Знаки соответствия и обращения

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 2 1. Законодательная основа подтверждения соответствия продукции в РФ 5 2. Общие правила проведения подтверждения соответствия 7

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Законодательная основа подтверждения соответствия продукции в РФ 5

2. Общие правила проведения подтверждения соответствия 7

3. Знаки обращения 14

4. Знаки соответствия 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ

Процесс развития экономики включает как стихийное, так и сознательное, целенаправленное формирование рыночных связей, товарно-денежных отношений государственными органами и общественными организациями. Областью социально-экономических отношений, в которой в течение последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования качества и безопасности продукции, технологических процессов и услуг. К числу элементов государственного регулирования безопасности и качества товаров и услуг можно отнести такие как выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, установление нормативов безопасности и качества, метрологические нормы и испытания продукции, процедуры оценки и подтверждения соответствия изделий и технологии установленным требованиям. Одной из наиболее распространенных процедур подтверждения соответствия в последние десятилетия стала сертификация, выполняемая специальными учреждениями или организациями, которые играют роль независимой и объективной третьей стороны по отношению к участникам рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет сертификация в РФ носила обязательный характер и была одним из основных инструментов регулирования рыночных отношений, в определенной степени способствовала осознанию потребителем своих прав.

В настоящее время российский рынок стал более цивилизованным, что допускает возможность перехода от жесткого способа подтверждения соответствия только третьей стороной к более гибким способам подтверждения соответствия. Кроме того, быстрое расширение внешней торговли, интеграция России в международное сообщество, в том числе и вступление в ВТО, развитие связей с ЕС требуют гармонизации действующей в стране системы стандартизации и сертификации с международными правилами. Все эти факторы свидетельствуют о необходимости реформирования действующей в стране системы сертификации. И такое реформирование осуществляется в настоящее время.

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ О техническом регулировании (от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ). Целью принятия Федерального Закона является приведение российской системы стандартов в соответствие с международной. Федеральный Закон определил основные цели системы технического регулирования в РФ, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Подтверждение соответствия на территории РФ согласно Закону может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации. Необходимость обязательного подтверждения соответствия, а также его формы устанавливается техническими регламентами. Законом определен срок разработки технических регламентов - 7 лет. На переходный семилетний период до введения в действие соответствующих технических регламентов сохраняется действующий порядок проведения сертификации продукции. При этом объекты обязательного подтверждения соответствия определяются Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация и Номенклатурой продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствие, в том числе обязательная сертификация проводится в первую очередь по показателям безопасности. Вместе с тем потребитель очень часто бывает неудовлетворен тем, что продукция по показателям качества не соответствует параметрам, заявленным в рекламе или сопроводительной документации, а нередко и фальсифицируется. В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе нужного товара является добровольная сертификация, проводимая авторитетными независимыми органами. Для производителя сертификация продукции, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что эту продукцию купят. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, ускоряет процесс товарооборота. Таким образом, добровольная сертификация выступает как эффективный рыночный инструмент, в котором заинтересован как потребитель, так и изготовитель, а значит и общество в целом.

Объектами добровольной сертификации согласно Закону РФ О техническом регулировании являются продукция (процессы, работы, услуги), а также системы качества.

С момента вступления в силу Закона РФ О техническом регулировании зарегистрировано более 200 систем добровольной сертификации. Наиболее крупной из них является Система сертификации ГОСТ Р, которая охватывает весь спектр услуг по сертификации - сертификацию продукции, услуг, систем качества.

Сертификация продукции это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, то есть в виде документа, что продукция соответствует установленным требованиям. Таким документом является сертификат соответствия. Сертификат соответствия выдается заявителю на конкретную продукцию или услугу и подтверждает ее соответствие конкретным требованиям конкретных нормативных документов (при обязательной сертификации - это как правило требования безопасности, при добровольной - требования, определяемые заявителем по согласованию с органом по сертификации).

1. Законодательная основа подтверждения

соответствия продукции в РФ

Федеральный закон О техническом регулировании является законодательной базой реформирования в области отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, утилизации, при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям.

Основными элементами технического регулирования согласно Закону, наряду с применением технических регламентов, стандартизации, аккредитации, государственного контроля (надзора), является также и подтверждение соответствия.

