Культура и мифология ацтеков доколумбовой Америки
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Санкт – Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра истории Дисциплина: КультурологияФедеральное агентство по образованию
Санкт – Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Культурология
РЕФЕРАТ
Культура и мифология ацтеков
доколумбовой Америки
Студент группы 2-А-3
Е. В. Былёва
Руководитель:
Канд. ист. наук,
доцент В. Ю. Жуков
Санкт - Петербург
2008
Содержание: Введение 1. Природные условия и история 2. Государство 2.1. Империя 2.2. Структура классов 3. Общество 3.1. Люди 3.2. Национальный характер 3.3. Игры и развлечения 3.4. Музыка и танцы 3.5. Язык и устная литература 3.6. Книги, документы и письменность. 3.7. Счёт 4. От рождения до смерти 4.1. Семейная жизнь 4.2. Смерть 5. Религия 5.1. Особенности 5.2. Мифология 5.3. Солнечный календарь 5.4. Астрология и священный календарь Заключение Список использованной литературы
|
3 4
6 7
8 8 9 11 12 12 14
14 16
18 19 20 21 23 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Нет оснований предполагать, что Американский континент был населен людьми на стадии развития, предшествующей homo sapiens; появление человека в обеих Америках, по-видимому, произошло примерно за 25 тысяч лет до н. э.
Первыми пришельцами оказались кочевые охотники, принадлежавшие к монголоидной расе. Они проникали на континент из Азии, когда в погоне за мамонтами и другими животными эпохе плейстоцена перешли Берингов пролив, который в течение ледникового периода представлял собой сухопутный мост, вместе с цепочкой Алеутских островов соединяющую северо-восточную оконечность Азии и Северную Америку. В итоге они проложили путь на юг через Канаду по обширным долинам ледникового происхождения.
В конце эпохи плейстоцена, к 9-му тысячелетию до н.э., в Северной Америке и чуть позже в Южной крупные животные стали вымирать. С их исчезновением охота перестала удовлетворять потребности человека, и он должен был научиться пополнять свой рацион из других источников. В результате около 5-ого тысячелетия до н. э. в некоторых районах Мексики (Мезоамерики) и на территории Анд развился более оседлый образ жизни, и с середины 3-го тысячелетия до н. э. благодаря более стабильным и многообразным пищевым ресурсам значительно возросла численность отдельных групп населения.
К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.
Речь пойдет только об одной из наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области, а именно об ацтекской цивилизации.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОРИЯ
Мексика-страна контрастов. В пределах её границ есть бескрайние пустыни, горные вершины и пышные тропические леса. Ацтекский образ жизни, построенный на сельском хозяйстве и ярком урбанизме, не мог процветать на плато, и ацтеки никогда не предпринимали попыток включить эту бесполезную землю в состав своей империи. Две скалистые горные цепи разрезали своими хребтами страну на несколько долин, каждая из которых отделена друг от друга и обладает специфичной, только ей одной присущей средой. Самая обширная из этих долин – Мексиканская долина. Она лежит на высоте 2,5 километров над уровнем моря и является внутренней впадиной, не имеющей природного выхода. Именно это место являлось пределом политических амбиций ацтеков. По форме она напоминает цифру 8, около 120 километров с севера на юг и 60 километров в ширину. На юго-востоке возвышаются укрытые снегом вершины вулканов Попокатепетль (Курящая гора) и Истаккиутль (Белая женщина).[1]
Для людей важным природным фактором было озеро в центре долины. Оно играло важную роль в экономике долины, давая рыбу и водоплавающую дичь, свежую воду для питья и орошения полей, а также тростник, используемый для сооружения крыш домов, плетения корзин и циновок. Громоздкие товары с легкостью перевозились на каноэ от одного города , стоящего на берегу озера, до другого. Город Теночтитлан (столица) был построен у воды , его дома стояли на сваях или островках, разделенных каналами.
В Мексиканской долине не было своего золота или хлопка, но в других отношениях она была прекрасно обеспечена ресурсами первой необходимости. Соль, камни для постройки зданий, дерево и обсидиан для инструментов – все это добывалось здесь. Климат был благоприятным и в хороший год гарантировал обильный урожай кукурузы.
