Знания учащихся о влиянии курения на здоровье

СОДЕРЖАНИЕ: Курение в современном обществе. Знания о вреде курения. Исторический аспект курения. Биохимия табачного дыма и его действие на организм. Статистика раковых заболеваний курильщиков. Канцерогенные, раздражающие вещества, ядовитые газы и алкалоиды.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФНК

КАФЕДРА БЖиМБД

Евстратова Ольга Анатольевна

ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ВЛИЯНИИ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

Реферат

Руководитель: к.б.н., доцент

Скрылева Лидия Федоровна

Мичуринск-наукоград РФ 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Материал и методы исследования

Глава II. Обзор литературы

2.1. Исторический аспект курения

2.2. Биохимия табачного дыма и его действие на организм

Глава III. Результаты исследования

Заключение

Библиографический список


Введение

Табак приносит вред телу, разрушает разум,

отупевают целые нации.

О. де Бальзак

Так случилось, что многие годы отдавали мы предпочтение обучению «предметам», а не воспитанию нравственного гражданского сознания человека в семье, детском саду, школе. В результате начала создаваться атмосфера бездушия и бескультурья, моральной распущенности, распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и близкой к ней токсикомании.

С вредными привычками и социально опасными отклонениями поведения борется медицина, государство, милиция, однако корни зла прорастают из почвы, которую обрабатывают семья и школа.

Не зря я выбрала для своего реферата именно эту тему. Курение в современном обществе очень распространено. Много парней и девушек поддались этой вредной привычке. Эти люди и не задумываются о возможных последствиях, о своём здоровье. Поэтому эта тема сейчас является актуальной.

Целью своей работы я поставила донести до людей то, что знания о вреде курения должны закладываться в школе. Именно в это время дети впервые пробуют курить. В итоге, анализируя ответы школьников на поставленные вопросы, можно предотвратить появление этой привычки у многих детей.

Задача моей работы лежит в том, чтобы как можно больше людей осознало вред табачного дыма, как можно больше людей отказалось от сигарет, изучив мою работу. В своей работе я как можно ярко постаралась показать негативные стороны сигарет, задавала детям самые актуальные вопросы. Ясно одно, чем больше людей откажутся от курения, да и вообще от вредных привычек, тем меньше будет смертность в нашей огромной стране.


ГЛАВА I . МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Заполнение анкет, тестов и их анализ

Цель: научиться выяснять знания о вредных привычках по вопросам анкет; оценивать своё здоровье и влияние на него вредных привычек с помощью тестов.

Оборудование: анкеты.

Ход работы: 1. Ответьте на вопросы анкет.

Анкета № 1

1. Ваш возраст (полных лет)?

2. В каком вы классе?

3. Пол:

а) женский;

б) мужской.

4. Как вы относитесь к тому, что есть люди, увлекающиеся табакокурением?

а) осуждающе;

б) с тревогой;

в) безразлично;

г) это их дело.

5. Как вы считаете, является ли курение распространённым явлением?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Как вы думаете, является ли опасной одна выкуренная сигарета?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Есть ли среди ваших родных и близких людей курящие?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

8. В чём, по-вашему, причины распространения курения?

а) модно;

б) по примеру старших;

в) от нечего делать.

9. Вы пробовали курить?

10. Понравилось?

11. Вы знаете, какие болезни бывают от курения?

12. Знаете ли вы средства, которые помогают бросить курить?

Таблица 1

Объём выполненных исследований

Тип учреждения Классы Количество учащихся Название учреждения
Сельская начальная школа 1-ый 6

МОУ «Степановская

начальная школа-детский сад»

2-ой 5
3-ий 5
4-ый 7

ГЛАВА II . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Исторический аспект курения

Табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей, всё же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали.

История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!»

Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов (Ягодинский, 1986).

В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из неё три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (Ягодинский, 1986).

25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел аварию. Людей, ценный груз и пушки уда­лось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детке») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. (Третий корабль «Пинта» под водительством Мартина Пинсона покинул Колумба.) На построенном из обломков «Санта-Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Фра Романе Пано. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие (Ягодинский, 1986).

Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало своё победоносное шествие по странам и континентам. После второго похода Христофора Колумба (1493–1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара (Ягодинский, 1986).

Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далёкие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество (Матвеев, 1987).

В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе (Ягодинский, 1986).

