Контрольная работа по Антикризисной экономике 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Этапы и методы диагностики кризиса 3 2. Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления 7 Список использованных источников 13Содержание
1. Этапы и методы диагностики кризиса. 3
2. Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления. 7
Список использованных источников. 13
1. Этапы и методы диагностики кризиса
Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.
В разных литературных источниках встречаются разные системы диагностирования кризиса. Многое зависит от конкретных условий и ситуации. Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно, и эффективнее с ними справляться.
Первый этап. Установление объекта анализа .
Установление объекта исследования, или, другими словами, очага кризиса. На этом этапе оценивается масштаб кризиса и его возможный уровень и характер. Если кризис локальный, то это скорее всего свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить. Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия. Очень важно определить все уровни предприятия, которые оказались на критической отметке. Упущение из виду какогоолибо объекта не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы.
Второй этап. Определение системы параметров .
Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники.
Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.
Третий этап. Определение ответственных лиц .
Руководитель предприятия обычно имеет команду менеджеров, которая в кризисной ситуации выполняет функции антикризисного отдела (если такового не имеется на предприятии). Это выглядит следующим образом: определяются подразделения или отделы, которые оказались в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики кризиса. Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.
Четвертый этап. Исследование среды бизнеса .
Как уже отмечалось, факторы возникновения кризисной ситуации могут быть как внутренние, так и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует больших усилий и, как правило, затрат.
Выявление причин кризиса дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.
Пятый этап. Обоснование выводов .
На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.
Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии .
Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.
Для диагностики состояния кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств. Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.
Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности компании, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем.
Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т. д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления.
Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.
Рассмотрим группы показателей (сигналов о нарастании угроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации.
Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.
Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий. Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры. Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное переключение покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.
Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.
Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.
2. Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления
В течение многих десятилетий среди экономистов идет спор об экономической роли государства, разграничении сфер влияния рынка и государства. Дилемма «либерализм Адама Смита или регулятивизм Джона Кейнса» приобретает практическое значение в зависимости от объективных внутренних и внешних экономических и политических условий, теоретических модных концепций и субъективных взглядов людей, находящихся у власти.
Конечно, крайнее проявление этих тенденций в чистом виде на практике нереально. Невозможны как полная экономическая свобода, основанная только на воздействии «невидимой руки» рынка, так и полный тотальный интервенционизм государства в хозяйственных отношениях. Абсолютизация рыночных сил и государственного регулирования, так же, как и их отрицание, не имеет достаточных оснований; необходимо их сочетание. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами участия государства.
Мировой опыт свидетельствует, что государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основными формами масштаба и степени усиления экономической деятельности государства являются его роль в ситуациях несостоятельности рынка; его роль в перераспределении дохода и богатства; его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби; роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов – поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.
В развитых странах экономические отношения осуществляются на основе сформулированных на протяжении десятилетий (а то и столетий) экономических атрибутов государства:
• стабильное антимонопольное, торговое, трудовое, финансовое, хозяйственное и другие виды права;
• уважение и соблюдение нормативных правил деловых отношений, зафиксированных в законах и подзаконных актах;
• лояльность административных органов и их служащих к государству, а через него к населению, чьи интересы они защищают;
• надзор за экономическими субъектами со стороны административных органов, которые часто наделены правами на санкции;
• высокая деловая культура и профессиональная этика;
• профессиональный, коллегиальный самоконтроль отраслевых гильдий, ассоциаций и других неправительственных организаций. К функциям государства, связанным с экономикой, относятся следующие:
• нормативная – законодательное установление правил экономических отношений;
• клиентская, проявляющаяся когда государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства для армии, полиции, образования, здравоохранения, культуры и т. д.;
• имущественная, которая обусловлена наличием смешанной экономики с различным соотношением частной и общественной собственности;
• финансово-распределительная – обеспечение денежными ресурсами институциональных образований, включая функционирование государственного строя;
• социальная – создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т. д.;
• планово-прогнозная – проектирование перспективного состояния национального хозяйства;
• ресурсно-распределительная – разработка и реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;
• координирующая – обеспечение пропорциональности национального хозяйства в отношении экономических секторов, отраслей, продуктовых групп, рынков, социально-экономической структуры общества и т. п.;
• лицензионная – конкретизация в интересах общества общих правил применительно к организации определенного вида деятельности;
• контрольная – обеспечение соответствия фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;
• инвестиционно-технологическая – формирование национальной научно-исследовательской, инвестиционной и инновационно-технологической политики;
• сертификационно-стандартизационная – установление технико-эксплуатационных норм и обеспечение обязательной унификации изделий;
• правозащитная – обеспечение юридических гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;
• охранно-защитная – определение правил и организация охраны имущества экономических субъектов;
• экологозащитная – установление правил и требований по защите окружающей природной среды;
• медико-санитарная – определение требований по технике безопасности и охране труда, фитосанитарной защите и т. п.;
• мотивационно-пропагандистская – информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.
Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.
Известно, что интересы определяются их носителями; существуют и выразители интересов, их защитники и проводники в жизнь. Процессы выявления, отстаивания и реализации интересов чрезвычайно разнообразны, как различны и организации, претендующие на роль их выразителей и защитников. Однако все это в основном относится к корпоративным интересам; применительно к индивидуальным интересам дело обстоит проще.
