Культура России во второй половине 19 века
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат на тему: «» Садыкова Эльвира Содержание Введение 3 1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4 2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 5 2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 5 2.2 Общественно-политическая мысль 9 2.3 Художественная культура 10 Заключение 15 Список использованной литературы: 15АГУ
Реферат на тему: «Культура России во второй половине 19 века»
Садыкова Эльвира
Содержание Введение 31 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 42 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 5 2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 5 2.2 Общественно-политическая мысль 9 2.3 Художественная культура 10Заключение 15Список использованной литературы: 15 Введение Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не толькодействующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей,он создает и самого себя. Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в рядуисторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всегокомплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта,просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения,истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает какобобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой вединстве и взаимодействии всех ее областей. Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявлениеспецифических, свойственных только ей закономерностей, обусловленныхисторическими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль вразвитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура втечение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитиисовременной культуры и т. д.). Интерес к истории русской культуры начал проявляться в Россиипримерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национальногосамосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейнойборьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбахРоссии. К этому времени относится появление самого понятия «культура»,которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение».Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранныхслов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845— 1846 гг. 1. Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. Капитализм в целом создал условия для более высокого культурногоуровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладениякультурой значительных общественных слоев. Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры всфере материального производства, способствовала ускорению процессадемократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфераобразования, фактически создана силами земства народная школа. Значительновыросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличиласьчитательская среда, изменился социальный облик читателя. Однако капиталистическая эпоха в истории России быланепродолжительной — капитализм как социально-экономическая формациясуществовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальнойполитической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменилосвоего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не былоравномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады вобщественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни,аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжаласохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателемидеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни.Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс могформировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребностинационального развития. Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русскаябуржуазия, которая при отсутствии революционности объективно былапрогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в.,когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... былиеще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологахбуржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическаянаправленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческуюзначимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономическихсвязей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовалусилению общения народов России не только в сфере экономической, но иобщественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурногопроцесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейнойблизости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократноподчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писалодин из основоположников новой грузинской литературы, просветитель ИльяЧавчавадзе,— вырастила русская литература». Но не только русская культура положительно воздействовала на развитиенациональных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русскихписателей, художников, композиторов. 2. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов Общественный демократический подъем периода революционной ситуации ипервых лет после падения крепостного права внес много изменений вкультурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как времядуховных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительноевремя, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В.Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и началаработать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическаяобщественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первуюочередь народного образования. 2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения Отличительной чертой общественно-культурной жизни первыхпореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ,изменение методов преподавания в них, предоставление права наобразование женщинам. Большую работу по распространению образования срединарода проводили комитеты грамотности, общественные просветительскиеорганизации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности,возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщегоначального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе былсоздан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействоватьраспространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими изкрепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли вТомске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работапо составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников,сбору средств для нужд народного образования. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в Россиипо праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательнымрусским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово»,«Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионовдетей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитиепередовой педагогической мысли других народов России. В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле,явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г.«Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественныморганизациям (земствам, органам местного городского управления); женщиныполучили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялисьМинистерству народного просвещения. Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформеннойРоссии были земские школы обязанные своим появлением общественнойинициативе. За первые десять лет существования земских учреждений(1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их ростнесколько замедлился. Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами,существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими),отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырехправил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарныесведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, какправило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывалина свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали трудучителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность вобласти народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивныйхарактер. Создание начальной народной школы в основном силами земства былосерьезным достижением общественно-культурного развития пореформеннойРоссии. В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялисьцерковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письмазакон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительнониже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительствоцерковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духерелигиозности и политической благонадежности. Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считаласьбессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возниклиразные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они небыли полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназиястала практически основной формой среднего образования; реальная жегимназия была преобразована в шестислассное училище без права для еевыпускников поступления в университет. В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе,Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры,оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. Вуниверситетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России,работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространениюне только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М.Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев,Ф. И. Буслаев и многие другие). Рост технической оснащенности промышленности и транспорта,совершенствование технологии производства требовали повышения уровняспециального образования. В высшие учебные заведения были преобразованыПетербургский технологический институт и Московское ремесленное училище,основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по инициативеМосковского общества сельского хозяйства открылась Петровскаяземледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А.Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические итехнологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеровпутей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы вгражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. Ввысших технических школах в это время получали образование более 7 тыс.человек, т. е. примерно четверть всех студентов. Возможность получения образования для женщин, участие их вобщественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры. В период революционной ситуации женщины были допущены в университетына правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ вуниверситеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться заграницу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всехиностранных студенток. В России активное общественно-научное движение в защиту женскогообразования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданиюна рубеже 60—70-х годов высших женских курсов. Впервые они были открыты вПетербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсыпрофессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы вПетербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурнойжизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали попрограмме университетов, но их окончание долгое время не давало женщинамправ на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство быловынуждено юридически признать факт существования высшего образования дляженщин в России. В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко временипадения крепостного права доля грамотных среди населения составлялапримерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался взависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например,число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности. Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общуюкартину образованности в стране. Средний уровень грамотности в Россиисоставлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чемсреди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процентанаселения России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихсятолько в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению,составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIXв. определяла начальная школа. Общие условия социально-экономического и общественного развития,подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, ростграмотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет. В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книгпреобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественнаялитература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Встолицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжныхмагазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали одостаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной изважнейших культурных ценностей. Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получилиразличные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи,выставки). Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенноевремя. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период,составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частныхсобраний по инициативе их владельцев создавались национальныехудожественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годовдля посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г.он передал собрание своих картин в дар Москве. В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по историирусского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральныйтеатральный музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладногоискусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составилоодин из отделов музея. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России былоорганизовано много разнообразных по профилю музеев: исторических,естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев встране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность. В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравшийважную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.