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнёс французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нико узнал об этом от испанского ботаника и врача Николая Менардеса, опубликовавшего книгу, в которой он представлял табак, чуть ли не лекарством от всех болезней. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюхание табака было введено в круг придворного этикета (Матвеев, 1987).

Табачный порошок надо было в чём-то хранить. И ювелиры не заставили себя ждать. Была изобретена табакерка, которая стала необходимой принадлежностью каждого любителя «табачной пыли». Табакерки были настоящими произведениями искусства. Высокого совершенства в отделке табакерок достигли и мастера миниатюрной живописи. В музеях и в наши дни эти изделия привлекают к себе внимание переливами золота и серебра, драгоценных камней и ярких красок (Ягодинский, 1989).

Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле (Ягодинский, 1989).

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в монас­тырской стене. А в Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризировал курение табака. После смерти Елизаветы правление перешло к Якову Стюарту, который обезглавил Роли по политическим мотивам, но, согласно преданиям, он пострадал за курение (Ягодинский, 1986).

Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «…привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для лёгких...» Это была первая популярная книга о вреде курения (Матвеев, 1987).

Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настоев, экстрактов, пилюль и др.) часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства разных стран вести борьбу с курением. Применялись различные наказания, в ряде стран весьма жестокие (Ягодинский, 1986).

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города» (Матвеев, 1987).

Но в этой борьбе табак все, же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Создавалась настоящая индустрия табачных изделий. А вредные свойства табака до XIX века практически не были изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и других принадлежностей курильщика (Ягодинский, 1986).

Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить своё отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину (Ягодинский, 1986).

Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории. Когда на Филиппинах во влажном тропическом лесу была обнаружена группа людей, принадлежавшая к культуре каменного века, – тасадаи, антропологи сочли важным доказательством изоляции этой группы то, что тасадаи не имели никакого понятия о табаке.

2.2 Биохимия табачного дыма и его действие на организм

В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Общее количество их около 400, а самым вредным из них является никотин.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и непол­ное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде (свитые в трубочку), в сигаре или в сигарете и в трубке. При медленном сгорании выделяется дым, представляющий собой неоднородную (гетерогенную) смесь, состоящую в среднем из 60% различных газов и 40% микроскопических дегтярных капель (аэрозоли). В газовой фракции дыма содержатся, кроме азота (59%), кислорода (13,4%), ещё и оксид углерода (IV) (13,6%), оксид углерода (II) (около 4%), водяной пар (1,2%), цианистый водород (0,1%), оксиды азота, акролеин и другие вещества. Аэрозольная фракция дыма включает воду (0,4%), глицерин и спирты (0,1%), альдегиды и кетоны (0,1%), углеводороды (0,1%), фенолы (0,003%), никотин (0,02%) и др. (Генкова, 1989).

Половина из содержащихся в табачном дыму органических и неорганических веществ становится основой или сопутствующей причиной возникновения типичных для курильщика заболеваний. Среди этих веществ особое место занимают более 30 полициклических ароматических углеводородов и других веществ, содержащихся в дёгте. Их соотношение, и прежде всего количество никотина, зависит от сорта табака, условий его выращивания и способа обработки, от способа курения, вида папиросной бумаги и т.п. В табачном дыму содержится в 10000 раз больше частиц, чем в самом загрязнённом воздухе на промышленных предприятиях. Не случайно сигарету сравнивают с фабричной дымовой трубой, выбросы дыма которой в непроветриваемую комнату содержат в 10–30 раз больше бензпирена, чем выделяется в индустриальных центрах и в больших городах. А канцерогенное действие бензпирена было доказано еще в 1875 г. английским врачом Поттом, который описал заболевание раком кожи как профессиональное заболевание у трубочистов (Генкова, 1989).

Доказано, что существует разница в составе дыма, который выходит с разных концов сигареты. Дым, выходящий из горящего края сигареты, является более концентрированным и, следовательно, более токсичным, чем дым из главной струи. Эта струя проходит через несгоревшую часть сигареты и фильтруется, даже когда сигарета не имеет фильтра. Задержанные таким образом капельки табачного дёгтя остаются в окурке и особенно хорошо видны на фильтре сигареты, на стенках канала мундштука или трубки. Поэтому особенно вредно докуривать сигареты до конца или курить так называемые окурки, потому, что накопленный в них дёготь снова при этом начинает испаряться и делает дым более концентрированным. Крайне вредно и неэтично курить в присутствии некурящих людей, прежде всего детей, которые невольно при этом становятся «пассивными курильщиками».

