Лишение свободы

СОДЕРЖАНИЕ: Назначение наказания в российском уголовном праве. Сущность, содержание и цели лишения свободы. Дифференциация наказания. Российская криминальная ситуация и система наказания. Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы.

Выпускная квалификационная работа

Тема: «ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ»

2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение..................................................................................................................................... 3

Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ............................... 6

В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ.............................................................................. 6

1.1. Сущность и содержание лишения свободы.................................................................. 6

1.2.Цели лишения свободы.................................................................................................... 10

1.3. Дифференциация наказания........................................................................................... 14

1.4. Порядок исполнение наказания в виде лишения свободы.................................... 17

Глава 2. РОССИЙСКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ 32

2.1.Анализ состояния преступности в Российской Федерации................................... 32

2.2. Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы... 37

Заключение........................................................................................................................... 41

Список литературы......................................................................................................... 43

Введение

Актуальность работы. Российское уголовное право традиционно рассматривает санкцию как одно из важнейших уголовно - правовых средств борьбы с преступлениями. Статья 60 УК РФ устанавливает: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Это общее начало назначения наказания базируется на сложившемся порядке законодательного закрепления границ наказуемости конкретных преступных деяний.

Законодательное закрепление максимума и минимума наказания служит гарантией обеспечения принципа законности. Однако свою служебную роль санкция уголовно - правовой нормы выполняет при условии, если ее минимальный и максимальный пределы соответствуют опасности преступления и если она эффективно используется судами. В силу этого оценка эффективности санкции предполагает учет двух основных аспектов. Первый - статический, т.е. тот сдерживающий потенциал, который изначально заложен в санкции. Она должна быть настолько строга, чтобы могла сдержать потенциального правонарушителя от совершения преступления. Второй аспект - динамический, это жизнь санкции, применение ее в судебной практике, использование объема ее репрессивного воздействия. Следовательно, существуют и два направления усиления воздействия рассматриваемого уголовно - правового средства на преступность.

Первое направление предполагает повышение минимального и максимального пределов санкции в составах деяний, представляющих наибольшую опасность для общества. Второе связано с рациональным использованием пределов санкции судами при назначении наказания. Значительное осложнение криминогенной ситуации в стране обусловливает актуальность проблемы максимального повышения эффективности применения санкции. Главная проблема в том, каким образом используется объем репрессивного воздействия санкции, заключенный между ее минимальным и максимальным пределами.

Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона. Криминогенная ситуация в стране и практика применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем. Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.

При назначении наказания суды должны руководствоваться положениями Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.(ст.22) Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества. Соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении правового института лишения свободы в российском уголовном праве и анализе состояния и основных тенденций в данной области уголовно-правовой политики России на современном этапе.

В задачи работы входит:

1.Определить сущность, содержание и цели лишения свободы по российскому уголовному закону.

2.Осуществить анализ порядка исполнения наказания в виде лишения свободы.

3.Охарактеризовать криминальную ситуацию в России и определить возможные пути совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.

В работе использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, литература по вопросам формирования института лишения свободы и его правовой регламентации в России.

Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

1.1. Сущность и содержание лишения свободы

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. изменилась идеологическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующегося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках. Это обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. Современной правовой доктриной декларируется, что центре уголовной политики оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности.

В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Уголовный кодекс 1996 года содержит ряд новых положений, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В отличие от ранее действовавшего уголовного закона в УК РФ несколько сужены рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания лицам, признанным виновными в совершении преступления.

Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст. 43 УК РФ) как цели уголовного наказания впервые определено в нашем национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо отмечает, что «правовое отражение справедливости (а уголовно - правовое - тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости»[1] . Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные уголовно - правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).

В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, так В.М. Здравомыслов считает, что содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.[2]

Другие авторы[3] считают, что сущность лишения свободы заключается в характере, т.е. в определенных законом правоограничениях, которые не могут сводится только к лишению осужденного права на передвижение, распоряжаться собой. Основным элементом объема карательного воздействия, заложенного в лишении свободы, является его продолжительность, которая определяет величину моральных и физических страданий, применяемых наказаниям к осужденным.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет (ч.2-4 ст. 56 УК РФ).