В середине XV века ацтеки затеяли расширение государства, присоединяя новые земли, где открыли природную среду, весьма отличающуюся от привычной им. К югу располагался регион теплых и влажных долин, где индейцы выращивали хлопок и субтропические фрукты. Дальше на юг лежат холмы, богатые медью и золотом. А из региона жаркого побережья ацтеки получали каучук, бобы какао, шкуры ягуаров и перья тропических птиц.[2]
Корни ацтекской цивилизации уходят глубоко в прошлое. К началу Христианской эпохи уже сформировались многие элементы ацтекской культуры. К тому времени более развитые племена уже создавали грандиозные религиозные архитектурные ансамбли, главными зданиями которых были храмы в форме пирамид, стоявших на возвышениях. Жрецы уже владели иероглифическим письмом и начали использовать 52-летний календарный цикл, который лег в основу ацтекского религиозного мировоззрения.
По легенде самих ацтеков они произошли из земли, которая называлась Астлан (белая земля), но никто не знал, где находилась эта земля. По велению своего бога Уицилопочтли ацтеки отправились в долгий путь на поиски земли обетованной. Племя странствовало не один десяток лет, терпя трудности и лишения, а так же нападки со стороны соседних племён. Бог Уицилопочтли велел своему народу высматривать знак – орла, сидящего на кактусе и этот знак был увиден около озера Тескоко. Ацтеки осели на этой земле и основали город названный Великим Теночтитланом, что значит «камень, поднимающийся из воды». Сегодня этот город не существует – на его месте построена столица Мексики Мехико.[3]
Ацтеки построили целую систему дамб, по верху которых были проложены дороги, соединяющие остров, на котором стоял город, с берегом. Была построена целая сеть каналов.
ГОСУДАРСТВО
ИМПЕРИЯ
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10–15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке являлись аристократией, высшим классом общества. Но титул не передавался по наследству.[4]
СТРУКТУРА КЛАССОВ
Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли, или крестьянство, и пилли, или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара; позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлачочкалли. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семнадцать пленных.
Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека, или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.
Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.
ОБЩЕСТВО
ЛЮДИ
Ацтеки были приземистыми, коренастыми людьми. Глаза были черными или карими, с миндалевидным разрезом. Волосы черные и прямые. Волосяной покров на лице считался отталкивающим, но борода на лице индейца была явлением редким. Волосы на лице выдергивались щипчиками.
Как мужчины, так и женщины обладали большой выносливостью. С самого детства простых людей приучали к тяжелому физическому труду.
Всем ацтекам было свойственно пристрастие к чистоплотности, они все старались как можно чаще купаться в реках и озерах. Настоящего мыла у них не было, но доступными заменителями стали плоды мыльного дерева и корни некоторых растений, дающие мыльную пену.
Основу мужского одеяния составляла набедренная повязка. Качество ткани зависело от благосостояния и статуса человека. Все, кто мог себе позволить, носили прямоугольную накидку. Главной одеждой женщины была юбка доходившая почти до лодыжке. Также женщины носили что-то вроде блузы. Простолюдины ходили босыми, но войны и богатые горожане носили сандалии.[5]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
В таком военном государстве, каким был Теночтитлан, физическая смелость считалась само собой разумеющееся и гибель в битве была чем-то, к чему следовало стремиться.
Военные успехи были для ацтеков больше чем национальная гордость, и надменность ацтеков, занимающих высокие государственные посты пользовалась дурной славой. Структура и ценности общества были направлены на то, чтобы подстегнуть соперничество, и ацтеки явно не страдали отсутствием честолюбия и самоуважения.
Ацтеки, получившие хорошее образование, должны были воспитывать в себе сдержанность и вести себя с достоинством.
Типичный ацтек был примерным гражданином – скорее консервативным, приверженным традициям. Он был честен и трудолюбив. Его агрессивные инстинкты сдерживались хорошими манерами и самообладанием. Он был церемонен в общении с другими, чувствителен к красоте и символизму, лежащим в основе национальной философии и религии. Склонен к высокопарности, и порой ему часто изменяло чувство юмора. Он гордился своим положением в обществе. Был суеверен и фаталистичен.[6]
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Одним из наиболее ценимых удовольствий была охота. Простые люди могли охотиться ради пропитания или для того, чтобы продать свою добычу, но знать охотилась ради удовольствия. В своих садах и парках, а также в полной дичи сельской местности они при помощи духовых трубок охотились на птиц. Это оружие представляло собой трубку, из которой стреляли шариками из обожженной глины.
