Легендарные и альтернативные версии судьбы Жанны д Арк
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Основания. Реальные разночтения и сложности в реконструкции биографии Жанны 1.1 Возраст 1.2 Происхождение семьи д’Арк 1.3 «Голоса» 1.4 Военная карьера
План
Введение
1 Основания. Реальные разночтения и сложности в реконструкции биографии Жанны
1.1 Возраст
1.2 Происхождение семьи д’Арк
1.3 «Голоса»
1.4 Военная карьера
1.5 Плен и казнь
2 Легенды
3 Альтернативные версии
3.1 Королевское происхождение
3.1.1 Дочь королевы
3.1.2 Дочь короля
3.2 Миссия Жанны
3.3 Чудесное спасение
4 Лже-Жанны
4.1 Жанна дез Армуаз
Список литературы
Введение
Легендарные и альтернативные версии судьбы Жанны д’Арк — многочисленный ряд легенд и исторических реконструкций, некоторые из них известны с XV века. Они предлагают альтернативные версии происхождения, жизни, смерти, а также чудесного спасения Жанны д’Арк. Современной академической наукой отвергаются.
1. Основания. Реальные разночтения и сложности в реконструкции биографии Жанны
Жанна при дворе дофина рассказывает свою биографию. Илл. к детской книге, начало XX века.
1.1. Возраст
Принято считать, что Жанна родилась в 1412 году, но существует множество сомнений в верности этой даты. К примеру, Ангерран де Монстреле, придворный хронист герцога Бургундского, видевший её в заключении, уверял, что «ей около 20 лет или более того» (если верить традиционной версии, ей должно было быть не более 18). Тот же возраст иногда называется в хрониках, что с большой натяжкой можно объяснить небрежностью писцов. Но самое серьёзное доказательство, на которое обратил внимание Е. Б. Черняк, состоит в том, что Жанне в 1428 году пришлось предстать перед судом по обвинению в отказе от замужества, к которому её принуждал отец. 16-летнюю девушку сложно представить путешествующей в одиночестве по весьма небезопасным дорогам, но что особенно важно, по законам Лотарингии она не могла бы защищать свои права, так как в этом возрасте считалась ещё несовершеннолетней[1]. Сама Жанна во время первого допроса в Руане заявила, что ей 19 лет, на следующий день — что не знает, столько ей лет[2]. При дворе Карла, как об этом свидетельствуют хроники, она же утверждала, что ей «трижды семь лет» — что окончательно запутывает всё дело[1].
1.2. Происхождение семьи д’Арк
Сторонники «альтернативных версий» охотно указывают на то, что в фамилии отца Жанны присутствовала «аристократическая» частица «д’», на что «традиционалисты» с готовностью возражают, что «аристократизм» её появился два века спустя. Во времена Столетней войны у дворян не было специальных приставок к фамилии, а «де» значило всего лишь место, откуда человек был родом[3].
Действительно, во Франции имеются два городка, частью названия которых служит слово «арк» — это Арк-ан-Барруа (департамент Верхняя Марна, Шампань, в шести милях от Шомона) и Арк-ан-Тий (в современном департаменте Кот-д’Ор, недалеко от Дижона). Сторонники «новой версии» возводят фамилию д’Арк к якобы существовавшему гербу с изображением лука (фр. arc ) и стрел. При жизни Жанны ни она сама, ни её окружение фамилию д’Арк по отношению к ней не употребляли, Жанна именовалась «Жанной-Девой». Впервые фамилия д’Арк появилась в материалах оправдательного процесса. В разных документах и хрониках того времени присутствуют различные варианты написания искомой фамилии — Дарк, Тарк, Даркс, Дар, Дай, Дей — последние, как считается, обязаны своим происхождением лотарингскому диалекту, в котором практически исчезает «р», и записью фамилии на слух. В любом случае, выбрать единственно «правильный» вариант не представляется возможным, современная запись является всего лишь данью традиции, тем более что в XV веке апостроф в написании фамилий вообще не использовался[4].
Специально проведённые генеалогические исследования тоже ничего не дали, во Франции того времени фамилия д’Арк была достаточно распространённой: её носили крестьяне, священники, горожане, дворяне. Более того, некая Жанна д’Арк упоминается как получившая вознаграждение от короля Карла VI[5].
Существуют документы XVII века, подтверждающие наличие герба у семьи д’Арк. Но подлинность их далеко не безусловна, и «традиционалисты» возражают, что королю незачем было присваивать Жанне аристократическую фамилию и собственный герб, если бы у её семьи уже был свой[3].
1.3. «Голоса»
«Явление архангела Михаила Жанне д’Арк» , картина Эжена Тириона, 1876.
