Культура Ислама

СОДЕРЖАНИЕ: Зарождение ислама, его первый основоположник и проповедник, средневековая культура ислама. Мечеть как символическое выражение мусульманской духовности, её социальные функции. Орнамент в визуальной культуре Ислама, два основных выделяемых стиля.

Зарождение ислама

7 и 8 века нашей эры оказались решающими в истории народов Ближнего Востока. Именно в это время сформировалась третья (после иудаизма и христианства) великая монотеистическая религия – ислам. В качестве новой духовно-политической силы ислам сумел постепенно слить в единой мусульманской общине многие народы трёх континентов и нанести поражение двум враждовавшим между собой могущественным империям – Византии и Персии, причём в ходе борьбы Персия была исламизирована, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских владений.

В 7 веке среди аравийских племён начался процесс становления государственности. Одним из самых богатых и влиятельных племён Аравии было мекканское племя курайш. Именно в его среде и зародился ислам – новая «надлеменная» монотеистическая религия. Политическое объединение Аравии в результате распространения ислама привело к образованию арабской нации.

Основоположником ислама и первым его проповедником был житель Мекки Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), выходец из племени курайш. Родился он примерно в 571 году в семье небогатого купца из знатного, но бедного рода хашим.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Первоначально проповеди Мухаммада были встречены враждебно мекканской знатью, видевшей в новой религии угрозу своим наследственным привилегиям. Пророка пытались заставить отступиться от своего учения, его даже пытались убить. Спасаясь от преследований, Мухаммад в 622 году вместе со своими ближайшими соратниками (мухаджирами) бежит в Ясриб, жители которого давно враждовали с мекканцами. По мере утверждения ислама Ясриб стали именовать «городом пророка» – Мадинат ан-Наби или просто Медина. Год хиджры (то есть бегства Мухаммада в Медину) является началом мусульманского летоисчисления.

Медина

В Медине проповеди пророка имеют большой успех. Вокруг него группируются его мединские последователи (ансары, то есть «помощники», «приверженцы»). Именно в Медине и возникает мусульманская религиозная община (умма), ставшая ядром будущего мусульманского государства.

Согласно мусульманской богословской традиции, священная книга ислама Коран была ниспослана Мухаммаду Богом через ангела Джибрила (Гавриила) в форме откровений, которые пророк передал своим соплеменникам в проповедях.

Коран разделен на 114 глав (сур), а Суры состоят из аятов (предложений). Самые короткие Суры содержат по три аята, а самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») -286 аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие и емкие формулировки основ вероубеждения. По времени ниспослания Суры делятся на мекканские (610-622гг, 86 Сур ) и мединские (622-632гг, 28 Сур), которые в большинстве своем длиннее мекканских. Текст Корана для удобства делится также на 30 джузов (частей).

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

После смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в 632 году начинают предприниматься попытки собрать воедино разрозненные части Корана. Первые преемники Мухаммада, так называемые «праведные халифы» Абу Бакр и Омар поручили запись проповедей пророка одному из его сподвижников – Зайду ибн Сабиту, знавшему их наизусть. Третий халиф Осман распорядился в середине 7 века выработать единую редакцию Корана, а все остальные записи уничтожить. Окончательно отредактированный текст был канонизирован.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Пророк Мухаммад (мир ему)

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился почти через шестьсот лет после вознесения Исуса (570-652 от Рождества Христова) в Мекке (Аравия). Он жил в то время, когда его народ пребывал во власти самого низменного язычества, а в обществе царили коррупция и разложение. В Аравии существовали племена и поселения евреев, но они не распространяли за пределами своей общины послание о Едином Боге и ответственности человека перед Ним. Христианство было расколото на множество разнообразных враждующих сект, а его оплот, Восточная Римская Империя (Византия), был в состоянии упадка.

