Литературный герой ТУГИНА
СОДЕРЖАНИЕ: Тугина древнерусск туги печаль кручина героиня комедии А. Н. Островского Последняя жертва первонач назв. Жертва века. Образ Т. представляет собой характерное для позднего. Островского художественное исследование alignjustifyтугина древнерусск туги печаль кручина героиня комедии.ТУГИНА (древнерусск. туги - печаль, кручина) - героиня комедии А.Н. Островского «Последняя жертва» (1877, первонач. назв. «Жертва века»). Образ Т. представляет собой характерное для «позднего Островского» художественное исследование любящей души «кроткой» женщины (ср.: Людмила в «Поздней любви», Наташа в «Трудовом хлебе», Вера Филипповна в «Сердце не камень», Евлалия в «Невольницах», Ксения в «Не от мира сего»). Т. - «молодая вдова», влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние. Открытая и ясная натура Т. чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной, оживленной московской жизни, Т. намеренно тихо и уединенно обитает в своем доме. Она никуда не выезжает, нигде, кроме церкви, не бывает, не имеет каких-либо «общественных» или «культурных» интересов. Молитва -единственный способ для нее раскрыть волнения своей простой и глубокой души. Т .- «исчезающий тип» женщины, душевная простота которой не имеет ничего общего с элементарностью. Она подлинна в каждом своем проявлении. Ее внутренняя целостность не искажена ничем формально-условным, заученным, штампованным. «Редкая женщина Сокровище», - говорит о ней даже поверхностный Дульчин. «Дорогого стоит», - потрясен-но повторяет Прибытков. Т. знает одно счастье - любить. А любить для нее - значит отдавать, дарить, жертвовать для любимого человека всем, что сама имеет. Ради спасения Дульчина от долговой ямы она идет просить денег у богатого старика При-быткова, чьи притязания она совсем недавно отвергла со свойственной ей прямотой. Сцена насильственного кокетства с Прибытковым - ключевая для понимания образа Т. Ложные ухищрения настолько неорганичны для нее, что «на лице пятна стыда выступают». Просьба о деньгах оборачивается таким насилием над собой, что Т., не выдерживая взятого ею тона, бросается на колени с мольбой о спасении «счастья всей жизни». Жертва ее оказалась напрасной, едва ли замеченной. Добытые ценой стыда и унижения деньги были с легкостью проиграны Дульчиным «в полчаса». Безоглядная вера в любимого человека подорвана. Измена Дульчина, его женитьба на богатой невесте влекут за собой окончательное крушение целостного и гармоничного душевного мира Т. Ее смятение передается не только в полных отчаяния словах, но и в ремарках: «бессознательно», «обморок», «в бреду». По замечанию Прибытко-ва, «кстати» оказавшегося здесь, «это уж близко смерти-с». В последнем акте Т. является спокойной, твердой, разумной женщиной - рука об руку с Прибытковым, которому она дала согласие на брак. «Прежняя Юлия умерла». Ее «любящая, ангельская душа» оказывается «последней жертвой», принесенной жестокому веку. Первая исполнительница роли Т. - Г.Н.Федотова (1877). Среди других исполнительниц - М.Г.Савина (1877), М.Н.Ермолова (1878), А.КТарасова (1944).
Лит.: Марков П.А. А.К.Тарасова в роли Тугиной // Ежегодник Московского Художественного театра за 1944г. Т.1.М., 1946.