Природа «голосов святых», которые по собственным утверждениям слышала Жанна, является одним из спорных моментов академической версии. Что касается Церкви, то и современные, и средневековые авторы, считавшие Жанну освободительницей Франции, единодушны в том, что ей на самом деле являлась «воля неба».
Материалистически настроенные сторонники традиционной версии указывают, что миссия Жанны, указанная ей «святыми», — освобождение Орлеана, коронация дофина, изгнание англичан — удалась только частично, и в своих работах они либо не касаются природы «голосов», либо считают их результатом галлюцинации[1].
Так, В. И. Райцес пишет: «Её интеллект формировался под влиянием народных религиозно-мистических представлений. Жанне казалось, что она слышит и видит святых. Здесь имело место самовнушение, работа расстроенного религиозной мистикой и потому особенно пылкого воображения»[6].
Поборники альтернативной версии объясняют голоса тем, что это была политическая игра. Некоторые же из них, например, Робер Амбелен, считают, что Жанна как отпрыск королевского семейства, в котором часто совершались близкородственные браки, была подвержена галлюцинациям.
Сторонники идеи о том, что появление Жанны было на самом деле результатом «операции Пастушка» — то есть заговора с целью вовлечь её в политические интриги того времени, — со своей стороны указывают, что «голоса» обладали странной осведомлённостью. Примером этому может послужить история с мечом, который Жанне было приказано найти в церкви св. Екатерины во Фьербуа и далее использовать его в сражениях. Кому именно принадлежал этот меч, неясно: в старых работах его объявляют мечом Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье, в новых предполагают, что речь шла о мече Бертрана дю Геклена, военачальника Карла V Мудрого[7].
1.4. Военная карьера
Известно, что ко двору дофина не раз являлись люди, утверждавшие, что они «посланы небом для спасения Франции», но только Жанну сопровождал военный эскорт, причём путешествие осуществлялось за счёт королевской казны. Известно также, что первой остановкой на её пути был Вокулёр, где Робер де Бодрикур, местный прево, вначале принял её с недоверием и пожелал отдать на потеху своим солдатам. Впоследствии же что-то побудило его изменить своё первоначальное мнение и помочь никому неизвестной крестьянке добраться до Шинона. Сторонники «новой версии» полагают, что таков был прямой приказ королевы Иоланды, при дворе которой состоял близкий родственник де Бодрикура, Луи де Бово. Общепринятая версия объясняет изменение в поведении де Бодрикура растущей популярностью Жанны. Она прожила в Вокулёре достаточно долго и сумела склонить на свою сторону общественное мнение и нескольких рыцарей, предложивших ей свою помощь[6].
Тот же Бодрикур добыл для неё охранную грамоту Карла II Лотарингского, а самого герцога, как считается, Жанна при встрече подвергла самой суровой критике за его измену Орлеанскому дому.
По воспоминаниям Жана де Новлопона, в разговоре с ним Жанна будто бы заявила «Никто в мире — ни король, ни герцог, ни дочь короля Шотландии, ни кто-либо другой — не сможет возвратить французское королевство» . Переговоры о женитьбе дофина Людовика на дочери Якова Шотландского начались летом 1428 года и сохранялись в полной тайне. Разговор, если верить де Новлопону, состоялся в начале следующего года. Таким образом, нужно либо предполагать вслед за традиционалистами, что, несмотря на предосторожности, сведения просочились, либо поверить, что Жанна обладала даром предвидения, либо считать вслед за сторонниками «теории заговора», что Жанну кто-то специально снабжал государственными секретами[1].
1.5. Плен и казнь
Жанну привязывают к столбу. На миниатюре она изображена с открытым лицом. Страница из Vigiles du roi Charles VII
Судя по сохранившимся протоколам руанского судилища, Жанна в одиночку и весьма успешно противостояла нескольким теологам, не давая загнать себя в ловушку и обвинить в колдовстве и поклонении идолам.
Известно также, что её не подвергали пытке (Кошон объяснял это тем, чтобы «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведённый процесс»[8]). Оказалось, что формального приговора Жанне вынесено не было, это подтвердил на процессе реабилитации помощник руанского бальи Лоран Жерсон. Из 12 присутствовавших на процессе реабилитации членов руанской судейской комиссии пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни, ещё двое — что обо всём успели забыть за прошедшие годы[1].
Если верить «Хронике» Жоржа Шастеллена, осуждённая взошла на костёр с закрытым лицом, или (как иногда интерпретируют этот отрывок) ей косо надвинули на лицо чепчик или митру с изображением чертей[9].
2. Легенды
С Жанной связано также множество легендарных или полулегендарных сведений, представленных в более поздних источниках, чьё соответствие истине уже практически невозможно установить.