Когда посреди этого разлагающегося общества в городе Мекке появился Посланник с проникновенным, зажигательным призывом к покаянию и преобразованиям, он бросил языческим лидерам вызов, который они не смогли проигнорировать, поскольку желали сохранить свою власть над людьми. Встань и увещай, - таково было послание, которое доверил ему Бог. Но его увещевание было встречено с крайней враждебностью. Сначала он был осмеян и ему был дан отпор, а затем, вместе с небольшой группой своих последователей, подвергся оскорблениям, клевете, пыткам, бойкоту и, в конечном итоге, угрозе убийства. Язычники использовали любые средства, чтобы вынудить его оставить свою миссию, а первых мусульман - отказаться от Ислама. Однако те были стойкими, ибо их уверенность в истинности Послания была столь прочной, что простая угроза физического ущерба или смерти не могла заставить их отказаться от веры в него, распространения его и жизни согласно ему. Некоторые из первых мусульман умерли под пытками, другие были вынуждены , дабы избежать преследований, переселиться в Абиссинию, страну, которой правил набожный король-христианин, впоследствии тайно принявший Ислам.

После тринадцати лет смиренного проповедования и стойкого перенесения всех этих испытаний Бог дал Пророку и его последователям возможность переселиться в город Ясриб (Медину), находившийся приблизительно в трехстах милях от Мекки, по приглашению его жителей, принявших Ислам. Они заверили Пророка в своей верности и поклялись жить и, если необходимо, умереть за Ислам. Маленькими группами мусульмане покидали Мекку и пускались в путь через пустыню к городу, который открыл сердце новой вере. И когда ушли все, Пророк вместе со своим самым близким другом Абу Бакром также, наконец, покинул город. Милостью Божьей им удалось скрыться от язычников, пытавшихся убить Пророка в Мекке и охотившихся на него во время его путешествия.

В Медине, находясь далеко от непрерывных ежедневных преследований мекканских язычников, Пророк смог сформировать и организовать свою общину так, как это было указано ему Богом. Здесь Пророком были получены части Корана, установившие законодательство по различным вопросам. Они были сразу же воплощены мусульманами в жизнь. Здесь же окончательно оформилось исламское общество и город-государство со всеми необходимыми социальными, политическими и экономическими элементами, ставшие примером для всех будущих поколений мусульман.

Но даже там Пророк и его община не могли жить в мире. Их постоянно донимали непрерывные угрозы и военные вылазки язычников, а также противодействие и вероломство групп инакомыслящих в Медине и вокруг нее. Но мусульманская община, хотя поначалу и немногочисленная и плохо подготовленная для сражений, сопротивлялась с таким мужеством, что приблизительно через девять лет сама смогла покорить своих врагов благодаря как военным, так и дипломатическим действиям. Вместо упреков или мести тем, кто так жестоко преследовал его и его сподвижников, Пророк простил даже своих злейших врагов. И таким образом открытие Мекки произошло без кровопролития. Пророк вошел в Каабу, священный дом поклонения Богу, построенный в древности пророками Авраамом и Исмаилом (мир им), и собственными руками разбил на куски триста шестьдесят установленных там идолов, вновь очистив Каабу для поклонения Одному лишь Богу, Достохвальному и Возвышенному.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) умер годом позже. Он действительно распространил Послание, порученное ему Богом, и оставил после себя два неизменных источника учения - Священный Коран и его Сунну, то есть пример собственных деяний, подробности которых были в течение нескольких лет в большом количестве собраны посредством записи устных сообщений, известных как Хадисы, которые были в точности сохранены до настоящего времени как второй источник учения в Исламе после Корана.

После смерти Пророка четверо его самых близких друзей и сподвижников - Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) - стали лидерами мусульманского общества и государства, получив титул Халифат Расулюллах, то есть халифа, или преемника Посланника Бога. Они управляли точно в соответствии с требованиями Корана и примером, который подавал Пророк (мир ему). После них, однако, политическое устройство приняло форму наследуемой монархии, что явилось заметным отступлением от примера Пророка (мир ему) и первых четырех Праведных Халифов. В это же время Ислам стремительно распространялся, доносимый во многие уголки земного шара теми мусульманами, чьи жизни и общины были преобразованы под воздействием их веры. Во время своего расцвета (700-1600 гг. от Рождества Христова) под мусульманской властью оказалась территория от Испании до Филиппин, и когда Европа была все еще в весьма примитивном состоянии, свет веры, образование и культура, излучавшиеся мусульманской цивилизацией, были поистине маяком набожности, прогресса и процветания в тогдашнем непросвещенном мире.

В Коране подчеркивается, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - последний посланник Бога, Печать Пророков, а те, кто претендует на это звание после него, - лжепророк. Но могут спросить, почему, если Бог направлял посланников к древним народам, когда в том возникала необходимость, а человек на этой планете еще не живет Его учением и потребность в Его учении сегодня столь очевидна, после него не должно быть никаких других пророков?

