Концепция эмоций Л.М. Веккера как основа для изучения влияния искусства на человека
СОДЕРЖАНИЕ: Опубликовано в: Культурологические исследования 005. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. С.42-48. О.И.Даниленко КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Л.М.ВЕККЕРА КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКАОпубликовано в: Культурологические исследования 005. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. С.42-48.
О.И.Даниленко
КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Л.М.ВЕККЕРА КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА
Проблема влияния искусства на человека привлекала внимание мыслителей еще со времен Аристотеля. Философы, художники и специалисты разных областей знания наблюдали, описывали и исследовали эффекты и механизмы такого влияния. Результатом стало бесчисленное множество текстов, содержащих тонкие наблюдения и изощренные интеллектуальные конструкции, а с развитием научной психологии – проведение и анализ эмпирических исследований. При этом все, кто всерьез размышлял об этом предмете, отмечали его сложность и неисчерпаемость. По-видимому, следует смириться с тем, человек никогда не сможет раскрыть все тайны воздействия на него произведений искусства: слишком сложны участники и механизмы этого процесса. Однако он никогда не откажется от соблазна исследовать них.
Причина этой настойчивости - не только любознательность. У этих исследований имеется и весьма практическая сверхзадача: постараться найти научное обоснование уже существующим методам психологической помощи людям средствами искусства и отыскать резервы, которые существуют в этой сфере психотерапии и психопрофилактики. Известно, что одной из важнейших функций культуры является защитно-адаптивная. Она проявлялась, в частности, в том, что произведения народного и профессионального искусства помогали людям переживать трудные жизненные ситуации, укрепляли их душевные силы, необходимые для повседневной жизни и для встречи с экстраординарными событиями. Современные исследователи выявляют, в частности, психопрофилактический потенциал фольклорных текстов народной и профессиональной музыки, литературных произведений, изучают психологических механизмы такого влияния. В процессе этих исследований сделано немало важных открытий. Одно из условий дальнейшего прогресса в этой области состоит в том, чтобы положить в основу таких изысканий прочный фундамент теоретической психологии.
Одной из наиболее глубоких и всесторонних концепций, составляющих золотой фонд в отечественной науки, является теория психических процессов, созданная Л.М.Веккером. Раздел ее, посвященный эмоциям, содержит много положений, позволяющих понять закономерности возникновения эмоциональных реакций при восприятии художественных произведений. К сожалению, теоретическая насыщенность и сложность текста затрудняют его понимание, и теория Веккера до сих пор остается недостаточно освоенной в прикладных исследованиях. Задача данной статьи состоит в том, чтобы выделить некоторые идеи Веккера об эмоциональных процессах, имеющие непосредственное отношение к проблеме восприятия произведения искусства.
Обратим внимание на то, что в трудах Веккера нашло воплощение метотдологическое положение, столь важное для Санкт-Петербургской психологической школы, а именно, признание многоуровневости психологических проявлений человека и их взаимосвязи. Эта общая идея конкретизируется, в частности, в следующем утверждении. Произведение художественной культуры оказывают влияние на эмоциональное состояние человека посредством совокупности психологических механизмов, обслуживающий различные уровни функционирования психики, причем результаты этого влияния интегрируются, создавая общий эффект воздействия.
Продуктивность концепции Веккера для анализа влияния произведения искусства на человека состоит в том, что в ней эмоциональные процессы, переживаемые человеком под влиянием какого-либо воздействия, представлены, с одной стороны, дифференцированно, а, с другой стороны, интегрируются в некую целостность, несущую на себе отпечаток его индивидуальности. Только опираясь на такую дифференцирующую и интегрирующую модель, мы можем рассчитывать приблизиться к пониманию воздействия на человека столь сложного по своему внутреннему устройству феномена, как художественное произведение.
Для того, чтобы облегчить читателю восприятие текста, представим его в виде тезисов. Все ссылки на работу Веккера даются по издению:Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.