При выкуривании одной сигареты выделяется около 2 л дыма, содержащего много опасных для живой клетки ядов. Около 79% дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми. При исследовании с помощью индикаторов реакции дыма главной струи установлено, что она бывает различной: у большинства сигарет – слабокислой, у сигар – основной, а у дыма из трубки может быть слабокислой или основной. Дым, обладающий кислотным характером, в меньшей степени раздражает слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Поэтому курильщики с удовольствием его вдыхают, хотя отравляющее действие, оказываемое им на организм, не является более слабым. Раздражающее действие дыма сигар и трубки, связанное, главным образом, с содержанием в нём акролеина, частично предохраняет курильщиков от глубокого вдыхания этого дыма и в какой-то степени уменьшает риск получить заболевание лёгких. Раздражающие вещества действуют преимущественно на слизистую оболочку ротовой полости и на верхние дыхательные пути. В составе табачного дыма открыты и другие вещества, глубоко проникающие в лёгкие. Через слизистую оболочку ротовой полости и дыхательных путей, а также через альвеолы лёгких многие из этих веществ проникают в кровь, которая их разносит по всему организму. Таким способом вредные соединения табачного дыма проникают во все ткани и клетки организма. В соответствии с основным действием, оказываемым ими на организм, вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму, могут быть объединены в следующие четыре группы: 1) канцерогенные вещества; 2) раздражающие вещества; 3) ядовитые газы; 4) ядовитые алкалоиды (Панков, 2002).


Канцерогенные вещества

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива. Кроме того, были проведены и дополнительные эксперименты на животных с целью определения влияния табачного дыма на образование и развитие рака. Вначале при опытах с мышами, кроликами и собаками использовали только табачный дёготь, а в дальнейшем и табачный дым. Половина из 24 собак, приученных выкуривать по 7 сигарет ежедневно, заболела раком лёгких, гортани, трахеи и других органов. Многочисленные исследования выделенных из дыма веществ показали, что канцерогенные вещества можно объединить в две подгруппы: вещества, непосредственно вызывающие рак, и вещества, способствующие его развитию (Генкова, 1989).

К непосредственно вызывающим рак веществам относятся различные многоядерные ароматические углеводороды, которые содержатся в табачном дыму. Кроме бензпирена, внушающего в настоящее время особый страх, канцерогенным действием обладают и некоторые содержащиеся в дыму фенолы, и в особенности о-дигидроксибензол, опыты с которым над живот­ными, проведённые в 1974 г., показали, что он чаще, чем бензпирен, является причиной, появления опухоли. Были открыты и другие вредные вещества, входящие в состав табачного дыма: это органические соединения, такие, как нитрозамин, гидразин, винилхлорид, о-толуидин и пр., а также неорганические соединения мышьяка и кадмия, радиоактивные полоний, олово и висмут-210. Последние находятся в главной струе дыма и, вероятно, оказывают влияние на возникновение рака путём облучения -частицами, испускаемыми ими. По мнению Редфорда и Гюнта, открывших радиоактивный полоний в табачном дыму, курильщики получают многократно увеличенную дозу радиации по сравнению с допустимой, которая равняется 5 рад (Генкова, 1989).

Ко второй подгруппе веществ, способствующих развитию рака, относятся различные по составу и строению органические вещества: фенолы, жирные кислоты, их эфиры и различные производные, а также и многие раздражающие слизистую оболочку вещества, содержащиеся в табачном дыму. Они не оказывают прямого канцерогенного действия, но усиливают действие других веществ и являются, поэтому потенциально опасными. С целью уменьшения опасного действия вредных и канцерогенных веществ проводят обработку табака нитратами, что способствует их более быстрому сгоранию, при этом образуется меньшее количество дёгтя. Используют также сигареты с фильтром или мундштуки, в которых происходит частичная задержка конденсированных капель дёгтя, и т.п. (Панков, 2002).

