Ленинский план монументальной пропаганды и его влияние на развитие монументального искусства
СОДЕРЖАНИЕ: I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспектОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...3
Глава I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспект...17
1.1. Содержание понятий «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».
Типология городской скульптуры...17
1.2. Эволюция видов и жанров городской скульптурной
пластики России в XVII - начале XX столетий...28
1.3. Ленинский план монументальной пропаганды
и его влияние на развитие монументального искусства.
Основные этапы реализации плана...44
Глава П. Реализация Ленинского плана монументальной
пропаганды и архитектурно-художественное решение
памятников Барнаула...63
2.1. Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики
в XVIII - начале XX веков. Первый монумент Барнаула...63
2.2. Монументальная пластика Барнаула XX века
(1920-1950-е годы)...69
2.3. Монументальная пластика Барнаула
второй половины XX века (1960-1970-е годы)...80
2.4. Памятники деятелям науки, культуры и искусства
в Барнауле (последняя четверть XX века)...94
Глава III. Проблемы эстетизации городской среды в архитектурно-художественной практике Барнаула
в конце XX столетия...109
3.1. Современные тенденции развития
архитектурно-пластической культуры Барнаула...109
3.2. Монументальная и декоративная пластика
в районах массовой жилой застройки Барнаула
(последняя четверть XX века)...124
3.3. Дизайн городской среды как перспективное направление проектной культуры Барнаула...134
Заключение...141
Принятые сокращения...146
Список источников и литературы...147
Список иллюстраций...186
Иллюстрации...193
Приложения...225
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена изменением роли монументальной пластики в модернизированной городской среде конца XX столетия. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Однако, монументы — это «...человеческие ориентиры, которые люди создали как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений. Как таковые они образуют связь между прошлым и будущим» [404 С.293]. В связи с этим, актуально изучение монументальных памятников XIX-XX вв. и выявление специфики их функционирования в современной городской среде.
История создания произведений монументальной пластики города Барнаула хронологически охватывает почти два столетия. Определение роли архитектурных и скульптурных монументов, памятников, мемориальных ансамблей, а также декоративных композиций в формировании архитектурно-художественного облика Барнаула, выявление основных тенденций развития архитектурно-пластической среды города имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия.
Степень разработанности проблемы. Определение понятия городской среды, выявление ее онтологического статуса является одной из актуальных проблем современного научного знания, к которой обращаются представители самых разных научных направлений, как естественнонаучных, так и гуманитарных: «Новизна объекта для этих ученых ведет к
4
лавинообразному нарастанию исследований. Это действительно новизна, так как, развиваясь тысячи лет, город, ставший сейчас «естественной» средой бытия, создается по-прежнему с минимальным учетом его воздействия на организм человека, биоценоз территории в целом» [276]. Исследованию феномена города и его среды посвящены труды ученых А.В. Иконникова [292, 294], В.Л. Глазычева [275-277], И.ГЯковенко [430], Э.А. Орловой [340], Н.В.Воронова [270], З.Н. Яргиной [431], Л.Е. Трушиной [407], Е.Л. Беляевой [253], О.А. Швидковского [418], А.В. Маслова [323], А.С.Щенкова [252], Ю.А.Веденина [265], Ю.Г.Рыженко [366], Г.З. Каганова [299-300], Л.И.Павловой [344] и др.
Монументальная пластика, ее типология, история, анализ рассматриваются в контексте проблем городской среды в исследованиях В.А.Артамонова [243], В.С.Турчина [408], Н.И.Поляковой [360], В.С.Сперанской [391], В.П.Толстого [403-405] и других ученых. Монумент как часть градостроительной системы рассматривается в исследовании В.А.Артамонова «Город и монумент» [243]. Автор выделяет . ряд закономерностей, влияющих на восприятие монумента, формулирует рекомендации по сооружению и установке монумента в городе, а также анализирует градостроительную роль монумента. Комплексный подход к исследованию монумента и его взаимоотношений с окружающим пространством представлен в монографии В.С.Турчина «Монументы и города» [408]. В книге исследуется типология монументов, вскрываются закономерности построения различных форм монументов и их сочетания с пространством площадей и улиц, прослеживается связь с культурными и историческими центрами города. Уделяется внимание анализу художественного образа монументов, процессу изменения первоначального замысла монументов, заложенного его создателями, в восприятии людей будущих поколений; объяснение этого процесса связывается с мировоззренческими изменениями людей разных эпох. Проблеме взаимоотношения объема скульптурной формы и пространственной среды
5
посвящена монография Н.И.Поляковой «Скульптура и пространство» [350]. Эволюция объемно-пространственной формы рассматривается как утверждение объема в пространстве, таким образом, пространство анализируется как основной формообразующий элемент скульптурной формы. В монографиях В.С.Турчина и Н.И.Поляковой общетеоретические проблемы рассмотрены на материалах западноевропейского искусства.
