвента совершенно четко осознавали важ­ность поставленных перед ним задач - остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный союз и гарантировать права собственников.

За штатами сохранялась несколько ограниченная самосто­ятельность в таких важных сферах, как налоговая и кредит­но-денежная политика, а также оборона и безопасность. Уже в ходе военных действий, а особенно по их окончании в 1783 г., когда, подписав Версальский мирный договор, Вели­кобритания признала свободу, суверенность и независимость 13 американских колоний, проявились отрицательные черты слабого государственно-правового объединения штатов. Между штатами зачастую возникали конфликты, в частности при оп­ределении границ. Некоторые штаты установили высокие тамо­женные сборы, что препятствовало развитию единого эконо­мического пространства и ущемляло интересы других штатов. В расстройство пришла и финансовая система, что постави­ло под угрозу возвращение займов, сделанных во время вой­ны. В результате положение обширных слоев населения, прежде всего фермеров и рабочих, резко ухудшилось. В ряде регионов вспыхнули восстания.

25 мая 1787 г. в Филадельфии собрался Конвент для вы­работки Конституции Соединенных Штатов. Он состоял из 55 делегатов, избранных легислатурами 12 штатов (штат Род-Айленд, где возобладали антифедералистские настроения, отказался участвовать в работе Конвента). 17 сентября того же года в результате борьбы и взаимных уступок между сторон­никами различных концепций текст Конституции Соединен­ных Штатов был утвержден Конвентом и подписан 39 деле­гатами. Остальные делегаты отказались от участия в работе Конвента, покинув заседание. На следующий день текст был опубликован и направлен Конгрессу, который 28 сентября ра­зослал его легислатурам штатов для ратификации. В ходе процесса ратификации население, составившее очень скоро единую страну, впервые разделилось на два противоборству­ющих лагеря. Сторонники Конституции (следовательно, обра­зования единого государства) стали называться федералиста­ми, а их противники — антифедералистами.[2]

Борьба за ратификацию Конституции была ознаменована яркой вспышкой блестящей публицистики. Видными предста­вителями антифедералистского ее направления были Д. Клин­тон, Р. Ли, Д. Мэйсон. Публицистическое же наследие феде­ралистов, по сей день признаваемое вершиной политической мысли США, представлено знаменитым собранием из 85 ста­тей, опубликованных в период с конца октября 1787 г. по конец мая 1788 г. в газетах штата Нью-Йорк под псевдонимом Публий и общим названием Федералист. Авторы статей — А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Джон Джей — преследовали со­вершенно конкретную цель: снабдить сторонников Конституции вескими доводами в пользу ее ратификации. Однако в истории американского, да и мирового конституционализма Федерали­сту было предназначено сыграть гораздо большую роль: ба­зируясь на стройной системе философских представлений о человеке, собственности, сущности государства, этот труд стал основой американской государственно-правовой идеологии.

В конституции отсутствуют некоторые важные поли­тико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации не­зависимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституциона­лизма во многих других странах мира.[3]

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представля­ет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбу­лы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия выс­ших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье* , сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчерк­нуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Соглас­но их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную. Для предупре­ждения концентрации полномочий, чреватой установлени­ем тирании одной ветви власти, конституция устанавлива­ла систему сдержек и противовесов, которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные ис­точники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат - ле­гислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должно­сти пожизненно.

Такой порядок, по мысли отцов-основателей, должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устой­чивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.[4]

В-третьих, конституция предусмотрела создание тако­го механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские пополз­новения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, пред­ложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения тре­буется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, мо­жет привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, кото­рое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Кон­ституция создала предпосылки для присвоения Верховномy суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами феде­ральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществля­лась обеими палатами Конгресса.

Система сдержек и противовесов должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непре­рывность функционирования самой государственной власти.[5]

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего поня­тия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей.

Американская конституция положила в основу феде­рации дуалистический (двойственный) принцип, в силу ко­торого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) от­носилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в кото­рой провозглашалось: Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользова­ние которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого сою­за имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласи­ла принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а имен­но положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.[6]

2. Билль о правах

Оригинальный текст федеральной кон­ституции не содержал в себе особой статьи или раздела, по­священного гражданским правам и свободам, хотя в некото­рых из них в основном содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызва­ло огромное недовольство демократически настроенных сло­ев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созван­ный на основе конституции, по предложению Д. Медисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина. Поправка Х вообще не касалась граж­данских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конститу­цией. Поправка III, регулирующая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахро­низмом. В остальных семи поправках говорилось о политиче­ских и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве на­рода мирно собираться и обращаться к правительству с пе­тициями; II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосно­венность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гаранти­ях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственно­сти. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуаль­ным принципам и гарантиям, в них определялся круг уго­ловных и гражданских дел, которые должны были рассмат­риваться с участием присяжных заседателей. Эти же по­правки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Принятие Билля о правах явилось несомненной побе­дой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания по­лучили подробнейшее истолкование в многочисленных ре­шениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.[7]

