Лебяжий пруд и Конюшенный двор
СОДЕРЖАНИЕ: Район, примыкающий к Пречистенской и Кремлевской набережным Москвы-реки, пересекает улица Волхонка - одна из основных радиальных улиц. Еще на Петровом плане конца XVI в. показан Государев конюшенный двор, к которому вела эта улица от Кремля.(Между набережными Москвы-реки и Знаменкой)
Район, примыкающий к Пречистенской и Кремлевской набережным Москвы-реки, пересекает улица Волхонка - одна из основных радиальных улиц. Еще на Петровом плане конца XVI в. показан Государев конюшенный двор, к которому вела эта улица от Кремля. Далее она переходила в Пречистенку, направлявшуюся к Новодевичьему монастырю.
Переулки между Волхонкой и набережными сохранили старые московские названия - Ленивка и Лебяжий. Ленивка, правда, именуется улицей, но она больше похожа на иной переулок - длиной всего 120м., да и сейчас не очень-то оживленная. Раньше по ней непрерывно двигались люди, подводы, извозчичьи пролетки, так как на Ленивку выходил старинный Большой Каменный мост, ведший в Замоскворечье. После того как в 1938 г. был построен новый мост, основное движение пошло по теперешней Манежной улице, а Ленивка превратилась в спокойную улицу, до некоторой степени оправдывающую свое имя. Оно произошло от небольшого рынка, находившегося поблизости: церковь Иоанна Предтечи, стоявшая на месте дома № 10 по Волхонке, носила название что у Ленивого Торжка. Возможно также, что сам торжок назывался по Ленивому вражку, по которому протекала небольшая речка Ленивка, впадавшая в Неглинную. В нижнем течении Неглинная была запружена, на пруду разводились лебеди, отчего он был назван Лебяжьим, и переулок, шедший от Ленивки к пруду, стал также называться Лебяжьим.
Иногда Волхонку именовали Ленивкой (это бывало и в середине XIX в.), а нынешняя улица Ленивка носила название либо проезд к Каменному мосту, либо Всехсвятская, по воротам стены Белого города, у которых находилась церковь Всех Святых.
В XVII в. всю нечетную часть нынешней Ленивки (так же как и современные участки № 11и13 по Волхонке) занимала большая усадьба Прасковьи Федоровны Дорошенко, урожденной Пушкиной, дочери стольника, казненного при Петре 1, и жены А. П. Дорошенко, сына гетмана Украины. В 40 - 70 гг. XVIII в. усадьбой владел генерал-поручик В. В. Нарышкин. При нем на углу с Волхонкой стояли каменные палаты, замененные в 1779 г. зданием, построенным его вдовой: при возведении современного строения была обнаружена медная закладная доска с гербом Нарышкиных и Паниных со следующей надписью: сие здание заложено в царствование Екатерины Вторыя попечением генерала и кавалера боярина Василия Васильевича Нарышкина вдовствующия вторыя его супруги Анны Ивановны Нарышкиной, урожденной Паниной в лето от Рождества Христова 1779 маия 20 дня. Архитектор при строении был Елезвой Семенов сын Назаров, первый каменьщик крестьянин ея села Спасского Макар Мелехин и протчия каменьщики того же села с заплатою как бы посто-ронния.
К началу XIX в. южная часть (Ленивка, № 1) стала принадлежать действительному статскому советнику И. Н. Ефимовичу, женатому на племяннице В. В. Нарышкина, а позднее надворному советнику Г. П. Оболонскому. При нем на углу с Кремлевской набережной стояло трехэтажное каменное, богато декорированное здание с оригинальным оформлением угловой ротонды - наверху ее была помещена беседка, крыша которой поддерживалась несколькими кариатидами.
Другая, северная часть (Ленивка, № 3) бывшей нарышкинской усадьбы перешла к женатому на другой племяннице В. В. Нарышкина Алексею Федоровичу Грибоедову, дяде А. С. Грибоедова, одному из прототипов Фамусова в Горе от ума. В 1806 г. этой частью стал владеть купец А. М. Зимулин, у которого в небольшом двухэтажном доме на Волхонке (№ 11)в 1825 - 1832 гг. снимал квартиру известный московский живописец В: А. Тропинин. Здесь он написал знаменитый портрет А. С. Пушкина, хранящийся теперь в Третьяковской галерее. С 1833 по 1856 г. Тропинин жил в той же усадьбе, но в другом строении (по Ленивке, № 3). В его мастерской побывали чуть ли не все российские живописцы. По приезде из Италии часто приходил Карл Брюллов в блеске славы первого художника России после картины Последний день Помпеи. По воспоминаниям скульптора Н. А. Рамазанова, много раз бывавшего здесь, только собственные произведения Василия Андреевича, повешенные без рам на стенах, составляли всю роскошь квартиры и вместе мастерской, в которой постоянно господствовали простота, тишина и уважение к труду. У окна квартиры художника в 1844 г. был написан его автопортрет с видом на кремлевские башни.
В 1830-х гг. весь этот участок перешел к жене важного чиновника, попечителя Московского учебного округа тайного советника А. А. Писарева. Его супруга задолжала большие суммы некоему X. Д. Спиридонову (он вымогал у нее подарки в обмен за отсрочки векселей) и была вынуждена продать и этот дом и подмосковное имение Люблино. Следующая владелица выстроила в 1879 гг. по проекту архитектора М. И. Никифорова существующее здание на углу Волхонки и Ленивки.
Напротив, на другом углу Волхонки (№ 7) пробили проход для пешеходов вместо первого этажа дома, выстроенного в 1904 г. архитектором Н. Г. Лазаревым. Далее на Ленивке выходит за красную линию улицы, делая здесь узким тротуар, двухэтажное здание (№ 4) со скромным пилястровым портиком и междуэтажной тягой. Это старинные палаты в усадьбе, план которой был снят в 1764 г. Однако очень вероятно, что они значительно старше. Нынешний фасад палаты получили в 1845 г., когда с левой стороны была сделана пристройка. В 80-х гг. прошлого века весь участок принадлежал Герасиму Хлудову, владельцу дома в Театральном проезде, где были построены роскошные бани; здесь же, в центре двора бывшей дворянской усадьбы, установили водокачку, доставлявшую воду из Москвы-реки по специальному водоводу к Китайским баням, как тогда назывались нынешние Центральные бани.