Концепции бухгалтерской финансовой отчетности России
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образованияМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
«Бухгалтерская финансовая отчетность»
Курсовая работа
На тему: «Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности России»
Выполнил(а):
студент(ка) гр. БЗ-22
Сергеева Н.В.
Проверил(а):
ст. преподаватель
Юшкова О.В.
Оценка ________ ___
Дата ______________
Подпись ___________
Пермь 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1. Цель подготовки и предоставление российской бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………….5
1.1. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность……………………5
1.2. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности……...6
2. Задачи подготовки и предоставление российской бухгалтерской (финансовой) отчетности………………………………………………………..9
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»……………………………………………………………………..11
3.1. Назначение ПБУ…………………………………………………….11
3.2. Содержание ПБУ …………………………………………………..12
3.3. Требование ПБУ……………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………24
Введение
Данные бухгалтерской финансовой отчетности становятся аргументом в диалоге при принятии финансовых решений. В какой бы форме не представлялась отчетность, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна своевременная, достоверная, правдивая, полная и сопоставимая информация. Проблему достоверности и прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности активно обсуждают в политических и деловых круга, на профессиональных форумах, страницах общеполитических и иных изданий. Необходимость разрешения этой проблемы определила направления современной реформы аудиторской деятельности в России.
Цель курсовой работы - рассмотреть концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности России.
Основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рассмотрение назначения и содержания положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»;
- выявление существенных сходств и различий между российской концепцией бухгалтерской (финансовой) отчетности и международными концепциями финансовой отчетности.
Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами и требованиями рыночной экономики.
Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. И это действительно так: в бухгалтерском учете и отчетности обобщаются результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были приняты во внимание многие положения и стандарты международного учета.
Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают ее ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете.
1. Цель подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Бухгалтерский учет и отчетность
Бухгалтерский учет и отчетность в условиях развитого рынка рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений, как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами. В толковом словаре русского языка дано определение системы как «целого, представляющего собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей», а информация интерпретируется как «сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо». Следовательно, бухгалтерская информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих средства и методы получения и преобразования информации о финансово-хозяйственном положении организации и результатах ее деятельности, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области формирования, распределения и использования ресурсов экономического субъекта. Она включает данные, обобщаемые в рамках финансового учета и предоставляемые внешним пользователям, а также сведения управленческого учета, закрытые для внешних пользователей и представляющие коммерческую тайну. Таким образом, финансовая отчетность признается разновидностью бухгалтерской отчетности, которая, в свою очередь, включает также внутрихозяйственную информацию, предназначенную для выполнения менеджментом компании своих функций.
Процедура формирования информации управленческого учета регулируется в рамках предприятия, поскольку и составители, и потребители данных совпадают. Внешние пользователи, опирающиеся в своих решениях на финансовую информацию, не имеют возможности повлиять на ее формирование, поэтому к внешней финансовой отчетности предъявляются определенные требования, реализуемые через регулирование при помощи законов, стандартов и прочих источников.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.
В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций в условиях рынка является формирование отчетных показателей для внешних пользователей. Поэтому бухгалтерская отчетность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчетности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации.
Кроме этого, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, необходима руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.
1.2. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности
Пользователями бухгалтерской отчетности являются заинтересованные физические или юридические лица в информации о деятельности той или иной организации. Каждая группа пользователей предъявляет спои требования к отчетности, поскольку на основе отчетной информации принимаются различные решения в отношении организации. Так как качество формируемой в отчетности информации зависит от стимуляции со стороны пользователей, важно классифицировать пользователей по различным признакам.
Наиболее важными критериями являются: отношение к хозяйствующему субъекту, страновая принадлежность, частота обращения к отчетности, наличие финансового интереса, зависимость от типа организации и соотношение ее целей и целей пользователей.
По отношению к хозяйствующему субъекту различают внешних и внутренних пользователей. Характеристика пользователей в зависимости от их взаимоотношений с организацией и их интересов представлена в табл. 1.1.
По критерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на отечественных и зарубежных. Зарубежные пользователи ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в их странах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Поэтому российская отчетность, как правило, не воспринимается ими как достоверная.
В зависимости от финансового интереса различают пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы и т.п.), с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупатели и др.) и без финансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовой информации и т.п.).
В зависимости от типа организации можно выделить пользователей, имеющих интересы на международных рынках; крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности; малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.
В зависимости от соотношения целей пользователей и целей организации следует выделить преимущественных и прочих пользователей. Так, для англо-американской учетной системы преимущественными пользователями являются инвесторы, для континентальной системы — кредиторы, для восточных стран, в том числе и России, — государственные контролирующие органы. Особенностью преимущественных пользователей является то, что они имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюся организацию: финансовый интерес; непосредственный контроль, обеспеченный системой санкций; общественное мнение.
По критерию частоты обращения к отчетности пользователи могут быть реальные и потенциальные. Реальные пользователи чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней своп требования, которые воплощаются в бухгалтерском законодательстве, учитываемом при составлении отчетности. В зависимости от силы потребности в бухгалтерской информации потенциальные пользователи превращаются в реальных.
Финансовая отчетность в максимальной степени должна удовлетворять интересы ее пользователей. Для этого необходимо четкое формулирование ее основной идеи, концепции. Концептуальная основа призвана обеспечить последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к финансовой отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета с информационными потребностями пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общие принципы и подходы к формированию данных (методологию) и технические приемы обработки и представления отчетной информации (методику учета). Взаимосвязь элементов концепции финансовой отчетности представлена на рис. 1 (см. Приложение 1).
2. Задачи подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности
Основными задачами учета и отчетности в РФ согласно Закону определены:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение сведениями, необходимыми внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В отечественной нормативной базе существует некоторая несогласованность в определении основного пользователя отчетности. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отдает предпочтение в этом вопросе прежде всего инвесторам, находясь, очевидно, под влиянием американской практики. Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 называют пользователями всех юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации. Направленность отчетности на удовлетворение интересов одной группы не отвечает требованию нейтрального представления и, ущемляя интересы прочих групп, может привести к снижению ее достоверности.
Среди перечисленных причин формирования финансовой отчетности задача информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы потребителей учетных данных играют определяющую роль в признании элементов отчетности. Такое признание основывается на трех базовых составляющих:
Качественные характеристики информации. Сводятся к определению требований к качеству формируемых данных и выступают своеобразным гарантом защиты интересов пользователей в принятии решений,
Общие принципы. Составляют основу методологии учета и
ориентированы на определение, признание и оценку элементов
финансовой отчетности.
Технические приемы. Представляют методический аппарат
учета, основанный па общих принципах и позволяющий посредством специального инструментария свести регистрируемые в
первичных документах данные в информационную систему, характеризующую финансовое положение фирмы и эффективность ее деятельности.
Таким образом, цель финансовой отчетности находится во главе концепции учета и отчетности и предопределяет методологию и методику формирования данных, поэтому совершенствование любого из элементов методического аппарата бухгалтерского учета должно осуществляться через призму интересов пользователей отчетности.
Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса, состоящего из четырех стадий (учетных процедур): первичная регистрация в документах, текущее отражение в регистрах аналитического и синтетического учета, обобщение в Главной книге и (или) оборотных ведомостях, и, наконец, заполнение форм отчетности.
3.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»
3.1. Назначение ПБУ
Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и от достоверности ее показателей зависит правильность принятия решений различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих юридических и физических лип, правила ее составления и представления регламентируются па законодательном уровне.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.
Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Законом дано определение бухгалтерской отчетности, под которой понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую па основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Вторая глава Закона о бухгалтерском учете устанавливает основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Третьей главой определен состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок публикации. В одном ряду с ним стоят другие нормативные правовые акты: законы (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах»), указы президента Российской Федерации, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности. Значимые нормативные акты первого уровня – кодексы Российской Федерации: Гражданский (ГК РФ), Трудовой (ТК РФ), об административных правонарушениях (КоАП) и Налоговый (НК РФ).
Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учету. Положения определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах бухгалтерского учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
3.2. Содержание ПБУ
Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
· типовых форм бухгалтерской отчетности;
· упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности;
· особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
· особенностей формирования отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
· особенностей формирования отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
· порядка публикации бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим основные разделы ПБУ 4/99:
· Общие положения;
· Определения;
· Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней;
· Содержание бухгалтерского баланса;
· Содержание отчета о прибылях и убытках;
· Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
· Правила оценки статей бухгалтерской отчетности;
· Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности;
· Аудит бухгалтерской отчетности;
· Публичность бухгалтерской отчетности;
· Промежуточная бухгалтерская отчетность.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в комплект годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
· бухгалтерский баланс (форма № 1);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
· отчет об изменениях капитала (форма № 3);
· отчет о движении денежных средств (форма № 4);
· приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
· пояснительная записка;
· итоговая часть аудиторского заключения.
Итоговую часть аудиторского заключения в обязательном порядке включают в состав годовой бухгалтерской отчетности организации, подлежащие обязательному аудиту.
Промежуточная бухгалтерская отчетность любой организации состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако по запросу заинтересованных лиц (например, собственника организации или банка, который рассматривает вопрос о выдаче кредита) организация может представить полный комплект отчетности.
Бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах се деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Основа достоверности бухгалтерской отчетности — соблюдение трех главных требований, предъявляемых к учетной политике хозяйствующего субъекта (п. 7 ПБУ 1/98):
1. полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности
в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности),
3. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (требование осмотрительности).
3.3. Требование ПБУ
Требование полноты реализуется па практике путем сплошного документирования хозяйственных операций. Требования к содержанию и Оформлению первичных документов установлены ст.9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, законом определено, что оправдательный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Указанное обстоятельство позволяет своевременно отражать факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, а затем в отчетности. Практическая реализация требования осмотрительности обеспечивается путем создания оценочных резервов организации в случае обесценения материально-производственных запасов, финансовых вложений, возникновения сомнительной дебиторской задолженности, а также в случае предполагаемого прекращения деятельности или возникновения условных фактов хозяйственной деятельности,
В целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Одним из таких случаев является составление годовой бухгалтерской отчетности.
Для обеспечения целостности бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). Отчетность, включающая показатели отчетов дочерних и зависимых обществ, называется сводной. Консолидированная отчетность включает показатели деятельности группы взаимосвязанных организаций.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного и достоверного представления о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, в бухгалтерскую отчетность могут быть включены дополнительные показатели и пояснения, не предусмотренные нормативными документами по бухгалтерскому учету. В исключительных случаях организация может отступить от требований ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если сформировать достоверную отчетность по установленным правилам не представляется возможным.
Содержание показателей и формы бухгалтерской отчетности раскрываются последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае несовпадения данных на начало отчетного периода с данными на конец предшествующего года, следует объяснить причину расхождений в пояснениях к отчетности.
В бухгалтерской отчетности приводятся показатели как минимум за два года — за отчетный период и аналогичный период, предшествовавший отчетному. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными отчетного периода, то первые подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности с указанием причин. Таким образом обеспечивается сопоставимость показателей бухгалтерской отчетности.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности. Существенным признается показатель, без знания которого невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств его возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.
При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора и формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Сопоставимость отчетных показателей обеспечивается за счет соблюдения в течение отчетного периода способов и приемов бухгалтерского учета, принятых в учетной политике (единство методологии).
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. Отчетным периодом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (требование отчетного периода). Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации юридического лица, включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
К бухгалтерской отчетности в России предъявляются особые требования по оформлению. Так, отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), с использованием типовых форм, рекомендованных Минфином России. При разработке самостоятельно форм бухгалтерской отчетности па основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, установленные в ПБУ 4/99. При отсутствии числовых данных показатели, предусмотренные в типовых формах бухгалтерской отчетности, могут не пропечатываться.