Заключение

Конституция явилась результатом немалых политических компромиссов и главной ее целью было скрепление союза штатов более прочно. Принятие конституции как бы явилось логическим завершением американской революции, огромнейшую и важнейшую роль в деле которой сыграл Томас Джефферсон. Его вклад в дело борьбы за независимость и становление государственности США трудно переоценить. Именно благодаря целеустремленности этого политического деятеля в процессе завоевания демократических свобод в дальнейшем вывело США из кризиса и способствовало их дальнейшему политическому, экономическому и культурному развитию. Забегая немного вперёд, стоит упомянуть о том, что первые шаги республиканской партии начинаются с создания в 1791г. газеты “NationalNewspaper” (“Национальная газета”). Это было очень логично и очень своевременно: ведь федералисты во главе с Александром Гамильтоном уже приступили к изданию “NewspaperoftheUnitedStates” (“Газета Соединённых Штатов”) – собственной газеты, отстаивавшей интересы его фракции ещё в 1789г. В период складывания республиканской партии раскрылись организаторские и тактические способности Джефферсона. В 1791г. он и Дж. Мэдисон совершили “путешествие” в Нью-Йорк, в ходе которого были установлены прочные контакты с лидерами местных антифедералистов. Затем после упрочнения связей Джефферсона с противниками Гамильтона в Пенсильвании сложилась “ось” “Виргиния–Нью-Йорк–Пенсильвания”, ставшая стержнем республиканской партии.

Воззрения Джефферсона приобрели сугубо прагматический характер, подчинялись целям развенчания, дискредитации и низвержения Гамильтона. Партия Джефферсона стремилась изобразить себя не только истинной, но и единственной хранительницей республиканских основ и объявляла политических соперников, чуть ли не монархистами, вступившими в сговор с английской короной для уничтожения демократических прав и свободы США. Впрочем, Гамильтон и его сторонники платили им такой же монетой: объявляли республиканцев шпонами, разносчиками “французской болезни” худшего образца – безверия и анархии. Как далека была эта политическая практика от “царства разума”, грезившегося Джефферсону во время написания Декларации независимости.

Томас Джефферсон проявил себя в период борьбы за независимость и становления государственности как настоящий сын отечества, вникая абсолютно во все вопросы и проблемы колоний того времени. Он зарекомендовал себя не только как выдающийся политический деятель, но и как дипломат и, самое главное, законотворец. Очевидно, что без участия Томаса Джефферсона в американской революции результаты не были бы столь значительными и колонии еще долго были бы разобщенными, что не привело бы к становлению государственности.

Степень стремления этого человека к либерализму, свободе и гласности лучше всего сможет проиллюстрировать его собственное выражение, ставшее крылатым: «Если бы мне пришлось решать, что лучше, иметь правительство без газет или газеты без правительства, я, не колеблясь, выбрал бы последнее»[8] .

Конституция США 1787 г. юридически оформила победу бывших колоний над британской Короной и образование нового суверенного государства — Соединенных Штатов Америки.

15 ноября 1777 г. Континентальный конгресс одобрил Ста­тьи конфедерации и вечного союза, ратифицированные после­дним из штатов 1 марта 1781 г. Возникшее конфедеративное образование было слабоцентрализован­ным. В качестве органа конфедерации был учрежден однопа­латный Конгресс, в котором каждый штат имел один голос. Наиболее важные вопросы решались Конгрессом с согласия 9 из 13 штатов. К таким вопросам относились утверждение бюд­жета; установление численности армии и назначение главно­командующего; заключение договоров, союзов, осуществление займов.

Постоянного исполнительного органа не было: Конгресс сам осуществлял исполнительную власть. Предусматривалась должность Президента, но его роль сводилась к председательствованию на заседаниях Конгресса.

Ратификация Конституции в большинстве штатов соглас­но предписаниям Конвента осуществлялась в два этапа: сна­чала население избирало делегатов конвентов, а затем голо­сование по проекту проводилось в этих конвентах. Первым Конституцию единогласно ратифицировал конвент штата Де­лавэр (7 декабря 1787 г.). Девятым штатом, благодаря ратифи­кации которым Конституция вступила в силу (как того требо­вала ее VII статья), стал Нью-Гэмпшир (21 июня 1788 г.). Ос­тальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее (самым последним был Род-Айленд, где ратификация состоя­лась 29 мая 1790 г.).

В конце 1788 г. в одиннадцати штатах, ратифицировавших к этому времени Конституцию, состоялись выборы в палаты Конгресса США, а также президентские выборы. В апреле 1789 г. Конгресс первого созыва и первый Президент, которым стал Дж. Вашингтон, приступили к исполнению своих функций.


Литература

1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа «Форум» - «Инфра-М», 1998. – с. 192-263

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2001. - 712 с.

3. Конституции зарубежных государств. /Под ред. В. В. Маклакова.- М., 2000.- С. 339- 372

4. Конституция США: История и современность М. 1988. - 320с. /Под ред. А. А. Мишина, Е. Ф. Язькова

5. Конституция США и реальный правопорядок. /Под ред. В. К. Забигайло. - Киев, 1987 - с.128-154

6. Конституционное право зарубежных стран /Под ред. М. В. Баглая. -М., 2000- 832с. с. 353- 398

7. Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.- с. 223- 230. - основы конституционного права США.

8. США: Конституция и законодательные акты. /Под ред. О. А. Жидкова. -М., 1993. -с. 216-298, 315-378


[1] Конституция США и реальный правопорядок. /Под ред. В. К. Забигайло. - Киев, 1987

[2] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2001.

[3] Конституция США: История и современность М. 1988. - 320с. /Под ред. А. А. Мишина, Е. Ф. Язькова

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2001.

[5] Конституция США: История и современность М. 1988. - 320с. /Под ред. А. А. Мишина, Е. Ф. Язькова

[6] Конституция США и реальный правопорядок. /Под ред. В. К. Забигайло. - Киев, 1987

[7] Конституция США и реальный правопорядок. /Под ред. В. К. Забигайло. - Киев, 1987

[8] Цитирую по: Диалог – США. 1991г. №47, С.20.

Скачать архив с текстом документа