Уверяли, что при рождении Девы сами собой запели петухи, и жители Домреми, охваченные радостным возбуждением, спрашивали друг друга, что за чудо произошло сегодня ночью. Сторонники «новой версии» видят здесь намёк на то, что девочка была доставлена в деревню, «традиционалисты» — просто одну из легенд, сложившихся вокруг имени национальной героини[10].
Также существует версия, что дофин, пытаясь проверить её, приказал представить вместо себя одного из придворных, но Жанна, немедленно разоблачив обман, обратилась непосредственно к дофину[1].
По донесению доминиканского монаха брата Изамбара, руанский палач Жоффруа Терраж после совершения казни, якобы пришёл к нему на исповедь и рассказывал, что разбирая костёр после казни, нашёл в нём нетронутое огнём сердце, причём все дальнейшие попытки его уничтожить так ни к чему не привели. Сердце, по его словам, Терраж выбросил, как ему и было приказано, в Сену, а потом отправился покаяться в том, что «уничтожил святую»[8].
3. Альтернативные версии
Изабелла Баварская, которой подносит своё сочинение Кристина Пизанская
3.1. Королевское происхождение
Дочь королевы
В частности, выдвигается гипотеза о королевском происхождении Жанны. Якобы она была внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской и родилась Жанна в ноябре 1407 года. Впервые эта версия была выдвинута неким супрефектом Бержерака Пьером Казом в 1805 году[11]. Данные хронистов разнятся: ребёнок, рождённый Изабеллой Баварской 10 ноября 1407 года во дворце Барбетт, называется либо сыном Филиппом, либо дочерью Жанной. Например, Клод де Вилларе во «Всеобщей истории Французского королевского дома» в первом издании 1764 года говорит о сыне по имени Филипп, в издании 1770 года уже о девочке Жанне, в третьем издании — снова о девочке. Через четыре года после смерти Вилларе его последователи в очередном издании «Всеобщей истории» вернулись к версии о сыне[12]. По официальной версии, ребёнок прожил от нескольких часов до суток и был похоронен в усыпальнице Сен-Дени. Сторонники альтернативной версии считают, что Изабелла опасалась мести обманутого мужа, и именно поэтому ребёнок от связи Изабеллы с тогдашним, как предполагают, её любовником Людовиком Орлеанским был подменён другим младенцем и отдан в семью д’Арк.
По мнению сторонников альтернативной версии, д’Арки не были землепашцами. Жак д’Арк (предполагаемый отец Жанны) родился в 1375 году в Сеффоне (Шампань) и принадлежал к ветви д’Арков, которая разорилась в результате войны и моровой язвы и временно утратила дворянское достоинство. В 1419 году д’Арк был старостой Домреми[13], подчиняясь непосредственно местному прево, откупщиком и главой местного ополчения. Об уровне доходов семьи говорит то, что он владел «двадцатью гектарами земли, из которых 12 составляла пашня, четыре — луга, и ещё четыре — леса», лошадьми и достаточно большим стадом овец и коров, а в 1419 году приобрёл в пользование замок Иль (ныне разрушенный).
Де Булетье и де Бро ссылаются на «показания», данные Шарлем дю Лис, потомком одного из братьев Жанны, бывшем в начале XVII века генеральным адвокатом двора, который говорит о некоем Жане дю Лис, епископе Арраса, что тот
Предполагаемый герб семьи д’Арк (современная реконструкция)
…сохранил древний герб, семьи Дарк, бывший у его предка Жака д’Арк, отца Девы, который представлял собой натянутый лук, и три стрелы, увенчанный шлемом с навершием оруженосца, и львом в верхней части главы, происходящим от провинции, в которой король указал ему жить. |
Также существует жалованная грамота, выданная Жану дю Лис в 1612 году, в которой отмечено, что
Указанному Жану, согласно его желанию, носить фамилию Дюлис, оставив за собой герб его предков д’Арк, который есть щит с лазурным полем, и на нём натянутый лук, обращённый впрям, и с ним три скрещённые стрелы, остриями нацеленные вверх, из которых две золотые, с серебряными остриями и опереньем, и одна — серебряная, с золотым остриём и опереньем, в верхней части главы — шествующий лев. |
Схема, иллюстрирующая альтернативную версию о «королевском» происхождении Жанны д’Арк
Мать (приёмная, по мнению сторонников королевского происхождения) Жанны, Изабелла де Вутон, происходила из семьи, связанной родственными узами с аристократическими семействами Бово, Неттанкур, Людр, Армуаз[14]. Обстоятельства появления Жанны в Шиноне, где она была принята самыми высокопоставленными лицами, ей были выделены слуги, назначена свита, где она имела право разворачивать боевой стяг (привилегия сеньоров-баннеретов), её умение владеть оружием — всё это сторонники альтернативной версии считают подтверждением её королевского происхождения.