Коллекции одного из его разделов послужили основой для созданияИсторического музея (открыт в 1883 г.). Общедоступность многих музеев, развитие выставочного деласвидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервыезнакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальнуюпублику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затемдемонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетилиоколо 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижниковпроисходили в 14 городах России. Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть,что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехив распространении общеобразовательных и технических знаний, расширениикруга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В.Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалыйчитатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думатьоб общественных делах 2.2 Общественно-политическая мысль Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский исудьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведениябуржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархиибыло поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознаниисформировалась демократическая программа обновления России, выразителямикоторой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы. В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейнойжизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократическихидей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований,борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа,известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостническихпринципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферудля развития художественной культуры. 2.3 Художественная культура В пореформенную эпоху в России были созданы замечательныепроизведения литературы и искусства, занявшие достойное место всокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусствазаключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокойнравственности и демократической направленности. «Серьезнуюсодержательность» искусства как его особенность отмечал художественный имузыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906). Искусство критического реализма, который становится основнымхудожественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями тоговремени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталосьраскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60—70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература иискусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерки роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр вживописи и т. д.). Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многомопределяла революционно-демократическая эстетика, основы которой былизаложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображениесоциальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественнойлитературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социальногобытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение ксуществующей действительности были характерны для произведений русскихписателей первых пореформенных десятилетий. Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездиевеликих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русскиеписатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новоепоколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы,принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературномпроцессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставилисьострые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства(очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.). С общественным подъемом связано появление демократического романа, вкотором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского«Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и бытерабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программнымпроизведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»,опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новыхлюдях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имелогромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов былопоявление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С.Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.) 6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова(1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзииНекрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшеепроизведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой данареалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасовавыражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способныесбросить оковы крепостного рабства. Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого(1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике«великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа иРодины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальныхлитературных произведений современности стал роман Толстого «АннаКаренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов,выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали,нравам, устоям. Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехамиотечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание кживотрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессиональногоактерского образования, расширение сети театров за счет создания частныхантреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивнойобщественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театрыстали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д.Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественнаяорганизация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г.Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехническойвыставке (1872). Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый иАлександрийский театры. Однако значительно выросло число театров итеатральных трупп в провинциальных городах России, появился новыйдемократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр всеболее становился органической частью общественно-культурной жизни,охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкиеслои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем вобщественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме. Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связанос именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признакомзрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». ДраматургияОстровского — замечательное явление национально - художественной культуры.С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малоготеатра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетийсказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна(1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развитиямузыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественныхталантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. ВПетербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившиеначало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым ипреподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальнаяшкола, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространениямузыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной музыки (Л.Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.). Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальнойкультуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Этоназвание дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались подвоздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетикии музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремлениепередать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широкоиспользовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам испособствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («БорисГодунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» многосделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-хгодах несколько сборников русских народных песен. Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И.Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи,оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного,симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро»,«Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии,романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладаетредкостной силой эмоционального воздействия. Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своемтворчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал кборьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическимжизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности,особенно сильные в его последних произведениях. Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства былаего программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов излитературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второйполовины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, —все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов ивсе сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,определенного содержания». Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и передживописыо 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусстваопределенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.«Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, —писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей,неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни». С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г.Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводыпокойника», «Тройка» и др.). Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву длявозникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского вНижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников»,имевшая успех. Передвижничество — ведущее направление в национальном искусствевторой половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положенияреволюционно-демократической эстетики определили программность творчествапередвижников: гражданственность, сознание общественных и психологическихпроблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческаяживопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на ихполотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»]. Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художникисумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красотуполей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В ихработах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмыслениебытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К.Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников(1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которойвеликолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокийпсихологический реализм и идейность. Их картины передавали социальныйпортрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в еелучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин). Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правдыи поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось вэпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Этиидеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросысовременной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение гнароду показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличаяэксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты ихарактеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал сериюблистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репинаявляется портрет М. П. Мусоргского (1881). Художники-передвижники неоднократно обращались к историческойтематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Онииспользовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передатьэпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно былоизображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовалиисторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическуюдраму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр Iдопрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын егоИван», 1885). Основные достижения исторической живописи этого времени связаны створчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды большихсоциально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбыпротив официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово висторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утрострелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковскаятрактовка исторических тем была следствием новых представлений обисторическом процессе и месте в нем народных масс, которые отличалиобщественную мысль и литературу эпохи разночинца. Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М.Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русскойреалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («ИванГрозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры -был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великомурусскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне1880 г. и стало событием огромного культурного значения. Заключение В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительноотрицающей многие общественно-исторические институты старого общества,создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоениякультурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, безсохранения тех богатств, которые были созданы в различных областяхкультуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это. Список использованной литературы: 1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990 2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993 3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .