Культура 18 века России 2
СОДЕРЖАНИЕ: Культура XVIII века России Содержание Введение Общая оценка русской культуры XVIII века Просвещение Театр Литература Живопись Музыка Архитектура ЗаключениеКультура XVIII века России
Содержание
Введение
Общая оценка русской культуры XVIII века
Просвещение
Театр
Литература
Живопись
Музыка
Архитектура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История культуры России распадается на два неравных, резко ограниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий собой два последних столетия.
В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти Запада, медленно , но непрерывно вырабатывался оригинальный тип искусства, обещавший достигнуть высокого совершенства, но вдруг остановленный в своём развитии петровскими реформами.
Второй период ознаменован пересадкой к нам западноевропейского искусства. Но в это время передовые русские художники, под влиянием пробудившегося в русском обществе национального самосознания, стали гнушаться академической рутиной и устремились от подражательности чужестранным образцам к непосредственному воспроизведению действительности и к изучению художественной старины с целью положить ее в основу своего творчества.
XVIII век сыграл огромную роль в истории русской культуры. В начале века происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В XVIII веке начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди Европейских держав. Поэтому заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния становится недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических перемен, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности величайших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVIIи XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого временикультурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольскимзавоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего западного. Русское искусство постепенно вступает на путь общеевропейского развития и освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического взгляда на жизнь. «Мирское» искусство приобретает общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании и развитии новых устоев общественнойжизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергаласвоего прошлого, Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции, накопленные за длительный предшествующий период культурно-исторического развития Киевской и Московской Руси, опыт древнерусского искусства. Именно благодаря этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие вобщем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре иживописи, в театре и музыке.К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.
Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. русской культура в XVIII веке развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую жизнь страны реформы Петра I.С начала столетия Московская Русь превращается в Российскую империю. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.Политические и культурные достижения петровской эпохи укрепляли в народе чувство национальной гордости, сознания величия и мощи Русской империи. Начало XVIII в. было важным периодом в формировании русских литературных традиций. Литература этого времени еще носит на себе отпечаток старины: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше, авторы остаются неизвестными; жанры в основном наследуются от XVII века. Но в эти старые формы постепенно вливается новое содержание . Замысел произведений меняется, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.
В начале XVIII в. популярны были повести (гистории), особенно Гистория о российском матросе Василии Кориотском, отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. Гистории показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.
Необычайный по своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты, в основном вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленныебогатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII векавыделяются три основных периода: . первая четверть века, связанная с реформами Петра; . эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета; . последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства. Просвещение В XVIII веке в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах былчрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики игеометрии. В основном подготовка специалистов велась и через университеты —Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки ирусскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения»были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особеннонаглядно видно на примере М. В. Ломоносова. Могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, для уничтожения прежней замкнутости и застоя было сообщение сведений о том, что делается в России и в других землях. До Петра знать, что делалось у себя и в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближенных особ и бережно хранились, как тайна. Петр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать в Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались только краткие сообщения о замечательных событиях в России и за границей, всё же и она пропагандировала реформы как военной, так и в гражданской области.Широко освещалась преобразовательная деятельность в публицистике. Крупнейшими её представителями были учёный-монах Феофан Прокопович купец и предприниматель Посошков, вышедший из крестьян, и дворянин Татищев.
Обострение классовых противоречий , нарастание крестьянского движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более чёткому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и рекреационный. Растёт и крепнет литература передового дворянства и демократических слоёв общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по за слугам, и жестоких помещиков.
Успешно развивается наука. Из народных масс выдвигаются гениальные изобретатели, сделавшие многие важнейшие открытия, опередившие западноевропейские. Так, И. Кулибин, нижегородский мещанин, создал самокатку-велосипед, машинное самодвижущееся судно, проект арочного моста через Неву без промежуточных устоев. Сын уральского горнорабочего И. Ползунов в 1763 году, почти на 20 лет раньше Уатта, изобрел и построил паровую, «огненную» машину.
Шире развернулась система домашнего образования в дворянских семьях. В Петербурге и в Москве возникли научные и литературные общества. Большое внимание было уделено собранию и изданию древнерусских и литературных произведений. Значительно больше стало выходить газет и журналов, издаваться книг. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность Николая Ивановича Новикова(1744-1818).
Это был человек большой культуры, видный общественный деятель, журналист и писатель. Он начал свою общественную просветительскую деятельность изданием сатирических журналов( первый его журнал «Трутень» стал выходить в мае 1769года). В 70-х годах новиков издаёт ряд книг по истории России.
Новиков организует в Москве «Дружеское ученое сообщество», целью которого было распространение образования и издание полезных книг. Была создана «Типографическая компания», которая не только издавала книги, но и организовала книжную торговлю в городах и даже в деревнях.
Деятельность Новикова, сплотившая вокруг себя многих передовых людей, показалась Екатерине II опасной. С 1784 года начинаются гонения на Новикова , а в 1792 году он был заточён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины II в 1796 году Новиков был выпущен из тюрьмы, но вышел он оттуда совершенно больным.
Театр
Вплоть до середины XVIII века (до 1756 года) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных.
Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами(итальянскими., немецкими, французскими).
На русском языке пьесы в 30 – 40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах. Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, лавочники в дни праздников стали спектакли и в специально устроенных помещениях, деревянных балаганах, или в частных домах, главным образом в купеческих. Такие временные театры возникли не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции.
Одной из таких сначала любительских, а потом полупрофессиональных частных трупп была труппа Ф. Г. Волкова в Ярославле. Волков(1729 - 1763) был талантливым сыном русского народа, одним из замечательных людей XVIII века. Сын купца, он три года учился в Славяно-греко-латинской академии, потом поехал в Петербург, чтобы изучить торговое дело. Но не торговле, а театру решил посвятить себя Волков. Он бывал на школьных спектаклях в Московской академии, но поразил его театр Петербурга.
