Концепт «огонь» в картине мира русского народа

СОДЕРЖАНИЕ: Одним из концептов, наиболее значимых в картине мира русских, имеющих длительную историю и вбирающих в себя большой объем знаний носителей русского языка, является концепт Огонь.

Г. В. Приходько

Одним из концептов, наиболее значимых в картине мира русских, имеющих длительную историю и вбирающих в себя большой объем знаний носителей русского языка, является концепт Огонь. Доказательствами этого являются, во-первых, широкозначность лексемы огонь: на основании данных разных толковых словарей выделено 10 ЛСВ, находящихся между собой в отношениях метафорического и метонимического переноса и образующих четырехуровневую модель семантической структуры лексемы; во-вторых, наличие многочисленных словообразовательных дериватов (особенно в русских говорах), активно употребляющихся как самостоятельно, так и в составе фразеологизмов и пословиц в разных сферах общения: художественной, разговорно-литературной, диалектной речи; в-третьих, наличие у лексемы огонь синонимов пожар, костер, пламя, также репрезентирующих данный концепт и широко употребляющихся в разных сферах общения наряду со словообразовательными дериватами этой лексемы. Образ огонь входит в различные концептосферы, связанные с природой, философией, религией, бытом русского человека.

Лексема огонь репрезентирует данный концепт как мыслительную структуру, которая концентрирует знания о соответствующем денотате, но сущность этой структуры не сводится только к значению слова огонь. Этот концепт имеет многочисленные добавочные смыслы, связанные с различными знаниями и ассоциациями человека. Цель нашего исследования - выявление всех добавочных смыслов, их классификация и определение места каждого смысла в системе концепта Огонь. Эти смыслы раскрываются через семы, выделяемые с помощью компонентного анализа в составе всех лексических значений лексемы огонь.

На основе анализа дефиниций лексических значений лексемы огонь толковых словарей, а также анализа словообразовательных дериватов, фразеологизмов, употребления ЛСВ лексемы огонь в художественных текстах, выделено поле сем лексемы. Оно включает 57 сем, 34 из которых выделены в составе основного ЛСВ, 7 - в составе переносных значений, 11 - в составе словообразовательных дериватов лексемы огонь и 5 эксплицируются в различных употреблениях лексемы огонь в художественных текстах.

Все эти семы описывают образ огня в ментальном пространстве русских с разных точек зрения, на основании чего мы выделили 11 групп сем, вписывающих концепт Огонь в разные концептосферы: это концептосферы Мир природы, Быт человека, Социальный мир человека и Эмоциональное состояние человека.

I. С концептосферой Мир природы концепт Огонь соотносят следующие семы:

1. Вписывающие огонь в тот или иной класс: стихия (4 стихии: огонь, вода, земля, воздух), природное явление (стихия - явления природы, обладающие часто разрушительной силой - БАС), вещество (огонь - раскаленные светящиеся газы, где газы - общее название горючих газообразных или парообразных веществ - БАС).

2. Характеризующие внешний облик огня, отражающие зрительное, чувственное его восприятие: свет (раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета - РТС), блеск (блестеть огнем БАС), яркость (полыхать огнем - гореть ярким неровным пламенем - БАС), локализованность, наличие очага (см. толкование РТС), движение вверх (пламя - огонь, подымающийся над горящим предметом - БАС), красный цвет (что-л. красного огня - что-л. красного цвета - СРНГ), шум (Повсюду трещал огонь… П. Коэльо).

3. Отражающие физические свойства огня: высокая температура (высшая степень жара - ТСД), тепло как энергия, выделяемая при горении (соединенье тепла и света, - ТСД), несовместимость с водой (гасится водой) (править огонь - гасить огонь, заливая его водой - СРНГ).

II. В концептосферу Быт человека концепт Огонь входит посредством следующих сем:

4. Отражающих нефизические свойства огня: сила (раскаленный (см. РТС) - сильно нагретый - БАС), разрушительность (предать огню - уничтожить полностью, до основания - БАС), жестокость (сжигать - истреблять огнем - БАС), быстрота (вспыхнуть огнем - внезапно и быстро воспламениться - БАС), всеохватность (огонь охватил, где охватить - окружать, обступать, располагаться вокруг - БАС), привлекательность (ребенок, обжегшись, вновь тянется к огню - О. Уайльд), хрупкость, непрочность (трепещущий слабый огонек горевшей спички освещал ее тельце - Э. Золя).

5. Отражающих бытовые знания человека об огне: противопоставленность темноте (мышиный огонь - гнилушка, которая светится в темноте - СРНГ), опасность (бежать, как от огня), смерть (сгореть заживо), подчиненность человеку (зажечь, развести, потушить огонь), боль, ожог (обжигать - причинять ожоги и боль огнем - БАС), стихийное бедствие (эта катастрофа была не землетрясение, не лесной пожар… - П. Зюскинд).

6. Передающих роль огня в жизни человека: неподвластность человеку (играть с огнем - огонь может выйти из-под контроля), враждебность человеку (огнеопасный - опасный в пожарном отношении - БАС), страх (бояться как огня), утилитарность (разогреть что-л. на огне), добыча огня (трением) (трудовой огонь - добытый трением СРНГ), электричество, искусственность (огонь - свет осветительных приборов ТСУ, которые созданы руками человека).