Данные в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков.
Порядок заполнения адресной (заголовочной) части форм бухгалтерской отчетности изложен в указанном приказе. Каждая форма бухгалтерской отчетности подписывается руководителем и главным бухгалтером и должна содержать в адресной части ряд данных.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Если в отчетности присутствуют отрицательные показатели и показатели, которые должны вычитаться при подсчете итоговых данных, то их необходимо показывать в круглых скобках (например, показатель «Непокрытый убыток» в бухгалтерском балансе или показатель «Себестоимость продукции (работ, услуг)» в отчете о прибылях и убытках).
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (требование адресности). Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством. Например, обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций установлена НК РФ. Указанным пользователям организация обязана предоставить по одному экземпляру бесплатно. Остальные пользователи могут ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять в установленные сроки (требование срочности) бухгалтерскую отчетность:
квартальную — в течение 30 дней по окончании квартала;
годовую — и течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством.
Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года. Если дата представления бухгалтерской отчетности попадает па выходной или праздничный день, то она переносится на следующий после него рабочий день.
Отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Закон о бухгалтерском учете предусматривает два формата представления отчетности: бумажный и электронный.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.
Методика учета и отражения и отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в ред. от 07.05.03 № 38н);
О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н);
Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20.05.03 № 44н);
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от30.12.96, в ред. от 12.05.99 № З6н);
Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 № 49) и др.
К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.
При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компании, таких, как события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности.
Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.
Заключение
В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций в условиях рынка является формирование отчетных показателей для внешних пользователей. Поэтому бухгалтерская отчетность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчетности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации.
В принципе российские отчеты соответствуют международным, если отчет составляется методом начисления. Однако, некоторые балансовые счета российской системы учета не поддаются соотнесению к международным стандартам в зависимости от положительного или отрицательного сальдо, как, например, балансовый счет 98 Доходы будущих периодов. Поэтому подготовка балансового отчета, отвечающего GAAP на базе российских счетов, обеспечивается при ведении главной книги, проводок и журнальных записей по международным стандартам. В соответствии с международными стандартами, затраты необходимо начислять даже при отсутствии первичных документов в отчетном периоде, к которому они относятся, а при составлении финансовой отчетности делается допущение непрерывности деятельности фирмы. Учетная политика, принимаемая в российских фирмах, исходит из того, что предприятие свои обязательства будет погашать в будущем и отсутствует намерение ликвидации, хотя это нередко не соответствует действительности. Многие требования российских стандартов учета и отчетности совпадают с международными за некоторым исключением, однако они выполняются формально потому, что отчетность, в основном, составляется для налоговых органов, которые навязывают предприятиям небухгалтерские методы формирования отчетности. Отчетность же зарубежных фирм составляется для внешних заинтересованных партнеров, инвесторов.
Переход нашей страны к рыночной экономике ведет к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности, подготовке информации в стандартах МСФО и GAAP. Американский и европейский опыт бухгалтерского дела имеет прикладное значение в привлечении инвестиций в российскую экономику и большое методологическое значение для совершенствования финансового учета в России по стандартам GAAP и МСФО.
Список используемой литературы
1. Кондраков, Н.П.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008
2. Тумасян, Р.З.Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие/ Р.З. Тумасян. – 5-е изд. - М.: НИТАР АЛЬЯНС, 2008
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. М: ГроссМедиа, 2009.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.:ИНФРА-М, 2009
5. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изм..) [Текст] // Все положения по бухгалтерскому учету. -М.: ГроссМедиа, 2009
6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на средне срочную перспективу: одобрена приказом Минфина РФ, 2009.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: утв. приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (с изм.) // Все положения по бухгалтерскому учету. - М.: ГроссМедиа, 2009
8. Новодворский, В.Д. Бухгалтерская отчетность организации [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2008
9. Ларионов, А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность [Текст] / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло. – М.: Проспект, 2009