Контроль за объектами изготовления, производства, хранения и реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как форма общей профилактики

СОДЕРЖАНИЕ: Обязанности, полномочия и тактика подразделений правоохранительных органов по пресечению злоупотреблений на объектах, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Работа оперативных подразделений.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Основы профилактики наркомании и наркопреступности

ЛЕКЦИЯ

по теме: «Контроль за объектами изготовления, производства,

хранения и реализации наркотических средств, психотропных

веществ и их прекурсоров как форма общей профилактики»

для сотрудников правоохранительных органов по повышению

квалификации в образовательных учреждениях

правоохранительных органов

Автор:

преподаватель кафедры ОР и РП

канд. социол. наук

Колесник К.С.

Белгород – 2006

Цели лекции

Учебная: обучить слушателей основным законодательным и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Воспитательная:выработать у слушателей чувство высокой ответственности в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Развивающая:формировать установку на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Метод проведения занятия – лекция.

План лекции Страницы
Вступительная часть 4
Учебные вопросы:
1. Понятие, сущность и содержание оперативного обслуживания. 5

2. Организация получения информации о состоянии оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания

9
3. Особенности организации оперативного обслуживания объектов и помещений легального оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров. 14
Заключительная часть (подведение итогов) 25

Введение

В настоящее время в Российской Федерации проблема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ стоит особенно остро. В связи с этим возникла необходимость в разработкедолгосрочной стратегииборьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Должна быть выработана специальная программа, включающая в себя профилактическиемеры, меры по пресечению незаконного ввоза и производства наркотических средств и психотропных веществ, а также порядок взаимодействия силовых структур с гражданскими и общественными учреждениями и организациями. Нужноучитывать, что полный запрет наркотических средств ипсихотропных веществ невозможен, так как они необходимы длямедицинских целей. В здравоохранении используется целый ряд таких средств для лечения заболеваний и снижения болевой чувствительности. Эта необходимость признана как на международном, так и на государственном уровне. В результате все наркотические средства и психотропные вещества были разделены на группы в зависимости от опасности употребления и широты использования в медицине. На правоохранительные органы возложены обязанности по контролю за легальным оборотом наркотиков.

В данной лекции будут рассмотрены обязанности, полномочия и тактика подразделений правоохранительных органов по пресечению злоупотреблений на объектах, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Работа оперативных подразделений включает в себя оперативное прикрытие этих объектов, лицензирование используемых помещений и проверку лиц для допуска к данной деятельности. Это особенно актуально в настоящее время, так как приняты нормативные акты, упорядочивающие требования по легальному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 1. Понятие, сущность и содержание оперативного

обслуживания

Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от оптимального использования подразделениями правоохранительных органов всех имеющихся в распоряжении сил, средств и методов.

Успешная организация работы правоохранительных органов предполагает наличие значительного по объему и содержанию массива информации, характеризующего состояние преступности, экономическое и социальное положение (субъекта федерации, области, города, района). Такая осведомленность создается путем сбора, накопления, систематизации и анализа разнообразнейшей по своему содержанию информации и достигается в процессе осуществления обслуживания территорий (зон), объектов и линий работы.

В классическом варианте деятельность подразделений правоохранительных органов осуществляется по следующим основным взаимосвязанным направлениям:

- оперативное обслуживание;

- поисковая деятельность;

- предупреждение преступлений;

- выявление преступлений.

Таким образом, деятельность по оперативному обслуживанию, по существу, является базой для осуществления последующих направлений.

Оперативное обслуживание - это деятельность оперативных подразделений, осуществляемая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством, которая включает в себя комплекс систематически проводимых организационных, предупредительных и оперативно-розыскных мероприятий гласного и негласного характера, по обеспечению непрерывного получения разведывательной (первичной) информации об оперативной обстановке на закрепленной территории, объекте, линии работы, в целях своевременного предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников.

