Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющими наказания
СОДЕРЖАНИЕ: Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Применение и исполнение законов. Контроль при рассмотрении уголовных дел в суде, судом вопросов исполнения приговора суда. Законность исполнения наказания и нахождения лиц в исправительных учреждениях.План
1. Понятие контроля за учреждениями и органами, исполня- ющими наказания
2. Международный контроль
3. Государственный контроль
4. Общественный контроль
Задача № 1
Задача № 2
Библиографический список литературы
1. Понятие контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.
Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеет свои особенности.
Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.
Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, а также расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемой теме.
Контроль за деятельностью персонала одновременно является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству.
Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях в них.
Вскрывая нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.
Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.
Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимой правовой реформы.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:
· международный,
· государственный,
· общественный контроль.
2. Международный контроль
Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ).
Существуют четыре формы международного контроля.
Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).
Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.
Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.
Вторя и третья формы международного контроля появились в 1991 г. в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лиц о нарушениях прав человека на территории России.
В 1996 г. одна из этих форм международного контроля была прямо предусмотрена в национальном законодательстве России. Так, в ч. 4 ст. 12 УИК установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.
Посещения членами Европейского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после ратификации в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающею достоинство обращения или наказания.
3. Государственный контроль
Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.
Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует трёх видов.
Первый из них — судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.
Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:
а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.
Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.
Согласно ч. 1 ст. 20 УИК РФ судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания.
Это такие случаи, как:
· условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УИК);
· освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УИК);
· освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидами 1 или 11 группы (ч. 3 ст. 26 УИК);
· освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, ст. 177 УИК).
Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.
Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.
Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания.
Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ).
Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти. Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных; безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан. Эти акты предусматривают оценку их деятельности с точки зрения соблюдения условий и порядка отбывания осужденными наказания, а применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, - организации охраны осужденных, надзора за ними, предупреждения с их стороны преступлений. При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.
Наиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России.
В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.
Прокурорский надзор. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
- законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.
Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.
Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.
Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34).
Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении.
Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из- давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление.
4. Общественный контроль
Общественный контроль – это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Правовую основу общественного контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон Об общественных объединениях, другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.
Предметом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и учреждениях, условий их содержания, обращения (в том числе применения наказания), труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Формами общественного контроля являются:
· посещение подконтрольного учреждения мест содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;
· участие в проводимых в учреждении проверках, в том числе, в составе ведомственной, административной, прокурорской комиссий;
· встречи по жалобам с лицами, содержащимися под стражей и отбывающими уголовное наказание, по условиям содержания, оказание правовой помощи;
· ведение приема, в том числе, в составе наблюдательной комиссии, совместно с представителями должностных лиц учреждения или надзорного органа;
· знакомство с документами, касающимися вопросов условий содержания, применения мер поощрения и наказания, а по обращению от осужденных - с приговором суда, документами по уголовному делу;
· направление запросов, обращений, заявлений, ходатайств по вопросам общественного контроля в органы государственной власти и местного самоуправления, в надзорные органы по вопросам, находящимся в их компетенции;
· подготовка и направление в суд жалоб и исковых заявлений, выступления в суде по доверенности в защиту законных интересов и прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.
· информирование общественности, в т.ч. через средства массовой информации о результатах проверок, об условиях содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, отбывающих уголовное наказание, связанное с лишением свободы.
Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.
Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.
С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.
Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы – соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.
Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.
В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.
Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10.06.2008 N 76-ФЗОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Регламентирован порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы
Принят Закон, устанавливающий правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года.
Задача № 1
Начальник исправительной колонии общего режима разрешил осужденному Галкину, отбывшему половину срока наказания, передвижение без конвоя за пределами колонии, учитывая его поведение, производственную необходимость и характер выполняемой им работы.
Основано ли на законе решение начальника колонии?
Да, основано. В соответствии сч.1 ст.96 УИК Условия и порядок передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.
Документом, дающим основания осужденному использовать предоставленное ему право передвижения за пределами исправительного учреждения, является пропуск установленного образца.