Это так потому, что Коран - окончательное и полное учение Бога для всего человечества. Таким образом, он не нуждается ни в поправках, ни в редактировании, ни в доказательстве. Кроме того, он был ниспослан, когда человеческие разум, сознание и способность сохранения и передачи знаний в письменном виде достигли полной зрелости. Коран был сохранен слово в слово, буква в букву в том виде, в котором был ниспослан, в Коране содержится обещание Всемогущего Бога охранять его от изменений вплоть до Последнего Дня, поэтому нет необходимости в ниспослании другого учения. Коран завершен и совершенен, и его принципы и учения сегодня имеют ту же силу и так же обязательны к исполнению, как и в то время, когда они были ниспосланы; ибо хотя стиль и образ человеческой жизни изменились, Принципы Бытия, природа добра и зла, собственная природа человека - это неизменные и вечные истины, которые никоим образом не затронуты временем или переменами в человеке.

Кроме этого существует и другая причина того, что нет необходимости в последующих посланниках. Помимо учения, сформулированного в Коране, Ислам располагает еще одним источником жизнеописания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ниспосланная Богом Книга содержала учение Бога, но Книги было недостаточно; нужен был кто-то, кто воплотил бы это учение в действие, жил им.

О жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был сохранен настолько полный и подробный отчет, как ни о чьей другой жизни в человеческой истории. Его совершенно уникальное положение как получателя откровений от Бога, Достохвального и Возвышенного, обусловило то, что каждый поступок и каждая подробность его жизни вызывала у окружавших его людей величайший интерес. Поэтому повествования, сохраненные в книгах Хадисов (изречений Пророка), касаются всех сторон его жизни, от самых личных вопросов до ведения войн и государственных дел. Следовательно, мусульмане в каждом аспекте своей жизни - следует иметь в виду, что, согласно Исламу, никакой аспект человеческого существования не находится вне религии - имеют перед собой живой пример лучшего из людей. Как сказала о нем его жена Айша (да будет доволен ею Аллах), его поведением был Коран. И при том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был человеком огромной духовности и невероятной близости к Богу, он жил чрезвычайно полной, активной и насыщенной жизнью, исполняя большое количество различных и сложных функций. Он был преданным мужем, отцом и дедом, добрым и ответственным родственником, преданным и нежным другом, лидером равно в богослужении и битве, прекрасным правителем и государственным деятелем. Для мусульман того времени, как и для сегодняшних и завтрашних мусульман, он был, есть и всегда будет образцом: учитель, наставник, лидер и, кроме того, носитель Божественного учения, связующее звено с Богом, а также человек, которого они любят, чтут и кому подражают более всех других людей.

Есть для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний День и поминает Аллаха много.

Коран, 33:21

О Пророк, Мы послали тебя свидетелем, благо-вестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения и освещающим! Обрадуй же верующих, что им от Аллаха великая милость!

Коран, 33:45-47

Культура Ислама

Мусульманская культура зародилась в тот, день, когда Слово Божье было ниспослано Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Новое мировоззрение, принесенное Исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман.

На огромной территории Багдадского халифата, могучей объединяющей силой которого стал ислам, возникла культура ислама, во всей свой красоте и великолепии, достигшая небывалого расцвета в IX-XI веках.

Средневековая культура ислама была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства (апологетов культуры ислама) и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех исламских странах и во всей культуре ислама арабский язык был таким же инструментом официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.

Халифы с самого начала культуры ислама сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований. Период расцвета культуры ислама характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи.

В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, внутри культуры ислама расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов сделали миру огромные подарки: незабвенные памятники прозы и поэзии - гордость культуры ислама. Это была эпоха, когда внутри культуры ислама создавались блестящие философские трактаты и работы в области точных и гуманитарных наук. И если верить консультациям авторитетных историков, философов и исследователей культуры ислама, Европа следовала тогда за Востоком, как послушная ученица.

Еще одна из важных особенностей культуры ислама - мусульманские правители, во время борьбы с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.

При дворе халифа Аль-Мамуна в конце VII было основано специальное учреждение - Дом мудрости (своеобразная модель НИИ в культуре ислама), в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На арабский язык переводились работы античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии, что, безусловно, обогатило культуру ислама. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея Великое астрономическое построение, получивший по-арабски название Ал-Маджисти (так в культуре ислама строился мост между востоком и западом).