Указанную деятельность (оперативное обслуживание) нельзя отождествлять с изучением оперативной обстановки. Оперативная обстановка - это условия социального, экономического, криминогенного и др. характера, в которых осуществляют свою деятельность подразделения правоохранительных органов. Это разноуровневые понятия, соотносящиеся между собой как общее и частное.

Таким образом, необходимо уяснить, что сущность оперативного обслуживания ограничивается определенными рамками и заключается в:

- изучении объекта;

- определении необходимых источников информации о состоянии оперативной обстановки;

- организации функционирования указанных источников;

- накоплении, систематизации и анализе информации.

Подразделения ФСКН свои задачи в борьбе с незаконным оборотом наркотиков решают в процессе оперативного обслуживания закрепленной территории и объектов, что позволяет обеспечить сбор, всестороннюю и глубокую проверку сведений о лицах, фактах и местах, представляющих оперативный интерес, создает необходимые условия для реализации полученных данных в целях предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с наркотиками. Упомянутые выше территории представляют собой зоны (участки, микрорайоны), где оперативные работники в соответствии со своими функциональными обязанностями осуществляют борьбу с преступностью.

Целью проводимой работы является сбор, всесторонняя проверка и своевременная реализация поступающей из гласных и негласных источников информации о лицах, совершивших и совершающих, замышляющих или подготавливающих преступления, связанные с наркотическими средствами, источниках поступления наркотиков в нелегальный оборот, условиях, способствующих распространению наркомании. Основные объекты, подлежащие оперативному обслуживанию подразделениями ФСКН, можно разделить на ряд групп, отличающихся между собой целью функционирования, размером и характером производственной деятельности.

1-я группа предприятия, перерабатывающие наркотикосодержащее сырье в полуфабрикат либо готовую продукцию. К этой группе относятся пенькозаводы (предприятия по переработке конопли) и химико-фармацевтические заводы и фабрики, занимающиеся производством наркотических лекарственных средств и психотропных веществ.

2-я группа склады[1] , базы и иные места хранения наркотикосодержащего сырья и полуфабрикатов наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, а также прекурсоров и иных веществ, используемых для производства наркотиков.

3-я группа аптеки, лечебно-профилактические учреждения и иные объекты временного хранения, реализации и использования наркотических средств.

4-я группа научно-исследовательские учреждения, химические предприятия и лаборатории, учебные заведения, организации и учреждения, имеющие соответствующие реагенты для изготовления наркотиков.

5-я группа учреждения связи, посредством которых незаконно пересылаются наркотики.

6-я группа транспортные предприятия, занимающиеся осуществлением перевозки наркотиков, наркотикосодержащего сырья, отходов производства.

Оперативное обслуживание всех шести перечисленных групп предприятий направлено, в основном, на выявление фактов хищений наркотикосодержащего сырья, полуфабрикатов, наркотических средств, обеспечение их сохранности, а также выявление, предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, связанных с незаконной пересылкой[2] и изготовлением наркотиков.

Известно, что выбор преступником (группой преступников) способа совершения преступления зависит как от конкретных объективных условий, так и от его личных способностей, знаний и навыков. Поэтому изменение условий, способствующих совершению преступлений на объектах производства, хранения[3] и использования наркотических средств, может заставить преступника либо отказаться от совершения преступления, либо действовать в неблагоприятных для этого условиях.

В первом случае это дает правоохранительным органам значительные возможности для предупреждения правонарушений, а во втором способствует быстрому и полному раскрытию совершенного преступления. Кроме того, зная определенный круг лиц, совершающих ранее преступления определенным способом и при определенных условиях, можно с большой вероятностью предполагать, что при наличии соответствующих обстоятельств данные лица применят аналогичный способ.

Условия, непосредственно влияющие на выбор расхитителями способа хищения, его маскировки, нередко невозможно устранить, поскольку они объективно зависят от несовершенства существующей технологии производства наркотических средств и системы документального оформления отдельных производственных операций, недостаточной строгости правил учета, хранения, уничтожения и использования наркотиков в медицинских и иных учреждениях и т.д. В связи с этим очевидно, что способы совершения хищений, которым воспользуются расхитители на различных предприятиях, занимающихся аналогичными операциями с наркотиками, повторяют друг друга. Поэтому изучение и использование сведений о конкретных способах хищения наркотиков, выявление обстоятельств и условий, способствующих этим преступлениям, позволяют установить производственные участки, на которых возможна утечка наркотических средств, а нередко и конкретный круг лиц, которые могут быть причастны к совершению этих преступлений.


