Концепция разделения властей Дж. Локка

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Введение ….3 Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка » …..5 Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »…………………..5

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона

Локка»………………………………………………………………….....7

Заключение……………………………………………………………….10

Библиография…………………………………………………………….11

Введение.

Тема данной работы – « Концепция разделения властей Джона Локка» - является актуальной, так как идея разделения государственной власти на отдельные, но взаимосвязанные ветви, впервые выдвинутая Джоном Локком и продолженная его последователями, является характерной особенностью всех правовых государств. Помимо этого, теория разделения властей – это итог многовекового развития государственности, поиска механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности власти, правящей в тот или иной период. В истории существует закономерность, что любая форма правления в государстве оказывает существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих. Поэтому существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых, занимающихся изучением той или иной формы государственного устройства, в том числе и формы разделения властей.

Проблема разделения властей в государстве была изучена многими историками и правоведами, к работам которых я обратилась при обзоре данной темы. Это: Барнашев А. М. « Теория разделения властей: становление, развитие, применение », Заиченко Г.А. « Джон Локк », Тихомиров Ю. А. « Власть в обществе: единство и разделение », государственном управлении ». Каждый из перечисленных авторов со своей точки зрения рассматривал данную тему. Особенный интерес проявлялся к анализу идеи разделения властей и ее основных принципов, сохранивших свое существование и применение до настоящего времени.

Главным источником, на основе которого построена данная работа, является « Два трактата о государственном правлении », написанная Джоном Локком в 1689 году. Эти трактаты – итог многолетней работы Локка и часть более широко задуманного им труда, который так и не дошел до печати.

«Два трактата о правлении» являются главным сочинением Локка по социально-политической философии и вместе с тем главным социологическим произведением последнего периода английской революции, в котором сформулированы основные принципы социально-политического устройства нового, буржуазного общества. « В трактатах содержатся критика патриархально-абсолютистской концепции собственности и власти и теория происхождения частной собственности из труда, а государственной власти, которая призвана защищать естественные права людей,— из общественного договора. В этом сочинении Локк впервые выдвигает концепцию разделения властей и создает общую концепцию государственного управления, осуществляемого на началах парламентарной монархии »[1] . Над трактатами Локк работал более десяти лет. Первый трактат был написан в 1680 г., работа над вторым трактатом охватывает период с 1679 по 1689 г. Трактаты вышли анонимно в Лондоне в 1690 г. В 1694 г. появилось второе, исправленное издание, в 1698 г.— третье. В 1691 г. в Амстердаме вышел французский перевод «Двух трактатов о государственном правлении», сделанный с первого английского издания.

Целью исследования данной работы является рассмотрение и анализ роли теории разделения властей в сфере государственного устройства и управления.

Основными задачами исследования являются следующие:

· Рассмотреть политические взгляды Джона Локка;

· Рассмотреть основные идеи его концепции разделения властей.

Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка ».

Британский педагог и философ Джон Локк (1632 – 1704) считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Будучи теоретиком естественно – правовой школы, Локк трактовал естественное состояние общества как состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Основы социально - политической концепции Джона Локка содержатся в « Двух трактатах о государственном правлении ». Первый трактат был посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй содержит теорию конституционной парламентарной монархии. Также в произведении « Два трактата о государственном правлении » Джон Локк изложил свою концепцию естественного права. Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о естественном состоянии.

В естественном (догосударственном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный свободный закон, закон природы. Выражением естественного равенства Локк считает готовность людей следовать разумным природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяется посредством разума - что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, является основой мира и безопасности для всего человечества. И человек, в соответствии с требованием разума, находясь в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность - стремится не навредить другому.

Естественное состояние это - «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью»[2] , « состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».[3] . Защита закона природы и претворение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого отдельного человека.

Свобода мнений, по Локку, есть неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

Требование « воздать каждому свое, его собственное » Локк обозначает как основное право - право на собственность. Под собственностью Локк понимает не только экономические нужды, но и жизнь, свободу, а также стремление к счастью. Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания, полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Он полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого – собственники. Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество.

Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону - естественному праву.

Локк считал, что для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно их обеспечивать. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, использовать общественные силы для применения этих законов, взаимодействовать с другими государствами. А поскольку само государство создано для гарантии естественных прав, то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для них проистекает из привилегий, особенно, если они принадлежат носителям власти.

Локк полагал, что государственная власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана осуществлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и уполномоченных на то судей. Но главное заключается в том, чтобы организация самой власти гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда вытекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и федеративную.

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка».

Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов».

По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных.

« Законодательная власть- это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ». [4]

« Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что совершенно необходимо для того, чтобы он стал действительно законом ».[5]

Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей.

Джон Локк также отмечал определенные особенности законодательной власти. « Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ». [6]

Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это « …во-первых, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ».[7]

Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. « Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ». [8]

Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. « Существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по отношению к остальной части человечества они составляют одно целое. …Отсюда следует, что все споры, которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с теми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной ».[9]

Несмотря на то, что исполнительная и федеративная власти в действительности отличаются друг от друга, эти два вида власти почти всегда объединены. Федеративная власть имеет огромное значение для государства, поэтому она должна основываться на благоразумии и мудрости тех, в чьих руках она находится, с той целью, чтобы быть направленной на благо всего общества.

Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. В соответствии с этим форма государства определяется тем, в чьих руках сосредоточена законодательная власть.

По Локку, формой правления будет демократия, если законодательная власть находится в руках самого общества; если она находится в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия; если же в руках одного лица, тогда это - абсолютная монархия; если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана лицу пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Согласно теории Локка, абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть (демократическая форма государственного устройства), построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан.

Заключение.

Политическое учение Локка имело большое значение. Особенно широкое распространение имела его теория естественных неотчуждаемых прав человека. Обоснование естественных прав, выражавшее идеи свободы, равенства и собственности принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование теории разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие, ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма. Наконец, стремление ограничить деятельность государства, кладет начало идеям правового государства.

Говоря о политических воззрениях Джона Локка, следует отметить, что в его концепции естественных прав человека наиболее ярко выражена идея гуманистического начала его политико-правового учения. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк называл мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века.

Особое значение имеет разработанная Локком теория разделения властей, которая нацелена на то, чтобы предотвратить возвышение одной власти над другими, утверждение неограниченной государственной власти над обществом. Важно отметить, что концепция предусматривает систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую повышение эффективности механизма власти.

Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения прав и свобод человека, государственной стабильности. Все системы институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Барнашев А. М. « Теория разделения властей: становление, развитие, применение », Томск, 1988.

Д. Локк « Два трактата о правлении», Сочинение в 3-х томах. Москва, 1988.

Заиченко Г.А. « Джон Локк », Москва, 1988.

История политических и правовых учений, учебник под редакцией

О. Э. Лейста, Москва, 1997.

Тихомиров Ю. А. « Власть в обществе: единство и разделение », государственном управлении », Москва. 1963.


[1] Питер Ласлетт « Джон Локк. Два трактата о государственном правлении: критическое издание», Кембридж,1960.

[2] Дж. Локк « Два трактата о правлении», сочинение в 3-х томах, Москва, 1988., с.31

[3] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.31

[4] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.47

[5] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.48

[6] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.51

[7] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.52

[8] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.52

[9] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.56

Скачать архив с текстом документа