III. В концептосферу Социальный мир человека концепт Огонь включается через семы:

7. Отражающие фоновые знания человека об огне: сигнальность (сигнальные, маячные огни - ТСД), дом, уют, домашний очаг (огонь - о разожженном костре, очаге, где очаг - символ родного дома, семьи - БАС), обожествление (культ огня), важность (огонь идет по лесу), уважение (вечный огонь, олимпийский огонь), поклонение и древность (огнепоклонничество - религиозное почитание огня как одна из форм первобытного обожествления природы - БАС).

8. Военные: война, стрельба, смерть (огонь - стрельба (ружейная или артиллерийская) - БАС), атака и отступление (в наступлении мощный огонь всех средств наносит потери противнику - ТСВТ), взрыв (огнивце - нечто взрывчатое - СРНГ), борьба (огненный - исполненный напряженной борьбы (о времени) - БАС).

9. Религиозные, характеризующие мистические свойства огня, которые описывают три ипостаси огня: адскость - огонь подземный (адское пламя, пекло, огонь ада), колдовство, магия - огонь земной (философский камень, который алхимики пытались добыть из огня: золото - огонь в твердом состоянии; в огне - золото) и божественность - огонь небесный (огненнокрылые ангелы, небесный = карающий огонь), очистительность (вслед за этой предварительной стадией придет очистительный огонь, который уничтожит дурных людей… - М. Элиаде), пытка (он закричал так страшно, словно его сжигали живьем - П. Зюскинд), а также семы обожествления, важности и уважения.

IV. В концептосферу Эмоциональное состояние человека концепт Огонь вписывают:

10. Семы радости: веселье, праздник (бенгальские огни, потешные огни), жизнь (он, по-видимому, не удивился, что попал в мертвый дом, дом без света, без огня, без света - Э. Золя), живость (огненница - о бойкой, шустрой, проворной женщине, девушке - СРНГ).

11. Семы горя, несчастья, выделяемые в противоположность семам радости (Пламя быстро поглощало дом, озаряя все вокруг. Со всех сторон слышались крики: плакал ребенок, молили о прощении старики, женщины в отчаянии звали своих детей - П. Коэльо), а также сема нездоровья (ребенок был весь в огне), не вписывающаяся ни в одну из вышеперечисленных групп.

Некоторые семы могут быть отнесены к нескольким группам; например, сема смерти - в группу сем, отражающих бытовые знания человека об огне, и в группу сем войны; семы обожествления, важности огня в жизни людей и почитания огня - в группу сем, отражающих фоновые знания человека, и в группу мистических сем; сема утилитарность - к группе сем, отражающих бытовые знания человека об огне, и к группе сем, характеризующих роль огня в жизни людей.

В семантической структуре одной и той же лексемы представлены противоположные семы: отражающие враждебность и неподвластность огня человеку, с одной стороны, и семы служения, полезности, даже необходимости огня с другой; сема божественного и сема адского огня, объединенные в группе мистических сем; а также сема локализованности и сема всеохватности. Это частично можно объяснить тем, что огонь издавна имел очень важное значение для жизни первобытного человека: он давал пищу, тепло, свет, огонь разводили для защиты ночью от зверей; огонь кормил, защищал, а значит, давал жизнь, - и одновременно мог отнять жизнь, разрушить и испепелить все вокруг.

Наиболее значимыми в системе концепта Огонь являются семы сила, яркость, свет, высокая температура, разрушительность, утилитарность, война, нездоровье, наименее значимыми - семы место, устремленность вверх, жизнь, электричество, древность, всеохватность. Одна и та же сема может быть значима в одной концептосфере и малозначима в другой; так, сема сила играет очень важную роль в концептосфере Эмоциональное состояние человека и является малозначимой для концептосферы Быт человека. Для словообразовательных дериватов лексемы огонь наиболее важными являются семы цвет, нездоровье, высокая температура, война; для фразеологизмов, пословиц, поговорок и устойчивых выражений - семы война, опасность, свет, утилитарность; в контекстных употреблениях чаще всего реализуются семы сила, блеск, свет, яркость, уничтожительность.

Образ огня является наиболее ярким и многообразным в диалектной картине мира: только в диалектных словарях зафиксированы заговоры, фольклорные эпитеты, многочисленные уменьшительно-ласкательные наименования огня.

В дальнейшем представляет интерес сравнить концепт Огонь в картине мира русских с тем же концептом в картине мира другого народа, что позволило бы, с одной стороны, выявить общие, глубинные смыслы, лежащие в основе концепта и являющиеся наиболее древними, а с другой - оттенить своеобразие представления русских об огне, выявить признаки огня, значимые только для русского народа.

Примечания

БАС - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965.

МАС - Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981 - 1984. Т. 2. 1983.

ТСД - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1998. Т. 2.

РТС - Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: В 6 т. / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., Азбуковник, 1998-2000. Т. 1. 1998.

СРНГ - Словарь русских народных говоров. Вып. 22. Л.: Наука, 1987.

ТСУ - Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, АСТ, 2000. Т.2.

ТСВТ - Скуйбеда П. И. Толковый словарь военных терминов. М.: Воениздат, 1966.

Скачать архив с текстом документа