Вопрос 2. Организация получения информации о состоянии

оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания

Работа по организации оперативного обслуживания начинается с того, что сотрудник оперативного подразделения, получивший в оперативное обслуживание отрасль (зону, линию работы) должен знать, сколько и каких предприятий (учреждений, организаций) находится на обслуживаемой территории. Далее сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки. В общем плане в содержание оперативной обстановки включаются следующие группы факторов:

- географические;

- климатические;

- экономические;

- социально-демографические;

- криминогенные;

- наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа.

Указанная совокупность характеристик используется в основном управленческими структурами. Для оперативного состава правоохранительных органов, как правило, необходим анализ оперативной обстановкина обслуживаемом объекте (группе объектов), территории либо линии работы. В этой связи содержание оперативной обстановки существенно сужается и включает лишь следующие факторы:

- социально-экономическая характеристика;

- криминогенная обстановка;

- силы и средства оперативного сотрудника правоохранительного органа.

В результате анализа оперативной обстановки на определенной территории сотрудник должен получить следующую информацию:

1. По социально-экономической характеристике:

- экономический потенциал (количество предприятий, учреждений, организаций, направленность их хозяйственной деятельности);

- производственные и иные связи; предпринимательская активность населения;

- положение социально слабо защищенных категорий граждан; уровень собираемости налогов;

- наличие и состояние коммуникаций и т.п.

2. По криминогенной обстановке:

- структура, уровень, динамика и удельный вес преступности;

- наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес;

- распространенность административных правонарушений; криминологическая характеристика лиц, совершающих правонарушения;

- состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;

3. Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:

- наличие и качественная характеристика конфиденциальных сотрудников;

- перечень субъектов, с которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;

- техническая вооруженности оперативного сотрудника и т.д.

Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением и реализацией, способствуют изучение:

- технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;

- данных в отношении материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;

- материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;

- структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов, осуществления пропускного режима на них;

- порядка подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с наркотиками.

Сотрудники подразделений правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:

- наркоманов, потребителей наркотиков[4] , лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления, связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных лиц, имеющих доступ к наркотикам;

- рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств;

- случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;

- фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;

- подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;

- оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.

Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.

Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:

- акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;

- населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;

- населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;

- районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;

- предприятия по переработке[5] , хранению, производству наркотикосодержащего сырья.

Их оперативное обслуживание имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли, установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.

Оперативное обслуживание территорий и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:

- изучение, анализ, оценка оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;

- определение режимов оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;

- организация системы сбора информации, представляющей оперативный интерес;

- планирование оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с наркотиками.

Комплексный анализ и оценка сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между различными службами и подразделениями.

Оперативное обслуживание объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и расстановке негласного аппарата.

Положительных результатов в борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с наркопреступностью.


Вопрос 3. Особенности организации оперативного обслуживания

объектов и помещений легального оборота наркотических средств,

психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров

С учетом складывающейся в настоящее время в Российской Федерации ситуации в целях контроля распространения медицинского применения наркотиков и технологий их приготовления первостепенное значение приобретает строгое соблюдение законодательных, административных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства.

Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный контроль за производством и продажей специальных химикатов и оборудования, используемых для производства наркотических средств и находящихся под международным контролем.

Необходима также система рационального использования медикаментов, содержащих наркотические средства, и контроль за их использованием со стороны уполномоченных на то государственных органов.

Следует разработать эффективную систему контроля за выращиванием наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными предприятиями и организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья.

Результатом осуществления этих мероприятий должно стать сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для использования в законных целях и предотвращение их распространения по незаконным каналам.

