Литературный герой ЗОСИМА
СОДЕРЖАНИЕ: Зосима центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы В записях к первым двум книгам романа имя З. не встречается. Этот персонаж назван просто старцем хотя дважды на одной из страниц появляется имя alignjustifyзосима центральный персонаж романа.ЗОСИМА - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). В записях к первым двум книгам романа имя З. не встречается. Этот персонаж назван просто старцем, хотя дважды на одной из страниц появляется имя Макарий (такое же имя носит странник в романе «Подросток»). Это упоминание указывает на близость двух образов, отразивших стремление Достоевского запечатлеть фигуру современного подвижника и учителя-христианина (ранее эта задача решалась при создании образа Тихона в «Бесах»). Учения Макара Долгорукова и старца З. очень близки. Д.С.Мережковский в своей работе «Л.Толстой и Достоевский», размышляя над смыслом этих образов, писал: ««Хорошо все на свете, милый», - говорит Макар Иванович. «Все хорошо», - говорит и старец Зосима. Все хорошо, потому что все необходимо и в этой своей необходимости божественно-свободно. И Макар Иванович, и старец Зосима исполнили самую таинственную из всех заповедей Заратустры: не только терпят они, но и любят необходимое». Критики давно заметили связь З. с Тихоном Задонским, которого Достоевский еще в шестидесятые годы «с восторгом принял в свое сердце»; старцем-пустынножителем, сыном смоленского воеводы, Зосимой-Захарием Тобольским; отмечалось также внешнее сходство со старцем Амвросием, которого Ф.М.Достоевский посетил в Оптиной пустыни вместе с Вл.С. Соловьевым летом 1878 года. А.Г.Достоевская указывает на автобиографические черты образа З.: отношение старца к Алеше Карамазову схоже с тем, которое установилось у Достоевского к молодому Вл.С. Соловьеву. К.В.Мочульский отмечал, что любовь 3. к юному послушнику отражает привязанность св. Тихона к сыну помещика Бехтеева - Никандру. Создавая «Житие в Бозе преставившегося иеромонаха старца Зосимы», Достоевский подражал слогу религиозно-нравственного произведения св. Тихона «Сокровище духовное от I мира собираемое». Уже первые рецензенты расценили как большой успех писателя стиль речей старца Зосима. Шестая книга, «Русский инок», раскрывающая учение старца Зосима, следует непосредственно за исповедью Ивана Карамазова. Таким образом, писатель композиционно ставит старца З. в положение идейного антипода брата Ивана. Их главное разногласие - в отношении к миру. З. выражает его умиленно-восторженно, Иван бунтует против действительности, основанной на слезах и крови детей. Однако именно З. дано понять «богомученичество» Ивана. Старец учит о восхождении души к Богу: «Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, ищи восторга и исступления сего, омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои». В письме к Н.А.Любимову от 11 июня 1879 г. Достоевский называет поучения старца Зосима дсмертными беседами с друзьями». Литературоведы это название связывают с названием книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». При этом отмечается также и нить идей, высказанных Гоголем (в часто противопоставлении России Западной Европе), с высказываниями старца. По анальному плану З. сам должен был свои предсмертные поучения. Однако в процессе работы Достоевский отказался от этой идеи, показавшейся маловероятной: больной старец пишет свое завещание, предсмертное его слово записал Алеша. Современная Достоевскому либеральная критика не приняла образ старца 3. Он был также отвергнут и оптинскими старцами. К.Н.Леонтьев в статье «О всемирной любви» (1880) упрекал Достоевского в серьезном уклонении от «церковного пути»: «Братство по возможности и гуманность действительно рекомендуются Св. писанием Нового завета для загробного спасения личной души; но в Св. писании нигде не сказано, что люди дойдут посредством этой гуманности до мира и благоденствия. Христос нам этого не обещал Это неправда» В письмах к В.В.Розанову Леонтьев повторил свои упреки Достоевскому в незнании подлинного монашества и «неправославном» изображении монахов в романе «Братья Карамазовы». Вл.С.Соловьев в письме к К.Н.Леонтьеву (середина 1880-х гг.) написал, что Достоевский рассматривал религию лишь «в подзорную трубу» и «стать на действительно религиозную почву никогда не умел». Можно предположить, что в последнем замечании философа содержится ключ к пониманию «святого» героя: Достоевский не стремился к буквальной религиозной достоверности. Он не был религиозным писателем. Создавая образ 3. как учителя Алеши Карамазова (заметим, главного героя повествования, как это заявлено в начале романа, которому предстояло, по мысли писателя, повторить путь 3.), доверяя старцу слова, опровергающие идеи Великого инквизитора, писатель опирался прежде всего на нравственные устои внутри самого человека, в пробуждении которых он видел главную задачу религии. Для этого он и вел своих героев от безверия к вере. А проводником был избран 3. В этом плане представляется важным наблюдение К.В.Мочульского: «Сокровищница православия неисчерпаема; Зосима не охватывает своим духовным взором всего ее богатства: он берет из нее только несколько жемчужин, но в руках его они загораются новым блеском».
Лит.: Плетнев Р. Сердцем мудрые (О «старцах» у Достоевского) // О Достоевском. Сб. статей. Прага, 1929. Вып. II. С. 73-92; Альтман М.С. Прообразы старца Зосимы // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 213-216.