Здесь он видел спектакли итальянской оперы, немецкой драмы и спектакль, поставленный в Шляхетном корпусе силами учеников этого учебного заведения. По возвращении в Ярославль Волков собирает актёрскую труппу, строит специальное помещение и начинает ставить спектакли. Сам Волков был архитектором, и живописцем, и директором, и поэтом, и первым актёром в этом театре.
Театр Волкова был национальным русским театром, при том демократическим как по составу актёров, так и по составу зрителей, посещавших его постановки. Слухи о театре дошли до Петербурга, и в 1752 году ярославцы были вызваны ко двору Елизаветы. Здесь они поставили школьную драму. Игра актёров понравилась. Для получения и общеобразовательной, и специально актёрской подготовки наиболее талантливых актёров, в том числе братьев Волковых и Дмитриевского, определили в Шляхетный корпус. В 1756 году они окончили курс. Тогда по указу Елизаветы был организован постоянный «Русский для представления комедий и трагедий театр»
Так возник русский театр, имевший большое значение для развития искусства и литературы.
Литература
Важнейший период в развитии русской художественной литературы – вторая треть XVIII века. Появляются выдающиеся деятели литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, то есть в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно-художественные черты. Таким литературным направлением был классицизм.
Своё название классицизм получил оттого, что представители этого литературного направления провозгласили высшим образцом художественного творчества лучшие произведения античного искусства – искусства древней Греции Рима. Эти произведения были признаны классическими, то есть образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения.
Каждое направление в искусстве вызывается в жизни определёнными общественными потребностями. Классицизм – это искусство эпохи формирования национальных государств, периода образования наций, национальной культуры. Политический строй в ряде стран в это время приобретает форму абсолютизма.
Поскольку эпоху абсолютизма в XVII – XVIII веках переживали разные государства Западной Европы, классицизм был свойственен и литературам этих стран: Франции, Германии, Англии. На основе изучения художественных произведений и работ греков и римлян было выработано руководство для писателей. Он называлось «Поэтическое искусство» и служило настольной книгой писателям-классицистам в течение полутора веков.
Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей верности абсолютистскому государству, разъясняет им, что выполнение обязанностей перед государством и его главой – монархом – первая и основная задача гражданина.
Указывалось, что писатели должны изображать те явления жизни, которые интересны для аристократии, дворянства и знатных горожан, угождать их вкусам и оценивать изображаемые явления так, как на них смотрят представители этих кругов. Брать сюжет из повседневной жизни считалось недопустимым. Писатель должен был изображать события важные для государства: политику королей, войну и т.п. героями произведений должны быть цари, полководцы. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учётом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.
Эти своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается сточки зрения передовых идей.
Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей-классицистов придаёт их произведениям жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются я в их произведениях.
Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.
Живопись .
XVIII век принес изменения во многие сферы жизни России, не стало исключением и искусство. На смену иконописи приходит живопись.
Основоположником развития русской живописи в начале XVIII века стал А. Лосенко. Он положил основание направлению, которое надолго приняла наша живопись. Отличительной чертой этого направления была строгость рисунка, держащегося не столько натуры, сколько форм античной скульптуры и итальянского искусства эпохи эклетиков. Бедность фантазии, следование в композиции определенным, рутинным правилам, условность колорита и вообще подражательность составляли основные недостатки живописцев того времени.
С середины же XVIII века среди жанров особенный стимул к развитию получает портрет, к которому начинает пробуждаться глубокий интерес.
В это время портретная живопись заняла лидирующие позиции. Русские художники помимо изображений царей, стремились увековечить деятельность русских бояр, патриархов и купцов, которые стремились также не отставать от царя и часто поручали заказ портрета совершенствующимся в изобразительном искусстве русским художникам портретистам того времени. Для русского портрета 18 века было характерно увлечение передачей изысканных жестов и поз натурщиков. Художники старались обогатить портретную композицию бытовым интерьером и атрибутами национального костюма, окружающего пространства. Выделяя предметы дорогой обстановки, богатую мебель, вазы, ну и конечно одежду из роскошных тканей, блестяще передавали фактуры материалов, тщательно выписывая фактуру шелка, парчи с помощью тончайших оттенков.
Портреты, написанные во второй половине XVIII века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, Брюлловым, Тропининым, Кипренским прекрасно демонстрируют все своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях: парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет. Эти направления отражали различные аспекты богатства материального мира и душевных нравов, развивая и совершенствуя усложняя изобразительный язык. Искусство вступило в новую ступень популярности, многие художники зарабатывали славу в изготовлении парадных портретов на фоне природы и архитектуры, которые создавались в сложнейшей светотеневой обработке, тонко сочетающимися колоритом тонов красочного слоя с динамикой живописной фактуры.
В дальнейшем под влиянием социального переворота, произведенного во Франции великой революцией, вкус времени изменился: парадные, щеголяющие всякой роскошью, изобилующие аксессуарами портреты уступили место более скромным изображениям, с пустыми, однотонными фонами, с бесцветными и некрасивыми костюмами. Этими двумя обстоятельствами, наплывом неважных иностранных художников и упрощением требований от портретной живописи объясняется, почему многие из портретов, писанных в первые годы царствования Александра I, уступают портретам екатерининских времен.
Жанровые же картины в XVIII веке считались второстепенной, побочной отраслью живописи. В искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшегося академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным – забавой, которой художникам позволительно заниматься в виде отдыха от других, более серьёзных трудов. Жанровые картины в то время выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для высоких, благородных сюжетов.