Культура Руси в период
СОДЕРЖАНИЕ: Европы от Приладожья до Черного моря и от Предгорьев Карпат до бассейна Волги рушится первобытнообщинный строй, складываются классовое общество и государство. Эти явления были закономерным результатом длительного многовекового процесса социально-экономического развития восточного славянстваСовременный гуманитарный университет
Реферат
по культурологии
на тему: Культура Руси в период
от крещения до татаро-монгольского нашествия.
Исполнитель:
г. Нижний Тагил
2000г.
План
1. Вступление
2. Письменность. Литература. Летописание.
3. Просвещение
4. Прикладное искусство
5. Архитектура
6. Живопись. Иконопись
7. Заключение
1. Вступление.
Начало формирования русской культуры восходит к древнейшим временам истории русского народа, т.е. IX-X вв. В этот период в восточнославянских землях происходят кардинальные исторические сдвиги. На огромных пространствах Восточной Европы от Приладожья до Черного моря и от Предгорьев Карпат до бассейна Волги рушится первобытнообщинный строй, складываются классовое общество и государство. Эти явления были закономерным результатом длительного многовекового процесса социально-экономического развития восточного славянства.
В 988 году князем Владимиром был принят исторический акт принятия христианства Византийского, и с этого момента в сами Европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Государственная реформа Владимира как бы освободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны.
2. Письменность. Литература. Летопись.
Предпринятое князем Владимиром официальное введение христианства в качестве общегосударственной религии способствовало мирному распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуре на Руси. Из Болгарии начинают ввозиться способы изготовления книг - умение делать материал для письма (пергамент, изготовлять чернила, краски, переплеты), мастерство писать и украшать книги.
Некоторые ученые полагают, что еще в IX-X вв. в южной части восточнославянских земель был создан один из двух славянских алфавитов (возможно наиболее древний) - глаголица. Во всем случае у славянства в середине IХ в. уже существовала достаточно развития письменность. Эта письменность была уже пригодна для написания объемистых церковных книг. Существование русской письменности известно и из указаний, содержащихся в договорах Руси с греками начало X в. Из договоров 911 года известно, что богатые русские люди уже имели обыкновение составлять письменные завещания, да и сами тексты договоров русской стороной были видимо, записаны на русском языке.
Из использованных видов алфавитного письма, известных в разных местах Руси в IX в. победила кириллица - наиболее совершенное славянское алфавитное письмо, созданное во второй половине IX в. в Болгарии; скорее всего, создателем его был выдающийся деятель славянской культуры Константин (Кирилл) философ, по имени которого названо это письмо. Повсеместное распространение кириллического письма в X в. было связно с укреплением государственного единства, с усилением связей между отдельными областями Руси, со влиянием восточнославянских племен в единый русский народ, а племенных диалектов - в единый язык.
Но уже после принятия христианства в XI в. в стране создается своя богатая письменная литература. Сначала русские книжники лишь переписывали привозимые из Болгарии церковные книги, которые во все растущем количестве требовались для строящихся в городах страны церквей. Вслед за перепиской и переводом религиозных книг на Руси уже в XI в. стала распространять и переводная Византийская религиозная литература, прежде всего исторические сочинения; это были хроники Иоганна Моманы и Георгия Амартола, а также переводы произведений художественной литературы - Александрия, Повесть о разрушении Иерусалима и другие.
К XI в. назрели и внутренние потребности для создания своей литературы. Писцы и художники стремились сделать ее неповторимой, единственной в своем роде. Работая рука об руку, в одной мастерской, они создавали рукопись как единое целое, в котором все - расположение текста на листе, почерк, цвет и орнамент заглавных букв и заголовок, тон пергамента особо обработанной кожей на которой писали, характер изображений, называемых миниатюрками - связано между собой.
Первой известной рукописной книгой считается Евангелие, написанное в Киеве в 1056-1057 году для новгородского посадника Остромира и называемое потому Остромировым. И сама рукопись, и украшающие ее миниатюры были исполнены в Киеве.
Утонченное мастерство миниатюры, яркое орнаментальное окружение фигур Евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное произведение. Крупнейшим по своему художественному значению является так называемое Мстиславово Евангелие, исполненное между 1103 и 1117г. Алексой для новгородского князя Мстислава, миниатюры несомненно скопированы с Остромирова Евангелия.