Раздражающие вещества

Из табачного дыма выделен десяток веществ, оказывающих раздражающее действие на слизистую оболочку. Наиболее важным из них является ненасыщенный альдегид пропеналь, называемый ещё акролеином. Он обладает высокой химической и биологической активностью, вызывая вместе с другими альдегидами, кетонами и кислотами, содержащимися в табачном дыму, типичный кашель у курильщиков. Эта естественная защитная реакция организма имеет своей целью избавление от непосредственного раздражителя и от выделяемой в дыхательных путях под его воздействием в большом количестве мокроты, в которой растворяется большая часть раздражающих веществ. Увеличенной секреторной активности сопутствует и другая защитная реакция – уменьшение просвета бронхов, вызванное стремлением организма не допускать проникновения в бронхи раздражающих веществ (в газообразном состоянии или растворённых в мокроте). Движение ресничек в суженных бронхах затрудняется, уменьшается объём лёгких. В результате этого и под воздействием оксида углерода (II) газовый обмен замедляется, и дыхание курильщика становится затруднённым. Сначала это происходит периодически, но постепенно описанные выше изменения приобретают постоянный характер и приводят к эмфиземе и другим серьёзным заболеваниям лёгких (Генкова, 1989).


Ядовитые газы

При неполном сгорании табачных листьев происходит неполное окисление сложных органических соединений: целлюлозы, белковых веществ, алифатических, ароматических и гетероциклических соединений. В результате этого образуются более простые вещества, которые при температуре горения находятся в газообразном состоянии, но при постепенном охлаждении дыма часть из них конденсируется в дёготь. В газовой фракции табачного дыма содержится главным образом большое число неорганических соединений, обладающих высокой химической и биологической активностью, таких, как оксид углерода (II), сероводород, цианистый водород и др. Обыкновенно в газообразном состоянии также присутствуют в небольшом количестве соединения мышьяка и другие твёрдые летучие соединения. Наряду с этими сильно ядовитыми веществами в дыму присутствуют и другие газы, не оказывающие вредного действия: оксид углерода (IV), азот, кислород и др. (Генкова, 1989).

Из ядовитых газов, присутствующих в табачном дыму, наибольший объём приходится на оксид углерода (II). При вдыхании с воздухом он разжижается, и поэтому средняя его концентрация в лёгких курильщика составляет около 4%. Концентрация сероводорода и цианистого водорода значительно ниже, чем оксида углерода (II), но, как известно, токсичность этих соединений значительно выше. Вне зависимости от различий в их составе, концентрации, степени токсичности, эти три газа обладают общим механизмом воздействия на организм: они легко соединяются с гемоглобином крови и уменьшают её способность переносить кислород в отдельные клетки организма. Из-за этого, прежде всего, начинает страдать сердечная мышца, которая испытывает на себе и специфическое вредное воздействие сероводорода и цианистого водорода.

Нарушение притока кислорода к клеткам связано с различного вида взаимодействием гемоглобина с газами, содержащимися в табачном дыму. Обыкновенно гемоглобин соединяется с кислородом и образует непрочное соединение – оксигемоглобин, который легко распадается, отдавая клеткам необходимый им кислород:

гемоглобин + О2 оксигемоглобин.

Однако этот равновесный процесс нарушается под воздействием других участников газового обмена, которые образуют с гемоглобином более прочные соединения, общее название которых – метгемоглобин:

гемоглобин + СО карбоксигемоглобин.

Процесс равновесный, а прочность соединения карбоксигемоглобин в 200 раз выше, чем соединения оксигемоглобин. Поэтому даже незначительное количество оксида углерода (II), попадающее в организм при вдыхании воздуха, блокирует гемоглобин и его основную функцию – перенос кислорода. Количество оксида углерода (II) в табачном дыму значительно выше, и поэтому его концентрация в крови курильщиков колеблется от 2 до 15%. Это приводит к нарушению тканевого дыхания. Концентрация карбоксигемоглобина зависит от глубины вдыхания курильщиком табачного дыма и от интервала между выкуриванием сигарет (Генкова, 1989).

Считается, что способность крови переносить необходимый для жизне­деятельности клетки кислород уменьшается под воздействием курения от 10 до 30%. В табачном дыму, кроме оксида углерода (II), содержатся и другие ядовитые для крови вещества, которые также образуют с гемоглобином прочные и неактивные соединения: цианогемоглобин и сульфогемоглобин. Переход некоторой части гемоглобина в различные формы метгемоглобина вызывает расстройство дыхательной функции крови. Аналогично действуют на кровь и другие яды: анилин, нитробензол и некоторые азотсодержащие органические соединения, присутствующие в табачном дыму. Явным доказательством наличия у заядлых курильщиков контакта и взаимодействия белковых веществ с оксидами азота является пожелтение пальцев. Ядовитые газы табачного дыма вызывают хроническое кислородное голодание, которое особенно сильно отражается на детях (новорожденных или находящихся ещё в утробе матери), на спортсменах и на больных людях, которые обыкновенно являются «пассивными курильщиками» (Генкова, 1989).