В исследовании В.С.Сперанской [391] рассмотрен комплекс взаимосвязей скульптуры и городской среды в контексте системы «скульптура - архитектура - среда - человек». Представленная система взаимосвязей анализируется на материале Санкт-Петербурга на примере исторических зон и современных районов города и предлагается ряд методических принципов формирования эстетической среды районов массовой жилой застройки 1960-1980-х гг., а также определяются тенденции, соответствующие задачам градостроительной политики указанного периода. Важное значение имеет представленная автором типология городской скульптуры, а также выявление функций скульптуры в городской среде.
В статье В.П.Толстого «Исторические судьбы монументального искусства» [403] рассмотрены монументальные произведения с позиций их социального функционирования и историзма. Особенности отечественной монументальной пластики XVIII-нач.ХХвв. исследованы в трудах Д.Е.Аркина [242], посвященных истории создания и анализу монументальной скульптуры России; в исследовании Л.Г.Бадалян [245] раскрываются этапы развития мемориалов в отечественном искусстве; монография В.И.Пилявского [356] посвящена истории триумфальных памятников. Особый интерес представляет монография К.Г.Сокола «Монументы империи» [162], включающая исторический очерк и аннотированный каталог двухсот российских монументов, в котором описывается история создания монументов, представлен анализ пластической формы и художественного образа, а также включены ценные иллюстрации, в том числе не сохранившихся монументов.
Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды изучалась в трудах РЛ.Аболиной [237], С.С.Валериус [263], А.Павлюченкова [345], М.А.Чегодаевой [416] и др. В монографии В.П.Толстого «У истоков советского монументального искусства» [405] раскрываются особенности монументального искусства первых лет советской власти, подробно рассматривается план монументальной пропаганды: его предыстория, основные события 1918-1920-х гг., а также первые советские монументальные произведения. Анализу значения ленинского плана монументальной пропаганды посвящено исследование Е.Н.Короткой «Проблема героя в советской монументальной пластике 1918-1941 гг.»[309]. В нем анализируется социальный состав героев, которым посвящались памятники, а также тематика и художественная значимость монументов, уничтоженных во исполнение декрета «О памятниках республики».
Целый ряд исследований посвящен определению специфики жанра мемориального ансамбля в советском искусстве, наиболее ярко демонстрирующего синтез различных видов искусств. В работе Т.Г.Малининой [316] на материалах конкурсов и выставок 1942-1945гг. представлена история и анализ художественного решения мемориалов. Выявлению закономерностей взаимосвязи мемориального ансамбля и ландшафта в различных природных условиях и разработке на этой основе методики формирования мемориального ансамбля в природной среде посвящено исследование С.М.Круповского [312]. Типология мемориальных ансамблей, а также их формообразование на основе принципов синтеза искусств представлены в работах О.А.Швидковского [419]. Наиболее исчерпывающий анализ мемориального ансамбля содержится в монографии И.А.Азизян и И.В.Ивановой «Памятники вечной славы. Концепции и композиция» [238], где выявлены этапы становления и развития мемориального ансамбля в советском искусстве 1940-1970-х гг., определена специфика жанра, подробно рассмотрены пространственные взаимосвязи мемориала в городской и природной среде, представлена типология
7
мемориалов, исходя из анализа их образно-пластического решения, проанализированы наиболее яркие примеры мемориалов советского периода, а также намечены перспективы развития жанра мемориального ансамбля.
Основные тенденции монументальной скульптуры 1960-1980-х гг. представлены в монографии Н.В.Воронова [270]. В ней исследован процесс реализации плана монументальной пропаганды, приведен анализ правительственных документов, оказавших решающее значение для развития монументальной скульптуры указанного периода, а также рассмотрена реальная практика установки монументов: социальный состав героев монументальной скульптуры, типология памятников и монументов, композиционные принципы организации монументальных форм. Н.В.Воронов приходит к выводу, что в 1960-1970-х годах произошли значительные изменения в монументальном искусстве, которые можно рассматривать как сложение новой концепции монументальной пластики. Возникновение ее было обусловлено идейно-нравственными, социальными, мироощущенческими и социально-психологическими изменениями, произошедшими в советском обществе в послевоенные годы [270, С.64].