В это время церковный обиход стал требовать составления новых проповедей и поучений, связанных с русской действительностью. Чтобы укрепит только что возникшую национальную церковь, потребовалось создать собственный культ святых; стала подготавливаться канонизация первых русских святых, а для канонизации потребовалось составление житий этих святых с описанием их благочестивой жизни, христианских подъемов и чудес.
Одним из первых произведений русской религиозной литературы является Поучение к братии, новгородского епископа Луки (1016-1060г.), а также первых русских святых Бориса и Глеба (первая половина XI века). Обладавшее крупными художественными достоинствами Житие Бориса и Глеба оказало большое воздействие на развитие житийного жанра в русской литературе. Наряду с пропагандой религиозной идеологии в житиях святых XI-XIII вв. часто проводятся и светские политические идеи. Так Житие Бориса и Глеба всем своим содержанием направлено против княжеских междоусобиц, за укрепление центральной власти киевских князей.
Политические идеи содержались и оригинальных древнерусских религиозных произведениях другого жанра - в проповедях и поучениях. Самым ярким из сочинений этого жанра и вместе с тем одним из самых замечательных памятников древнерусской литературы было Слово о законе и благодетеле Митрополита Иллариона (30-40г. XI в.)
Почти одновременной с религиозной литературой на Руси стала создаваться литература светская. Самым важным из оригинальных жанров светской литературы на Руси явилось летописание. Среди памятников мировой литературы почетное место занимает начальная русская летопись - Повесть временных лет, автором которого был монах Нестор. Основное содержание всех летописей было описание междоусобных войн, политической борьбы, дипломатических переговоров, рыцарских подъемов, семейных событий.
В XII-XIII в. возникают крупные летописные центры на Руси. На юге русских земель, кроме Киева, развивается летописание в Переяславле и в Чернигове, на западе в Галиче, на северо-востоке во Владимире, Ростове, Суздали, Переявлавле-Суздальском, Рязани, на северо-западе - Полоуке.
Все эти летописи тщательно отличают местные события, часто вводят в свой текст общерусские известия.
Из памятников древнерусской оригинальной литературы наибольшую известность имеет Слово о полку Игореве, повествующее о многозначительных исторических событиях конца XII века. Это первое в Древней Руси сочинение, созданное специально как произведение художественной литературы.
3. Просвещение
Принятие христианства способствовало развитию не только русской письменной литературы, но и в русской музыке. Важной составной частью ритуала провамосо богослужение было хоровое пение. Был разработан свой знаменитый распев, отличающий от Византийского и связанный с русским приемом музыкального воплощения эпических песен. Так основной стиль русского церковного пения, знаменитый распев просуществовал с XI-XVIII столетия, музыка и танцы стали использоваться для увеселения складывающегося господствующего класса.
В XI-XII веке немалую роль также играла образованность. Она распространялась, прежде всего среди духовенства, обязанного постоянно заниматься чтением и изготовлением книг. Знания распространялись и среди представителей господствующего класса. Также при князе Владимире стали строиться школы для детей знати. Ярослав основал в Новгороде школу для 300 человек, преимущественно для детей духовенства. К тому же в X-XII вв. грамотность получила распространение и среди сравнительно широких слоев населения, особенно в городах (как в высших княжеско-боярских и купеческих слоях общества, так и среди ремесленников). При Владимире Святославовиче и его сыне Ярославле Мудром образованность прочно входила в жизнь русской знати. Уже Ярослав Мудрый может быть по праву назван образованным человеком. Один из его сыновей - Святослав заставил книгами все клети, другой - Всеволод изучил пять языков. Сестра Ярослава Мудрого - Предслава тоже была хорошо грамотной и переписывалась с братьями. Его дочь Анепа, выданная замуж за французского короля, читала и писала на русском и латинском языках, а муж ее был совершенно неграмотен.
Особого внимания заслуживает тот факт, что образованность и вообще просвещение на Руси XI-XIII вв. по своему уровню и качеству мало отличалось от образованности и просвещения Византии - передовой культурной страны того времени: эту эпоху они стояли собственно на одном уровне.
4. Прикладное искусство.
Прикладное искусство Киевской Руси отличается большим разнообразием своих типов, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса. Серьги, подвески, гривны, браслеты, выполнены из серебра или золота с применением сполии и дерии, техник, известных еще древним славянам. Тонкие крученые проволочки или крошечные зерна напаивали на основу, создавая причудливые орнаменты. Уже в IX в. появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым.