Ядовитые алкалоиды

В табачных листьях, кроме никотина, содержатся ещё 11 алкалоидов, важнейшие из которых: норникотин, никотирин, никотеин, никотимин и др. Все они сходны с никотином по строению и свойствам и поэтому имеют похожие названия.

Как уже говорилось выше, Ж. Нико, французский посланник в Португалии, во второй половине XVI в. преподнёс Екатерине Медичи «всеисцеляющую» траву для лечения мигрени, и вскоре разрекламированный как универсальное лечебное средство табак становится очень популярным в аристократических кругах. В честь предприимчивого посланника его именем назван открытый первым в табаке алкалоид, который сегодня мы должны были бы назвать дымящимся ядом, поскольку, в отличие от некоторых других алкалоидов, которые являются ядами-лекарствами, никотин не обладает никакими лечебными свойствами. Никотин, подобно другим алкалоидам, вызывает появление пристрастия к нему. Использование этого наркотика в настоящее время носит наиболее массовый характер, его считают самым распространённым бытовым ядом, который разносится дымом сигарет по кабинетам и служебным помещениям, по общественным заведениям, попадает в гостиные, спальни и даже в комнаты детей.

Никотин содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща, некоторых плаунов и др.

Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Даже порция в 0,04–0,06 г считается смертельной дозой, и капли чистого никотина (0,05 г) бывает достаточно, чтобы умертвить человека. Однако курильщики ежедневно поглощают большие количества никотина, а признаки острого отравления при этом отсутствуют. Это связано с раз­вивающейся у них повышенной устойчивостью организма по отношению к никотину, обусловленной более быстрым распадом ядовитых веществ, что является защитной реакцией организма. Никотин поражает центральную и периферическую часть нервной системы, особенно сильно воздействуя на ганглии (узлы) вегетативной нервной системы, поэтому его называют «ганглиопоражающим ядом». В малых дозах никотин действует возбуждающе на центральную нервную систему, усиливает секреторную функцию слюнных желез, вызывает учащение дыхания и повышение кровяного давления. Большие дозы никотина приводят к угнетению деятельности нервной системы и её параличу, к остановке дыхания и сердца (Генкова, 1989).

Биохимический механизм действия никотина хорошо изучен. Под его влиянием надпочечные железы выделяют гормоны адреналин и норадреналин, которые усиливают сердечную деятельность, повышают кровяное давление. Это оказывает положительное влияние на настроение курильщика, им овладевает обманчивое ощущение полного благополучия и спокойствия. Сначала это достигается с помощью небольших доз никотина, но ускоренное его обезвреживание организмом вынуждает курильщика прибегать к помощи следующей сигареты, чтобы восстановить желаемое настроение. Таким образом замыкается заколдованный круг, в который попала очередная жертва, попробовавшая случайно, из-за любопытства, не задумываясь над последствиями, эту отраву, этот дымящийся яд (Генкова, 1989).

Наличие никотина в крови приводит и к другим изменениям в её составе. Выделяются гормоны, которые временно повышают концентрацию сахара в крови и уменьшают количество выделяемой мочи, становится стабильным увеличение содержания жирных кислот в крови, вследствие чего нарастает опасность отложения этих кислот на стенках кровеносных сосудов, склеивания тромбоцитов, что приводит к развитию атеросклероза. Никотин изменяет процесс обмена веществ в нервных клетках, имитируя действие норадреналина и ацетилхолина при переносе нервного импульса между клетками: он сначала их стимулирует, а впоследствии действует на них угне­тающе. Противоположно направленное его воздействие на нервную систему подтверждают и сами курильщики. Одни считают, что сигареты действуют на них возбуждающе, другие прибегают к их помощи в качестве успокоительного средства.