Тема монументальной пластики Барнаула не является абсолютно невостребованной исследователями. Накопление фактологического материала о монументах и памятниках Барнаула начинается с подготовки к изданию в 1929 г. «Сибирской энциклопедии» [376]. Включение в это издание Барнаульского монумента является фактом признания его исторической и художественной ценности. Одним из первых обратил внимание на произведения архитектуры и монументального искусства А.П.Уманский в монографии «Памятники культуры Алтая» [411], в которой предметом внимания стали памятники на братских и одиночных могилах борцам за установление советской власти.
В монографии С.Н.Баландина «Архитектура Барнаула» [249] рассмотрены наиболее ценные памятники Х1Х-середины XX вв., уделено внимание первому монументу Алтая - Демидовскому столпу, и его
8
расположению на одноименной площади. Советский период автора привлекает с точки зрения анализа динамики градостроительной ситуации, поэтому монументальные памятники XX века рассматриваются как часть общей градостроительной системы. А.Д.Сергеев в альбоме «Барнаул» [250] и книге популярного характера «Память эпохи» [375] рассматривает памятники борцам революции, В.И.Ленину, героям Великой Отечественной войны; в центре внимания - исторические события, в связи с которыми установлены памятники. Градостроительные, образно-стилистические, художественные особенности ряда монументов рассмотрены в монографии А.П.Долнакова, Т.М.Степанской, Л.А.Зотеевой «Памятники архитектуры Барнаула» [349], в которой прослежена эволюция градостроительства Барнаула; в книге опубликованы планы площадей, города в целом, панорамы, а также виды Барнаула начала и середины XX века. Изучению исторических некрополей Барнаула посвящены труды Г.А.Кубриной [313].
Основные тенденции развития монументального искусства 1950-1980-х гг., а также анализ наиболее значимых памятников представлен Т.М.Степанской в учебном пособии «Очерки истории Алтайского края» [398]. В контексте развития искусства XIX-нач.ХХ столетий монументальные памятники рассмотрены Т.М.Степанской в монографии «Архитектура Алтая XVIII-нач.ХХ вв.» [399], которая является первым комплексным исследованием по истории архитектуры городов Алтая. Важное значение имеет анализ Демидовской площади Барнаула, в ходе которого выявлена планировочная структура архитектурного ансамбля, пластические и художественные качества памятников архитектуры, и определена роль Демидовского столпа в формировании городского пространства Барнаула. История создания первого монумента в Барнауле подробно изложена Т.М.Степанской в очерках «Служили Отечеству на Алтае» [397], введены в научный оборот интересные данные об архитекторах, создавших ансамбль исторической части города. Первому монументу Барнаула посвящены также публикации А.П.Уманского [409-
9
410], Гришаева В.Ф. [282], М.О.Юдалевича [428], а также публикации Т.М.Степанской [395, 400], в статье «Площадь, предназначенная для обелиска» [396], уточнены тексты первоначальных памятных досок и установлена дата основания обелиска.
Важное научное значение имеют первые аннотированные каталоги, составленные Т.М.Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» [159] и «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» [160], в которых зафиксированы памятники архитектуры и монументального искусства XVIII-XX вв., представлен их анализ, освещена история их сооружения. Историко-революционным памятникам посвящен каталог А.П.Уманского, С.П.Мальцева, С.Д.Дрыгина [161], в котором содержится краткое описание памятников Октябрьской революции и гражданской войны: мемориальные ансамбли, отдельные обелиски, памятные знаки, памятные доски на зданиях, приводятся их фотографии.
Сведения о Барнауле и его историко-архитектурных достопримечательностях содержатся в справочных изданиях. В первом томе энциклопедии Алтайского края помещены обзорные статьи, освещающие эволюцию градостроительства Барнаула и Алтайского края (А.П.Долнаков) и особенности культуры, искусства и архитектуры Алтая (Т.М.Степанская); во втором томе представлены персоналии скульпторов и их основные работы [427]. В энциклопедии «Барнаул» [251] содержится информация об авторах, истории создания и художественных особенностях десяти наиболее значимых монументов Барнаула.
Особую группу составляют публикации в местной периодической печати, представляющие хронику художественной жизни Алтая. Большая часть публикаций носит информативный характер, однако, существуют и проблемные, посвященные обсуждению выразительности современного монументального искусства (В.Ф.Добровольский [283], П.Л.Миронов [326;]), рассмотрению архитектурно-художественного облика Барнаула
10
(С.А.Боженко [257]), степени художественности барнаульских памятников (Н.Саблин [368]). Среди публикаций выделяются статьи Ю.Н.Сорокина [384-390], в которых дается оценка монументального искусства : «То, что мы имеем сегодня, создано на глазах одного поколения... Сделано немало, то, что рождено, объективно отражает время, в которое мы жили, и вкусы, и уровень нашей культуры. В общем, хроника времени» [389, С.6].