Лишение свободы обладает большим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применятся судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т. п.

Лишение свободы должно назначаться в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно в условиях строгой изоляции и специального режима.

Содержание лишения свободы как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК РФ «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренного УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам».

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Если мы обратимся к истории мировой правовой мысли, то, например, у Ч.Беккариа[4] можно найти весьма интересные рассуждения о преступлениях и наказаниях, многие из которых справедливы и сегодня.

Он пишет, что законы являются условиями, на которых люди, до того независимые и жившие в одиночку, объединились в общество, утомясь от постоянной войны и свободы, бесполезной, потому что не обеспеченной. Всякое наказание, не вытекающее из абсолютной необходимости, является, как говорит великий Монтескье, тираническим. Это положение может быть выражено более общим образом: всякое проявление власти человека над человеком, не вытекающее из абсолютной необходимости, является тираническим. Таким образом, вот на чем основывается право суверена карать за преступления: на необходимости защищать хранилище общего блага от посягательств отдельных лиц. И чем более священна и неприкосновенна безопасность, чем больше свободы сохраняет суверен за подданными, тем справедливее наказание.

1.2.Цели лишения свободы

Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ).

Ч.Беккариа по этому поводу писал, что цель наказаний, по его мнению, заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили 6ы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были 6ы наименее мучительными для тела преступника.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При том нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.[5]

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений. По ст. 43 УК РФ цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.[6]

Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так А.М. Яковлев считал, что эффективность наказания – это степень реального обеспечения безопасности общества.[7]

Кроме того, как указывал М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания влияют:

- соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;

- соблюдение принципов уголовного права;

- неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;

- стабильностью уголовной политики;

- законностью и обоснованностью судебных приговоров.[8]

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.

Достижение целей лишения свободы, к сожалению, не всегда способствует достижению целей всей системы уголовного наказания. На такие мысли наталкивает следующее. 20 мая 1999 г. под председательством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который обсудил вопрос о практике назначения судами уголовного наказания. Однако обобщение судебной практики показало, что наиболее распространенным наказанием за преступления против собственности является лишение свободы без штрафа. Установленные в законе значительные размеры штрафных санкций затрудняют их применение в связи с низким материальным положением лиц, осужденных за такие преступления. В результате, как подчеркнул П.Ф. Стародубов, самым распространенным при всей разновидности уголовных наказаний остается лишение свободы. Такое положение не способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вообще, при характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить, прежде всего, ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

Изучение складывающихся в практике назначения наказания тенденций в использовании санкций уголовно - правовых норм позволяет сделать ряд выводов. Законодатель, конструируя составы преступлений, достаточно полно учел наиболее характерные признаки отдельных, наиболее распространенных видов деяний: организованные формы, крупные размеры последствий и т.д. Кроме того, вполне обоснованно изменил правила назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров, предусмотрев возможность превышения пределов санкций тех статей, по которым виновный осуждается. Одновременно следует отметить, что пределы санкций некоторых норм УК явно не соответствуют опасности преступлений. Изучение практики назначения наказания подтверждает, что репрессивная политика судов не вполне соответствует сложной криминогенной ситуации в стране.

Следует также сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В Уголовном Кодексе РФ - тринадцать видов наказания.

Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

1.3. Дифференциация наказания

Принцип дифференциации наказания является одним из основополагающих в современной уголовной доктрине. В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режима и тюрьмы.

Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).

Ранее все виды колоний, в которых отбывалось лишение свободы, а также тюрьмы объединялись термином «исправительно-трудовые учреждения». В УК РФ 1996 г. термин «трудовые» исключен, хотя, по существу, принудительный труд является составной частью данного вида наказания.[9]

Уголовный закон устанавливает предельные сроки лишения свободы: от 6 месяцев до 20 лет (ч.2 ст. 56 УК РФ).

Закон четко и дифференцированно определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должны отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 58 УК РФ).