Мечеть в культуре Ислама

Мечеть как символическое выражение мусульманской духовности, сочетая в своем одновременно аристократичном и простом облике идеи упорядоченности и гармонии в противовес беспорядку и хаосу, во все эпохи создает ощущение неповторимости культурной традиции, ее одновременно исторического и вневременного ритма. Мечеть – это, прежде всего сакральное место каждодневного общения с Богом, место постоянного напоминания о вечном божественном Завете.

Первая мечеть (от араб. масджид – место поклонения) в мусульманском мире была построена в 622 г. в Медине - втором священном городе Ислама, где религиозная община Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), покинувшего вместе со своими сторонниками родной город Мекку, приняла более организованную форму и где сложились мусульманские вероучение и право.

«Истинно Ибрагим (Авраам) объявил Мекку священной и обратился к Аллаху с молитвой за нее, а я объявляю Медину священной, как объявил Ибрагим Мекку священной» (аль – Бухари и Муслим), - сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), приехав в Медину.

Первая мечеть была очень простой, она представляла открытую квадратную площадку, огороженную стеной, вдоль которой шла колоннада, крытая пальмовыми листьями. У западной стены был расположен вход, к ней примыкала площадь с колодцем.

Грандиозные мечети средневековья и нового времени возводят свою архитектурную традицию отнюдь не к этой скромной постройке. Оформление стиля мечетей связано,прежде всего с интенсивным городским строительством первых веков Ислама - расширяя границы своего государства, арабы включали в него земли с традициями греческой, римской и достигшей особенного совершенства при Сасанидах иранской культур. Зодчие халифата, осваивая и перерабатывая местные традиции, строили великолепные благоустроенные города в Сирии, Ираке, Иране, Египте, Тунисе, Марокко, Испании. Утонченный вкус и изящество, свойственные городской культуре раннего Ислама, признают все ученые-арабисты, справедливо отмечая ее более высокий уровень по сравнению с европейской.

Постепенно города застраивались библиотеками и медресе, дворцами, фонтанами, водопроводами, оборудованными рынками. Разнообразная, наполненная событиями жизнь мусульман, так или иначе вращалась вокруг мечети, являвшейся духовным центром любого города. Первоначально в каждом арабо-мусульманском городе была только одна мечеть, посещать которую пять раз в день из дальних концов города, становилось все труднее, и со временем появились малые, квартальные и сельские мечети. В позднем средневековье в больших городах появилось несколько соборных и сотни малых мечетей (в Дамаске - 241, в Кордове – 700). Арабоязычные географы Х в. отмечают, что соборные мечети возводятся и в некоторых больших селениях.

В Исламе основными считаются три мечети: аль–Харам (Запретная) в Мекке, Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, аль–Акса (Удаленная) в Иерусалиме. Все остальные молитвенные дома Шариат делит на две категории – соборные пятничные и квартальные мечети.

«Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросили: «Какая мечеть была установлена на земле впервые? Посланник Аллаха ответил: Мечеть аль- Харам (запретная).

- А затем какая? Он ответил: Мечеть аль-Акса

- Какой промежуток времени между ними? Посланник Аллаха ответил: Сорок лет, и где бы ни застал тебя час молитвы, это место для тебя - мечеть (Муслим).

Строительство мечети как богоугодное дело щедро субсидировалось властями и частными пожертвованиями. Ведь как сказано в хадисе «когда кто-то строит мечеть, желая этим доставить удовольствие Богу, Бог строит для него подобную же в Раю».

Со временем появились разные архитектурные типы мечетей. Независимо от архитектурных особенностей, подчиненных четкой, точно разработанной системе, мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание, тишину и одиночество. Неслучайно другие мечети назывались бейт Аллах - дом Аллаха.

С помощью минаретов (от араб. cветиться) мечеть символически объединяется с окружающим миром, с простором неба, с городским пейзажем. С минарета верующие пять раз в день приглашаются на молитву с помощью особо произносимого призыва – азана, текст которого неизменен уже 1400 лет. Происхождение минарета, по-видимому, связано со сторожевыми или сигнальными башнями, маяками. Впервые минареты на мечетях появляются в Сирии при династии Омейядов. В мусульманских городах эти башни, то, исчезая из поля зрения, то приближаясь, играют роль главных ориентиров.