Таким образом, отдельные аспекты темы с разной степенью глубины освещены в специальной научной литературе и краеведческих публикациях. Исследования обобщающего характера, посвященные рассмотрению монументальной пластики в архитектурно-художественной среде Барнаула, отсутствуют.
Цель исследования: выявить динамику формирования архитектурно-художественного облика города Барнаула.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».
2. Представить типологию городской скульптуры, проанализировать эволюцию ее видов и жанров в историческом контексте.
3. Рассмотреть влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументальной пластики, выявить этапы реализации плана в городе Барнауле.
4. Проанализировать архитектурно-художественное решение памятников Барнаула.
5. Выявить эстетические проблемы городской среды Барнаула в конце XX в., определить современные тенденции и перспективы развития архитектурно-пластической культуры Барнаула.
Объект исследования: монументальное искусство России. Предмет исследования: монументальная пластика как средство формирования городской среды Барнаула.
Территориальные границы исследования: город Барнаул.
11
Хронологические границы исследования: XIX - XX вв. Границы определены установкой первого монумента Барнаула в первой четверти XIX в. и новыми тенденциями развития архитектурно-пластической культуры Барнаула в конце XX в.
Методология и методика. Использовался системный подход при анализе взаимодействия архитектуры и скульптуры, а также эволюции и динамики развития видов и жанров монументальной пластики и их адаптации к конкретным историческим ситуациям. Произведения монументальной пластики Барнаула были изучены в контексте исторических и социокультурных процессов, то есть на основе принципа междисциплинарности. Целостный подход к формированию города обусловил обращение к понятию городской среды на базе концепций и теоретических взглядов ученых В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, З.Н.Яргиной и др.
Использовалась комплексная методика: исторический метод позволил рассмотреть монументальную пластику Барнаула как динамичное и развивающееся явление, он применен для характеристики общероссийской культурной ситуации, влияющей на развитие монументальной пластики; были использованы также типологический метод, методы сравнения, аналогии, метод стилистического анализа монументов и памятников. Основу комплексной методики составили рекомендации и обобщение опыта выявления, изучения и описания памятников архитектуры и искусства Алтая, представленные в трудах Т.М.Степанской [338].
Источники. В основу исследования легли разнообразные источники: натурные - монументы и памятники г.Барнаула Х1Х-нач.ХХ1 вв. [1-63]; правительственные документы, принятые в рамках плана монументальной пропаганды, а также отражающие специфику современной культурной политики: • Документы РФ и СССР: Декрет СНК «О памятниках республики»
(1918г.), Постановление II съезда Советов СССР о сооружении
12
памятников В.И.Ленину (1924 г.), Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о порядке проектирования и сооружения памятников и монументов (1966г.), приказ Министерства культуры РСФСР об образовании общественных фондов для проектирования и содержания памятников (1988г.), Федеральный закон об объектах культурного наследия (2002г.) и т.п. [171-224].
• Документы по Алтайскому краю и Барнаулу, регламентирующие деятельность в области монументального искусства, а также посвященные сооружению отдельных памятников: Решение крайисполкома о восстановлении и сохранении в крае памятников, связанных с историей русского народа, его революционной борьбой, могил и памятников погибшим революционерам и партизанам гражданской войны (1946г.), решение крайисполкома об увековечении памяти знаменитого русского изобретателя И.И.Ползунова в связи со 180-летием со дня смерти (1946г.), постановление Барнаульского горкома КПСС и горисполкома о завершении строительства мемориального комплекса в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1974г.) и т.п. [225-236].
Неопубликованные источники:
• фонды Центра хранения архивного фонда Алтайского края (фонды Алтайского краевого отдела по делам искусств, Алтайского краевого управления культуры, Барнаульского городского отдела культуры, коллекции документов по празднованию 250-летия г.Барнаула и 50-летия Алтайского края, личные фонды членов Союза художников РФ скульптора П.Л.Миронова и художника-монументалиста В.Ф.Добровольского) , представляющие документы, связанные с сооружением памятников, каталоги, а также изобразительные материалы -проекты и эскизы реализованных и нереализованных памятников [64-95];
• текущий архив НПЦ «Наследие», в котором содержится информация об объектах культурного наследия [111];
13
• архив Алтайского отделения Союза художников России — личные дела скульпторов [112-120];
• фонды Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая - фотографии утраченных памятников Барнаула 1930-1950-х гг. [96-99];
• фонды Алтайского краевого краеведческого музея - фотографии, альбомы и открытки утраченных и сохранившихся памятников Барнаула [100-110];
• архив архитектурно-планировочных заданий управления главного архитектора города - планы и схемы расположения монументальных объектов Барнаула [121-139].