Мексиканцы были страстными игроками в азартные игры. Было две игры, которые возбуждали их до такой степени, что некоторые ацтеки проигрывали все свое имущество и даже свою свободу. Этими играми были тлачтли и патолли.[7]
Тлачтли, игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечниками. Площадка была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатурена. Из центра каждой боковой стены выступало на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо с отверстием, в которое свободно проходил каучуковый мячик диаметром 15 сантиметров. Корт делился на четыре части, окрашенные в разные цвета. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали щитки, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения. Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество у зрителей, болеющих за другую команду.
На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно стоились рядом с наиболее важными храмами.
Патолли, игра, напоминающая триктрак. В неё играли на циновке с узором, напоминающим крест, разделенный на сектора. Вместо кубиков-костей ацтеки использовали четыре или пять чёрных бобов с номерами, обозначенными отверстиями. Двенадцать фишек (шесть красных и шесть черных) делились между игроками, которые делали ходы в соответствии с выпавшим числом.
Как и игра в мяч, патолли имела религиозное значение и символизировала 35-летний цикл, но главная ее привлекательность для отчаянных игроков заключалась в ставках – они не колеблясь ставили на кон драгоценности, одежду, рабов и дома.[8]
МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Для усиления ритмических эффектов танцоры прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.
Струнные инструменты были не известны ацтекам, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины, они могли издавать только определённое количество нот. Обычно нот было пять, что позволяло предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имеющие в целом до 16 клапанов.
Трубы из раковин использовались для подачи сигнала к началу празднеств, чтобы освободить путь для процессий и чтобы разбудить город ранним утром.
Одним из самых важных инструментов был человеческий голос. В культуре ацтеков пение, инструментальная музыка и танцы так тесно связаны друг с другом, что невозможно говорить об одном, не упоминая о другом.
Сильная ритмичная музыка была идеальна для отбивания ритма для танцоров и для аккомпанирования хорам или певцам.[9]
Музыка была неотъемлемой частью образования знати и жрецов. пышные празднества позволяли людям снять напряжение, расслабиться, выплеснуть энергию. Танцы и пение были развлечением, но в то же время «сплачивали» людей и богов.
ЯЗЫК И УСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Язык науатль приятен слуху, с легким произношением и обладает богатым словарным запасом. Подобно греческому и немецкому языкам, науатль имеет обыкновение строить длинные, сложные слова посредством лингвистической инженерией – вид языковой скульптуры, позволяющей с легкостью создавать абстрактные термины, в которых можно выразить философские или поэтические идеи.
Таким образом, разговорный науатль обладает большой гибкостью, но к сожалению, ацтекская система письма была не способна запечатлеть сложные или абстрактные суждения. Оттого, что письмо ацтеков не совершенно, они отражали лишь суть своих мыслей, поэтому заучивали множество речей, молитв и песен. Они очень заботились о том, чтобы молодые люди учили их наизусть, и для этого создавали школы, в которых старики обучали группы молодежи. только так тексты сохранялись во всей своей полноте.[10] Самые значительные песни и речи передавались из поколения в поколение.
КНИГИ, ДОКУМЕНТЫ И ПИСЬМЕННОСТЬ.
Управление Теночтитланом и провинциями требовало обширного письмоводительства. Нужно было собирать налоги, документировать все судебные процессы между деревнями или частными лицами. Купцы вели реестры своих товаров и доходов. Каждый храм имел свою библиотеку религиозных и астрологических манускриптов.
В судах, особенно в тех, которые занимались земельными вопросами и правами собственности, спорщики подкрепляли свои заявления генеалогическими деревьями и картами.
От всей этой массы документов почти ничего не осталось. Почти все дошедшие до нас книги ацтеков были написаны уже после конкисты. лучшая коллекция доиспанских книг была обнаружена в Оахаке, где сохранилось более дюжины экземпляров.
Каждая книга состояла из полосы длинной около двенадцати метров и высотой около двадцати сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современные карты. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимися рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками, а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница читалась сверху в низ, полосу просматривали с лева на право.
Ацтекское письмо страдало от одного существенного недостатка: оно не имело алфавита. Они пользовались иероглифическим письмом, в котором все символы представляли собой разного рода рисунки.