Значительная часть Закона посвящена регулированию вопросов подтверждения соответствия, так как сертификация и декларирование соответствия направлены на защиту граждан от потребления опасной и некачественной продукции. Глава 4 Закона называется Подтверждение соответствия. В ней четко указывается, с какими целями осуществляется подтверждение соответствия, его принципы. Законом предусмотрены две формы обязательного подтверждения соответствия продукции - обязательная сертификация и декларирование соответствия, схемы проведения которых должны быть установлены в соответствующих технических регламентах. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия должны быть основаны на оценке риска причинения вреда жизни и здоровья граждан и увязаны с требованиями к продукции в техническом регламенте.

Закон содержит несколько принципиальных положений, связанных с процедурами обязательного подтверждения соответствия. Например, объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации; ограничивается круг заявителей при декларировании соответствия; вводится единый знак обращения на рынке, обязательный для маркирования продукции, соответствующей требованиям технического регламента; регистрация декларации о соответствии требованиям регламента осуществляется уведомительным образом федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Важное значение в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг Закон придает добровольной сертификации, благодаря которой достигается конкурентное преимущество на рынке однотипных товаров и услуг, повышается их качество за счет установления требований, диктуемых потребителями.

Согласно Закону, облегчена процедура создания и регистрации этих систем.

Чтобы обеспечить защиту населения и окружающей среды от опасной продукции в период разработки технических регламентов, Законом предусмотрено сохранение обязательности требований к продукции, разработанных в нормативных документах, установленными номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами предусмотрена их обязательная сертификация, и номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Законом утверждены права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Очень важно, что заявитель вправе выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентам, и что заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; заявитель обязан приостановить производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

2. Общие правила проведения

подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Орган по сертификации, осуществляющий обязательную сертификацию, должен быть аккредитован в порядке, установленном Правительством РФ.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории России. Обязательная сертификация подтверждает только требования безопасности продукции и услуг, распространяется на продукцию и услуги, от которых зависит здоровье и жизнь потребителя, а также безопасность его имущества и окружающей среды и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов.

Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, определяется Госстандартом РФ в соответствии с Законом О защите прав потребителей и включает в себя более 100 групп продукции и услуг. Например:

- продовольственные товары:

• мясо и мясные продукты;

• яйца и яйцепродукты;

• молоко и молочные продукты;

• рыба, рыбные и другие продукты моря;

• хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия;

• сахар и кондитерские изделия;

• плодоовощная продукция и продукты ее переработки;

• безалкогольные, алкогольные напитки;

• чай и пряности;

• пищевые концентраты;

• соль;

• продукция пчеловодства.

- товары для детей:

• продукты для питания детей;

• одежда и обувь;

• предметы по уходу за детьми;

• школьно-письменные принадлежности;

- медикаменты, продукция медицинского назначения;

- оборудование для легкой и пищевой промышленности;

- предметы обстановки дома и др.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России действует много систем обязательной сертификации. Самая представительная - Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции, товаров для детей и др.) и однородных услуг (услуги пассажирского транспорта, авиатранспорта и др.).

Орган по сертификации должен быть аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

• привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

• осуществляет контроль за объектами сертификации, если контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

• информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

• приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

• обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия после проведения обязательной сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным исполнительным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом О техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке, который не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно, удобным для него способом.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Заявитель вправе:

• выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом;

• выбирать любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеривается сертифицировать.

Заявитель обязан:

• обеспечить соответствие продукции требованиям технических регламентов;

• выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

• указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

• предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия истек либо действие сертификата соответствия приостановлено либо прекращено;

• приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует техническим регламентам, на основании решений государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация проводится для объектов, от которых не зависит безопасность потребителя, но она обусловливает ограничение выпуска некачественной продукции или услуг, так при этом проверяется их соответствие нормативным документам. Добровольная сертификация продукции или услуги, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются эти требования.

Орган по сертификации:

• осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

• выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

• предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

• приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицо, создавшее систему добровольной сертификации, устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Добровольная сертификация в условиях рыночной экономики становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Госстандартом России в 2000 г. введена Система добровольной сертификации. Целью ее введения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Система предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортной продукции требованиям государственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация как о безопасности продукции, так и обо всех ее потребительских свойствах. Поэтому добровольная система оказывается более информативной, чем обязательная.

В отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация расширяет круг задач, например:

1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность;

2) подтверждение подлинности продукции;

3) подтверждение соответствия компетентности персонала, работающего в качестве эксперта;

4) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла установленным требованиям;

5) подтверждение соответствия системы качества организации требованиям международных стандартов ИСО 9000.

Декларирование соответствия - более гибкая процедура обязательного подтверждения соответствия; введение декларирования соответствия снижает затраты на проведение без увеличения реализации опасной продукции на российском рынке, ускоряет товарооборот.

Правительством РФ утвержден Перечень продукции, соответствие которой может подтверждаться декларацией о соответствии. Этот Перечень, по существу, содержит малоопасные виды товаров: тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, зерновые, зернобобовые, крахмал, соль и др.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т.е. участием третьей стороны.

При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо изготовитель или продавец. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве таких материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний). Состав доказательных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии должна содержать:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя;

• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

• указание на схему декларирования;

• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании;

• сведения о проведенных исследованиях и других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия, срок действия декларации о соответствии. Декларация о соответствии заполняется по установленной форме (Приложение №1).

У поставщика обязательно должно быть наличие доказательства соответствия. Такими доказательствами могут быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации:

• протоколы испытаний продукции, проведенных поставщиком;

• сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, комплектующие изделия;

• документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства и др.);

• сертификаты на систему качества;

• другие документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Для продукции, имеющей относительно большую опасность, требуется доказательства третьей стороны - протокол испытаний аккредитованной лабораторией или сертификат соответствия на систему качества, выданный органом сертификации.

Принятая поставщиком декларация подлежит регистрации в органе сертификации. Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия. Декларация может быть признана недействительной, если указанные в ней сведения о продукции не соответствуют требованиям технических регламентов, а ее регистрация аннулируется.

3. Знаки обращения

В соответствии со статьей 27 Федерального закона О техническом регулировании Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые описание и изображение знака обращения на рынке, предназначенного для маркирования продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом О техническом регулировании.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов

Описание знака обращения на рынке (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696)

Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв Т (с точкой над ней) и Р, вписанных в букву С, стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.

Изображение знака обращения на рынке (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696)

4. Знаки соответствия

На основании Закона О защите прав потребителей, Постановлений Правительства РФ О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок и о внесении изменений в это Постановление1 на территории РФ введены знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязатель-ной сертификации. Положения этих документов относятся как к производимой в России, так и импортируемой продукции.

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на предприятия-изготовители, организацииимпортеры, торговые организации, а также на индивидуальных предприни-мателей. Все вопросы организационно-методического характе-ра, относящиеся к знакам соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации

ГОСТ Р

Согласно российскому законодательству каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р, имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки.

На сегодняшний день в Государственном реестре Госстандарта РФ зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации .

Как уже отмечено выше, каждая система сертификации может зарегистрировать свой знак соответствия. Если система сертификации однородной продукции составляет основную часть системы ГОСТ Р, она также имеет право применять ука-занный знак. На добровольную сертификацию этот знак соот-ветствия не распространяется.

Чтобы получить право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, изготовитель вместе с сертификатом соответствия в органе по сертификации получает ли-цензию, а если сертифицируется единичное изделие - маркировку производит сам орган по сертификации. Лицензия выда-ется от имени федерального органа исполнительной власти, ко-торый по законодательству получил права на организацию сертификации. Так, например, в Системе сертификации Электросвязь - от имени Государственного комитета РФ по телекоммуникациям.

Условия применения знака соответствия указываются в договоре, заключенном между заявителем (держателем сертификата) и органом по сертификации (лицензиаром).

С 1 января 1999 г. запрещена реализация на российском рынке ряда товаров, не маркированных знаками соответствия. Перечень их включает такие группы, как электрическое обору-дование, каучук и резина, кофе, чай, пряности, полимерные материалы, музыкальные инструменты, мебель, спортинвентарь и др.

Приняты меры к предотвращению подделок знаков соответствия и незаконного их применения. В Федеральном законе О сертификационных знаках определены меры правовой за-щиты, порядок государственной регистрации, ответственность за несанкционированное использование знаков соответствия.