Опубликованные источники:
• планы Барнаула, опубликованные в трудах историков и краеведов: план 1826 г., 1912 г., план Демидовской площади в Барнауле 20-х гг. Х1Хв., план Барнаула 1907 года и др. [140-147];
• изобразительные материалы: фотоальбомы «Памятники Сибири. Западная Сибирь и Красноярский край», фотоальбомы «Барнаул» и «Алтайский край» различных лет издания; открытки (1994г., 2000г., 2004г. и др.), демонстрирующие виды памятников Барнаула [148-158];
• каталоги монументальных памятников, предоставляющие информацию об авторах, размерах, материале памятника, а также их краткое описание: К.Г.Сокол «Монументы Империи» (1999г.); Т.М.Степанская «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (1990г.), «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» (1994г.) [159-162];
• каталоги творчества скульпторов и художников-монументалистов: В.Ф.Добровольского, П.Л.Миронова, Л.В.Рублевой, И.Ц.Зоммера, К.Г.Чумичева, П.А.Щетинина и др. [163-170].
Были изучены фонды научных библиотек: Государственной публичной научно-технической библиотеки г.Новосибирска, Алтайской краевой
14
универсальной научной библиотеки им.В.Я.Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Алтайского государственного института искусств и культуры. Научная новизна:
• Проанализирована роль монументальной пластики в формировании городской среды.
• Рассмотрено влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументального искусства в городе Барнауле.
• Выявлены этапы развития монументальной пластики в Барнауле, осуществлена систематизация памятников и проведен анализ их архитектурно-художественного решения.
• Определены современные тенденции развития монументальной пластики в контексте городской среды Барнаула.
• Составлены типологические таблицы памятников Барнаула, введены в научный оборот неопубликованные материалы о существующих и утраченных памятниках.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций по эстетизации городской среды, могут быть полезны в реставрационной деятельности органов охраны культурного наследия, в учебных курсах гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также могут быть использованы в сфере культурного туризма Алтайского края.
Положения, выносимые на защиту:
• Взаимосвязь монументальной пластики и городской среды динамична, она определяется объективными историческими и социокультурными процессами, стилевой эволюцией, а также многослойностью самой среды и разнообразием жанров скульптуры.
• История монументальной пластики Барнаула отражает эволюцию идеалов, духовных ценностей и эстетических предпочтений, она связана
15
со стилевыми особенностями, определяющими принципы синтеза искусств, а также градостроительными задачами эпохи.
• Развитие монументальной пластики Барнаула в советский период осуществлялось в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, что определило типологию персоналий, а также особенности образно-пластического решения памятников.
• Современные тенденции развития скульптуры Барнаула определяются ослаблением идеологической и усилением эстетической функции, что приводит к доминированию декоративной пластики, которая активно вводится в городскую среду исторического центра и районов массовой жилой застройки Барнаула.
• Перспективным направлением в организации городской среды Барнаула является городской дизайн, отличающийся мобильностью, высокой технологичностью и направленный на поиск возможных путей включения исторически сложившегося центра в функциональные процессы современности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре и заседаниях кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, а также были представлены в докладах и сообщениях на конференциях различного уровня: «Наука — городу Барнаулу» (городская, Барнаул, 1999 г.); «60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения» (краевая, Барнаул, 2000 г.); «Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина» (Всероссийская, Барнаул, 2001 г.); «Камнерезное искусство России. Горная Колывань» (Всероссийская, Барнаул, р.п. Колывань, 2002 г.); «Проблемы освоения историко-культурного наследия Сибири» (Всероссийская, Барнаул, 2002 г.); «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина»
16
(Всероссийская, Барнаул, 2003 г.); «Охрана и использование памятников индустриального наследия России. Десятые Ползуновские чтения» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «Интеллектуальный потенциал ученых России» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «XXXI научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов» (региональная, Барнаул, 2004г.); «IX всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Л.И.Снитко (1928-1982), основоположника искусствоведения на Алтае», приуроченная к 45-летию Государственного художественного музея Алтайского края (Всероссийская, Барнаул, 2004г.); «Проблемы искусствоведения на рубеже XX-XXI вв.» (региональная, Барнаул, 2004г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Общий объем диссертации 284 с.