Культура России второй половины 19 века

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики Новгородский филиал Реферат Тема: «Культура России второй половины 19 века»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Реферат

Тема: «Культура России второй половины 19 века»

по курсу: Мировая культура и искусство

Студент:1-го курса, з. о.
спец. 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

Содержание

Введение. 2

1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4

2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения . 6

2.2 Общественно-политическая мысль . 12

2.3 Художественная культура . 12

Заключение. 19

Список использованной литературы: 20

Введение

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обще­ствоведении существует множество разноре­чивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра­зование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, кото­рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его твор­ческих усилий. Но в культуре человек не только дей­ствующее, но и самоизменяющееся существо. Созда­вая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изу­чение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фолькло­ристики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры высту­пает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодей­ствии всех ее областей.

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал про­являться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западни­ков и славянофилов о судьбах России.

К этому времени относится появление самого по­нятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского язы­ка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века

Падение крепостного права озна­чало начало нового, капиталистического периода в ис­тории России. Капитализм внес существенные пере­мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду­ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы­сокого культурного уровня общества, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения куль­турой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определен­ного уровня культуры в сфере материального про­изводства, способствовала ускорению процесса демо­кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменил­ся социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социаль­но-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль­туре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на­чале XX в. не было равномерным процессом. Его вну­тренние этапы определяли подъемы и спады в обще­ственно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас­совый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпо­ху оказалась русская буржуазия, которая при отсут­ствии революционности объективно была прогрессив­ной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-экономические от­ношения и их противоречия... были еще в зародыше­вом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечелове­ческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хо­зяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усиле­нию общения народов России не только в сфере эко­номической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой гру­зинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воз­действовала на развитие национальных культур. На­циональные мотивы питали творчество многих рус­ских писателей, художников, композиторов.


2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур­ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре­менниками как время духовных преобразований, боль­ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю­ционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до то­го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро­мадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в пер­вую очередь народного образования.

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было рас­пространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за созда­ние народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование жен­щинам. Большую работу по распространению образо­вания среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамот­ности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял во­прос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ста­вил целью «содействовать распространению грамот­ности преимущественно между крестьянами, вышед­шими из крепостной зависимости». Подобные просве­тительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.

Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замеча­тельным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по ко­торым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педа­гогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России.

В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных пре­образований тех лет. В из­данном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ об­щественным организациям (земствам, органам мест­ного городского управления); женщины получили воз­можность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения.

Наиболее распространенным типомначальной школы в пореформенной России были земскиешколы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.

Создание на­чальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурно­го развития пореформенной России.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившие­ся теперь в ведении Синода. Элементарное образова­ние в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в зем­ской школе. Правительство оказывало покровитель­ство церковноприходским школам, стремясь с их по­мощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии про­изводства требовали повышения уровня специального образования. В высшие учебные заведения были пре­образованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по ини­циативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были пре­образованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных за­ведения, в которых обучалось около 30 тыс. студен­тов. В высших технических школах в это время полу­чали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.

В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на правах вольнослуша­тельниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в универси­теты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех ино­странных студенток.

В России активное общественно-научное движе­ние в защиту женского образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н. Беке­товым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60—70-х го­дов высших женских курсов. Впервые они были откры­ты в Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора универси­тета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-куль­турной жизни страны, русском революционном движе­нии. Женские курсы работали по программе универси­тетов, но их окончание долгое время не давало женщинам прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было вынуждено юри­дически признать факт существования высшего обра­зования для женщин в России.

В пореформенное время повысился уровень гра­мотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамот­ности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число гра­мотных было примерно в два раза больше, чем в сель­ской местности.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения Рос­сии имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла начальная школа.

Общие условия социально-экономического и обще­ственного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей.

Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, вы­ставки).

Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили значительную часть наших музеев и би­блиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахру­шина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило один из отделов музея.

Во второй половине XIX в. при участии обществен­ности в России было организовано много разнооб­разных по профилю музеев: исторических, естествен­нонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных. Впервые появились краеведческие, ме­мориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступ­ность.

В 1872 г. в Москве по инициативе Общества люби­телей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравший важ­ную роль в культурно-просветительном движении по­реформенного времени. Коллекции одного из его раз­делов послужили основой для создания Исторического музея (открыт в 1883 г.).

Общедоступность многих музеев, развитие выста­вочного дела свидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демон­стрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.

Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и тех­нических знаний, расширении круга читателей, измене­нии его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об общественных делах».


2.2 Общественно-политическая мысль

Основные вопросы общественно-политической мы­сли - крестьянский и судьбы самодержавия в Рос­сии — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монар­хии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократи­ческая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого вре­мени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходи­мости преобразований, борьба за поиски путей их осу­ществления в интересах широких масс народа, извест­ное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало со­ответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры.

2.3 Художественная культура

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства за­ключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художе­ственный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).

Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествую­щую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место при­надлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим ли­цом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи. Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было появление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С. Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)

6O-70-е годы — время расцвета и наибольших до­стижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов.

Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое круп­нейшее произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.

Вершиной русской литературы XIX в. стало твор­чество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком зрело­сти нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Островского — замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.

Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.

В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского, композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса­вица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».

Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописыо

60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или не­скольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жиз­ни».

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов от­разило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по ини­циативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.

Передвижничество — ведущее направление в нацио­нальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Сту­дент», «Кочегар»].

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).

Основные достижения исторической живописи это­го времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, про­явления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвова­ния, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Заключение

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

Список использованной литературы:

1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990

2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993

3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .

Скачать архив с текстом документа