1.По Веккеру, «эмоции…являются непосредственным отражением отношений субъекта к объекту» (с.70). Непосредственностьэмоционального отражения отличает его от отражения отношений, которое происходит в ходе интеллектуальных процессов, совершаемых посредством операционно-символических действий. В процессе эмоционального реагирования состояние субъекта дано ему в его непосредственном чувственном переживании (с.66.). Таким образом, психической реальностью здесь является непосредственный внутренний опыт (с.75), и, значит, по отношению к эмоциональному переживанию адекватным способом познания является интроспекция. А поскольку авторы художественных произведений фиксируют в них переживания героев, художественные произведения Веккер рассматривает как важный источник знания об эмоциях.
2. Рассматривая эмоцию как гештальт, Веккер выделяет в ней два компонента: «психическое отражение объекта эмоции и психическое же отражение состояний ее субъекта-носителя» (с.69). Веккер настойчиво подчеркивает, что эмоция включает в себя отображение ее объекта, и беспредметные эмоции являются фикцией. «Эмоция … полностью лишенная когнитивного компонента… утрачивает свое специфическое качество психического отображения субъекта к объекту и превращается в интерорецептивное сенсорное образование» (с.68-69). Отображаться же объект эмоции может посредством самых разных когнитивных процессов «начиная с интерорецептивных ощущений как сенсорного корня эмоций и кончая концептуальным мышлением» (с.66). Это позволяет дифференцировать эмоции по способу отображения их объекта. Более того, поскольку когнитивные процессы выстраиваются в иерархию (по формам организации и уровням обобщенности), соответственно иерархически могут быть классифицированы и эмоции. Веккер указывает следующие уровни эмоциональных процессов: чувственный тон ощущений различных модальностей; чувственный тон перцептивных образов и вторичных образов (представлений) также разных модальностей (сюда он относит, и «простейшие формы эстетических переживаний», отмечая в то же время, что их «более сложные формы … принадлежат к более высоким уровням организации когнитивного компонента эмоциональных процессов» (с.149) ); интеллектуальные эмоции, «когнитивный компонент которых связан по преимущественно с мыслительной деятельностью» (с.150); и, на вершине иерархии, нравственные переживания, «когнитивный компонент которых имеет сложную структуру, заключающую в себе психическое отражение объективной иерархии социальных ценностей» (с.150). Понятно, что художественный нарратив, обладая сложной структурой, способен вовлечь в эмоциональное переживание разные когнитивные процессы и, соответственно, разные уровни когнитивного компонента эмоций.
3.Помимо отражения объекта эмоции, эмоциональный гештальт включает в себя отображение состояний человека - субъекта психической деятельности. Опираясь на представление об иерархии психических образований, присущих человеку, Веккер выстраивает иерархию эмоций. В основании ее лежит уровень эмоций, связанных с удовлетворением телесных потребностей человека. Выше располагаются промежуточные уровни, полный перечень которых, как он полагает, на данном этапе развития психологической науки составить невозможно в силу того, что не исследованы промежуточные уровни носителей психических свойств и состояний. Сюда, как считает Веккер, могут быть отнесены эстетические и интеллектуальные эмоции, а также эмоции, связанные с успехом или неуспехом деятельности. На высшем же уровне располагаются нравственные переживания: именно в них проявляется личность как целостный психический субъект (с.151). При этом разные пласты иерархической системы, начинающиеся с элементарных эмоций, общих у человека с животными, а завершающиеся высшими формами нравственных чувств человека в интегральной структуре субъекта переплетены и взаимно замаскированы (с.59). Если мы хотим исследовать, как меняется эмоциональное состояние человека под влиянием художественного текста, нам придется учитывать все его уровни как психического субъекта и, соответственно ( в идеале) , все уровни субъектного компонента эмоций.