Что касается общенациональных интересов, то их выразителем и исполнителем является государство. Вместе с тем государство – это публичный сектор, а не только власть как таковая или отдельные ее ветви. Его основная функция – выявление, формирование, развитие, защита, обеспечение общих потребностей. Иначе говоря, государство в лице своего сектора предназначено для реализации общих интересов своих граждан, ради которых оно и существует.
Разумеется, трудно рассчитывать на успех при отсутствии общественной поддержки и конкретных мер для претворения в жизнь намеченных планов. Руководителям министерств и ведомств недостаточно убедить в правильности своей политики избирателей и Государственную Думу – надо убедить в этом и своих коллег в других министерствах, ибо их политика в немалой степени определяется взаимоотношениями министерств и ведомств, борьбой политических приоритетов:
• каждое министерство, если расходует бюджетные средства, конкурирует с другими министерствами за ограниченные ресурсы (финансовые, административные), за рабочее время законодателей;
• предельный объем совокупных государственных расходов устанавливается в процессе взаимодействия отраслевых министерств и Министерства финансов. Общий объем бюджетных ресурсов зависит от экономической ситуации, от решения правительства о ставках налогообложения, т. е. от выбора между двумя моделями экономики: высокие налоги и высокий уровень расходов или более низкие налоговые ставки и, соответственно, меньший общественный сектор;
• общий объем государственных расходов, их распределение между различными министерствами зависит и от соответствия политики отдельного министерства стратегическим целям правительства, которое вынуждено соизмерять нужды социально-экономической политики с другими потребностями (развитие инфраструктуры, охрана окружающей среды, инвестиции в промышленность, поддержание обороноспособности); оно не может не принимать во внимание и степень своей популярности среди избирателей, а также время, оставшееся до следующих выборов.
Следует заметить, что административные проблемы непосредственно обусловлены характером административных структур, унаследованных от прежней системы. Во-первых, эти структуры ни по своему устройству, ни по своим функциям не были рассчитаны на выработку надежных, беспристрастных рекомендаций, помогающих министрам формировать практически реализуемую политику; во-вторых, они не обладали достаточным опытом работы в условиях быстрых перемен и не имели ни физического, ни технического потенциала для осуществления преобразований в широком масштабе.
Чтобы преобразования в системе государственного управления проходили успешно, требуется максимальная общественная поддержка. Для этого политическим деятелям необходимо научиться решать две самостоятельные, но взаимосвязанные задачи: изучать общественное мнение и вместе с тем его формировать. Политическая работа предполагает два параллельных процесса: 1) информирование общественности о политике правительства и ее пропаганда; 2) информирование политических деятелей о мнении избирателей. Мероприятия по налаживанию и развитию связи с общественностью должны стать частью процесса разработки политики.
Административный процесс имеет важное политическое значение. В месте оказания каких бы то ни было государственных услуг население вступает в непосредственный контакт с государством – для большинства граждан это единственная ситуация прямого общения с ним. Следовательно, население будет судить об эффективности политики по тому, насколько эффективно она проводится в жизнь. Чтобы административный аппарат хорошо работал, необходимо оптимальное сочетание в его составе администраторов и профессионалов.
Не менее важной проблемой является надлежащее применение законов и подзаконных актов. Правовое наследие прежней системы во многом не соответствует рыночной экономике. Заполнение существующих пробелов и пересмотр устаревшего законодательства – это задачи неотложные. Однако, как показывает практика, поспешное введение нового, недостаточно продуманного законодательства, в основном создает, а не решает проблемы.
Человеческая цивилизация развивается, усложняя среду своего обитания и все более интегрируясь. Вместе с тем, макроэкономические системы по-прежнему в основном функционируют как системы национальные. Реальная экономика становится все более инновационной и базируется на всеобщих знаниях и творчестве. Отсюда и возрастание зависимости друг от друга, потребность совершенствования правил поведения в обществе, ускорения выработки рыночной культуры и мышления. К этому следует добавить исторически характерный для России стиль жизни, сочетающий в себе достаточно высокую духовность и трудолюбие, традиционную склонность к науке и творческим размышлениям с относительной скромностью быта и условий труда, отсутствием завышенных потребностей в комфорте, ставших для жителей других стран целью жизни.
Список использованных источников
1. Балдин К.В. Антикризисное управление. – М.: Гардарики, 2005.
2. Белых Л.П., Федотова М.А Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2001.
3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. – М.: Финансы и статистика,1998.
4. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. – С.-Пб: Издательство Михайлова В.А., 1999.
5. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. – М.: Омега-Л, 2006.
7. Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление. Теория и практика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8. Зуб А.Т. Антикризисное управление. – М.: Аспект Пресс, 2005.
9. Короткова Э.М. Антикризисное управление. – М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Коупленд Т., Коллер Т.. Мурин Д. Стоимость компаний. Оценка и управление. – М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2005.
11. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. – М.: Высшая школа, 2000.
12. Тренев В.Н., Ириков В.А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятия. Методика и опыт. – М.: ПРИОР, 1998.
13. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М. : Тандем. 1997.
14. Уткин Э.А. Риск-менеджмент. – М. : Тандем. М. 1998.