Концепция сверхчеловека Ф. Ницше
СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Контрольная работа по дисциплине “Проблема человека в философии” на тему: “ Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше”.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольная работа
по дисциплине “Проблема человека в философии”
на тему: “ Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше”.
План
Введение.
1. Трагизм смерти и трагизм судьбы. Формирование
личности Ницше и его философии.
2. Философия «мятежного духа». Этапы творчества.
3. Певец Заратустры. Концепция «сверхчеловека» и человека.
3.1. «Так говорил Заратустра». История книги.
3.2. Изначальная идея книги – теория вечного возвращения.
3.3. Переоценка ценностей и образ Сверхчеловека.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые называют его чудовищем, другие же гением, но нет таких людей, которые бы при изучении творчества Ницше, остались к нему равнодушны.
Разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.
К сожалению, философия Ницше была воспринята некоторыми людьми слишком однобоко или в искажённом варианте, что привело к ломке в сознании людей и возникновению ряда личностей, крайне радикально настроенных по отношению к другим. Какие только ярлыки ни вешали на него последователи различных политических течений; как только ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, “настольная книжка для Гитлера”, враг всего человеческого, но чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа. Многогранная и противоречивая философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией его болезненного гения.
1. Трагизм смерти и трагизм судьбы. Формирование личности Ницше и его философии.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности.
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в бедной деревушке Рёккен, расположенной на границе Пруссии и Саксонии. Его отец был выходцем из духовной семьи, дед и прадед преподавали богословие, мать его была внучкою и дочерью пасторов. Будущий ниспровергатель христианства, как это нередко случалось в истории своим появлением на свет обязан проповедникам и хранителям основ ненавистной ему религии.
Когда Фридриху было 4 года, умер его отец, последний год жизни которого был омрачен безумием. Ранняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Ницше, образ умершего отца никогда не оставлял его.
Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На сей раз ее жертвой стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который видел накануне:
Я слышал в церкви погребальные звуки органа. Пока я пытался понять, в чем дело, одна из могил внезапно вздыбилась, из нее поднялся мой отец в саване. Он поспешил в церковь и быстро вернулся с маленьким ребенком на руках. Вновь приоткрылся могильный холм, он влез внутрь, и крышка гроба захлопнулась. Тотчас смолкли мощные звуки органа, и я проснулся. На следующий день Йозефхену внезапно стало плохо, начались боли и судороги, и через несколько часов он умер. Мой сон сбылся полностью.
Небытие оказывается одной из самых глубоких и страшных бездн, открывшихся душевному взору ребенка. Трагический эпизод детства бросает роковую тень на жизнь и судьбу мыслителя, и все последующие годы Ницше проходят под знаком скрытой, беспощадной борьбы живой души с мертвящим холодом накрывшей ее тени смерти.
Весной 1850 г. семья перебралась в старинный Наумбург. Фридрих, которому еще не было и шести лет, пошел учиться в мужскую народную школу. Серьезный, немного замкнутый и неразговорчивый мальчик, с вьющимися белокурыми волосами и унаследованными от бабушки прекрасными, хотя и близорукими голубыми глазами, чувствовал себя в школе неуютно и одиноко. Его мягкие манеры и рассудительность, вежливый тон вызывали постоянные насмешки над маленьким пастором, как его окрестили одноклассники. Забавляло их и то глубокое чувство, с которым Фридрих декламировал отрывки из Библии и духовные гимны. Такая отчужденность Фридриха от коллектива сохранилась навсегда. Была ли она защитным панцирем легкоранимого и застенчивого характера или нет, но чувство одиночества стало его спутником на всю жизнь.
Он был не только серьезным, но и уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром.
Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и спешил в гимназию.
Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали классики - В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и Ф. Мендельсон, Л. ван Бетховен и И.С. Бах. В современной же музыке Г. Берлиоза или Ф. Листа он не находил ничего, способного взволновать человека. Тех же людей, которые презирали музыку. Ницше рассматривал как бездуховных тварей, подобных животному.
