Культура Советской Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.Культура Советского периода
Содержание
Введение
1. Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года
2. Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси
3. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг.
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Культура – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе, а также к артефактам культуры (продуктам кулътуротворчества)».
Культурология – сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую область знаний в XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в XX в. Сам термин «культурология» (cultura– культура и logos– знание, теория, наука) был введен американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Буквальный перевод – наука о культуре.
Культура – одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и играет в нем такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.
Понятие культуры характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который выражается и проявляется во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры.
Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Существуют различные подходы к определению понятия культуры. Выделим среди них следующие:
описательный – просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности;
антропологический – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противоречащий природе, искусственно созданный человеком (вторая природа);
ценностный (аксиологический) – культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми;
нормативный – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей;
адаптивный – культура – свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям;
исторический – культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;
функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает единство и взаимосвязь этих функций в ней;
семиотический – культура – система знаков, используемых обществом;
символический – акцентирует внимание на употреблении символов в культуре;
герменевтический – культура – множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;
идеационный – культура – духовная жизнь общества, поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти;
психологический – указывает на связь культуры с психологией поведения людей;
социологический – культура – фактор организации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
1. Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.
После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.
Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией . Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».
В БССР коммунистическая партия большевиков была вынужденасчитаться со сложными политическими обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая «коренизация»). Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Червякова, М. Голодеда и др.
Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности и препятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рост и интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в свою очередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов к национализму.
Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР.Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических так и политических факторов.
2. Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси
С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школе осуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистия стали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения, известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некрашевич, М. Пиятухович, А. Смолич, М. Горецкий, В. Ластовский и др. Возглавлял комиссию по белорусизации А. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Балицкий, П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921–1928 гг. были созданы БГУ, Инбелькульт, БСХА в Горках, Витебской ветеринарный институт, открылись Государственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г. была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и З. Жилунович. Работа Наркомата просвещения во главе с В. Игнатовским повысила цифру школ с белорусским языком обучения до 80%, а число госслужащих, владеющих белорусским языком, возросло до 70%.
На протяжении 1918–1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. было создано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусской литературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы «Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище» и др. Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусскийгосударственный театр под руководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. – БГТ в Витебске. Были поставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина, «Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова.
По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталина стало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видных ученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине». Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.
Было введено всеобщее и обязательное начальное образование и, несмотря на то, что доля грамотных людей постоянно возрастала (80% в возрасте от 9 до 49 лет), она не обеспечивала стабильности культурного прогресса. К 1940 г. в БССР насчитывалось 67 академических и вузовских научных учреждений, в которых работало 2200 научных сотрудников, в том числе 28 академиков, многие из которых были широко известны: Н. Петрович (экономика), В. Пичета (история), И. Некрашевич (физика), А. Жебрак (биология) и другие.
Мы видим, что с началом беларусизации, происходит бурное внедрение белорусского языка в сферу образования, а также в другие смежные сферы, что положительно сказывается на динамике роста и укрепления белорусского языка на территории республики.
3. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения наX съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложным политическим обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийном, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты.
В 1920-1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиозным дурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованы сотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожались храмы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистической реконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей, как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси, входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытие новых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительской деятельностью в Вильне занимались браться И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский, написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший «Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы», «Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича.
Да, бесспорно и то, что беларусизация привела к возвышению на территории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусского этноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанное было временным воздействием, так как дальнейшие репрессии и отход от белорусского под воздействием Сталинской политики привели спаду и прекращению прогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны при понимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов и целей в угоду политических взглядов на республику большевиков.
Заключение
Культурология – наука сравнительно новая, сформировавшаяся как самостоятельная дисциплина только в XX веке.
Далеко не в каждом толковом словаре можно найти расшифровку этого понятия. На фоне стремительно возрастающего числа новых научных дисциплин, обусловленного информационным «взрывом», се появление прошло практически не замеченным, по крайней мере, среди специалистов естественнонаучного направления. Реакцией на нововведение в учебных заведениях было скорее легкое недовольство – опять возрастает нагрузка на студентов и, следовательно, необходимо уменьшать число часов на другие дисциплины. Однако культурология – это случай особый.
Дифференциация наук – естественный процесс, обусловленный непрерывным и экспоненциальным ростом знаний человека о природе и ограниченной возможностью человека их усваивать. Когда-то наука была единой, включая в себя то, что стало впоследствии физикой, химией, биологией, историей и т.п.
Со временем и эти научные дисциплины разделились на множество самостоятельных дисциплин и конца этому делению не видно. Несомненно, процесс этот носит прогрессивный характер. Появляется возможность вооружить специалиста более глубокими знаниями по тем вопросам, которые он должен рассматривать. Дифференциация не может продолжаться бесконечно. На новом витке развития человека снова появляется потребность в интеграции наук, в научной дисциплине, которая бы их объединяла.
И самым подходящим претендентом на эту роль является культурология. Понятие «культура» включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем его мире и самом себе, все, что человек познает и создает. Таким образом, наука о культуре более естественным образом предназначена выполнять ту функцию интегратора, которую в какой-то мере узурпировала философия, поскольку последняя рассматривает только теоретические аспекты научного познания, игнорируя прозаические вопросы практики.
Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР.Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических, так и политических факторов.
В общем, культура Светского периода привнесла свой плоды в культурное строительство Беларуси в виде литературных, художественных, скульптурных и других произведений искусства и книгопечатания.
Источники использованной литературы
1. Культурология: учебное пособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 – 368 с.
2. Культурология: учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.: Мн.: ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
3. Культурология: учебное пособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 – 368 с.
4. Культурология: учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.: Мн.: ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
5. Культурология Под редакцией А.С. Неверова. 3-е издание. Минск «Вышэйшая школа» 2007 – 119 с.
6. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г.
7. Учебный курс по культурологии. Ростовн/д.; Издательство «Феникс», 2000 г.
8. Очерки истории Государства и права Республики Беларусь. (1917–1995 гг.). Мн.: ТПА «Форум»., 1995. С. 256–262.
9. История Белорусской ССР. – Мн., Вышэйшая школа. 1987.-536c.
10. Юхо I.A. Kapoткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. – Мн. Беларусь, 1998.-124c.
11. Адраджэнне: Гiстарычны альманах. – Мн. Беларусь, 1995.-321 с.
12. Гiсторыя Беларускай ССР. Т. 4. – Мн. Вышэйшая школа, 1975.-725c.
13. Документы и материалы по истории Белоруссии. Т. 3. Мн. Асвета, 1999.-428c.
14. Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 1–2. – Мн., 1995.-627c.
15. Становление и крушение однопартийной системы в СССР: 1917–1991. – Гомель. 1995.-237c.
16. Мельник В.А. Об идеологии белорусской государственности. – Мн. Амалфея, 1996.-411c.