4.Веккер неоднократно обращает внимание на то, что разные уровни отражения объекта эмоции (когнитивный компонент), с одной стороны, и субъекта эмоции (субъектный компонент), с другой стороны, взаимосвязаны между собой. Это влияет на итоговую эмоцию: «Так, например, эмоциональный чувственный тон простейшего ощущения может переживаться существенно по-разному, в зависимости от того, является ли его ближайшим субъектом исходный соматический носитель … или личность как целое» (с.152). Ввиду особой важности для нас этого положения, приведем достаточно большую цитату, в которой оно раскрывается подробнее. «… Целостная эмоция, имеющая одно и то же предметное содержание, то есть относящаяся к одному и тому же объекту, на разных уровнях иерархии ее субъектного компонента может иметь различные вариации субъектно-объектной направленности. Один и тот же когнитивный компонент эмоции может по-разному соотноситься с ее субъектными компонентами, расположенными на разных уровнях иерархической организации носителя. Особенно демонстративно об этом свидетельствует жизненный и художественный опыт чрезвычайно противоречивых эмоциональных отношений к одному и тому же человеку. Он может вполне адекватно отвечать потребностям одного из уровней иерархической организации субъекта эмоций как целостной индивидуальности и радикальным образом не отвечать потребностям какого-либо другого уровня. Поэтому равнодействующая, которая определяет итоговый знак эмоции,… является результатом интегрирования и выявления доминирующих соотношений в иерархической системе уровней субъектов-носителей, взятой как целое» (с.148). Очевидно, что художественное произведение, будучи весьма сложным структурным образованием, может вызывать столь же противоречивые эмоции, как и человек. Объяснить это явление позволяет отмеченный Веккером момент: сложная взаимосвязь оценок, которые дают одному и тому же проявлению произведения разные уровни нашей индивидуальности.
5.В весьма кратком, но содержательном анализе эмоционально-нравственного гештальта, Веккер показывает, что оно предполагает разведенность и адекватную инвариантную соотнесенность уровней иерархии социальных ценностей как на когнитивном, так и на субъектном полюсах эмоционального гештальта. «Такова, например, разведенность и адекватная соотнесенность интеллекта как парциального носителя интеллектуальных чувств и личности как интегрального носителя нравственных переживаний» (с.153). Опираясь на это положение, мы можем говорить о нравственной оценке наших переживаний по поводу разных произведений. Так, зрелище, создающее сильные положительные эмоции на уровне интеллектуальной вовлеченности (например, разгадывание детективной интриги), но вызывающее глубокую наприязнь с точки зрения идейных установок, вызовет специфическое эмоционально-нравственное переживание (которое, как можно предполагать, будет зависеть от системы ценностей данного человека).
6.Поскольку предметом нашего интереса в конечном итоге является воздействие художественного произведения на эмоциональное состояние, для нас важны эмпирические характеристики эмоциональных процессов. Веккер выделяет по три, как он их называет, первичных и вторичных характеристики эмоций. Первичные характеристики – общие для эмоций и других психических процессов, вторичные – специфичны для эмоций. Кратко раскроем их. Заметим, что Веккер, раскрывая эти характеристики эмоций, неизменно ссылается на эмпирические исследования, которые проводил в своей лаборатории В.Вундт.
6.1.Временно-пространственная структура. Связь эмоциональных реакций с длительностью и ритмизованностью стимулов была зафиксирована в экспериментах, осуществленных в лаборатории Вундта. При этом было показано, что длительность и ритм стимулов влияют на то, испытывает ли человек удовольствие или неудовольствие при их восприятии, иными словами, на знак его эмоционального переживания. Тайна эмоционального воздействия музыки», как пишет Веккер, по-видимому, теснейшим образом связана с ее временной организацией (с.97). Влияет восприятие ритма на эмоциональное состояние человека и в процессе восприятия сценического представления. Веккер подтверждает это наблюдение ссылкой на авторитет К.С.Станиславского, который говорил о важности темпоритма пьесы или роли для эмоционального самочувствия артиста (с.97-98).
6.2.Модальность. Веккер показывает тесную связь эмоциональных реакций с модальными характеристиками стимулов, также ссылаясь на классические исследования Вундта. Тот подробно описывал слуховые и зрительные модальные характеристики соответствующих эмоциональных процессов. Особое внимание Вундт обращает на звуковысотные и тембровые характеристики звука в возникновении различных эмоций. Анализируя влияние цвета на эмоциональное состояние человека Вундт вспоминает слова Гете о том, что смотрящий через цветное стекло человек как бы отождествляет себя с цветом, и его глаз и дух настраиваются в унисон (Вундт В. Основания физиологической психологии.-М., 1880.- С.503). (цит. по: Веккер Указ соч., с.112).Веккер замечает, что именно на связи эмоциональных состояний с различными цветовыми характеристиками основаны появившиеся впоследствии приемы цветового тестирования эмоций (с.112).