Осенью 1858 г. мать Фридриха получила письмо, где ее сыну как необычайно одаренному мальчику предлагалось место в Пфортской школе. Предложение было лестным, ибо Пфорта являлась одним из самых престижных учебных заведений в Германии. Среди ее выпускников были такие блестящие умы, как знаменитые романтики братья Ф.А. и В. Шлегели и Новалис (псевдоним Ф. Гарденберга), поэт и драматург Ф.Г. Клопшток, известный философ И. Г. Фихте, крупнейший историк Л, Ранке. Понятно, что польщенная мать с радостью согласилась. Проведший детство в тепличном женском окружении, Фридрих вступил в иной, более суровый мир интерната.
Не складывались отношения Ницше с воспитанниками. Они видели интеллектуальное превосходство однокашника, осыпали его насмешками, их раздражало равнодушие Ницше к тем маленьким радостям, которые приносили экскурсии, обычно заканчивавшиеся кружкой доброго пива или бокалом вина в одном из многочисленных ресторанчиков, располагавшихся по тенистым берегам Заале. Лишь с пасторским сыном из Рейнланда Паулем Дейссеном у Фридриха возникла дружба на почве общей любви к древнегреческой литературе, особенно к Анакреону, и намерения изучать после окончания школы теологию в Боннском университете.
В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте. По желанию матери Фридрих поступил в Боннский университет на теологическое отделение.
После почти казарменных порядков Пфорты их полностью захватила вольная и безалаберная студенческая жизнь, пирушки и обязательные поединки на рапирах. Но очень быстро Ницше остыл к развлечениям и все чаще стал задумываться о переходе на отделение филологии, что и сделал осенью 1865 г. Он занимался в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля и той же осенью перевелся в Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника.
Третий семестр Ницше начал, как начинают совершенно новую жизнь. Он твердо выбрал филологию, хотя понимал, что для склада его ума и характера узкая специализация мало подходила. Философское мышление еще не завладело разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные импульсы для его последующей жизни и творчества. Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь одном.
Возросший интерес Ницше к философии и стремление расширить познания в этой области не направили его, однако, наиболее естественным путем. Он не стал посещать лекции по философии в университете; страстные выпады Шопенгауэра против философов на университетских кафедрах и личные впечатления от жалких философов Боннского университета отвратили Ницше от официальных преподавателей этой дисциплины. С тем большей жадностью набросился он на оригинальную философскую литературу.
Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии, но преподавание в университете довольно скоро начало тяготить Ницше так же, как и уютная мещанская атмосфера Базеля. Его все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой он находил в дружбе с Вагнером, в дом которого Ницше стремился при любой представившейся возможности, благо от Базеля до Люцерна всего два часа езды. Погружение в возвышенный мир искусства во время частых приездов в Трибшен, очаровательная жена Вагнера Козима разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в Базеле. Это вызывало у Ницше отвращение к филологии и науке вообще.
Ницше страстно любил Вагнера, но поссорился с ним после написания оперы Парсифаль, которая показалась Ницше слишком христианской и слишком полной самоотречения. После ссоры он жестоко ругал Вагнера, и даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей. Однако, общее мировоззрение Ницше оказалось очень схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле Кольцо Нибелунгов.
Осознанно Ницше не было романтиком; действительно, он часто резко критикует романтиков. Осознанно его мировоззрение было эллинским. Несмотря на то, что Ницше критикует романтиков, его мировоззрение многим обязано им: это аристократический анархизм байроновского типа, и никто не удивится, узнав, что Ницше восхищался Байроном. Ницше пытался соединить два рода ценностей, которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая гордость; с другой стороны он любит философию, литературу, искусство, особенно музыку.
Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.
Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Например, он делает это, употребляя слова добро и зло в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге По ту сторону добра и зла он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро.