Важную роль играл цвет. Знаки травы, тростника и камыша в черно-белом исполнении выглядели очень похожими, но в цвете их легко было различить: трава жёлтая, тростник синий, а камыш зелёный. Императора легко было узнать по форме его короны и по его цвету, бирюзовому, носить который мог только правитель.[11]
СЧЁТ
Ацтеки пользовались двадцатеричной системой, считая двумя десятками. Числа от 1 до 19 изображались точками или иногда пальцами. Число 20 изображалось флажком; 400 (то есть 20 20) – знаком, который выглядел как перо или ель; 8000 (то есть 20 20 20) – мешком или украшенной кисточками сумкой, в которых 8000 бобов какао.[12]
ОТ РОЖДЕНЯ ДО СМЕРТИ
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Когда юноше исполнялось двадцать лет, он считался готовым взять на себя обязанности взрослой жизни. А это значило, что он должен жениться. Неженатые мужчины и не замужние женщины не считались членами общины, но как только пара вступала в брак, они становились полноправными гражданами и вносились в реестр домовладельцев.
От обоих партнеров требовались особые навыки. Мужчина должен уметь построить дом, заниматься крестьянским трудом или ремеслом. женщина готовила еду, заботилась о детях, ткала полотно и шила одежду, работала на огороде и приглядывала за домашним скотом. В глазах общества брак без детей был неполным, и мог закончиться разводом.
Рождение ребенка служило поводом к празднованию. Роды обычно доверяли опытным акушеркам, которые были искушены как в медицине, так и в ритуальном аспектах деторождения. Всем родственникам сообщали о счастливом событии, и они собирались у дома, чтобы поздравить мать и увидеть ребенка. Входя в дом, гости брали щепотку золы и посыпали ею свои колени, чтобы предотвратить хромату и ревматизм у ребенка. Родителям вручались подарки, и произносились напутствующие речи. Гости приходили в течении четырех дней. В это время семья тщательно следила за огнем, чтобы он ни разу не погас. Никому не разрешалось выносить из дома горящее дерево, чтобы не отнять славу у новорожденного. Астролог составлял гороскоп младенца и определял день для церемонии наречения ребенка. Ацтеки верили, что знак дня, под которым родился ребенок, будет оказывать влияние на его последующую жизнь. Поэтому было важно выбрать и наиболее благополучный день для наречения ребенка. Обычно старались провести эту церемонию на четвертый день после рождения, но детям, рожденным в несчастливые дни, не давали имя до тех пор, пока не наступит благоприятный день для них.
Поначалу ребенку не давали никакой работы, а лишь учили «тихим словам».[13] Затем, в возрасте четырех лет, начиналось практическое обучение и детям разрешалось выполнять простую работу под неусыпным взором взрослых. Родители учили своих детей хорошему поведению и заставляли их выслушивать лекции о добродетельности тяжёлого труда, правдивости, уважении к старшим, необходимости самообладания, послушания власти и воли богов. Ленивые и непослушные дети наказывались.
Кроме домашнего образования, все ацтекские дети могли обучаться в школе. Существовало два типа школ: одна – тельпочкалли (дом молодых) – для сыновей торговцев и крестьян, и другая – кальмекак – для высшего сословия. Всех мальчиков заставляли посещать школу. Девочке из хороших семей отправлял в храм, где их обучали как жриц. Образование в тельпочкалли было доступно и для девочек, но для детей каждого пола были разные школы.
Цель образования и воспитания было научить ребенка тому, что государство считало необходимым, принимая во внимание его происхождение и его вероятное будущее.[14]
СМЕРТЬ
Ацтеки не испытывали страха перед смертью, но их жизнь никогда не была долек от мыслей о ней. Если смерть не наступала неожиданно, ей предшествовала исповедь жрецу богини Тласольтеотль, божества, которое имело власть прощать грехи и даровать прощение. Исповедь давала человеку возможность умереть с чистой совестью, поскольку его грехи, высказанные жрецу, не могли подвергаться наказанию по закону.
Что происходило с душой после смерти, зависело не от того как он жил, а от того, как он умер. Самой достойной была смерть на поле боля и на жертвенном алтаре. Войны, погибшие в бою, отправлялись в Восточный рай (Дом Солнца), где жили в садах, наполненных цветами, и проводили свое время в имитациях битв. А каждое утро провожали Солнце в первую часть его путешествия по небу. Через четыре года души возвращались на землю в виде колибри или ярких бабочек.[15]
Женщинам, умершим при родах оказывалось то же почтение что и войнам. Их души отправлялись в Западный Рай (Дом Зерна), где превращались в богинь сиуапипильтин. Они встречали Солнце от воинов и сопровождали его до горизонта. Души этих женщин могли вернуться на землю после четырех лет. Некоторые из них становились мотыльками, но другие являлись в образе демонов или фантомов, приносящих бедствия всем, кто их видел. Обычно они изображались с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах.