В Российской Федерации 8 января 1998 года был принят Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах , который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В статье 5 Закона установлена Государственная монополия на определённые виды деятельности:

Статья 5. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

1. В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.

2. Виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Нарушение государственной монополии на виды деятельности, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Далее необходимо привести статью 8 Закона, так как она устанавливает общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ:

1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации только после получения разрешения на конкретный вид деятельности, а также разрешения на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (далее инструменты или оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения:.

Непосредственно лицензионной деятельности посвящена следующая глава Закона:

Глава Ш. Особенности лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Статья. 9. Основные требования к лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

1. Виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II и III, подлежат включению в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение.

2. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут быть выданы на срок не более пяти лет.

Также необходимые в практической деятельности правовые нормы, регулирующие лицензионную деятельность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, содержатся в главе 4 Закона.

Кроме того, в главе 5 установлены нормы, определяющие обязанности владельцев лицензий.

Необходимость получения лицензий организациями, предприятиями и учреждениями, работающими с наркотическими средствами и психотропными веществами, указана в Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 года. Так, по закону подлежит лицензированию:

- фармацевтическая деятельность;

- деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

- производство лекарственных средств;

- производство изделий медицинского назначения;

- хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- производство медицинской техники;

- распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники;

- техническое обслуживание медицинской техники;

- культивирование растений, указанных в статье 9 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Лицензии на данные и другие виды деятельности выдаются органами местного самоуправления субъекта.

На правоохранительные органы Законом о наркотических средствах и психотропных веществах возложена задача по контролю за объектами и помещениями, которые используются в ходе деятельности указанных выше видов. При этом подразделения ФСКН управомочены выдавать заключения на использование таких объектов.

Органы ФСКН субъектов, кроме того, дают заключение о возможности допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Эта деятельность предполагает использование собственных оперативных учётов и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Порядок выдачи заключений на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определён Инструкцией «Об организации по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденной Приказом ФСКН России № 232 от 19 июля 2005 года.

Не требуется заключений на использование объектов и помещений, принадлежащих органам прокуратуры, органам внутренних дел, таможенным органам и органам федеральной службы безопасности, ФСКН для хранения наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота.

Для получения заключения заявитель представляет:

а) заявление о выдаче разрешения с указанием:

- наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и реквизитов соответствующего банка;

- сведений об используемом объекте или помещении и мерах, принятых для обеспечения безопасности и сохранности наркотических средств и психотропных веществ;

б) копии учредительных документов;

в) копии свидетельства о государственной регистрации;

г) копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления либо копию договора аренды на объекты и помещения;

д) справку о постановке на учет в налоговом органе;

е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления. Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом. Сроки действия представленных документов должны быть не меньше срока действия заключения, указанного в заявлении.

Указанный выше перечень является исчерпывающим и требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается. Наличие в заявлении недостоверных или искаженных сведений является основанием для отказа в выдаче заключения.

Документы, представленные для получения заключения, регистрируются в специальном журнале и хранятся в правоохранительном органе (ФСКН).

После рассмотрения представленных заявителем документов правоохранительный орган (ФСКН) создает комиссию, которая проводит обследование объекта или помещения на соответствие его требованиям, предъявляемым к таким объектам и помещениям. По результатам исследования объекта составляется акт, который подписывается участниками обследования и хранится в соответствующем номенклатурном деле (учетном деле).

Порядок формирования комиссий, а также требования, предъявляемые к этим объектам и помещениям, определяются ФСКН. Результаты обследования отражаются в акте, который подписывается членами комиссии и приобщается к представленным для получения разрешения документам.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче заключения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления о выдаче разрешения и необходимых для этого документов.

В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе документов или обследования объектов и помещений, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения может быть дополнительно продлен руководителем правоохранительного органа до 30 дней. Заключение выдается на срок до 5 лет.

Заключение подписывается руководителем органа, а в случае его отсутствия лицом, его замещающим, и заверяется печатью этого орган.