С 1876 г. и всю жизнь Ницше страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его Утренняя заря (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
В 1873—1876 гг. Ницше пишет «Несвоевременные размышления». Вскоре он порывает отношения с Вагнером (который из «гения» превращается в «шута». Увеличивается дистанция и с Шопенгауэром, что видно из работы «Человеческое, слишком человеческое» (1878).
В 1879 г. Ницше прекращает преподавать по состоянию здоровья, начинаются годы странствий по Швейцарии, Италии, Франции. В 1882 г. вышла в свет «Веселая наука», где философ говорит о новой судьбе человечества. В Генуе, где была написана работа, он впервые услышал «Кармен» Бизе, которая, как ему показалось, воплотила «иную чувственность, иной покой... какую-то фатальность, счастье мимолетное и беспощадное». В 1882 г. Ницше познакомился с двадцатичетырехлетней русской девушкой Лу фон Саломэ. Влюбленный философ тут же решил жениться, но Лу предпочла друга и ученика Ницше — Пауля Рэ. Не обошлось и здесь без рокового участия сестры Элизабет, ставшей между братом и невестой.
В Рапалло (Италия), где с 1883 г. живет Ницшепо рекомендации врачей, он создает одну за другой свои лучшие работы: «Так говорил Заратустра» (которую закончил два года спустя, в 1885-м), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888). В Турине, увлекшись творчеством Достоевского, он начал свою последнюю работу — «Воля к власти», но не закончил ее.
В ноябре 1888 г. (в других источниках – в нач. января 1889 г.), Ницше постигло безумие, которого так всегда страшился, помня о трагической судьбе своего отца (многие исследователи утверждают, что вобще последние 11 лет жизни философ был в состоянии помутнения рассудка).
Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 г., даже не узнав об успехе книг, изданных им за собственный счет. В это время к Ницше приходит европейская слава, но уже слишком поздно…
У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.
«Я знаю свою судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили. Я не человек, я динамит. Я опровергаю все, как никто и никогда не опровергал, и все же я — антитезис негативного духа... И вместе с тем, я еще и необходимым образом — человек судьбы. В самом деле, когда правда вступает в борьбу с веками преступлений и лжи, земля сотрясается в конвульсиях, которые нам и не снились. Концепция политики похожа на поле брани, все формы власти старого общества взлетели в воздух, ибо основывались на лжи. Грядут войны, каких еще земля не видала. С меня начинается на земле великая политика».
2. Философия «мятежного духа». Этапы творчества.
Философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей. Особая тематика, стремление к провокации, неукротимая воля, афористичный стиль, перипетии, связанные с публикацией «Воли к власти» и эпистолярного наследия, — все это способствовало появлению противоречивых интерпретаций творчества Ницше. Его изображали то антипозитивистом, подрывающим веру в науку, то антидемократом, презирающим народ, то сторонником иррационализма и витализма, то художником. Образ аристократа и декадента заменила в одно время маска решительного материалиста. Позже о Ницше стали говорить как об экзистенциалисте, затем как о предтече Фрейда и наконец как об идейном вожде художественного авангарда.
Многие профессиональные философы пожимают плечами или разводят руками, или делают еще что-то в этом роде при словосочетании “философия Ницше”. Он совсем не философ в приемлемом для нас смысле слова. Кто же он? Говорят: он – философ-поэт, или просто поэт, или философствующий эссеист, или лирик познания, или еще что-то. Пытаются даже систематизировать его труды по периодам:
- романтико-пессимистический (от “Рождения трагедии” до “Человеческого, слишком человеческого”). В нем доминирует влияние идей Шопенгауэра и Вагнера – 1872-1876 гг.
- скептико-позитивистический («Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука»). Характеризуется интересом к естественным наукам и увлечением позитивизмом – 1877-1882 гг.
- собственно “ницшеанский” («Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Esse home» и незаконченная фундамертальная работа «Воля к власти») – период разработки основных идей философии Ницше.
Принятое деление достаточно условно. Например, некоторые философы не видят разницы между вторым и третьим периодами творчества мыслителя.