Доказательством того, что Жанна была дочерью Людовика Орлеанского они считают и то, что она была известна под именем Орлеанская девственница ещё до освобождения Орлеана. Жак Желю, архиепископ Амбрёнский в своём сочинении «Мадемуазель д’Орлеан», обращённом к Карлу VII и написанном весной 1429 года, то есть накануне освобождения Орлеана[15], уже называет её Орлеанской девственницей[16].
Герб Жанны д’Арк, пожалованный ей королём
И, наконец, герб[17], которым наделил Карл VII 2 июня 1429 года лично Жанну Девственницу[18], содержит, по мнению некоторых исследователей, корону принцев крови, то есть, герб подтверждал происхождение Жанны от принца королевского дома. Другие склонны считать меч, изображённый на гербе, так называемой «тёмной полосой незаконнорождённости» (такая была в гербе Бастарда Орлеанского), однако в геральдике меч никогда не символизировал «тёмной полосы».
В 1934 году католический историк, почётный гражданин Ватикана и друг папы Пия XI Эдуард Шнайдер, работая в Ватиканской библиотеке, обнаружил так называемую «Книгу Пуатье» — запись вопросов церковной комиссии, назначенной королём в 1429 году, и ответы Жанны Девственницы. Шнайдер утверждал, что комиссия не верила в «голоса» и не признавала Жанну «посланницей Бога». Король послал в Домреми двух монахов для проведения расследования. В их отчёте говорилось, что все жители Домреми утверждали, будто Жанна — дочь Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского. Шнайдер, глубоко верующий католик, в частных беседах уверял, что его заставили дать клятву о неразглашении этих сведений:
Вероятно, власти Ватикана не были заинтересованы в прояснении этого вопроса: Жерар Песм обратился к папе с просьбой разрешить поиски «Книги Пуатье» в архивах Ватикана, но ответа так и не получил, хотя ещё более вероятно, что его письмо было просто проигнорировано.
По представлениям того времени, девственница могла служить одним из наиболее подходящих орудий возвещения воли Господа. Поэтому в 1429 году в Шиноне Жанну подвергли обследованию и провели его две королевы: Мария Анжуйская и Иоланда Арагонская. В 1431 году в Руане подобное обследование Жанны проводила герцогиня Бедфордская. Сословные различия в средневековом обществе были настолько велики, что трудно поверить, будто подобной чести удостоилась простая девушка[20].
Дочь короля
Карл и Одетта играют в шахматы с шутом
Версия, что Жанна была на самом деле незаконной дочерью королевы, несла в себе трудноразрешимые противоречия.
Во-первых, эта версия обвиняет во лжесвидетельстве саму Жанну, дававшую показания во время процесса в Руане, а также её мать и всех жителей Домреми, которые под присягой на Евангелии на оправдательном процессе утверждали, что Жанна родилась в Домреми в семье Жака Дарка и Изабель Роме[11]. Нарушение клятвы на Евангелии по средневековым представлениям означало гарантированную гибель души и попадание в ад.
Кроме того, Изабелла Баварская относилась к ней откровенно враждебно. И у дофина, узнавшего о происхождении Жанны, должны были скорее усилиться сомнения касательно его законнорождённости. В таком случае, как считает Е. Б. Черняк, дофин скорее постарался бы выдать новоявленную сестру замуж и забыть о её существовании, но отнюдь не давать под её начало войска.
Поэтому, как ещё одно предположение, была выдвинута гипотеза, что Жанна была незаконной дочерью короля Карла VI Безумного от его фаворитки Одетты де Шамдивер. Согласно этой версии, настоящим именем Жанны было Маргарита де Валуа. Она родилась во дворце полубезумного короля в 1407 году, и он воспитывал её как воина для самозащиты, так как два его сына были убиты сторонниками Луи Орлеанского, а «незаконный» Карл никак не подходил на эту роль. Далее, как и в первой версии, был разыгран спектакль о «вмешательстве Божьем», но в конечном итоге, когда Жанна сыграла свою роль, её потребовалось скрыть от посторонних глаз, что и было успешно сделано[21].
Эта версия также ничем не обоснована и опять же предполагает всеобщее лжесвидетельствование на оправдательном процессе.
3.2. Миссия Жанны
Джон Эверетт Милле. «Жанна д’Арк»
С давних времён существует версия о неслучайности появления Жанны при дворе будущего Карла VII.
Существует предположение, что за кулисами этой истории стояла тёща дофина Иоланда Анжуйская[23], которая в течение многих лет имела огромное влияние на своего слабовольного зятя. Дофин Карл, согласно слухам, пущенным англичанами, незаконнорождённый, отстранённый от наследования престола ещё в 1420 году Карлом VI, весьма нуждался в расположении общественного мнения в свою пользу.
С точки зрения сторонников «новой версии», начало истории Жанны было по сути своей «заговором двух королев», которые в 1407 году имели общие интересы, но в дальнейшем порвали друг с другом. Известно, что Иоланда была на тот момент одним из самых влиятельных во Франции политиков и дипломатов, позиция, которую она не выпустила из рук до самой смерти. Кроме того, она занимала высшие посты в третьем францисканском ордене. Карл VII в дальнейшем, засылая в пограничные города и замки своих шпионов, использовал среди них францисканских монахов («кордельеров», как их называли во Франции)[24], из чего делается вывод, что начало «монашеской сети» было положено королевой Иоландой.
Также она заложила основу и весьма результативно использовала так называемый «летучий батальон любви» — юных привлекательных фрейлин, которых по необходимости определяла в любовницы при бургундском и лотарингском дворах. Сторонники «новой версии» полагают, что именно она подала королеве идею определить в любовницы и сиделки к безумному королю Одетту де Шамдивер, она же помогла пристроить последнего ребёнка королевы от Людовика Орлеанского. Связь эта уже не скрывалась, так что «узаконить» ребёнка практически не было возможности. Обращают внимание, что будучи на четвёртом месяце беременности, королева всё же наведалась в отель Сен-Поль, где в это время жил безумный Карл VI.
Сторонники «новой версии» полагают, что наперсницей королевы в этом вопросе выступила некая фрейлина королевы по имени Жанна, вдова Юда де Реси, вышедшая замуж за Николя д’Арка, которого в свою очередь отождествляют с братом Жака д’Арка из Домреми. Так это или нет, неизвестно, но существуют документы, подтверждающие, что некая Жанна д’Арк (как считают сторонники «новой версии», фрейлина) действительно посетила резиденцию короля отель Сен-Поль и преподнесла Карлу несколько цветочных венков, за что была вознаграждена деньгами. Следы этого события можно обнаружить в счётных книгах, где сказано: «Воскресенье, 21 дня июня 1407 года по приказу короля выдано бедной женщине Жанне д’Арк за преподнесённые ему венки, указанным сеньором деньги в количестве 18 солей» . Опять же, сторонники «новой версии» полагают, что позднее эта Жанна выступила в роли крёстной Жанны Девственницы.
Родившийся ребёнок немедленно был объявлен умершим, а на самом деле спрятан. Сторонники «новой версии» указывают, что по усопшему не было отслужено мессы, а в хрониках аббатства Сен-Дени страницы, соответствующие этому времени, странным образом отсутствуют. Окончательное решение об отправке дочери королевы в Домреми было принято из-за убийства её отца. Выбранное место, по их мнению, было идеальным, так как находилось под управлением королевы Иоланды. Со своей стороны, сторонники общепринятой версии отмечают, что деревня у самой лотарингской границы никоим образом не могла считаться надёжной — девочку могли похитить в любой момент.
Карл VII принимает Жанну
В свете «новой» версии голоса, которые слышала Жанна с 13-ти лет, объявляются умелой инсценировкой, в которую была вовлечена экзальтированная девушка. Исследователи предполагают, что «дамы де Бурлемон» (Жанна де Бофревиль и Агнесса Жуанвиль), которые якобы были знакомы с Жанной в пору её юности, «взяли на себя роль святой Екатерины и святой Маргариты»[25].
На процессе в Руане в ответ на вопросы судей она утверждала, что не только видела и слышала своих святых, но и обнимала их (так, как обнимают рыцаря при посвящении)[26].
«Традиционалисты» не отрицают, что Жанна прекрасно знала политическую ситуацию, обстановку при дворе Карла VII, была в курсе обычаев двора, имела понятие о географии, военном деле, хотя это кажется маловероятным для девушки, никогда прежде не покидавшей Домреми. В то же время по Франции распространялись слухи о появлении Девы из Лотарингии, которая спасёт страну. Ещё 12 февраля 1429 года граф Дюнуа в осаждённом Орлеане сказал своим солдатам о том, что «Дева, явившаяся с лотарингской границы», освободит город[27].
Вся история с Орлеанской Девственницей была всего лишь политической хитростью, изобретённой придворными Карла VII … Всё, что читается у обыкновенных историографов Орлеанской Девственницы, — всего лишь роман, во всём этом не больше правдоподобия, чем в россказнях о папессе Иоанне.
— Кардинал Мазарини. Рукопись № 1999, документ № 1 из Библиотеки имени Мазарини
Однако кажется неправдоподобным, чтобы Жанну с раннего детства готовили к роли спасительницы Франции. Сторонники академической версии указывают на то, что родные Карла VII не могли знать о том, что ребёнок, «отосланный в Домреми», со временем станет исполнителем важной миссии. Они напоминают, что Жанне чинили препятствия в её поездке ко двору местные власти, что сами возможные участники «заговора» постоянно меняли свои политические предпочтения, заключали союзы с бургундцами и англичанами, а Иоланда Арагонская в 1419—1422 годах жила в Провансе и маловероятно, что она руководила «инсценировкой», находясь так далеко[28].
