Лигвистическая апологетика
СОДЕРЖАНИЕ: Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.Вадим Руднев
Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.
В целом отношение философов-аналитиков к религии было сложным и со временем менялось. Если Бертран Рассел открыто заявлял о своем атеизме, пропагандируя его в дискуссиях со священнослужителями и в статьях, составивших его известную книгу Почему я не христианин, то отношение Витгенштейна к религии не было столь однозначным. По убеждениям ему было ближе всего толстовство. На фронте первой мировой войны он носил в своем ранце толстовское переложение Евангелий (солдаты называли его человек с Библией), а в 1930-е гг. читал в Кембридже лекции о религии, восстановленные и опубликованные его учениками.
Для ранней аналитической философии, то есть для логического позитивизма (см.), отношение к религии и к Богу было таким же, как ко всем прочим проблемам традиционной философии, то есть оно не признавалось реальной философской проблемой.
Однако в 1930-е гг., когда логический позитивизм себя исчерпал, а особенно в 1970-е гг., когда философия лингвистического анализа подвергала анализу все подряд (подобно семиотике и структурной поэтике (см.), вопрос о Боге опять был поднят и появилось самостоятельное ответвление аналитической философии - лигвистическая апологетика во главе с философами-аналитиками У. Хадсоном и Д. Филипсом.
Лигвистическая апологетика говорит, что для того чтобы ответить на вопрос, существует ли Бог, надо разобраться в одном из сложнейших языковых предикатов - слове существовать. Поскольку существование одновременно является предикатом и квантором (см. математическая логика), то здесь сразу возникает парадокс. То есть если мы хотим сказать: Бога не существует, то мы тем самым утверждаем: Существует такая вещь, как Бог, которая не существует (подробно см. существование).
Лигвистическая апологетика обратилась к сочинениям позднего Витгенштейна. Д. Филипс подчеркивал, что философия призвана не апологетизировать религию и защищать веру, а всего-навсего описать их, проанализировать грамматику религиозного языка, прояснить всякого рода путаницу, связанную с употреблением слова Бог, снять необоснованные и фальшивые претензии предшествующей религиозной апологетики.
На вопрос, является ли Бог реальностью, У. Хадсон отвечал, что надо каждый раз определять, что именно понимается под словом реальность, ибо в различных языковых играх это слово приобретает различные значения.
Наконец, и сама религиозная речевая деятельность рассматривается лигвистической апологетикой как языковая игра с достаточно условными, но необходимыми для верующих правилами (ср. описание Л. Н. Толстым церковной службы в романе Воскресение).
Верующий и атеист играют в разные языковые игры: слова, которые они употребляют, имеют разное значение. Можно сказать, что они не один и тот же мир видят по-разному, но видят разные миры.
Определяющую роль в формировании лигвистическая апологетика сыграла теория речевых актов Дж. Остина. Сила воздействия религиозного языка на верующего стала рассматриваться в терминах успешности / неуспешности. Молитва - речевой акт: для того чтобы молитва дошла до Бога, она должна быть успешной, обладать исчерпывающей иллокутивной силой. Для этого необходим ряд условий, например искренность верующего, принадлежность его к той или иной конфессии и т. п.
На старый вопрос, существует ли Бог, лигвистическая апологетика отвечала вопросом Существует в какой языковой игре, в каких модальностях? Для верующего Бог существует прежде всего в модальности просьбы, то есть в императиве (хлеб наш насущный дай нам на сей день). Религия, говорит лигвистическая апологетика, не описывает факты, а сама является частью совокупности форм жизни, совокупного экзистенциального опыта.
Список литературы
Вейш Я.Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика. - Рига, 1991.