Л. И. Петражицкого Постоляко Л. С

СОДЕРЖАНИЕ: Вопросы происхождения и развития права вызывают несмолкающие дискуссии. Существует целый ряд теорий относительно природы права в рамках философии, теории государства и права. Нет единого мнения среди философов и юристов по вопросу определения понятия права и по сей день

Федеральное агентство по образованию РФУральская государственная юридическая академияИнститут права и предпринимательстваКафедра философии

Психологическая теория права

Л.И. Петражицкого

Руководитель: Постоляко Л.С. Исполнитель: студент 325 гр. Кобяков Э.В.

Екатеринбург

2006 г.


Содержание Введение …………………………………………………………………………. 3

Краткий биографический очерк ……………………………………………….. 4

Психологическая теория права ………………………………………………… 6

Заключение ……………………………………………………………………... 10

Список использованной литературы …………………………………………. 12


Введение

Право, будучи регулятором общественных отношений, наряду с моралью, нравственностью, традициями, обычаями, является одним из наиболее сложных многогранных общественных явлений. Вопросы происхождения и развития права вызывают несмолкающие дискуссии. Существует целый ряд теорий относительно природы права в рамках философии, теории государства и права. Нет единого мнения среди философов и юристов по вопросу определения понятия права и по сей день.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе права продолжаются и по сей день.

Существующие теории права подвергаются в литературе разгромной критике. Марксистский тип правосознания подспудно выдвигает концепции идеологического характера и выдает эти предпочитаемые им ценности за философию. Естественно-правовой тип правосознания «грешит» тем, что естественный или истинный закон одинаков для всех, кроме того, право и мораль в рамках данной теории концептуально объединены. Позитивизм отождествляет право и закон, исключает ценности из своих определений права, делая их предельно формальными.

Многие авторы, опираясь на тезис о неуниверсальности права как принцип социальной организации, приходят к выводу о неспособности любой из перечисленных теорий дать полное (универсальное) удовлетворительное определение права. Кроме того, данное заключение предполагает следующее: «Во-первых, неуниверсальность права должна поставить под вопрос обязательность существования права всегда и везде. Во-вторых, в любом обществе существует определенный конфликт ценностей, и выбор между ними совершается в сфере права и морали». Так что же, движение за права человека в мире – это утопия?


Краткий биографический очерк

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился в Киевском университете, по окончании которого был командирован в Берлин для подготовки к профессорскому званию. В Германии вышли две его монографии, которые принесли Петражицкому широкую известность в юридических кругах и использовались затем для составления германского Гражданского Уложения. Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию (1896г.) и почти сразу вслед за этим докторскую диссертацию Права добросовестного владельца на доходы (1897г.) В этой работе он впервые говорит о необходимости создания науки политики права для сознательного целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание. С 1897 г. он становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета.

Кроме преподавательской и научной работы, Петражицкий принимал активное участие в общественной деятельности, был депутатом первой Государственной думы, где зарекомендовал себя как один из идеологов конституционно-демократической партии и блестящий оратор. В Петербургском университете он руководил студенческим кружком философии права, а на его лекции всегда приходило столько студентов, что аудитории не могли вместить всех желающих. В своих многочисленных выступлениях на страницах газет и журналов Петражицкий одним из первых заявил о кризисе правосознания в России и необходимости формирования положительного отношения к праву как регулятору социальных отношений.

Основные работы Петражицкого, особенно Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии (1905) и Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др., так и широкой общественности. Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала Юридический Вестник развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.

Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П.Сорокин, Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.

После революции Петражицкий преподавал в Варшавском университете на кафедре социологии права. После его смерти в 1931 г. психологическая теория права была забыта, поскольку работы Петражицкого не были переведены на иностранные языки. Теория права и государства в связи с теорией нравственности и Введение в изучение права и нравственности были опубликованы в США только в 1955 году, благодаря Н. Тимашеву и П. Сорокину. И сразу же его идеи получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции и социологии права, как американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др. Основные принципы этих теорий - умаление роли официального права, правовой плюрализм, отрицание объективного характера права, призыв изучать психологию людей как основной источник правового поведения.