Заключение выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.

Передача заключения другому юридическому лицу запрещается.

Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для ее получения. Заявление о продлении срока действия заключения подается за 2 месяца до истечения срока его действия.

Бланки заключений являются документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и изготавливаются в централизованном порядке ФСКН России. В заключении указываются:

- наименование органа, выдавшего заключение;

- полное наименование юридического лица и его юридический адрес;

- данные об объекте или помещении, на использование которых выдается заключение;

- условия использования объекта или помещения;

- регистрационный номер разрешения и дата ее выдачи.

Орган вправе отказать в выдаче заключения.

Уведомление об отказе в выдаче заключения с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Основанием для отказа в выдаче заключения является:

- наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

- представление заявителем неполного комплекта документов;

- несоответствие объекта или помещения требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и сохранности наркотических средств и психотропных веществ.

Органы приостанавливают действие разрешения или аннулируют ее в случаях:

- представления соответствующего заявления;

- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения заключения;

- нарушения условий действия заключения;

- невыполнения предписаний или распоряжений органов государственной власти, а также приостановления в установленном порядке деятельности юридического лица;

- прекращения права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо договора аренды на объекты или помещения;

- ликвидации юридического лица;

- уведомления органа, выдавшего юридическому лицу заключение на соответствующий вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ о приостановлении действия указанного заключения или его аннулирования.

На основании Инструкции «Об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам», утвержденной Приказом ФСКН России №231 от 19 июля 2005 г. утверждаются Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления и выдачи заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - заключения), юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - юридические лица).

2. Правовой основой деятельности по выдаче заключений являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и настоящая Инструкция.

3. В Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченного выдавать заключения) лица, ответственные за выдачу заключений:

- принимают, учитывают запросы юридических лиц на выдачу заключений и проверяют указанные в них сведения;

- направляют запросы о работниках, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, в том числе в Главный информационный центр МВД России, Зональный информационный центр ГУВД г. Москвы, информационные центры УВД субъектов Российской Федерации;

- оформляют и выдают юридическим лицам заключения.

4. Заключение оформляется в установленном порядке на основании запроса с приложением анкеты и регистрируется в журнале регистрации.

5. Заключение подписывается:

- в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России - начальником управления;

- в подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения - начальником подразделения.

Заключение заверяется гербовой печатью, регистрируется в журнале регистрации и выдается под роспись представителю юридического лица. Копия заключения остается на хранении в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения).

7. В случае утраты заключения юридическому лицу на основании его заявления выдается дубликат заключения.

8. Постановление об аннулировании заключения (об исключении работника из заключения) хранится в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения) в соответствующем номенклатурном деле. Заверенная в установленном порядке копия постановления направляется юридическому лицу.


Заключение

Нами рассмотрена организация оперативного обслуживания объектов оперативными подразделениями, особенности организации оперативного обслуживания объектов и помещений легального оборота наркотических средств и психотропных веществ правоохранительными органами (ФСКН). Работа оперативных подразделений включает в себя: оперативное прикрытие этих объектов; лицензирование используемых помещений; проверку лиц для допуска к данной деятельности.


Литература

1. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №33. Ст. 3349; 1997. №29. Ст. 3502; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №2. Ст.233.

2. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. №2. Ст. 2198.

3. О лекарственных средствах: Федеральный закон РФ от 22 июня 1998 г.

4. Приказ № 231 от 19 июля 2005 г. Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных препаратов».

5. Приказ № 232 от 19 июля 2005 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

6. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

7. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.

8. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: - Учебное пособие/ Под ред. Гельдибаева М.Х. – С-Петербург, 2007 г.

9 Инструкция от 8 августа 2005 г. «Об организации оперативно-розыскной деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

10 остановление правительства Российской Федерации № 278 от 16 марта 1996 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ».

11. Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами : Учебное пособие / Под ред. Чистовой Л.И. – М., 2006г.


[1] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.

[2] См.там же.

[3] См. там же.

[4] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.

[5] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.

Скачать архив с текстом документа