Большие достижения были в области эмали. Техника эмали была заимствована в Византии. Расстояние между тонкими золотыми перегородками заполняли яркой стекловидной массой, окрашенной окисью металлов в разные цвета - эмалью, которая при обжиге затвердевала. Многочисленные маленькие эмальерные образии могли иметь самостоятельное значение или украшать оклоиды книг.
5. Архитектура.
Принятие христианства сыграло также большую роль в архитектуре. Начинается сооружение храмов, монастырей. Первоначально все постройки были деревянными. Такой была 13 купольная Новгородская София, построенная в 989 году, таким был храм Бориса и Глеба начало XI века в Вышгроде. С развитием феодального государства росли требования к такого рода сооружениям. Они призваны были стать действительным средством протогаиды православия должны были подчеркнуть мощь и величие великокняжеской власти. Наряду с деревянными постройками начинают возводить сооружения из камней. Приглашенные из Византии мастера начинают строить каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками и мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее интересному ремеслу.
Но каменное строительство на Руси началось лишь с конца X века, причем первоначально в камне возводились только церкви. Первая каменная церковь (Десятинная) была заложена в Киеве в 989 году. Огромное влияние на храмовое зодчество оказала византийская архитектура: в русских землях стали распространяться церкви крестово-купольного типа, отличающиеся особой грандиозностью, величием, торжественностью. Уже последующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев; а взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. К наиболее замечательным памятникам этого времени относятся соборы Св.Софии в Киеве (1037-1054год), собор в Дмитриевском киевском монастыре, главный собор Печерский монастырь - Успенской церкви, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и еще много замечательных соборов и церквей.
С развитием самостоятельных городов - государств в них зародились собственные архитектурные школы, отличавшиеся своими особыми чертами. Так, для северо-западного форпоста - Новгорода - были характерны строгие храмы простых форм, практически без украшений, храмы-стражи (соборы Антониева и Юрьева монастыря). В период Новгородской республики крупные и величественные здания сменились более камерными, меньшими (церковь Спаса на Нередице, 1198г.).
Совсем иной, и пышной, и строгой одновременно, была архитектура Владимиро-Суздальской земли. Ее главные черты сложились в середине XII века, при князе Андрее Боголюбском и заключились в использовании белого известняка как строительного материала (в отличие от плоского кирпича - псилифы), а также в богатом украшении фасадов рельефами и аркатурными поясами (декоративные пояски рядов выступающих полашок). Тогда во Владимире были воздвигнуты Успенский собор и Золотые ворота, а далеко от города - княжеский замок в Боголюбове и воплощение поэзии в камне - церковь Покрова на Нерме. Построенный при Всеволоде Большое Дмитриевский собой во Владимире продолжил эти традиции.
Во второй половине XII в. города как бы соперничая между собой, старались всеми средствами подчеркнуть силу, значение и могущество своих князей, своей земли. При этом архитектура XII-XIII века отличается от архитектуры предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простой внутренней отделки. Наиболее типичными становятся кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Среди русских княжеств XII-XIIIв. Своим особым характерным выделяется архитектура Ростово-Суздальской и Новгородской земли. Так, в Новгороде, в различных концах города на средства жителей строились кубические, как правило, четырехстамные церкви. К ним относится церковь Благовещения в Арталах близ Новгорода (1179г.), Петра и Павла на синичьей горе (1185-1192г.). В других княжествах каменное строительство было менее развито.
Архитектура XII-XIII в. сохраняет известные черты общености: храмы имеют крестово-купольную основу, апсиды, мощные барабаны, купола. Вместе с тем складываются и местово особенности стиля. В памятниках Чернигова, Полоцка заметно стремление переработать крестово-купольную систему, найти башеннообразное решение верхней части храмов.
6. Живопись. Иконопись.
Живопись была органической, неотъемлемой частью христианского храма. Его стены, своды и купола были обычно покрыты мозаикой или фресковыми росписями, которые вместе с декоративной скульптурой, пышной отделкой интерьера и драгоценной утварью сливались в единое художественное целое, строго подчиненное архитектурному замыслу. В сложной системе храмовой росписи. Были воплощены основные идеи христианства; для изображения различных сюжетов и тем существовали обязательные правила и нормы (иконография), которым художники должны были строго следовать.