Сожжение Жанны
3.3. Чудесное спасение
Известны также версии, согласно которым Жанна вообще не была сожжена на костре[29]. Отсутствие протокола о казни в архивах Нижней Сены и Руанского архиепископства объясняется некоторыми исследователями тем, что казнь так и не была совершена[30].
Согласно одной из версий, Жанна, проведя около четырёх лет в заточении, вернулась к королевскому двору и вновь получила под командование войска. Спустя некоторое время она вышла замуж за некоего Робера дез Армуаза. Вторая версия утверждает, что сожжение на костре имело место, но сожжена была другая женщина, тогда как Жанну д’Арк умертвили тайно с помощью яда, а тело спустили в Сену. Англичане не решались казнить Жанну публично, так как опасались возможного чуда во время казни. Попыток отравить её было две — после первой Жанна выжила, а вторая достигла своей цели. Чтобы никто не смог разоблачить подмену, голову женщины, казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, её окружали 120 (по другим сведениям — 800) солдат, толпу зрителей оттеснили на край площади Сенного рынка, костёр был частично загорожен деревянным щитом, на котором был написан приговор[31].
Правда, эта теория также предполагает повальное лжесвидетельство на оправдательном процессе, где показания после клятвы на Евангелии дало множество свидетелей, включая нуайонского епископа. Упоминания о казни Жанны есть и в документах той эпохи, например, в «Дневнике парижского горожанина»[11]. Согласно легенде, на месте казни было обнаружено сердце, которое не сгорело. Робер Амбелен, считающий, что вместо Жанны казнили другую женщину, предполагал, что ей дали наркотическое средство, и ссылался на сообщение Светония в «Жизни двенадцати Цезарей», что существовал яд, который делал сердце несгораемым[32], что с точки зрения науки немыслимо.
Объяснение того, что англичане отпустили свою добычу, Пьер де Сермуаз видит в том, что Анна Бедфордская, супруга главнокомандующего, также состояла в третьем францисканском ордене, и, соответственно, могла договориться с королевой Иоландой, а через неё — с Карлом VII о возможных уступках, которые будут сделаны. К тому же, зять губернатора Руана пребывал в то время в плену у французов, и Карл открыто грозил расправиться с пленником, если Жанна будет казнена[33].
4. Лже-Жанны
Несомненно, подвиг Жанны, её плен и казнь, вызвавшие шок во всей стране, должны были непременно привести к слухам о «подмене» и о «чудесном спасении», и соответственно — к появлению самозванок, выдающих себя за Деву Франции. Действительно, в 1452 году некая женщина, имя которой история не сохранила, появилась в Анжу и попыталась выдать себя за Жанну д’Арк, соблазнив деньгами и обильным угощением двух кузенов подлинной Жанны, которые должны были свидетельствовать в её пользу. Впрочем, эта авантюра закончилась практически немедленно[34].
Ещё одну попытку предприняла некая Жанна Феррон (фр. Jeanne la Frron ), зарабатывавшая на жизнь ярмарочными фокусами. Она появилась в Мане и попыталась убедить толпу, что является Жанной, «чудом спасшейся» от костра, но при том, как оказалась, совершенно не умела держаться в седле, поэтому подверглась осмеянию. По приказу епископа города её выставили к позорному столбу, а в дальнейшем её следы окончательно теряются[5].
О ещё одной самозванке — Жанне де Сермез, также известно немного. Считается, что переодевшись в мужской костюм, она принимала участие в боях, и затем попыталась выдать себя за «спасшуюся Жанну». В наказание она была на три года заключена в тюрьму в Сомюре и выпущена оттуда в 1458 году с наставлением одеваться «пристойно» и раз и навсегда оставить мысль о самозванстве. Сохранилась грамота о прощении, дарованная ей герцогом Рене[35].
И, наконец, последняя самозванка появилась в Кёльне в 1473 году, публично заявляя, что явилась с миссией доставить епископское кресло Олдарику Мандеше. Девица была признана сумасшедшей, и только это спасло её от костра[36].