Лица, которые осуждены к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, на срок не свыше 5 лет, - в колониях-поселениях. Т.о., согласно УК РФ для отбывания лишения свободы в колониях-поселениях необходимы 2 условия: лицо совершило преступление по неосторожности и срок лишения свободы не превышает 5 лет. При этом не имеет значения, осуждается ли лицо при наличии указанных условий впервые.

Лица, которые впервые осуждаются к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также тяжких преступлений (ч. 2, 3 и 4 ст. 15 УК РФ), и лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, - в исправительных колониях общего режима. Следовательно, для исправления осужденного для отбывания наказания в исправительных колониях общего режима необходимо, чтобы:

а) за преступления, если оно умышленное, лицо осуждалось к лишению свободы впервые;

б) это умышленное преступление по своей категории относилось к преступлениям небольшой или средней тяжести или к числу тяжких преступлений (в первом случае максимальный срок лишения свободы, указанный в санкции соответствующей ст. Особенной части УК РФ, не должен превышать 2 лет, во втором – 5 лет, в третьем – 10 лет);

в) лицом было совершено преступление по неосторожности, и он было осуждено к лишению свободы на срок свыше 5 лет.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины в случае особо опасного рецидива – в исправительных колониях строгого режима.

Из смысла УК РФ следует, что в колониях строгого режима должны отбывать наказания 4 категории осужденных:

а) лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений (ч. 5 ст. 15 УК РФ);

б) при рецидиве преступления (т.е. при совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ране совершенное преступление, ч.1 ст. 18 УК РФ);

в) лица ранее отбывавшие лишение свободы. Высшие судебные органы в прошлые годы ориентировали суды на то, что к числу ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы следует относить лиц, осужденных к лишению свободы и реально его отбывших (причем вне зависимости от погашения или снятия прошлой судимости), а также лиц, совершивших новое преступление в период отбывания лишения свободы. В то же время не признавались ранее отбывавшими лишение свободы:

- осужденные к исправительным работам, которые были заменены лишением свободы;

- условно осужденные к лишению свободы;

- лица, которым суд заменил лишение свободы направлением в воинские дисциплинарные части (дисбаты);

- лица, осуждающиеся к лишению свободы, но фактически не отбывавшие его в связи с отсрочкой исполнения приговора, в связи с применением к осужденным амнистии, освобождения от наказания в порядке помилования;

- лица, не отбывшие наказание за истечением срока давности исполнения приговора.[10]

г) женщины, признанные особо опасными рецидивистками (ч.3 ст.18 УК РФ).

Лица, признанные особо опасными рецидивистами, а также при осуждении к пожизненному лишению свободы – в исправительных колониях особого режима.

Таким образом, в колониях особого режима должны по закону отбывать наказание две категории осужденных: при особо опасном рецидиве (ч.3 ст. 18 УК РФ) и при осуждении к пожизненному лишению свободы.

Закон устанавливает также, что если лицо осуждается на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжкого преступления, а также в случаях особо опасного рецидива, если ему может быть назначено отбывание срока наказания в тюрьме. Стало быть, для отбывания части срока наказания в тюрьме условиями являются:

а) осуждение за совершение особо опасного преступления;

б) осуждение на срок свыше 5 лет.

Закон не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме, и этот вопрос, очевидно должен решаться судом с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и личности осужденного.

Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категории осужденных, которые должны отбывать его в том или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения свободы.

Порядок исполнения лишения свободы применительно к каждому учреждению, где оно должно отбываться, режимные требования и условия содержания осужденных определяются УИК РФ. Этим же нормативным актом устанавливаются изменения вида исправительного учреждения, назначенного приговором (Ч.3 ст. 58 УК РФ).

Хотелось бы особо подчеркнуть, что неправильное назначение вида исправительного учреждения является основанием для отмены приговора.

1.4. Порядок исполнение наказания в виде лишения свободы

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации (ст.73 УИК РФ).

Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

В современной уголовно-исполнительной системе имеется несколько видов исправительных учреждений, к ним относят: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.[11] Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию(ст.74 УИК РФ).