Психологическая теория права

Среди множества социологических теорий, появлявшихся в России конца XIX - начала ХХ вв., концепция Л. И. Петражицкого, профессора юридического факультета Санкт-Петербургского университета, выделялась своей необычностью и неоднозначностью. Социология как наука в то время в силу сложившейся политической ситуации официальными властями не поощрялась, и поэтому свои взгляды на общество и действующие в нем законы ученые включали в состав той науки, которой они непосредственно занимались. В результате большинство социологических понятий, вопросов и проблем приобретало историческую, психологическую, философскую, юридическую окраску. Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного, то есть свода законов, действующих в государстве. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий нашел недостаточным и ввел понятие эмоции как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. Внутренний голос, совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем связанность, необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц [1] . В отличие от нравственных обязанностей, правовые связывают волю человека. Поэтому нравственности с социальной точки зрения право гораздо важнее.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства, признания нормы или правоотношения со стороны окружающих нас лиц, существования судов, законодателя и тому подобных явлений, представления о которых обыкновенно соединяются с мыслью о праве [2] . То, что государство осуществляет руководство общественными отношениями, объясняется тем, что мы приписываем известным лицам общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе.

То право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным, или интуитивным. В процессе развития человечества отмирают одни нормы права, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда - возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения диссонанса правоотношений [3] . Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.

Интуитивное право гораздо шире позитивного и официального и развивается закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было произвола. Распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права). С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права - нравственное совершенство человечества, однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими [4] . Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации, во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.

Для эффективности законодательства, прежде всего, необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

Своеобразное понимание права Петражицким вызвало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движения за возрождение естественного права были достаточно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал попытки абсолютизации теории естественного права.

Петражицкий разделял со сторонниками естественного права его общие положения: а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе; б) естественное право не тождественно позитивному; в) жизнь человека, его права и свободы - абсолютная ценность; г) демократия необходима как фундамент свободы личности; д) старые учения о праве не соответствуют реальной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в обществе. Несмотря на это, его оппоненты считали, что психологический подход к праву сомнителен с точки зрения науки, так как явления психики не имеют точного характера. Многие ученые видели в трактовке Петражицкого разновидность юридического позитивизма. К тому же право не ограничивается исключительно личным поведением, существует еще и объективный закон, который признают все. Право должно сообразовываться не только с изменяющимися потребностями, но и с вечными началами, присущими человеческому духу. Субъективное понимание индивидом своего права будет единственным для него, а права другого не будут признаваться. По теории Петражицкого, явлением права может быть и заключение договора с дьяволом, и фантазии сумасшедшего человека. Такая широкая трактовка по существу приводит к размыванию самого понятия права. Желание Петражицкого воплотить с помощью права в жизни совершенное господство действенной любви в человечестве [5] есть не что иное, как существующее со времен Христа стремление построить земной рай, способное привести к насильственному насаждению добра. По словам другого критика, Е. В. Спекторского, физическое и психическое в человеке - лишь необходимые эмпирические условия морали, которую изучает философия права, а не психология [6] .

Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.


Заключение

Л.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея логически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от правовой действительности, существующей вне субъекта, был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения.

Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.


Список использованной литературы

1. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы

эмоциональной психологии. Спб., 1905

2. Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об

этических мотивах и их разновидностях. Спб., 1904

3. Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности: В 2 т. Спб., 1909

5. Спекторский Е. В. К спору о реальности права // Юридический вестник.

1914. № 5


[1] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. Спб., 1909

[2] Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900

[3] Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900

[4] Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их

разновидностях. Спб., 1904

[5] Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии.

Спб., 1905

[6] Спекторский Е. В. К спору о реальности права // Юридический вестник. 1914. № 5

Скачать архив с текстом документа