Воинов кремировали, но женщин, умерших при родах, хоронили во дворе храма Сиуапипильтин. Тело омывали, одевали в лучшие одежды. перед закатом солнца кортеж отправлялся в храм. Муж нес покойную на своих плечах, его сопровождали акушерки и толпа старых женщин, несущих мечи и щиты. Иногда происходили стычки между участниками похорон и группами молодых людей, стремившихся захватить тело умершей, чтобы завладеть магическими предметами (прядь волос и средний палец левой руки могли, будучи прикреплённым к щиту, сделать воина непобедимым). Когда тело было похоронено, оно могло быть осквернено, поэтому муж и его друзья вынуждены были нести караул возле могилы в течении четырех дней, пока тело не потеряет свою духовную силу. После этого оно могло покоиться с миром.
Южным Раем (Тлалоканом) правил Тлалок, бог дождя и воды. В его царство попадали души тех, кто совершил самоубийство, был убит молнией, утонул или умер от ревматизма, проказы или водянки – болезней, связанных с Тлалоком. Тела не кремировали, а хоронили и на могилу клали сухую ветру, которая должна была зазеленеть, когда душа прибудет в свой рай. Владения Тлалока были страной вечной весны, где всегда цвели цветы и не было нехватки в пище. Души умерших бродили вдоль рек, среди гор и деревьев, увеселяя себя различными способами. Некоторые играли или плавали в реке, другие собирали цветы или ловили бабочек.
Люди, умирающие в преклонном возрасте или вследствие причины, не позволяющей находиться им в раю, направлялись в подземный мир Миктлан (Место Мертвых), который находился далеко на севере и в котором правил Миктлантекуитли, бог, носящий маску с черепом, весь покрытый человеческими костями.
Чтобы добраться до подземного мира, души должны были пройти через восемь преисподних. В девятой обитали Миклантекуитли и его супруга. Каждый этап путешествия сопровождался трудностями. Сначала душа должна была пересечь широкую и быструю реку. Для этой цели нужен был рыжий или жёлтый пёс. Собаки такого цвета содержались дома и умерщвлялись на похоронах. Во второй преисподней душе предстояло пройти между двумя горами, которые то и дело сталкивались. В третьей преисподней душа должна была вскарабкаться на гору из обсидиана. В четвертой – пройти через места, где дули ледяные ветра, режущие как обсидиановые ножи. В пятой преисподней рели флаги, в шестой в душу направлялись стрелы, в седьмой жили свирепые чудовища, питавшиеся человеческими сердцами. В восьмой душе предстояло пробраться узкими тропами между скал. И только после четырех лет мучений душа покойного достигала девятой, самой глубокой преисподней. Здесь её ждал конец, и она уничтожалась навсегда.
Тела людей, чьим предназначением был Митклан, кремировались. Друзья и родственники собирались возле смертного одра и молились.[16]
РЕЛИГИЯ
ОСОБЕННОСТИ
Для ацтеков боги были вездесущими и всемогущими. Именно они управляли судьбой человека, по своему желанию посылали или задерживали весенние дожди, следили за происходящим в мире. Они воплощали в себе всё добро и зло, что существовало на земле, в их руках была вся Вселенная, и от их желания зависело само существование человека.
Ацтекская религия была религией искупления, религией жертв. Верующий не стремился к духовному совершенству или спасению своей души, но пытался повлиять на силы природы так, чтобы они работали на него или для пользы общества в целом. Не было ни одного деяния, публичного или относящегося к частной жизни, которое не было бы окрашено религиозным чувством. Религия контролировала торговлю, политику, завоевания. Она вмешивалась в любые поступки личности с рождения и до того момента, когда жрецы кремировали тело и погребали тело.
МИФОЛОГИЯ
У ацтеков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.[17]
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра (Четыре ягуар), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре (Четыре ветер) Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра (Четыре дождь) закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре (Четыре вода) Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра (Четыре землетрясение) с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.
Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба - Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству.