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии - поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В колониях - поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями второй и третьей статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой ст.74 УИК РФ, а также осужденные женщины, кроме перечисленных в части пятой ст.74 УИК РФ.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, перечисленные в частях первой и третьей статьи 18 УИК РФ.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Существует особый порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания (ст.75 УИК РФ). Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания (ст.79 УИК РФ).

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем.

В исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Документально это оформляется решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме (ст. 75 УИК РФ).

Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в не запираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных УИК РФ для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

В воспитательных целях, а также в целях стимулирования исправления осужденных допускается изменение вида исправительного учреждения (ст.78 УИК РФ). В зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию - поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно - досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее двух третей срока наказания.

Не подлежат переводу в колонию - поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию - поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии - поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии - поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется только судом.

В целях пресечения противоправного поведения, искоренения такого явления как «повышение квалификации» осужденных в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (ст.80 УИК РФ).

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других осужденных, а также раздельно содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.

Требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (ст.81 УИК РФ).

В исправительных учреждениях существует определенный режим (ст. 81 УИК РФ).

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску , а вещи осужденных - досмотру . Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается.

В исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (ст.84 УИК РФ).

В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий . Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции Российской Федерации либо начальника территориального органа уголовно - исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК РФ, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ).

В зависимости от личности осужденных их помещают в разные условия отбывания наказания (ст.87 УИК РФ).

Так в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным УИК РФ (статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132), производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.

Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий.

В целях стимулирования исправления осужденных устанавливается дифференцированный подход в зависимости от социальных установок и отношения к труду к каждому из них.

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе повышать размер средств, разрешенных для расходования, в пределах установленного минимального размера оплаты труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания (ст. 89 УИК РФ).

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.

Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном УИК РФ (статьями 121, 123, 125, 131 и 133). Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки (ст. 90 УИК РФ).

Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы (ст. 96 УИК РФ). Данная мера тоже носит воспитательный характер и направлена на стимулирование желания исправления у осужденных.

Нужно отметить, что государство, как структура, призванная защищать интересы человека и общества не отказывается от подобной функции по отношению и к осужденным к лишению свободы. Так, кроме того, что в местах лишения свободы действует строго определенный режим, не позволяющий (по крайней мере теоретически) существовать произволу в отношении осужденных со стороны их надзирателей и других осужденных существуют и другие социальные гарантии.

Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях (ст. 98 УИК РФ).

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно - профилактических учреждениях уголовно - исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.

В уголовно - исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно - профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ - инфицированных осужденных - лечебные исправительные учреждения (ст. 101 УИК РФ). Однако ситуация с обеспечением квалифицированной лечебной помощи осужденным остается в России крайне тяжелой. По данным Шведского института контроля инфекционных болезней заболеваемость туберкулезом в России среди гражданского населения постоянно возрастала в течение последних 10 лет, но в тюрьмах ситуация еще хуже. На рис. 2.1. представлена динамика заболеваемости в 1991-1997 гг.[12] Сегодня ситуация не намного улучшилась.

Труд в местах лишения свободы оплачивается. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ).

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.


Рис 2.1. Заболеваемость и смертность заключённых в России
в 1991-1997 (на 1000 чел)

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него (ст.108 УИК РФ).

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого - педагогических методов (ст.110 УИК РФ).

В отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

а) выговор;

б) дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях - поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях - поселениях, не применяются взыскания, предусмотренные пунктами г, д и е.

К осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные частью четвертой статьи 78(изменение вида исправительного учреждения) и частью третьей статьи 87 УИК РФ (изменение условий отбывания наказания или режима).

Глава 2. РОССИЙСКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И
СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ

2.1.Анализ состояния преступности в Российской Федерации

Политика в борьбе с преступностью в каждой стране исходит, наряду с другими факторами социального порядка, из складывающейся криминальной ситуации. Что касается России, то по оценкам большинства экспертов годы реформирования нашего общества отличаются значительной динамикой роста преступных посягательств. В качестве иллюстрации воспользуемся данными Министерства внутренних дел и представим краткий анализ преступности, например, в 1-ом квартале 2002 г. Общая динамика состояния преступности в РФ по сравнению с 2001 г. представлена на рис.2.2.

