Короленко: Сон Макара

СОДЕРЖАНИЕ: Краткое изложение содержания.

Макар - главный герой, крестьянин.

Сам автор отнес свое произведение к святочным рассказам. Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара - на него, по русской поговорке, все шишки валятся; с другой стороны, короленковский

Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар телят не гонял. Макар - потомок русских крестьян, житель глухой слободки Чалган, затерянной в далекой якутской тайге. Отделяя себя от поганых якутов, он по-русски говорит мало и довольно плохо; работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод, много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать своп ловушки в тайге - в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать.

Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у старого Тойона, в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит сын старого Тойона и просит отца разрешить Макару что-нибудь сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе дар слова, рассказывает в подробностях о своей жизни: как его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..

Горький рассказ его сменяется яростью: Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя. Он надеялся на лучшую долю, по теперь он стоял у конца, и надежда угасла... От рассказа Макара заплакал старый Тойон, старый попик Иван, молодые божьи работники, а чаша весов, где находились грехи Макара, подымалась все выше и выше! Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации - как революционного характера, так и сугубо христианские.

Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).

Скачать архив с текстом документа