4.1. Жанна дез Армуаз
Самой известной из «Лже-Жанн» была Жанна дез Армуаз. Она появилась в 1436 году в местечке Гранд-оз-Орм, где попыталась отыскать обоих братьев подлинной Жанны, что ей вскоре удалось. В хронике декана собора Сен-Тибо в Меце её появление отмечено так[37]:
В воскресенье 20-го дня мая 1436 года девица по имени Клод, носившая женскую одежду, была объявлена Девой Жанной и была обнаружена в месте близ Меца, называемом Гранд-оз-Орм, и там были два брата упомянутой Жанны, удостоверившие, что это была она. |
Медальон Жанны дез Армуаз в замке Жолни
В их сопровождении «воскресшая Жанна» (впрочем, называвшая себя «Клод», что дало некоторым историкам повод предполагать, что таково было её настоящее имя) отправилась в Мец, где её появление произвело фурор, затем в Марвиль и Арлон, ко двору герцогини люксембургской. Позднее, в Кёльне, она попыталась вмешаться в местные политические распри, требуя именем Бога выбрать трирским епископом графа Ульриха Вюртембергского, чем привлекла внимание местного инквизитора Генриха Калтайзена. Калтайзен приказал «Жанне дю Лис» явиться к нему на допрос по подозрению в колдовстве и ереси. Жанна предпочла не искушать судьбу и спешно вернулась в Арлон.
В том же году она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз, чью фамилию носила в дальнейшем, и родила ему двух сыновей.
Через посредство обоих братьев она установила переписку с жителями Орлеана, бывшими в полном смятении касательно вопроса, стоит ли верить «спасению» Жанны, и королём Карлом, который, впрочем, не спешил отвечать на её письма.
Шато де Жолни — дом рода дез Армуаз
В 1439 году она лично посетила Орлеан и была восторженно принята в городе, в честь неё давались пышные балы и обеды, также из городской казны «Деве Жанне» было выдано 210 ливров (достаточно большая сумма по тем временам) за «добрую службу, оказанную названному городу во время осады». Позднее такая же пышная встреча ждала её в Туре, однако при попытке посетить Париж Жанна дез Армуаз была арестована по приказу парижского парламента и после допроса признана самозванкой.
По якобы данным ею показаниям (подлинные документы до нас не дошли и известны лишь по пересказам) было установлено, что переодевшись в костюм солдата, она ездила в Италию к папе Евгению испрашивать прощение за побои, нанесённые родителям, и затем служила как солдат в папской армии, что, якобы, и навело её на мысль выдать себя за Жанну д’Арк[38].
Как самозванка Жанна дез Армуаз была выставлена к позорному столбу, затем вернулась к мужу. Умерла она, по разным сведениям, в период между 1446 и 1449 годами. (Жерар Песм, придерживавшийся версии, что Жанна дез Армуаз и есть настоящая Орлеанская Девственница, предполагал, что она умерла в 1449 году, так как в счетах города Орлеана, выплачивавшего пенсию Изабелле де Вутон, появляется запись: «мать покойной Девственницы»)[39]. Есть версия, что она пережила Робера дез Армуаза и была ещё раз замужем за неким Жаном Луийе — впрочем, некоторые исследователи полагают, что в этом случае речь скорее идёт о Жанне де Сермез.
Вопрос, была ли Жанна дез Армуаз действительно спасшейся «девой Франции», до сих пор служит предметом оживлённых дискуссий[40]. Представителями академической науки вероятность того, что Жанна дез Армуаз была спасшейся Жанной д’Арк, однозначно отвергается[11][41][42].
А. Левандовский пишет[41]:
Славная когорта парадоксалистов дружно заявляет, что Жанна д’Арк и самозванка, подлинное имя которой было Клод, — одно лицо! Доказательства? По-прежнему никаких. И какие же здесь могут быть доказательства, если вся деятельность самозванки, её алчность, склонность к интриге, приверженность к удовольствиям стола и постели — всё это в корне противоречит облику подлинной Девы, известной нам по документам. Наконец, уже говорилось, что самозванка была разоблачена и, сверх того, во всём призналась сама. Но какое дело до этого «крушителям традиций»? |
На Орлеанском форуме 1979 года, организованном центром Жанны д’Арк в Орлеане, ведущие историки из различных стран, занимающиеся историей Столетней войны, единодушно отвергли «новации псевдоисториков», как были названы альтернативные теории, касающиеся Жанны д’Арк[41].
Список литературы:
1. Черняк Е. Б. Судебная петля. Секретная история политических процессов на Западе. — М.: Мысль, 1991. — 500 с. — ISBN 5244005103
2. Протоколы обвинительного процесса Жанны д’Арк (рус.).
3. Pernoud Rgine. Sainte Jeanne D’Arc, Patronne De La France. — 2-е изд. — Paris: Apostolat Des Editions, 1980.
4. La famille de Jeanne d’Arc (фр.).
5. Michel Guimard. Jeanne la Pucelle La lgende ou l’histoire?. — Paris: PUBLIBOOK, 2006. — 101 с.
6. Райцес В. И. Процесс Жанны д’Арк. — М.: Наука, 1962.