В январе-апреле 2002 г. зарегистрировано 1013,9 тыс. преступлений, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 30 субъектах Российской Федерации, снижение - в 59 субъектах.


Рис.2.2.Состояние преступности в РФ

Темпы снижения количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-6,3%) превысили темпы снижения общей преступности, а удельный вес в числе зарегистрированных преступлений снизился с 59,6% в январе-апреле 2001 г. до 57,5% в январе-апреле 2002 г.

По сравнению с январем-апрелем 2001 г. отмечается рост отдельных видов правонарушений, формирующих категорию преступлений против личности: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью - на 17,3%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - на 13,5%, изнасилование - на 9,5%.

Почти половину всех зарегистрированных преступлений (45,7%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи -387,2 тыс. (-12,5%), грабежа - 60,7 тыс. (+18,7%), разбоя - 15,9 тыс. (+12,6%). Две трети краж (63,4%), каждый седьмой грабеж (14,3%) и каждое третье разбойное нападение (27,9%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое десятое (10,3%) зарегистрированное преступление - квартирная кража. В январе-апреле 2002 г. их число снизилось на 17,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Рис.2.3.Структура преступности в РФ

Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем-апрелем прошлого года несколько снизилось (-12,5%) и составило 23,5 тыс. Увеличилось на 8,5% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (рис.2.4.)


Рис.2.4. Преступления с использованием оружия, боеприпасов
и взрывчатых веществ

В январе-апреле 2002 г. с применением оружия совершено 4342 преступления, что на 8,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Чеченской Республике (611), г. Москве (236), Московской области (188), Свердловской (147), Иркутской (146), Тюменской (132) областях, г. Санкт-Петербурге (130).

Сохранилась позитивная динамика в работе правоохранительных органов в сфере борьбы с преступлениями экономической направленности (+9,3%). Всего выявлено 151,9 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 16,5%. (рис.2.5)


Рис.2.5. Преступность в экономике

Более трети (39,3%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.(Рис.2.5.)

Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составили кражи (20047) и грабежи (1447).

Выявлено 515,2 тыс. лиц, совершивших преступления (-7,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода снизился с 56,4% в январе-апреле 2001 г. до 53,0% в январе-апреле 2002 г., удельный вес ранее судимых лиц - с 22,8% до 21,7%. Почти каждое третье (28,2%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое пятое (21,4%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двенадцатое (8,6%) - несовершеннолетними или при их соучастии.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 14241 преступление, что на 11,6% превышает аналогичный показатель января-апреля 2001 г., из них гражданами государств-участников СНГ - 13230 преступлений (+13,1%).

Таким образом, в 2002 году наметилась в целом положительная динамика, однако статистика порой не отражает истинного положения дел. Криминальная ситуация продолжает оставаться сложной, а, следовательно, в России по-прежнему число осужденных будет значительно превышать аналогичные показатели в других странах. В таблице 2.1. представлены данные о количестве заключенных в России в 2000-2002 гг.[13]

Таблица 2.1.

Тюремное население России в 2002 г . (Изменение численности заключенных в России в 1.07.00 по 1.05.02.)

Показатель 1.07.00 10.05.02 % к 1.07.00
Общее количество заключенных в учреждениях ГУИН, в тыс. 1 092 960 88
Относительное количество заключенных (на сто тыс. нас.) 752 666 88.5
Количество заключенных в СИЗО и тюрьмах, в тыс. 273.5 197 72
Переполненность в СИЗО, % 198 129 65
Количество заключенных в ВК, в тыс. 21.7 9.5 44

* К 1 июня 2000 г. общее количество заключенных в учреждениях ГУИН МЮ РФ достигло самого максимального уровня за период с 1992 по 2002 гг. По численности заключенных СИЗО “рекордным” (около 300 тысяч) был 1996 г.

Как мы видим, общая численность заключенных снизилась на 12%, в СИЗО (в учр. этого типа самые бесчеловечные условия содержания) на 35%, в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей на 56%.