В первый период творчества Ницше занимается классической философией, философией Шопенгауэра, музыкой Вагнера. Изучая других философов, Ницше критикует Сократа, обвиняя его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов. Он также осуждает Платона за склонность к назиданиям, но одновременно Ницше пытается оправдать Платона, предполагая, что тот был неискренен и проповедовал добродетель только как средство для удержания низших классов в повиновении. Ницше восхищается досократиками, за исключением Пифагора, питает склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на благородного человека Ницше, но в основном Ницше утверждает, что греческие философы, начиная с Сократа были ниже своих предшественников.
Ницше был низкого мнения о Канте, которого называл «моральным фанатиком а la Руссо».
Дружба с Вагнером оказала немалое влияние на молодого Ницше. Первое произведение – «Рождение трагедии из духа музыки», вызвавшее резкие возражения со стороны академической филологии, уже содержит в себе ряд основополагающих для творчества мыслителя идей, хотя в главном он следует за Шопенгауэром.
Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся: у него есть учитель! Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом.
Но постепенно круг идей Ницше изменяется. К концу 70 он отходит и от Шопенгауэра и от Вагнера.
Отход от традиций немецкого романтизма, интерес к естествознанию характерны для второго периода творчества Ницше. Начиная с работы «Человеческое, слишком человеческое», он ведет критику оснований западноевропейской культуры.
Критика религии и философии у Ницше полностью находится под властью этических мотивов. Он восхищается некоторыми качествами, которые, как он верил, возможны только у аристократического меньшиства, большинство нельзя рассматривать как имеющие какие-то независимые притязания на счастье или благополучие. Обычно Ницше называет простых людей «недоделанными и неполноценными» и не возражает против того, что бы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Почти все возвышенные надежды 19 века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону.
« Я ОЦЕНИВАЮ СИЛУ ВОЛИ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОПРОТИВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ОНА МОЖЕТ ОКАЗАТЬ, ПО КОЛИЧЕСТВУ БОЛИ И ПЫТОК, КОТОРЫЕ ОНА МОЖЕТ ВЫНЕСТИ, И ЗНАЮ, КАК ОБРАТИТЬ ЕЕ К ЕЕ СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЕ. Я НЕ УКАЗЫВАЮ НА ЗЛО И БОЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПАЛЬЦЕМ УКОРА, НО, НАПРОТИВ, Я ПИТАЮ НАДЕЖДУ, ЧТО ЖИЗНЬ МОЖЕТ ОДНАЖДЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗЛОЙ И ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ СТРАДАНИЙ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО».
Ницше возражает против христианства, потому что оно принимает «рабскую мораль». Он не заинтересован в метафизической истинности ни христианства, ни любой другой религии. Будучи убежден, что никакая религия в действительности не истинна, Ницше судит обо всех религиях только по их социальным следствиям. Покорность хороша, но не покорность христианскому богу. Христианство – дегенеративно, полно разлагающих элементов, оно отрицает исходное различие между одним и другим человеком. Его движущая сила – это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство – самая фатальная и соблазнительная ложь из всех когда-либо существовавших.
Христианство должно быть осуждено за отрицание ценности
ГОРДОСТИ, ПАФОСА РАССТОЯНИЯ, ВЕЛИКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ, БЬЮЩЕЙ ЧЕРЕЗ КРАЙ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, ПРЕКРАСНОЙ ЗВЕРОПОДОБНОСТИ, ИНСТИНКТОВ ВОЙНЫ И ЗАВОЕВАНИЯ, ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ СТРАСТИ, МЕСТИ, ГНЕВА, ЧУВСТВЕННОСТИ, РИСКА И ЗНАНИЯ.
Все эти вещи хороши, и все их христианство объявляет плохими, - утверждает Ницше.
Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую.
В августе 1881 года во внутреннем мире Ницше происходит резкая перемена. С этого времени в учении Ницше соединяются идеи о «воле к власти», «вечном возвращении» и «сверхчеловеке». С 1883 по1884 год он пишет «Так говорил Заратустра».