У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.[18]
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
В повседневной жизни ацтеки пользовались календарём, основанном на солнечном дне, в котором было 365 дней. Год был поделён на 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, оставалось ещё 5, называемых «пустыми», которые считались несчастливыми. Ацтеки определённо знали истинную длительность года и производили поправку путем добавления «пустого» дня каждые четыре года.
Год получал название того дня по Священному Календарю, в который он начинался, и названия восемнадцати месяцев показывают, что солнечный календарь был основой как сельскохозяйственного, так и ритуального года: Задержка Воды, Свежевание Человека, Малое Бдение, Большое Бдение, Засуха, Поедание Бобовой Каши, Малый Праздник в Честь Богов, Большой Праздник в Честь Богов, Приношение Цветов, Созревание Фруктов, Месяц Уборки, Возвращение Богов, Праздник Гор, Кечолли (вид птиц), Поднятие Оперённых Знамен, Падение Вод, Холодная Погода, Урожай.[19]
«Пустые» дни были временем дурных предзнаменований. Ацтеки говорили, что всем предприятиям, рождённым в эти дни суждено окончиться провалом. Люди не осмеливались в эти дни делать что-либо в эти дни. особенно они старались избегать ссор, так как считалось, что ссорится в эти дни может войти в привычку
АСТРОЛОГИЯ И СВЯЩЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Священный Календарь, который жрецы использовали при предсказании будущего, назывался «Счет дней».в его основе лежало 260-дневный цикл, базирующийся на комбинации чисел с 1 по 13 с двадцатью названиями дней мексиканского календаря. Каждый день имел свой знак: аллигатор, цветок, дождь, кремневый нож, движение или землетрясение, стервятник, орел, оцелот, тростник, трава, обезьяна, собака, вода, кролик, олень, смерть, змея, ящерица, дом и ветер.
260 дней Календарного года делились на 20 групп по 13 дней, каждая из этих «недель» начиналась с цифры 1 в комбинации с различными знаками дней. Первая «неделя» начиналась с первого дня Аллигатора и продолжалась 13 дней. Через 13 дней знак стервятник комбинировался с числом 1. так до конца Календарного Года каждый из знаков дней возвращался в исходное положение.
Календарь был довольно независим от Солнечного Года и использовался только для астрологии и предсказаний. Информация была закодирована в пиктографических схемах тоналаматль (Книга Дней), и, делая свои предсказания, жрецы должны были изучить и оценить различные факторы, которые могли повлиять на определенный день.
День делился на 13 часов, а ночь на 9 часов, каждый из которых имел свое собственное божество и плохое или хорошее влияние. Каждая из календарных «недель» также находилась под покровительством божества, отвечающего за весь период в целом.[20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие ацтеки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, впрочем, и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.
Их культура, уничтоженная так внезапно, является одной из тех культур, созданием которой может гордиться человечество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Брей Уорвик. Быт, религия, культура./Пер. с англ. Любовской Т.Е. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 240 с.
Гузик М. А., Горохов В. В., Зеликова Н. В., Кузьменко Е. М. Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации. М.: Издательство «Крафт+», 2004. – 800 с.
Сустель Жак. Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы./Пер. с англ. Карповой Л.А. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 287 с.
http://godsbay.ru/maya/index.html (Энциклопедия всемирной мифологии Планета Gods Bay)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%86%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8 (Википедия, Свободная энциклопедия)
[1] Брей Уорвик. Быт, религия, культура./Пер. с англ. Любовской Т.Е. М., 2005. С. 11
[2] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 13
[3] Сустель Жак. Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы./Пер. с англ. Карповой Л.А. М., 2003. С. 26
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%86%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8 (Википедия, Свободная энциклопедия)
[5] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 31-36
[6] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 40-43
[7] Сустель Жак. Указ.соч. С. 191-192
[8] Брей Уорвик. Указ.соч. С.49-53
[9] Там же. С. 54-58
[10] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 60-62
[11] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 109-115
[12] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 116
[13] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 69
[14] Там же. С. 70-76
[15] Сустель Жак. Указ.соч. С.136
[16] Сустель Жак. Указ.соч. С.136-138
[17] Гузик М. А ,Горохов В. В., Зеликова Н. В., Кузьменко Е. М. Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004. С. 767
[18] http://godsbay.ru/maya/index.html (Энциклопедия всемирной мифологии Планета Gods Bay)
[19] Брей Уорвик. Указ.соч. С.194-196
[20] Брей Уорвик. Указ.соч. С. 197-200