Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии

СОДЕРЖАНИЕ: Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.

Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии

Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих современников поэта. К его образу, который выше похвал, и славы, и людей, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. Атаман), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильного человека получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова второго периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года Бородино: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Обращение Лермонтова к исторической теме - это взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит могучее, лихое племя, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда...


Эпоха, когда общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят веков протекших великаны, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем. Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Так же как в стихотворении Бородино поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны. В Песне... объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя Песни... особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они - сильные личности, достойные внимания. Очевидно их противопоставление людям нынешнего племени. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в Балладе 1831 года. И он упал - и умирает Кровавой смертию бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: Смотри, как умирают люди... Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело - Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину. Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом: Ай, ребята, пойте - только гусли стройте! Ах, ребята, пейте - дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Характерны обращения: Ох ты той беси, царь Иван Василье вич или Господин ты мой, Степан Парамонович. Песня... тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: добрый молодец, святая правда-матушка, красно солнышко, широка грудь и прочие, песенные сравнения: Ходит плавно - как лебедушка; смотрит сладко - как голубушка; молвит слово - соловей поет..., а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал Песни... является по традиции славой боярину, боярыне и всему христианскому народу. Итак, на примере Песни... мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

Скачать архив с текстом документа