Кожевников Вадим Михайлович
СОДЕРЖАНИЕ: Кожевников, Вадим Михайлович (1909-1984), русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился 9 (22) апреля 1909 в Нарыме Томской губ. в семье врача-политического ссыльного. В 1925 переехал в Москву.Кожевников, Вадим Михайлович (1909-1984), русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился 9 (22) апреля 1909 в Нарыме Томской губ. в семье врача-политического ссыльного. В 1925 переехал в Москву. В 1933 окончил литературно-этнологический факультет МГУ, был журналистом, разъездным корреспондентом. Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати, с 1943 - член Коммунистической партии, корреспондент газеты Правда. С 1949 - главный редактор журнала Знамя.
Печатался с середины 1920-х годов, с нарастающей активностью с конца 1930-х годов. Выпустил сборник рассказов Ночной разговор (1939), повести Степной поход (1939), Великий призыв (1940, посвященный обороне Царицына) и Грозное оружие, (1941, адресована детям). Событиям войны посвящены рассказы Кожевникова, в т.ч. принесший ему известность Март-апрель (1949, о десантниках, заброшенных в тыл врага, и о любви, пробудившейся в трудных военных буднях), сборники Рассказы о войне, Мера твердости (оба 1942), Любимые товарищи (1943), Дорогами войны (1955) и др.; романы Заре навстречу (кн. 1-2, 1956-1957), Щит и меч (1965), В полдень на солнечной стороне (1973), Корни и крона (1982), повести Знакомьтесь, Балуев! (1960), Всю неделю дождь, День летящий (обе 1962) и Особое подразделение (1969; Государственная премия СССР, 1971); В дальнем плавании (1977), Белая ночь, Полюшко-поле, Пустыня (все 1978), Поле жизни, Так было, Там, где нет ни пыли, ни мух (все 1979), сборники рассказов Это сильнее всего (1946), Мальчик с окраины (1953), Дерево жизни (1977), книги статей и очерков (Годы огневые, 1972), очерков и рассказов о Китае (В великом Народном Китае, 1952; Живой мост, 1954; Тысяча цзиней, 1955, и др.). Автор пьес удьба Реджинальда Дэвиса (1947, совм. с И.Л.Прутом) и др. и наиболее известной Огненная река (1949), сценариев кинофильмов (в т.ч. китайско-советского художественного фильма Ветер с Востока (1958, совм. с Ли Шаном).
Постоянно выступал в прессе с публицистическими очерками (например, клеймящими капиталистическую цивилизацию, угрожающую человечеству ядерной войной) и литературно-критическими статьями, фельетонами; вел активную общественную деятельность; был депутатом Верховного Совета СССР (с 1966). Проявил себя воинствующим поборником метода социалистического реализма и как художник, и как критик, и как один из организаторов литературного процесса (руководимая им редколлегия журнала Знамя в 1960 передала роман В.С.Гроссмана Жизнь и судьба в ЦК КПСС, заподозрив его в идеологических ошибках).
Рассказы и очерки Кожевникова 1930-х годов возникли преимущественно в результате поездки на стройки и заводы. Непосредственные впечатления легли в основу и военных, и производственных романов, повестей и рассказов Кожевникова. В развитие жанра последних в советской литературе Кожевников, наряду с В.А.Кочетовым, Б.Л.Горбатовым, А.Д.Коптяевой, Г.Е.Николаевой, В.В.Липатовым и др., внес существенный вклад в русле ортодоксальных установок соцреализма (характерно его утверждение принципиальной важности изображения рабочей династии как части могучего заводского коллектива и - шире - как неотъемлемой части класса, ответственного за судьбы страны и мира). В судьбах ведущих героев повестей Петр Рябинкин и Особое подразделение, составляющих своего рода дилогию, тесно связаны фронтовая жизнь и мирный труд: Рябинкин становится талантливым командиром благодаря своей рабочей закалке, а Степан Буков, герой Особого подразделения, свой опыт танкиста после войны применяет в должности машиниста экскаватора. Романы Кожевникова В полдень на солнечной стороне и Корни и крона, утвердившие непобедимость чувства долга и сознательной воли в бою и в труде, были явно противопоставлены абстрактному гуманизму и пацифизму, по мысли Кожевникова, развязывающим руки злу, и окопной правде, ведущей к дегероизации действительности и к ощущению экзистенциального одиночества, чуждых масштабно-пафосному мировосприятию Кожевникова. Определяя внутренний мир человека траекторией развития общественной психологии и нравственности, Кожевников при этом всегда исходил из оптимистического представления о доминанте героического начала в народе.
Одно из наиболее заметных производственных произведений Кожевникова - повесть Знакомьтесь, Балуев!, рассказывающая о строительстве магистрального газопровода в Сибири. Создаваемая в обстановке оттепели, когда на смену приоритету общественной целесообразности (пользы дела) пришел принцип самоценности отдельной личности и индивидуального поиска, повесть стремилась полемически отстаивать несомненное для Кожевникова первенство общесоциальных ценностей, в системе которых все лучшее в человеке должно быть подмечено, развито (разумеется, в процессе общественно-полезного труда - единственном для тоталитарной психологии Кожевникова способе формирования нужных качеств) и эксплуатировано... в государственную пользу (слова Павла Балуева).
Автобиографичен роман Заре навстречу, показывающий на сибирском материале развитие революционного движения, события Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций и первых лет советской власти. Написанный в период разоблачения культа личности И.В.Сталина, роман нес в себе актуальный полемический заряд, показывая через призму романтически-эмоционального детского восприятия чистоту помыслов, бесстрашие, твердость и скромность революционеров-ленинцев, полный противоречий и опасностей процесс созидания самого справедливого, в представлении Кожевникова, общественного строя, основанного на принципах взаимопомощи и сотрудничества и скрепляемого волей и мощью Коммунистической партии.
В романе Щит и меч (одноименный фильм, 1968; реж. В.П.Басов) Кожевников, повествуя в сравнительно новом для отечественной словесности 1960-х годов жанре историко-документальной хроники (или ее стилизации) о советском разведчике, стремился поднять шпионский роман на уровень героической эпопеи и даже актуального в послевоенной мировой литературе психологического детектива, акцентируя внимание не столько на острых приключениях, сколько на будничной напряженной работе профессионального разведчика.
Умер Кожевников в Москве 20 октября 1984.