В разных этнокультурных традициях и в разное историческое время изменялись размеры минаретов, их пропорции, декор, композиция. Необычен силуэт минаретов Османской Турции – очень высокие, многогранные и многоярусные, они устремляются в небо, словно остро отточенные гигантские карандаши. Минареты обычно декорировались мозаикой из кирпичиков, позднее – фаянсовыми глазурованными плитками.

Внутреннее пространство мечети имеет свою строгую логику. В каждой мечети у задней стены находится михраб - ниша, всегда ориентированная в сторону Мекки. Она указывает верующим сторону, к которой надо обращаться лицом во время молитвы. В больших мечетях таких ниш несколько.

Иногда михраб выполняется в форме раковины с жемчугом внутри, символизируя ухо сердца (раковина) и Божественное слово (жемчуг). В храмовой практике Ислама неслучайно столь настойчиво воспроизводится образ жемчужной раковины. Черный камень Каабы по преданию – это райская жемчужина, почерневшая от прикосновения грешников в период язычества. Жемчужина символически воспринимается как основа всего сущего.

Такова пластическая трактовка первых михрабов: мусульманская община и каждый мусульманин – суть драгоценность, жемчужина.

Правее михраба обязательно располагается возвышение с лесенкой - минбар, откуда читается пятничная проповедь. Имам, ведущий молитву, поднимаясь вверх для проповеди, никогда не становится на верхнюю ступень минбара – она всегда остается свободной в знак признания авторитета Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Почти к самому полу на цепях свисали светильники – бронзовые, медные, стеклянные – они усиливали эмоциональное восприятие окружающего ритуального пространства; играющий различными оттенками свет, отражаясь от мозаичного купола, михрабов, оконных витражей, вписывался в общую эстетику мечети как самостоятельный компонент.

Отличительной и самой яркой особенностью внутреннего убранства мечетей является полное отсутствие меблировки и изображений Аллаха, ангелов, пророков (мир им). «Мне не было приказано украшать мечети», - говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Мусульманские художники, считаясь с запретом на изображение всего живого, передавали идею бесконечности и неделимости Аллаха через узоры, основанные на растительных и геометрических мотивах, и арабески – каллиграфические надписи, которые, повторяясь бесконечно, создают единое декоративное поле.

Как пишет исследователь Ш. Шукуров, они воспроизводят священные фразы, слова, Имена и Имя. Память мусульманина, будучи предельно конкретной, все же абстрагирована и внеисторична; не изобразительный символ, а визуализированная метафора соответствует его мышлению, метафорическое созерцание бесконечной во времени вязи орнамента укрепляет его сознание в ностальгическом предчувствии единения с Всевышним.

Известные исследователи мусульманской культуры сходятся во мнении, что орнамент – не просто декорация, а необходимый составляющий элемент бытия Ислама. Через графическое начертание сакральных слов и их произнесение мусульманин входит в диалог со священным преданием.

Следует сказать, что арабы–кочевники, жившие в пустыне, еще в доисламский период практиковали геометрические знаки как условные обозначения своих ориентиров - звезд, солнца, луны. С распространением Ислама древняя астрологическая символика переплелась с символикой религиозной. Поэтому орнамент в средневековом мусульманском обществе читался как открытая книга.

Наверху купола или минарета почти всегда можно увидеть символ Ислама – звезду, притаившуюся в объятиях полумесяца. Ученые–богословы трактуют пятиконечную звезду и полумесяц как напоминания верующим о пяти обязательных ритуалах исламской веры, о Боге–Творце и лунном календаре, по которому вычисляются исламские праздники и памятные дни. Интересно, что в Каире впервые украшать купола мечетей полумесяцем стали при черкесских мамлюках.

Цвета мечетей не были жестко регламентированы, хотя ярких цветов избегали.

У аль-Бухари приводится в этой связи хадис «Омар (да будет доволен им Алла), приказал, чтобы началось строительство мечети, и сказал: Смотри, не окрашивай ни в красный, ни в желтый цвета, дабы не отвлечь людей».

Главный купол и минареты могли быть зеленого, голубого, синего цветов. В культурах многих народов мира эти цвета наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. Психологи считают, что синий, например, связанный с мягким, легким и обдуманным устройством жизни, оказывает на людей сдерживающее воздействие, настраивает на задумчивость.