7. «…вначале этот меч принадлежал Бертрану дю Геклену, коннетаблю Карла V. Умирая, коннетабль завещал его герцогу Луи Орлеанскому. После того как этот последний был злодейски убит, Валентина Висконти, его вдова, вручила его Клинье де Бребану, одному из офицеров, находившихся на службе у Орлеанского дома.» Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 130. — 304 с. — ISBN 5010030322
8. Краткая биография Жанны д’Арк на основе книг и исторических документов (рус.).
9. Chastellain Georges. La chronique de Georges Chastellain. — Paris: С. 572. — 790 с.
10. Le Brun de Charmettes, Philippe Alexandre. Jeanne d’Arc. — Paris: Artus Bertrand, 1980. — Т. 1. — С. 489. — 500 с.
11. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. — М.: Прогресс, 1992. — ISBN 5-01-002054-8
12. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 107—108. — 304 с. — ISBN 5010030322
13. «Домреми был леном сеньоров де Бурлемон, связанных с Орлеанским домом». Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 103. — 304 с. — ISBN 5010030322
14. Амбелен, Робер. Драмы и секреты Франции. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 102—103. — 304 с. — ISBN 5010030322
15. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 60—61. — 510 с. — ISBN 5860950608
16. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 120. — 304 с. — ISBN 5010030322
17. Описание герба: «Щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом остриём вверх, увенчанный золотой короной». Jean Jacobi. La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc. — 1937. — С. 11.
18. Etienne Weill-Raynal. Le double secret de Jeanne la Pucelle revele par des documents de l’epoque. — 1972. — С. 60—61.
19. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 297—299. — 304 с. — ISBN 5010030322
20. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 50—51. — 510 с. — ISBN 5860950608
21. Анкудинова Е. Святая пастушка или незаконнорождённая принцесса? // Вокруг света : журнал. — М.: Наука, 1997. — № 5.
22. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 155. — 304 с. — ISBN 5010030322
23. Она была первой, кто принял Жанну в Шиноне.
24. Csar Lavirotte. Odette de Champdivers ou la petite reine Dijon // Mmoires de l’acadmie des sciences, arts et belles-lettres de Dijon : Сб. — Dijon: Presse mchanique de Loireau-Feuchot, 1854. — Т. 2. — № 2. — С. 153.
25. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 62. — 510 с. — ISBN 5860950608
26. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 161. — 304 с. — ISBN 5010030322
27. Жанна отправилась к королевскому двору 23 февраля. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 59. — 510 с. — ISBN 5860950608
28. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 68. — 510 с. — ISBN 5860950608
29. В рукописи Пьера Кошона, хранящейся в библиотеке Национального собрания приговор Жанне звучит так: «…мы, судьи, чтобы ты могла предаться спасительному покаянию, со всем нашим милосердием и умеренностью осуждаем тебя окончательно и бесповоротно на вечную тюрьму ». Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 182—183. — 304 с. — ISBN 5010030322
30. За период с 1430 по 1432 год в наличии «отчёты о казни пяти колдуний, счета за дрова на костёр, за работу палача и его помощника. Колдуний звали Аликс ля Русс, Катрин ля Ферте, Жанна ла Тюркенн, Жанна Ваннериль и Жанна ла Гийоре. Как видим, ни слова не сказано о Жанне Девственнице, или о Жанне д’Арк, или о Жанне из Лиса.» Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 186. — 304 с. — ISBN 5010030322
31. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 187. — 304 с. — ISBN 5010030322
32. Амбелен, Робер. Драмы и секреты истории. — М.: Прогресс-Академия, 1993. — С. 188. — 304 с. — ISBN 5010030322
33. Jeanne d’Arc a-t-elle t brle?
34. Черняк Е. Б. Воскресшая Жанна // Времён минувших заговоры. — М.: Международные отношения, 1994. — 544 с. — ISBN 5-7133-0625-9
35. Odille Krakovitch. Mmoires de la Socit Historique et Archologique de l’Orlan // Revue Historique : Сб. — Paris: Librairie Germain-Baillire, 1882. — № 18. — С. 449.
36. Jean-Paul Coudeyrette. Compilhistoire Jeanne (фр.).
37. Chronique du Doyen de St Thibault de Metz. — Paris: .
38. Деко А. Была ли сожжена Жанна д’Арк? (рус.).
39. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 18. — 510 с. — ISBN 5860950608
40. Черняк Е. Б. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996. — С. 70—71. — 510 с. — ISBN 5860950608
41. Левандовский А. Жанна д’Арк. — М.: Молодая Гвардия, 2007. — 239 с. — ISBN 978-5-235-03039-8
42. Grandeau Yann. Jeanne Insulte. — Paris: Albin Michel, 1973. — 330 с. — ISBN 978-5-235-03039-8
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Легендарные_и_альтернативные_версии_судьбы_Жанны_д’Арк