В свободное от работы время эти осужденные должны находиться в пределах общежития и соблюдать правила поведения осужденного в исправительном учреждении.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 УИК такие осужденные должны размещаться в отдельных жилых помещениях; им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.
Регулирование поведения осужденных за пределами исправительного учреждения УИК делегировал ведомственному подзаконному акту - Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно этим Правилам осужденные, находясь вне жилой зоны или общежития, обязаны: соблюдать маршрут и время передвижения, правила общественного порядка; своевременно возвращаться после работы в жилую зону или общежитие и сообщать о явке представителю администрации; по первому требованию работников исправительного учреждения и сотрудников милиции предъявлять пропуск; при возвращении в жилую зону сдавать его часовому, дежурному по контрольно-пропускному пункту, а в общежитии - представителю администрации, осуществляющему надзор.
Осужденным запрещается: выходить из жилой зоны и общежития в не установленное распорядком время; в рабочее время оставлять объект работы; принимать для отправки, передачи письма и выполнять другие поручения осужденных и иных лиц; передавать пропуск другим лицам.
Постановление начальника исправительного учреждения о праве передвижения осужденного без конвоя или сопровождения может быть отменено в случае нарушения им Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным.
Задача № 2
Несовершеннолетний Петров, отбывающий наказание в воспитательной колонии, за 1 год до окончания срока назначенного ему наказания обратился к администрации колонии с требованием перевести его в льготные условия отбывания наказания.
Может ли администрация колонии удовлетворить просьбу Петрова? В каких целях осужденные несовершеннолетние, отбывающие лишение свободы, переводятся в льготные условия отбывания наказания?
Для подготовки к условно - досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Создание таких условий - следствие того, что несовершеннолетние легче поддаются исправительному воздействию. Это обстоятельство позволяет для подготовки к условно-досрочному освобождению переводить их в такие условия отбывания наказания, которые максимально приближены к жизни на свободе.
Закон специально не говорит об основаниях и условиях такого перевода. Однако не вызывает сомнений то, что требования, которые должны быть предъявлены к осужденным в этом случае, должны быть не меньшими, чем те, которые предъявляются к ним при решении вопроса о возможности перевода из обычных условий в облегченные. Таким образом, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе администрация в соответствии с ч.4 ст.132 УИК РФ может удовлетворить просьбу Петрова.
Закон говорит об отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а не об отсутствии самих нарушений. Это объясняется следующими причинами: во-первых, тем, что посредством такой формулировки из оснований перевода исключаются незначительные нарушения порядка, не требующие применения мер взыскания, во-вторых, тем, что именно взыскания в этом случае выполняют роль юридического критерия наличия у осужденного указанных нарушений. Согласно ч. 8 ст. 117 УИК если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим его.
Под добросовестным отношением к труду следует понимать выполнение и перевыполнение осужденным производственных заданий при наличии к тому возможности и соблюдение трудовой дисциплины, а под добросовестным отношением к учебе - выполнение учебных заданий и соблюдение учебной дисциплины.
В связи с тем, что перевод осужденного на льготные условия производится, согласно закону, специально для его подготовки к условно-досрочному освобождению, а отбывание наказания на льготных условиях осуществляется, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии, необходимо установить, что поведение осужденного свидетельствует о стойкой положительной динамике процесса его исправления, а он сам в условиях жизни за пределами колонии, без охраны, но под надзором, не представляет опасности для окружающих.
Библиографический список литературы
1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.( в редакции от 05.03.2004 N 6-ФЗ).
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ. (в редакции от 09.05.2005 N 47-ФЗ).
3. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
4. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 февраля 2000 г. №77. „Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. “
5. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. — М.: Новый юрист, 1997.
6. Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под редакцией А.И. Зубкова. — М.: Инфра-М-Норма, 1997.
7. Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова. — М.: Инфра-М-Норма, 1997.
8. Михлин А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения // Российская юстиция. 1997. № 4.
9. Селиверстов В., Шмаров И. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные понятия // Законность. 1997. № 5.
10. Уголовно-исполнительное право. Сборник нормативных актов / Под редакцией Пономарева П.Г. Т.1.- М., 1997.
11. Уголовно-исполнительное право. / Под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Новый юрист, 2000.