Кроме того, цветовая гамма мечетей имеет обоснование и в мусульманской эстетике. Цветовая гамма образов Корана, утонченной поэзии, иносказательной прозы, оформления древних рукописей и тканей выразительна и сочна. По словам востоковеда М. А. Родионова буйство красок всегда геометрично, рассудочно, всегда связано с мусульманской символикой, представляющей цвет как соотношение света и тьмы.

Яркие цвета (белый, желтый) соотносятся с цветами драгоценных камней и металлов – алмаза, жемчуга, золота, янтаря, а также садовых цветов – жасмина, желтой ромашки, шафрана. Холодные же цвета (синий, голубой, фиолетовый) в культуре мусульманских народов находятся в одном символическом ряду с бирюзой, сапфирами, фиалкой, голубым лотосом. Цветные мозаики из синей, красной, зеленой смальты украшают внутреннюю поверхность купола, стены и минареты мечетей.

Социальные функции мечети как главного общественного центра широки: здесь вершилось правосудие, хранилась, как, например, в Египте и Сирии, государственная казна, и перераспределялись в пользу неимущих собранные налоги.

Как отмечает А. Мец, там всегда можно было найти общество для беседы, по утрам там обсуждались ночные происшествия, там декламировали стихи… В периоды войн и неприятельских набегов двери мечетей распахивались, спасая женщин, стариков и детей. В мусульманских странах до сих пор мечети покровительствуют благотворительным учреждениям – больницам, приютам, домам призрения.

Крупные мечети всегда становились местом, где получали солидное образование. Каждая более или менее значительная мечеть имела библиотеку, ибо многие халифы, султаны и влиятельные вельможи считали за честь завещать свои книги мечетям.

Первые научные философские дискуссии возникли также в стенах мечетей, ставших в эпоху средневековья крупнейшими университетами, где преподавали не только богословие, но и медицину, математику, астрономию, философию, географию, логику, риторику. Как и христианские европейские соборы, они привлекали лучших ученых, поощряя образованность, науку.

«Ученые – наследники пророков; они оставляют знание как свое наследство; кто наследует его, тот наследует большую удачу» - говорится в хадисе.

А в Священном Коране сказано: «Ужель пред Богом будут наравне: Кто знает - с теми, кто неведущ?»( 39:9).

Шариат строго регламентирует поведение в мечети: расположение верующих по отношению к руководителю молитвы, их одежду, даже тональность разговоров.

Престиж и статус мечети по Шариату очень высок. Даже старую и непригодную к молитве мечеть нельзя продавать, тем более ломать. Если мечеть разрушилась от времени, ее двери и окна можно использовать только для других мечетей или при строительстве новой, но ни в коем случае для строительства жилых домов или учреждений.

Известные мечети востока

К наиболее известным ранним памятникам мусульманской архитектуры относится мечеть Омейядов в Дамаске (705—715 гг.), перестроенная христианская базилика: в высоком зале просторно расставлены колонны с коринфскими капителями. В мечети Ибн-Тулуна в Каире (876-879 гг.) вместо колонн - прямоугольные столбы, соединенные стрельчатыми арками. Арки и карнизы покрывает резной растительный орнамент.

Чудом архитектуры мавританской Испании считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.

В Индии XIII в. мусульманская архитектура использовала особенности местной архитектуры: сочетания камней разных пород и цветов; здания возводились на платформе и украшались по углам шлемовидными куполами. Грани минарета Кутб-Минар (Дели, XIII в.) имеют различный профиль на разных ярусах: то острые, то округлые. Еще более нарядный вид придают ему сочетание золотистого и красного песчаника и узорчатые балконы.

Активно разворачивается градостроительство в Индии в период правления Великих Моголов - XVI—XVII вв. Формируется новый монументальный стиль, сочетающий изящество с грандиозностью. Шедевр этого стиля —мавзолей Тадж-Махал (Агра, 1632—1650гг.), всозда-нии которого приняли участие строители разных стран. Кажущееся невесомым здание из белоснежного мрамора как бы застыло в воздухе, отразившись в зеркале воды. Купол и четыре минарета устремляются ввысь, стены, изрезанные арками, потеряли свою массивность.