2.2. Совершенствование уголовно-правовой регламентации
лишения свободы

Уголовно-правовое воздействие на преступление осуществляется, главным образом, через систему наказаний, которая главным образом впитала в себя исторический опыт и современные методологические разработки. Однако наказание нуждается в постоянном совершенствовании как в плане его применения и использования, так и в плане установления санкций за те или иные преступления.

По словам Ткачевского Ю. М.,[14] УИК РФ существенным образом изменил порядок и условия исполнения лишения свободы и содержания в дисциплинарной воинской части, построив их по развернутой прогрессивной системе.

Суть прогрессивной системы заключается в изменении условий исполнения наказаний (или даже замена одного наказания другим) в зависимости от изменений в поведении осужденного. Особенно широко она применяется при исполнении лишения свободы - самого распространенного и вместе с тем самого тяжкого наказания.

Механизм созданной прогрессивной системы заимствован в основном из американских реформаториев (1864 г.), но в него внесен ряд принципиальных изменений. В реформаториях царил произвол администрации, который обесценивал идею изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения. В УИК РФ предусмотрены гарантии законности исполнения наказания, и в том числе реализации прогрессивной системы. Многие элементы и условия реализации указанной системы формализованы, что значительно сужает круг вопросов, переданных на усмотрение администрации.

В соответствии со ст.120 УИК РФ осужденные, поступающие в колонию общего режима, направляются на общие условия содержания не менее чем на шесть месяцев. Это испытательная ступень. Если осужденный не имеет нарушений режима и добросовестно относится к труду, то он поощряется переводом на облегченные условия содержания. Те же, кто признаются злостными нарушителями режима, подлежат переводу с обычных на строгие условия содержания, в соответствии с которыми они должны находиться не менее шести месяцев в запираемых помещениях. При отсутствии нарушения режима и добросовестном отношении к труду таких осужденных вновь переводят на общие условия. Лица, признанные злостными нарушителями режима при облегченных условиях содержания, подлежат переводу на общие или даже строгие условия. Как видим, возможно «перепрыгивание» через одну ступень содержания.

Осужденные, отбывающие наказание на облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут заслужить за шесть месяцев до окончания срока перевод на полусвободные условия содержания вне места лишения свободы без охраны, но под надзором администрации (ч.3 ст.121 УИК РФ). Это, по сути, четвертая ступень исполнения наказания.

УК РФ и УИК РФ регламентировали развернутую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний. Это, прежде всего, изменение условий содержания в процессе исполнения лишения свободы и содержания осужденного в дисциплинарной воинской части.

В ст.73 УИК РФ предусмотрены: замена одного вида исправительного учреждения другим; досрочный перевод из тюрьмы в колонию (и наоборот - из колонии в тюрьму); перевод осужденных из колонии общего или строгого режимов в колонию-поселение (и наоборот, из колонии-поселения в колонию общего или усиленного режимов). Как уже отмечалось, необходимость таких переводов стала значительно меньше в связи с широкими возможностями изменения условий содержания осужденных в рамках одного и того же места лишения свободы.

В соответствии с предписаниями УК РФ осужденным в случаях злостного уклонения от уплаты штрафа (ст.46); отбывания исправительных работ (ст.50); обязательных работ (ст.49) и от ограничения свободы (ст.53) эти наказания заменяются более тяжкими. В ст.80 УК РФ установлена возможность замены неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием. Перечисленные замены одного наказания другим в процессе их исполнения предопределяются поведением осужденного, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В нее входит также осуждение лиц, совершивших в процессе исполнения наказания новые преступления.