Знаки соответствия систем обязательной сертификации:

Система сертификациипродукции и услуг в области пожарной безопасности РОСС RU.0001.01ББОО ГУ Гос.противопожарной службы МВД Росии

Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации РОСС 10001.01БИОО Гостехкомиссия РФ

Система сертификации медицинских имунно-биологических препаратов РОСС 10001.01ИПОО Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспортеРФ РОСС 10001.01ЖТОО Министерство путей сообщения РФ

Система обязательной сертификации по экологическим требованиям РОСС 10001.01ЭТОО Гос.комитет РФ по охране окружающей среды

Министерство торговли РФ наделено правом держателя информационной системы, обеспечивающей оперативный учет движения товаров, маркированных знаками соответствия.

Требования к степени защищенности знаков министерство устанавливает совместно с Госстандартом РФ. Предусмотрены голографическая защита и применение тонкопленочной технологии. Производство защищенных знаков поручается той или иной организации на конкурсной основе, без привлечения бюджетных средств, на основании лицензирования после прохождения сертификации. Технология производства подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации средств защиты информации.

В области добровольной сертификации указанные выше законодательные положения предоставляют право организациям добровольно маркировать продукцию знаками соответствия, если она не подлежит обязательной сертификации. В этом случае предприятия-изготовители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели могут получить это право после добровольной сертификации.

Контроль за реализацией товаров, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, осуществляют: Ми-нистерство торговли РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.

Знаки соответствия несут в себе полезную информацию, которая :

-убеждает потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности,

-может использоваться изготовителем в рекламных целях,

-помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации продукции, для страховых компаний является одной из гарантий безопасности товара.

С развитием собственных систем сертификации в странах СНГ появились национальные знаки соответствия, которые могут быть признаны в РФ при наличии соглашений о взаимном признании.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из элементов обеспечения безопасности продукции борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией на рынке является оценка соответствия продукции.

В настоящее время, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, продукция - объект обязательного подтверждения соответствия. Законодательной основой для обязательного подтверждения соответствия продукции являются законы О защите прав потребителей, который ввел в практику обязательную сертификацию с 1993 г.

При обязательном подтверждении соответствия продукции проверяются показатели безопасности, которые регламентированы государственными (национальными) стандартами. Требования этого документа продолжают оставаться обязательными для исполнения в переходный период согласно пункту 1 статьи 46 федерального закона О техническом регулировании. Кроме того, особенно важным этапом работы при подтверждении соответствия продукции является ее идентификация.

Обязательная сертификация продукции проводится в Системе сертификации ГОСТ, в которой действуют в настоящее время более 400 органов по сертификации, аккредитованных на проведение сертификации продукции, и свыше 900 испытательных лабораторий, проводящих испытания различных видов продукции. Инфраструктура органов по сертификации и испытательных лабораторий Системы сертификации ГОСТ начиная с 1993 г. сложилась. Это позволяет обеспечить проведение обязательной сертификации продукции на всей территории Российской Федерации.

Сертификация продукции проводится в органах по сертификации, аккредитованных на базе организаций различной ведомственной подчиненности. Следует отметить, что по сравнению с 2008 г. резко уменьшилось количество органов по сертификации, аккредитованных на базе организаций Госстандарта России, за счет ликвидации органов по сертификации на базе центров стандартизации и метрологии. Такая реорганизация системы была вызвана необходимостью разделения функций по проведению государственного контроля (надзора) и деятельности по сертификации. Аналогичное разделение должны были провести и другие федеральные службы.

К недостаткам настоящей ситуации в оценке соответствия продукции можно отнести необходимость подтверждения соответствия в нескольких системах. Например, созданная Россельхознадзором Система подтверждения соответствия зерна и кормов объединила добровольные требования по качеству и обязательные требования по безопасности.

Обязательное подтверждение соответствия продукции в переходный период проводится в двух формах - форме обязательной сертификации и в форме декларирования соответствия.

Декларация о соответствии может приниматься изготовителем (продавцом) применительно к продукции, включенной в перечень, утвержденный правительством РФ.

В России в соответствии с федеральными законами О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и О техническом регулировании государство сохраняет за собой контроль и надзор лишь за безопасностью продукции и достоверностью информации о фактическом качестве продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 51074-2003.

2. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону О техническом регулировании (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2005.

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I О защите прав потребителей (с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация. - М.: ЮРАЙТ, 2004.

6. Николаева М. А. Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг. - М.: ОЦПКРТ, 2003.

7. Приказ №66 от 07.06.2005 г. Об утверждении формы сертификата соответствия.

8. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 2005. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 О техническом регулировании.

Скачать архив с текстом документа