Эмоциональное воздействие мечетей столь велико, что любой человек, побывавший на Ближнем Востоке, Кавказе, Средней Азии, в Индонезии или Северной Африке, так же, как его далекие предшественники, навсегда сохранит в памяти эти образы Ислама - силуэты минаретов и мелодию азана, в предрассветных сумерках или на заходе солнца уплывающую под открытым небом в бесконечность.

Орнамент в визуальной культуре Ислама

Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.

Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.

Важная часть узора каллиграфическое письмо – это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими – закругления более позднего скорописного письма – насх.

Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.

Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке – ислими и насх. Внутренний орнамент не стремился к удаленности и некой суровости, он должен был не только приближать человека к богобоязненности, но и объединять людей между собой. Милосердие и суровость диалектически соседствуют здесь.

Строгий орнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.

Оригинален орнамент верхней части колонн и внутреннего дворика мечети Пророка в Медине. На крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему.

Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.

Едва ли не самым распространенным мотивом является восьмилучевая звезда. Ее происхождение связано с религиозными представлениями. Как известно, Аллах не имеет образа и места, поэтому Его имя пишут буквами.

Арабская надпись Аллах включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова. Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры).

В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.

Ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.

Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.

Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.

Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.

Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве случаев это женская одежда. Ведь именно женщина у всех народов – это олицетворение всего самого прекрасного в мире.

Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. (Последние два зачастую вышивались и в мужском варианте одежды).

Но смысл орнамента отнюдь не только в украшении, он заложен гораздо глубже. Во-первых, следует заметить одну из особенностей мусульманки – она никогда не станет на людях надевать что-либо вызывающее. Самое драгоценное и прекрасное остается в стенах дома, поэтому европейскому взгляду этот вид искусства остается практически неизвестным. А во-вторых, даже то, что видимо, далеко не всегда истолковывается правильно.

Мусульманки всегда обрамляют края одежды. Холодный голубой фон и серебристые узоры, все больше походящие на кристально-игольчатые снежинки. Некая точка замерзания – холод чувств, эмоций и страстей.

Орнаментально подобранная дисгармония с жарким и пламенным югом. Чистый бисерный ручей, прохладные капельки росы и лед сменяется утренним пробуждением природы, способностью замереть и заново возродиться. Характерны розово-лиловые переходящие друг в друга тона.

Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента, это какие-то почти нереальные и совершенно немыслимые сочетания, абсолютно нелогичная игра цвета и узора. Совершенно абстрактная на первый взгляд картина, но стоит остановить взгляд, как все ощущение иррациональности исчезает, весь смысл заключается в относительной динамике, постоянном перемещении, взаимопроникновении и взаимоисключении отдельных элементов и деталей платья.

Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

Каллиграфия

Больших успехов в период Золотого века достигла каллиграфия. Письмо в Исламе имеет большое значение, так как первыми созданиями Божьими, появившимися до создания неба и земли, были орудия письма - Перо и Скрижаль. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что тот, кто при помощи пера передает фрагменты из Корана, попадет в Рай.

Художники средневековья прилагали большие усилия для создания новых, более прекрасных форм письма. Знатные меценаты, богатые горожане, ученые соревновались между собой в собирании рукописей и заказывали переписчикам копии. Это влекло за собой развитие ряда прикладных ремесел: расширилось производство бумаги и выделка кожи, а каллиграфия стала подлинным искусством. Книга украшалась не только орнаментальными заставками и красочными миниатюрами: ее должно было украшать само начертание букв.

Особенно славилась древнейшая форма арабского письма - куфи (по названию города Куфа в Ираке). Куфический почерк с прямолинейными и угловатыми буквами на протяжении пяти веков применялся для списков Корана, архитектурных надписей и монет. Впоследствии он уступает место почерку насхи (курсив). Оба почерка тяготеют к декоративности и несут в себе определенную символику. Предлагаем вашему вниманию коллекцию каллиграфических миниатюр.

Значение культуры ислама для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их работы на латынь с арабского.

В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, привезенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейских моделей науки и техники в эпоху средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой культуре ислама.

Примечательно, что выдающийся востоковед Конрад называл эпоху расцвета культуры ислама Восточным Ренессансом - предшественником Западного Ренессанса. Именно от культуры ислама современная цивилизация получила утонченное восприятие мира.

Скачать архив с текстом документа