3. Певец Заратустры. Концепция «сверхчеловека» и человека.
По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам,как тип,явился мне...
«Так говорил Заратустра». История книги.
Концепция «сверхчеловека» нашла свое отражение в произведении «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше писал книгу в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было некому. Непостижимо чужд стал Ницше эпохе. Горько читать его письма, в которых он робко извиняется за просьбу ознакомиться с его книгой. Не успеха, не славы, даже не простого человеческого сочувствия ждал он: он надеялся найти хоть какой-нибудь отклик на сжигающие его мысли. И все напрасно! Даже самые близкие люди, напрмер, сестра, избегали в ответных письмах всяких суждений, словно тягостной повинности, настолько непонятны им были боль и страдания его лихорадочного разума.
Время работы над Заратустрой - один из тяжелейших периодов в жизни Ницше. В феврале 1883 г. в Венеции скончался Рихард Вагнер. Тогда же Ницше пережил серьезную размолвку с матерью и сестрой, возмущенными его намерением жениться на Лу фон Саломе (1861-1937), в будущем известной писательнице, авторе биографий P.M. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали совершенно аморальной и непристойной особой. Тяжело пережил Ницше и помолвку сестры с учителем гимназии Бернхардом Фёрстером, вагнерианцем и антисемитом. В апреле 1884 г. Ницше писал: Проклятое антисемитство стало причиной радикального разрыва между мною и моей сестрой.
Поистине, «Так говорил Заратустра» самая великолепная по написанию из книг Фридриха Ницше. Она занимает исключительное место в творчестве философа. Но вряд ли следует считать, что эта «дифирамбическая поэма» означает начало третьего, уже собственно ницшеанского этапа его творчества, ибо Заратустра вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания. Справедливо замечает доктор философских наук К.А. Свасьян, автор предисловия и составитель двухтомного собрания сочинений Ницше, что эта книга ставит перед читателем странное условие: понимать не ее, а ею. Добавим к этому, что Заратустра практически не переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например, волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе. Сам автор считал ее самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество.
Образ Заратустры человека, идущего по пути становления сверхчеловека. В сущности, этот путь намечен автором еще в Человеческом..., но здесь он детально проработан и облечен в форму притчи, написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла на этих страницах, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе (если таковой найдется), он видел последователя для своего Заратустры, ибо кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть.
Изначальная идея книги – теория вечного возвращения.
Ницше пришел к теории вечного возвращения вследствие двух потребностей: необходимость дать объяснение миру и необходимость принять его.
Основная часть книги должна была дать идею “Вечного возврата”, но она вводится только в третьей части.
Предыстория данной теории такова. Некогда Евгений Дюринг (немецкий философ и экономист) высказал мысль о том, что вся Вселенная, в принципе, может иметь вид комбинации всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае был бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек системы, мы в результате получим Вселенную идентичную, уже имевшей место ранее. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего.
Дюринг в дальнейшем опроверг свою гипотезу, считая, что при имеющимся размере Вселенной количество ее комбинаций уходит в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и, уже вслед за Дюрингом, стал исходить из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде.
“Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы”.
Таким образом, бытие в том виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение.
Но, следовательно, повторяется и человек, и значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение, вечно, поскольку неизбежно возвращается.
Так или иначе, идея вечного возвращения впервые была сформулирована в афоризме 341 Веселой науки, где рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет повторяться бесчисленное число раз.
Ницше спрашивает, как же поступит мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится.
Ответ на это искушение пока что остается открытым...
Переоценка ценностей и образ Сверхчеловека.
Произведение Так говорил Заратустра – это существенный вызов мыслителя сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному и губительному». Причем нападение на христианство было произведено не с банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие – религии. Христианству противопоставлялось не атеистическое отрицание Бога, а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».
Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев. Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?.. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду...спешит и он в свою пустыню.