С другой стороны Милюков С.Ф в своей работе «Российская система наказаний» в результате анализа режима, установленного в колониях-поселениях, пришел к выводу, что они фактически не являются ме­стом лишения свободы, поскольку не обеспечивают реализа­цию важнейшего конструктивного признака этого наказания - изоляцию осужденного от общества (ч. I ст. 56 УК РФ).[15]

В соответствии со ст. 129 УИК РФ в колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, хотя и под надзором адми­нистрации колонии. В часы от подъема до отбоя они пользуют­ся правом свободного передвижения в пределах колонии. С разрешения администрации могут передвигаться без надзора вне границ колонии-поселения (но в пределах административ­но-территориального образования), если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением. Осужденные носят гражданскую одежду, могут иметь при себе деньги, ценные вещи и пользоваться ими без ограничения. Они также без ограничения вправе получать посылки и бандероли и иметь любое количество свиданий. Проживают осужденные в специально предназначенных общежитиях. При этом имеющим семьи может быть разрешено проживание на арендованной или собственной площади как на территории колонии-поселения, так и за ее пределами. Осужденным разрешается заочно обу­чаться в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах границ соответст­вующего административно-территориального образования.

Тем самым отбывание наказания в колонии-поселении по своим важнейшим характеристикам совпадает с наказанием, не связанным с изоляцией от общества,- ограничением свободы, предусмотренным ст. 53 УК РФ. Оставление первого из назван­ных наказаний в рамках лишения свободы противоречит ре­альному правовому статусу отбывающих его лиц.

Поэтому целесообразно осуществить реконструкцию ст. 53 и п. а ч. 1 ст. 58 УК РФ, а также соответствующих статей УИК РФ, направленную на слияние закрепленных в них институтов в одно наказание. При этом следует, конечно, отказаться от за­претов, установленных в ч. 5 ст. 53 УК РФ.

Заключение

Завершая работу, хотелось обратить внимание на такие моменты.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:

- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;

- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.

Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.

Следует отметить также, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.

Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел совершить преступление.

Лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения наказаний следует помнить об «экономии репрессий».

Лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с подозреваемыми и осужденными.

Действующее законодательство, касающееся лишения свободы, нуждается в совершенствовании. В настоящей работе, в частности, предложено осуществить реконструкцию ст. 53 и п. а ч. 1 ст. 58 УК РФ, а также соответствующих статей УИК РФ, направленную на слияние закрепленных в них институтов в одно наказание. При этом следует, конечно, отказаться от за­претов, установленных в ч. 5 ст. 53 УК РФ.

Список литературы

1. Конституция РФ.-М., 1999.

2. Уголовный кодекс РФ.-СПб., 1998.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.-М., 2002.

4. БВС СССР 1997, № 5, 1984, № 4, 1986 № 2.

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.-М., 1998.

6. ДементьевС.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. - Краснодар. 1977.

7. Здравомыслов В.М.Уголовное право. Общая часть. М. 1999.

8. Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998.

9. Милюков С. Ф. Российская система наказаний, Санкт-Петербург 1998.

10. Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. М., 1997.

11. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. Учеб.пос.-М.:Зерцало, 1997.

12. Ткаченко В. Общие начала назначения наказания// Российская юстиция, 1997, N 1.

13. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов.-М.:Юриспруденция, 2000.

14. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.1973.

15. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское государство и право. 1964.№ 1.


[1] Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. М., 1997. С. 363-364.

[2] Здравомыслов В.М.Уголовное право. Общая часть. М. 1999 г. С.359.

[3] ДементьевС.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар. 1977. С.30.

[4] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.-М., 1998.

[5] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.1973. С.29.

[6] Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998. С.94.

[7] Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское государство и право. 1964.№ 1. С.101.

[8] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973. С.70.

[9] Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. Учеб.пос.-М.:Зерцало, 1997.

[10] БВС СССР 1997, № 5, 1984, № 4, 1986 № 2.

[11] Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов.-М.:Юриспруденция, 2000.

[12] ЭпиНорт. Инфор.бюллетень. Том 2, № 3.

[13] ГУИН МЮ РФ Сведения о заключенных и сотрудниках пенитенциарных учреждений системы ГУИН Министерства юстиции на 01.01.02.

[14] Ткаченко В. Общие начала назначения наказания// Российская юстиция, 1997, N 1.

[15] Милюков С. Ф. Российская система наказаний, Санкт-Петербург 1998,с .16.

Скачать архив с текстом документа