6.3.Интенсивность. Зависимость эмоциональной реакции от интенсивности стимула была подтверждена в лаборатории Вундта. Было показано, что зависимость эта выражается в форме кривой, имеющей точку перегиба. Веккер цитирует слова Вундта, который утверждал, что эта закономерность имеет общее распространение: «Умеренное обладание благами составляет самое благоприятное условие для чувства счастья» (Вундт В. Основания физиологической психологии.-М., 1880.- С496) (цит. по: Веккер Указ соч., с.118).
6.4.Двухкомпонентность. Эта характеристика вытекает из самого определения эмоции, которое формулирует и обосновывает Веккер. Двухкомпонентность эмоций проявляется в эмпирически полученных фактах о том, что эмоция зависит, с одной стороны, от того, как отражает человек ее предмет, а, с другой, того, каково состояние субъекта. Характер же отношения субъекта к предмету эмоций, как замечает Веккер, определяются его потребностями (с.121). Рассматривая влияние художественного произведения на человека, нам следует учитывать и то, что именно в этом произведении воспринимает человек, и то, какие потребности актуализированы в начале и в процессе этого восприятия.
6.5.Двузначность. Переживание положительных и отрицательных эмоций как элементарный феноменологический факт основывается на том, удовлетворена или нет потребность, породившая эмоцию (с. 125). Восприятие того или иного произведения сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями. Понять причину той или иной реакции мы можем, лишь проанализировав динамику соответствующей потребности, а точнее совокупности потребностей, актуализированных при восприятии произведения.
6.6.Обобщенность. Суть эмоционального обобщения, по Веккеру, состоит в том, что человек может одинаково относиться к различным, но сходным объектам. Эта характеристика вытекает из определения эмоций как отражения отношений субъекта к объекту; отношение же может оставаться неизменным и при изменении его членов. При этом опыт свидетельствует о том, что отрицательные эмоции характеризуются большей конкретностью, а положительные - обобщенностью (в частности, это проявляется в большем разнообразии слов, которыми обозначаются отрицательные эмоции, нежели положительные). Однако Веккер полагает, что этот вывод был сделан в отношении субъектного компонента эмоционального гештальта (с.133). Когнитивный же компонент положительных эмоций может быть не менее конкретным, нежели отрицательных. Отсюда понятно, как Веккер объясняет богатство и высокую эмоциогенность художественного воплощения эмоций: «на основе тонкой и богатой интроспекции и интуиции художнику удается продвигаться к изображению глубоко индивидуально-субъектных компонентов эмоциональной структуры через изображение ее когнитивно-предметных компонентов, которые по самому смыслу дела являются существенно более интерсубъективными» (с.135). Таким образом, рисуя различными художественными средствами картину как бы внешних событий и явлений художник способен передать эмоциональное состояние своего персонажа и заразить им читателя или зрителя.
7. Излагая свою концепцию эмоций, Веккер признает ее ограниченность, которая обусловлена недостаточной разработанностью представлений о внутренней организации субъекта эмоций. Отношение человека к тому или иному объекту определяется его потребностями – утверждая это, Веккер примыкает к традиции, сложившейся в психологической науке. То, какая именно эмоция переживается человеком, зависит от характера потребности, ее интенсивности, степени удовлетворения или неудовлетворения - это положение явно или неявно присутствует, вероятно, в подавляющем большинстве психологических теорий эмоций. Потребности человека, по Веккеру, образуют определенную иерархию. Основу ее составляют телесно-соматические потребности. Собственно психологический же уровень системы потребностей остается неразработанным в современной науке: «тем самым остается неясной и структура субъектного компонента двухкомпонентной структурной формулы эмоций» (с.69). Хотя эти строки написаны почти двадцать пять лет назад, к сожалению, ситуация в психологии личности мало изменилась, и мы по-прежнему не имеем общепризнанной концепции структуры человеческих потребностей. По-видимому, выход состоит в том, чтобы опереться на ту теорию, которую исследователь найдет наиболее обоснованной на данном этапе развития науки.