Культура Древнего Китая и Древней Индии
СОДЕРЖАНИЕ: Семинар 6 Культура Древнего Китая и Древней Индии. 1 Культура Китая эпохи Циньской империи. Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу — Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.Семинар 6 Культура Древнего Китая и Древней Индии.
1 Культура Китая эпохи Циньской империи.
Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу — Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.
При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Строительство Великой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
2. Письменность и литература Китая. Классические книги китайской образованности. (Книга песен, Книга перемен, Книга истории, Книга порядка).
Китайская письменность возникла, по-видимому, в до-иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. е. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. В иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли в основной словарный фонд китайцев. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями. Во-первых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какого-либо предмета, неразложенного на составные части. Во-вторых, в написании одного и того же знака существовало большое разнообразие. В-третьих, еще не стабилизировалась ориентация знака относительно направления строки.
Классические Книги китайской образованности - представляют собой собрание пяти книг, содержащих традиционные китайские знания по философии, истории, законодательству, религии, гаданию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и, начиная со II столетия до н.э., эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим книгам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни Китая.
1) Летопись Чунь цю (Весны и осени) - собрание кратких записей о событиях китайских удельных царств с 770 по 481 гг. до н.э., которые велись в царстве Лу. В книге были запечатлены исторические воззрения, а название ее отражает идею циклизма исторического процесса.
2) Шу цзин (Книга истории, Канон истории) - также памятник аналитического характера, состоящий из записей, преданий, мифов, правительственных обращений, поучений сановников до VIII в. до н.э., является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование позднейшей официальной письменности.
3) Ши цзин (Книга песен) - первый китайский литературно-поэтический памятник народного песенного творчества. В ней 306 текстов, которые, по преданию, были обработаны Конфуцием из лично отобранных 3000 песенно-поэтических произведений. Содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов Книги перемен, мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии. 4) Ли цзи (Книга ритуалов) - памятник-обрядник. В ней очерчивается идеальная конфуцианская модель социального механизма - от основ политической администрации до норм взаимоотношений в семье. Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.
5) И цзин (Книга перемен) - самый загадочный и своеобразный из древнекитайских памятников. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. Здесь нашли отражение древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией. Однако, мир, в ней не понимается как рационально организованный. По теории Книги перемен, весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, и каждая из таких ситуаций может быть выражена символически одним из 64 знаков, составленных из шести прерывистых (теневых - инь, податливых - жоу) и сплошных (световых - ян, напряженных - ган) линий в определенном их сочетании. Таким образом, каждый знак есть символ самой действительности. Эта так называемая нумерология используется при гаданиях, но имеет ярко выраженный философский подтекст, ибо, как считали китайские мудрецы, отражает естественную и небесную гармонию. Поскольку в каждом знаке шесть черт, в Европе их называют гексаграммами. Каждая гексаграмма рассматривается как три пары черт, соответствующих трем космическим потенциям: , где две нижние черты - земля, две средние - человек, две верхние - небо. Каждая гексаграмма представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Каждый афоризм при гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном или в целом. Каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации.
2 Традиции в культуре Индии. «Веды» и ведическая культура Индии.
Ведические школы и различные редакции Вед
Изучение ведических писаний было организовано в ряде различных школ или направлений, которые на санскрите называются. Каждая из этих шакх специализировалась на изучении определённых ведических текстов. Существует несколько редакций каждой из Вед, ассоциируемых с рядом различных школ. В ведических школах были разработаны сложные методы сохранения текста, которые основывались на запоминании наизусть вместо записывания. Для облегчения процесса запоминания использовались особые методы грамматического разбора и повторения текстов.
Различные ведические школы создали свои комментарии к Ведам, из которых только некоторые, преимущественно относящиеся к средним векам, дошли до наших дней. Одним из самых известных средневековых комментаторов принято считать Саяну. Ведические школы также произвели каталогизацию Вед, составив для каждой из них индекс анукрамани. Общий индекс всех Вед называется сарванукрамани.
В ведическом обществе, все варны имели право изучать Веды, однако позднее был установлен запрет на изучение Вед для женщин и шудр, который нашёл своё отражение в дхарма-шастрах, провозгласивших изучение Вед религиозной обязанностью исключительно трёх высших варн — брахманов, кшатриев и вайшьев.
Существует четыре Веды:
Риг-веда — «Веда гимнов» - состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.
Яджур-веда — «Веда жертвенных формул» - содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.
Сама-веда — «Веда песнопений» - содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.
Атхарва-веда — «Веда заклинаний» - представляет собой сборник мантр-заклинаний.
агада-веда «медицинская наука», сасья-веда «земледельческая наука» или сарпа-веда «наука о змеях» (которая уже упоминается в ранних упанишадах); дурведа означает «невежественный».
Рик — метрические прославляющие гимны, предназначенные для громкого повторения вслух.
Яджус — мантры в прозе, предназначенные для повторения тихим голосом на церемониях жертвоприношений.
Саман — метрические мантры, предназначенные для воспевания на жертвоприношениях Сома.
4 Художественная культура древней Индии: архитектура, эпос и мифология, буддийские храмы и монастыри.
художественной культуры Индии;
Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский – архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника «набухающая форма») во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи – модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты – энциклопедия индийской жизни. Тадж – Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра – утонченный сплав индо-мусульманского стиля.
архитектура
Индийская архитектура является одной из областей, в которой наиболее ярко представлено разнообразие индийской культуры. Большая часть архитектурных памятников Индии, включая такие замечательные монументы как Тадж-Махал и другие примеры могольской и южноиндийской архитектуры, представляют собой смешение древних и разнородных местных традиций различных регионов Индии и зарубежья.
Литература
Самые ранние произведения индийской литературы в течение многих веков передавались устно и только позднее были записаны.[154] К ним относится санскритская литература — Веды, эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», драма «Абхигьяна-шакунталам», и классическая санскритская поэзия махакавья[155] — и тамильская литература Сангам.[156] Одним из писателей современности, писавших как на индийских языках так и на английском, является Рабиндранат Тагор — лауреат Нобелевской премии по литературе 1913 года.
Храмы
Храм Шивы в Танджавуре — один из ярких примеров архитектуры Чола.