Никотин является одним из самых сильных из известных нам ядов, оказывающих воздействие на нервную систему. При сгорании сигареты он разрушается только частично, приблизительно на 25%. Содержание никотина в дыму главной струи сигареты различно, оно колеблется между 0,4 и 3 мг, что составляет только 20% от общего количества никотина в сигарете. В окурке остаётся около 5%, а остальные 50% оказываются в воздухе по­мещения, где курят. В зависимости от способа курения курильщик вдыхает 10% никотина (если не глотает дым) или 90% (если глотает дым). Точное количество никотина, вдыхаемое во время курения, определить трудно, но можно вычислить, например, что курильщик, глотающий дым, при каждом вдохе получает в среднем дозу никотина, равную 0,1 мг, введённую венозно. Установлено, что курящие сигареты в 3 раза больше вдыхают никотина, чем курильщики, предпочитающие трубку или сигары. Первые адсорбируют никотин после того, как дым попал в лёгкие, а вторые – главным образом на поверхности слизистой оболочки рта и носоглотки (Генкова, 1989).

Физическая и психическая зависимость от никотина развивается зна­чительно быстрее, чем от алкоголя. Но, в отличие от алкоголизма и других видов наркомании, никотиномания не приводит к деградации личности курильщика. Именно это делает табакокурение острой заразной болезнью, которая разрушает физическое здоровье человека и повышает смертность среди курильщиков на 30–80% (Генкова, 1989).


ГЛАВА III . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Их анализ показал следующее. Отношение к курению у учащихся однозначное: отрицательное.

Таблица 2

Результаты исследования проблемы курения среди учащихся МОУ «Степановская начальная школа-детский сад»

Название СОШ Класс Кол-во уч-ся Возраст, лет Пол Результаты анкетирования отношения к курению
отрицательное безразличное положительное
МОУ «Степановская начальная школа-детский сад» 1 6 7 3 3 6
2 5 7-8 3 2 5
3 5 8-9 2 3 5
4 7 9-10 1 6 7

3.1 Знания о курении учащихся 4 класса Степановской сельской школы

Анкетирование проводилось в 4 классе Степановской начальной школы. В классе 7 человек.

На вопрос: «Как вы считаете, является ли курение распространённым явлением?» 6 человек (86%) ответили «Да», 1 человек (14%) – «Не знаю».

На вопрос: «Есть ли среди ваших родных и близких людей курящие?» 6 человек (86%) ответили «Да», 1 человек (14%) – «Не знаю».

На вопрос: «Вы пробовали курить?» 7 человек (100%) ответили «Нет».

На вопрос: «В чём причина распространения курения?» 6 человек (86%) ответили «Модно», 1 человек (14%) – «По примеру старших».

На вопрос: «Вы знаете, какие болезни бывают от курения?» 2 человека (28%) ответили «Болят лёгкие», 1 человек (14%) ответил «Рак лёгких», ещё один человек (14%) – «Рак губы», 1 человек (14%) – «Не знаю», и 1 человек (14%) ответил «Раковая губка».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что учащиеся 4-го класса знакомы с таким понятием как «курение». Большинство детей получили первую информацию об этой вредной привычке от своих родителей. На вопрос: «Как вы относитесь к курению?» абсолютно все ответили «Отрицательно». Многие ученики осознают, что курение – это страшное явление, и оно имеет свои последствия.

Проблема курения требует к себе постоянного внимания, заключается в пропаганде знаний, проведении индивидуальных бесед с родителями и школьниками.

Большое разнообразие воздействия на организм человека вредных веществ, содержащихся в табачном дыму, его массовое повсеместное распространение в окружающей среде, в быту, в служебных помещениях, в общественных местах ставят перед курильщиками и некурящими людьми ряд острых, важных проблем, в частности социальных, а также связанных с вопросами здоровья и этики. От своевременного осознания всей серьёзности этих проблем, правильного их разрешения будет зависеть здоровье и благополучие не только настоящего, но и будущего поколений. «Курение или здоровье – выбирайте сами» – этот призыв Всемирная организация здравоохранения выдвинула в противовес тяжёлым последствиям и печальным результатам, связанным с господством табака в современном цивилизованном обществе.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Генкова, Л.Л. Почему это опасно: пер. с болг. / Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – М.: Просвещение, 1989. – С. 43-52.

2. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: кн. для учителя / В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман. – М.: Просвещение, 1987. – С. 33-41.

3. Панков, Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников – подростков: разговор учителя с врачом / Д.Д. Панков, А.Г. Рушенцев. – М.: АПК и ПРО Москва, 2002. – С. 10-12.

4. Ягодинский, В.Н. Уберечь от Дурмана: кн. для учащихся / В.Н. Ягодинский. – М.: Просвещение, 1989. – С. 6-7.

5. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: кн. для учащихся / В.Н. Ягодинский. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С. 3-6.

Скачать архив с текстом документа