Так, взяв на себя все самое трудное, адепт пути обретает одиночество. Последним драконом, господином и богом, которого он обязан победить, является моральный императив ты должен. В битве с ним он становится львом: дух льва говорит я хочу. Таким образом он завоевывает себе право переоценки существующих ценностей и создания новых. Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом.
Но само по себе это право и эта сила сказать нет любой из предустановленных истин не является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящиеся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Стать ребенком - значит стать новым, отринув все прежние установления, вновь обрести вкус к игре созидания. Играть с миром и с собой, как ребенок - то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше, возродить в себе дионисическое начало. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир. Таков путь к сверхчеловеку.
Сверхчеловек - смысл земли. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым, сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение.
Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это час великого презрения. Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к жалкому довольству собою, называемому добродетелью. Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие. Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя. Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением. На долгие годы на память о Ницше и его наследие легла печать фашистской. Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты белокурой бестии, не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае.
Ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. В человеке тварь и творец соединены воедино. Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя твари и взращивания творца, прозванного сверхчеловеком.
Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - хозяева, люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные (хозяева, по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые (рабы по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль. В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее тезисом : каждый имеет тот тип морали, который подходит ему оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев.
Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.
Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка.
Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к блшижнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть: Падающего подтолкни!.
То же и в случае с принципом общественного блага – только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.
Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.
Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей : все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать по ту сторону добра и зла. Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом .
Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла.
Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко : каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные основоположения и показать вытекающие из них следствия.
Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Он олицетворяет для Ницше высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.
«Нет никаких высших, мы все равны, — говорит, бессмысленно моргая, чернь, — человек есть человек, и пред Богом мы все равны!Пред Богом! Но теперь этот Бог умер. А пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими. О высшие люди, уходите с базара!.. этот Бог был вашей величайшей опасностью. Только с тех пор как лег он в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином! Понятно ли вам это слово, о братья мои? Вы испугались, ваше сердце закружилось? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли на вас адский пес? Ну что ж! Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек». Так говорил Заратустра.
Заключение.
Воспринимать философию Ницше можно по-разному. Философия Ницше «для всех и для никого», но уж точно не для «графоманствующих эстетов». Анализу его творчества посвящены многочисленные статьи и монографии. Трудно отыскать среди сколько-нибудь значительных философов XX века такого, который обошел бы своим вниманием певца Заратустры. Влияние учения Фридриха Ницше прослеживается в творчестве Альбера Камю, Ж.П. Сартра, Ф. Юнгера, Е.Н. Трубецкого, Бердяева, в произведениях М.Булгакова, А.Белого, М.Достоевского, нашего современника В.Пелевина.
Проблемы, поднятые Ницше, актуальны и по сей день. Далеко за примером ходить не надо. Разве проблема «добра и зла» не поднимается в столь модной сейчас книге С. Лукьяненко «Дневной дозор»? Разве для нас не актульны проблемы опасности маленьких, серых, покорных людей, разве в нашем обществе нет господства ненавистных Ницше «мещанских» принципов, разве социальные системы нынешних государств идеальны?
Несомненно главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.
Абсолютизацией идеи возвышения человека является идея Сверхчеловека. Эта идея, на мой взгляд несколько утопична и расплывчата, к тому же опыт XX века показал, что образ Сверхчеловека таким, каким его рисовал в своем сознании Ницше, недостижим, а люди, возомнившие себя Богами так и не смогли стать высшей властью путем террора, убийств и страха. Но несомненно идеи совершенствования духовности человека, стремления его к высшему идеалу, заложенные в концепции Сверхчеловека, оцениваются, как позитивные и нужные для человечества.
Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий, и все имена ценностей: всё должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя!
В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять – а это ГЛАВНОЕ.
Список используемой литературы
1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс; 2002 г.
2. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1997 г.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебное пособие для вузов. – М., 2003.
4. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
5. Патрушев А. И. “Жизнь и драма Фридриха Ницше”. Новая и новейшая история No 5. 1993.
6. Мусский И. А. Сто великих мыслителей. – М., 2000.
7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук, 1990.