Короленко: Река играет

СОДЕРЖАНИЕ: Краткое изложение содержания.

Тюлин - герой рассказа, перевозчик на реке Ветлуге. У него моложавое лицо, почти без бороды и усов, с выразительными чертами, басистый грудной голое, немного осипший, будто с сильного похмелья, но в нем слышатся ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на столбе надпись, - замечает рассказчик.

За внешне простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борь-бе с взыгравшей от дождевого паводка рекой, возникает идея особой жизненной силы, возвышающей человека. Объяснение этого эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе: богомольцев на Светлояре, святом озе-ре, у невидимого града Китежа - и перевозчика, книжных народных разговоров, среди умственных мужиков и начетчиков - и стихийного, безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного недуга Тюлин.

Здесь автор излишне рационализирует повествование - излишне, ибо Тюлин с его неизменным разве-либо самодостаточен. Он, как и река, играет своей волен, сам по себе. Рассказ сразу приобрел известность, многократно переиздавался, а образ Тюлнна привлек особое внимание М.Горько-го, неоднократно к нему обращавшегося.

Однако связывать образ Тюлина с революционными настроениями народа, как это делал Горький, было бы натяжкой. Тюлин гораздо ближе к русской фольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями травестийного богатырства в русской литературе (Кузька в Нравах Растеряевой улицы Г.И.Успенского, бунинский Захар Воробьев из одноименного рассказа И.А.Бунина, а также с народными героями русской литературы советского периода - Иваном Африканычем В.И.Белова (Привычное дело), Федором Кузькиным Б.А.Можаева (Живой), чудиками В.М.Шукшина, Кирпиковым В.Н.Крупина (Живая вода).

Скачать архив с текстом документа