Легендарный авто конструктор Джон Де Лореан
СОДЕРЖАНИЕ: 19 марта в США на 80-м году жизни от инсульта скончался один из самых известных и одновременно скандальных автомобильных конструкторов современности - Джон Де Лореан. В истории он останется талантливым конструктором моделей таких известных автомобильных марок, как Pontiac, Packard, Chevrolet, автор более 200 запатентованных изобретений и инноваций.19 марта в США на 80-м году жизни от инсульта скончался один из самых известных и одновременно скандальных автомобильных конструкторов современности - Джон Де Лореан. В истории он останется талантливым конструктором моделей таких известных автомобильных марок, как Pontiac, Packard, Chevrolet, автор более 200 запатентованных изобретений и инноваций. А также создателем одиозной модели DeLorean DMC 12, которая с успехом выступила в роли машины времени в фильме Назад в будущее и которую сейчас боготворят коллекционеры.
Конструкторы автомобилей, в отличие, скажем, от модельеров, всегда остаются по ту сторону занавеса, и о них часто не известно ничего, кроме фамилии. Джон Захари Де Лореан - пожалуй, единственное исключение из этого правила. Сюжетных коллизий, связанных с этим именем, с лихвой хватило бы на добрый десяток жизней среднестатистических автоинженеров.
Де Лореан родился в 1925 году в Америке, в семье простого рабочего-литейщика. Родители мечтали, чтобы их сын стал музыкантом, но тот был серьезно увлечен техникой. Закончив школу, Джон поступил в университетский центр при корпорации Chrysler и одновременно начал работать в этой же компании инженером. Позже, продолжая обучение, он перешел на работу в Packard, где в свои 20 с небольшим лет уже считался одним из самых перспективных молодых специалистов.
Для Де Лореана работа в Packard была мечтой и большой удачей - концерн имел репутацию настоящего монстра американского автопрома, производящего дорогие и престижные автомобили. Однако на деле он оказался колоссом на глиняных ногах, и, чтобы спасти компанию от банкротства, руководство приняло решение заняться выпуском более дешевых автомобилей. Молодой конструктор принял эту идею в штыки и ушел в General Motors.
Вторая молодость Pontiac
В новой компании талантливого и напористого новичка оценили и вскоре предложили ему довольно значимый пост главы конструкторского отдела марки Pontiac. В те времена положение Pontiac на рынке было весьма плачевным. Продажи падали, а американцы за глаза называли эти машины автомобилями для старых дам. Джон решил создать совершенно новый Pontiac: он и его команда снизили у машины дорожный просвет, расширили колею, установили более мощный мотор, оснастили рулевой механизм и тормоза усилителями, а подвеску сделали более жесткой. Получился почти спортивный и одновременно комфортный автомобиль, в дизайне которого было много модных в то время хромированных деталей. Новые Pontiac от Де Лореана, среди которых был знаменитый Pontiac GTO, пошли на ура. За считанные годы объемы продаж марки выросли вдвое - небывалый случай для всего американского автопрома.
Оценив способности гениального инженера, руководство General Motors решило бросить его на другой проблемный участок. Так 44-летний Де Лореан получил должность руководителя отделения Chevrolet - самого крупного в корпорации GM - став, таким образом, самым молодым топ-менеджером автомобильной индустрии США. Скоро находившаяся в кризисе марка Chevrolet начала также приносить ощутимую прибыль. Де Лореана в очередной раз повысили и даже прочили на пост главы всей корпорации General Motors.
Пролил свет на General Motors
Однако довольно скоро эта идиллия закончилась. Руководство GM не скрывало своего раздражения по поводу того, что молодой топ-менеджер компании ведет богемный образ жизни, покупает дорогие машины, бросил свою жену и женился на молодой манекенщице, периодически влипает в громкие светские скандалы. Конфликт закончился тем, что Де Лореан ушел, хлопнув дверью. Вскоре вышла в свет его книга General Motors в истинном свете, где конструктор живописал неприглядные стороны жизни американского автогиганта. В частности, он утверждал, что компания многие десятилетия всучивает покупателям технически устаревшие машины, лишь слегка изменяя их внешний дизайн. Одновременно с этим Де Лореан обещает показать всему миру, какими в действительности должны быть автомобили. В 1978 году он регистрирует свою компанию De Lorean Motor, которая должна была заняться выпуском одноименных автомобилей.
Отец кинозвезды
Производство разместили в Северной Ирландии, где удалось добиться получения льгот и субсидий от английского правительства. Первая машина вышла из ворот предприятия только в 1981 году. Это была модель DeLorean DMC 12, которую конструктор кропотливо создавал в сотрудничестве с ведущими дизайнерами и конструкторами мира.
DMC 12 получился мощной, стильной и технически продвинутой машиной с оригинально открывающимися вверх дверями. Всего на ирландском заводе было произведено около 8,5 тысячи DMC 12, и благодаря своему экстравагантному виду одна из них была снята в популярном фильме Назад в будущее в качестве машины будущего, на которой главные герои путешествуют во времени.
Однако вскоре из-за непомерно высокой цены машины времени DeLorean DMC 12 перестали продаваться, завод и компанию настиг финансовый крах. Поговаривают, что в уничтожении марки поучаствовала корпорация General Motors с целью отомстить строптивому бывшему сотруднику.
Окончательно амбициозные планы Де Лореана были разрушены скандалом, связанным с его арестом и обвинением в торговле наркотиками. Знающие люди утверждали, что таким неприглядным способом конструктор пытался спастись от финансового краха. Позже Де Лореана оправдали, однако его деловая репутация была безвозвратно утрачена.
Последние годы своей жизни скандальный инженер провел в судебных тяжбах с кредиторами, которым он задолжал миллионы долларов. Теперь он жил в скромной квартирке, так как огромное поместье и большой парк личных автомобилей были проданы за долги.
Впрочем, нельзя сказать, что со смертью конструктора умерло все, над чем он работал. Сейчас в мире существует большое количество клубов и поклонников автомобиля DeLorean DMC 12. А в одном из американских музеев есть даже экземпляр, кузов которого сверху покрыт золотом.