Литературный герой ШУЙСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ: Шуйский центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов Исторический прототип князь. Василий Иванович Шуйский ключевая фигура боярской оппозиции в период правления. Бориса Годунова при жизни.ШУЙСКИЙ - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Исторический прототип: князь Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - ключевая фигура боярской оппозиции в период правления Бориса Годунова (при жизни Федора Иоанновича) и в годы его царствования; поддержал Лжедмитрия I, а затем возглавил заговор против него, в 1606-1610 - русский царь. После убийства в Угличе царевича Димитрия (1591) Ш. вел следствие на месте событий. Участник едва ли не всех политических заговоров, Ш., по словам Пушкина, являл собой «странную смесь смелости, изворотливости и силы характера». Завершив трагедию, поэт намеревался вернуться к этой исторической личности. В многолюдном собрании персонажей трагедии, появляющихся, как правило, в одной-двух картинах, Ш. занимает третье место, после Бориса Годунова и Самозванца. У него пять сцен (на одну меньше, чем у Годунова), в каждой его роль весома и сюжетно значительна. В начале трагедии Ш. первым заводит разговор об «ужасном злодействе», совершенном в Угличе, и называет виновника - Бориса. Первое представление о Годунове читатель (и зритель) получает со слов Ш. («вчерашний раб, татарин, зять Малюты»). Он же замысливает интригу против еще неизбранного царя, выказывая верное знание, как в подобных делах добиться успеха: «Давай народ искусно волновать». Этот «лукавый царедворец» (по аттестации Воротынского) мгновенно оценивает всю важность вести о самозванце, принесенной Афанасием Пушкиным; точно просчитывает ее последствия: «если до народа/ Она дойдет, то быть грозе великой». Дальнейшие события подтверждают прозорливость этих слов. Доклад царю о «вести важной» Ш. выстраивает так, что Годунов чуть было не выдает себя. Вся линия поведения Ш. в отношении царя и его приближенных основана на трезвом и холодном расчете. Расчетливый Ш. предусмотрительно исчезает из сюжета (за восемь сцен до окончания трагедии), как только волнение народа разрастается до смуты, той «грозы великой», наступление которой он предсказал. Самое значительное театральное воплощение образа Ш. связано с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов». В спектакле Большого театра (1948) и фильме-опере (1954) эту роль сыграл Н.С.Ханаев. Выдающийся артист показал Ш. не мелким интриганом, как его часто изображали, а будущим царем, который, по словам Пушкина, после своего падения сохранил достоинство.