Первыми декораторами древнерусских храмов были вызваны на Русь мастера-греки. Они перенесли в русское искусство многовековой художественный опыт искусства Византии и познакомили русских с техникой мозаики, фрески иконописи. Мозаичная техника явилась наиболее сложной. Изображения или орнамент выкладывались из искусно подобранных кубиков цветного стекла (смальты) или из кусочков естественного цветного камня, вдавливающихся в нанесенный на поверхность стены известковый раствор. Рефлексы смальты создавали своеобразный эффект мерцающей красочной поверхности. Фресковая техника также была рассчитана на долговечность росписи и имела свои технические трудности.
Для русского искусства X-XI века характерной и ведущей была именно монументальная живопись; станковая живопись (иконопись) играла в ту пору меньшую роль, причем по своим художественным особенностям была близка к монументальному искусству.
Монументальная живопись древнейших киевских храмов X-XI века представлена мозаичными и фресковыми росписями собора Софии и собора Михайловского (Дмитриевского) Златоверхового монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора, Киево-Печерского монастыря и некоторых других. Например, на стенах двух башен Софии изображены княжеские охоты, травли зверей, цирковых состязаний, изображения ряженых, музыкантов, скоморохов, акробатов и других. В центре росписи юго-западной башни изображена императорская ложа константинопольского ипподрома, в которой находится император и ряд придворных.
Живопись XII века свойственна прежде всего нарочистая условность и отвлеченность ее образов: она не ставит задачу отобразить реальную действительность, наоборот, она преобразует реальные явления в условные символические схемы - с этим связаны и новые изобразительные средства.
Главное место в системе древнерусской иконописи занял человек. Христос, согласно евангельской легенде, выступает в образе человека. Апостолы, пророки, мученики, святители и другие персонажи христианской религии получили иконописи реальный человеческий облик. Различные фантастические чудовища, а также звери, змеи выступали обычно в иконописи как символы враждебной человеческому роду дьявольской антихристовой силы. Антрополороризм художественного мышления - вот что, прежде всего, получило древнерусское искусство от античного наследия.
Всем своим существом древнерусское искусство противостояло мировоззрению, порождаемому первобытной деятельностью и варварством. Оно ставило человека гораздо выше, чем древнеславянскому языческому искусству. Оно отводило ему главное, господствующее место в мире естественной реальной природы, что обусловлено его прогрессивную роль в истории и культуре развития русского народа.
От XI-XIII века сохранились выдающиеся памятники станковой живописи иконы, некоторые из них, как например знаменитая икона Владимирская богоматерь были вывезены из Византии, другие писались в самом Киеве и иных городах Киевской Руси сначала приезжими, а потом и местными художниками.
В конце X начале XI века стали образовываться школы искусств. Первая школа искусств сложилась в Киеве, при строительстве и украшении Десятинной церкви. Вторая киевская школа живописи сложившаяся в 1030-1040г, связана с работами по украшению Софийского сбора. Здесь больше всего проявили себя мастера мозаики и фресковой живописи, составляющие артель.
В живописи Новгорода в начале XII столетия уже существует несколько направлений. К грекоорильскому, то есть находящемуся под влиянием Византии, принадлежит фреска в Николо-Дворищенском соборе. К иному направлению Новгородской живописи принадлежат фрески собора Рождества Богоматери Антоного монастыря. В общем иконы Новгорода XII -XIII века можно отнести к двум направлениям византизированному, аристократическому и местному демократическому. К первому принадлежат икона Ангел - златые власы небольшое отличное изображение, когда-то входившие в композицию Денсуса, состоявшую из нескольких икон. Выразительность образов, яркая декоративность и оригинальность характеризуют иконы второго направления местной новгородской школе принадлежат икона Христос на троне.
Античные костюмы, классическая архитектура, горные пейзажи - все это прочно водворилось в древнерусскую иконопись и сохранилось в ней на протяжении веков. Только прочувствованный силуэт, чистые, ясные гармонии красок, ритмическая слаженность и цельность композиции стали отличительными чертами древнерусской иконописи.
8. Заключение.
Такова была древнерусская культура, сложившаяся в IX-XIII веке. Она впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. Но татаро-монгольское нашествие внезапно прекратило блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Прошло много времени, лет, прежде чем освободившиеся от татаро-монгольского ига русские люди стали жить и творить как раньше.
Список литературы
1. Краткий очерк истории русской культуры. Академия наук СССР, 1967г.
2. Очерки истории русской культуры IX-XVIIIв. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров. 1987год.
3. История русского искусства. Издание 2-е. Москва, 1980г.
4. История России. С.Петербург, 1998г.
5. История СССР. Л.П.Бущик., 1954г.