Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Критерии и принципы лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности. Порядок получения лицензии, ее приостановления и аннулирования. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.План
Введение
1. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования
2. Правовые основы лицензирования
3. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности
3.1 Субъекты лицензионного процесса
3.2 Ограничения действия лицензии
3.3 Порядок получения лицензии
3.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование
4. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности
Заключение
Список нормативного материала и литературы
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Среди них такие виды деятельности, как банковская деятельность, страховая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочная деятельность, аудиторская деятельность и др. И хотя количественный состав лицензируемых видов предпринимательской деятельности существенным образом уменьшился после вступления в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», влияние этого института на деятельность предпринимателей несомненно велико. Складывающиеся при этом отношения требуют не только адекватного нормативного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.
Необходимо признать, что существующее нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности не является совершенным. Нормы Закона о лицензировании 2001 года не обеспечивают в полной мере регламентацию этого правового института, не установлен общий перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности, для его уяснения необходимо обращаться к иным законодательным актам. Например, в Законе РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены виды страховой деятельности и, соответственно, порядок предоставления лицензий на осуществление таких видов деятельности.
В последнее время законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство о лицензировании посредством принятия новых законодательных актов. Так, примерами могут послужить принятый Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности №128 от 08.08.2001г., Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Только за 2005 год были внесены следующие изменения: с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса, устанавливающая размер и порядок оплаты пошлин за выдачу лицензий; 2 июля 2005 г. и 31декабря 2005 были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ и № 200-ФЗ от 31.12.05); 21 июля 2005 г. вышел Федеральный закон от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Также Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ изменен порядок лицензирования производства, хранения и поставки алкогольной продукции.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.
1. Понятие лицензирования
Юридический термин лицензирование является производным от слова лицензия (лат. licentia - право, разрешение). Легальное определение лицензирования дается в ст. 2 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности от 08.08.2001г №128-ФЗ (далее ФЗ «О лицензировании…»): «лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании». Из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан; объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством.
Следует оговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной продукцией[1] . К алкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.
Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. ФЗ «О лицензировании…» по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.
При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:
- защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.
Обратимся теперь к понятию лицензии.
ФЗ О лицензировании… определено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:
1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418);
2) право (ст. 2 ФЗ № 158 от 25.09.1998г «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 №146-ФЗ (далее ГК РФ)). [2]
Лицензирование как гражданско-правовой институт ведет начало с доперестроечных времен, поэтому стадии его правового регулирования необходимо рассматривать в историческом развитии.
В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. С началом перестройки институт лицензирования вышел на качественно иной уровень. Так, после принятия Закона РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, во всех сферах и отраслях народного хозяйства. При этом отдельные виды деятельности предприятия могли осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии). Определение перечня видов деятельности и порядка выдачи лицензий было отнесено к компетенции Совета Министров РСФСР и Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, или уполномоченных ими органов.
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 492 О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности был утвержден Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения и Перечень видов деятельности, лицензируемой на данных территориях[3] . Этим Постановлением органам исполнительной власти краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения было предоставлено право осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности согласно установленному Перечню.
В свою очередь, во исполнение данного Постановления и правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления стали активно принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения по применению лицензирования на подведомственных им территориях. В результате такого активного правотворчества возникла угроза бесконтрольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
После принятия Конституции РФ в 1993 г. процесс упорядочения вопросов лицензирования проходил медленно, поскольку большое количество актов, противоречащих принятому основному закону России, необходимо было подвергнуть экспертизе, отмене или опротестованию в судебном порядке. К тому же Правительство РФ активно участвовало в правовой регламентации вопросов лицензирования.
Одним из основных законов, установивших принципиальные положения применения такого режима, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом.
Результатом стало принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25.09.1998г, который закрепил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В настоящее время основным нормативным актом, устанавливающим перечень лицензируемых видов деятельности и регулирующим порядок предоставления лицензии является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ.
2. Правовые основы лицензирования
Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности. Данный Федеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.
Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении лицензии на пользование недр - Законом РФ О недрах от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, при получении лицензии на осуществление банковских операции – законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 и т.д.
Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.
Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:
С 1 января 2006 г. упразднено требование наличия лицензии для осуществления таких видов деятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочная деятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторская деятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видов деятельности: туроператорская; турагентская; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, происходит, на мой взгляд, в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Между тем, основную опасность интересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).
ФЗ «О лицензировании…» установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.
Правительство России в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
В ст.7 ФЗ «О лицензировании…» решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:
1) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
2) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
Перечень конкретных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти - Минпромэнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, лицензионное законодательство Российской Федерации включает:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, третья, четвертая)
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности;
Постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;
правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование;
законодательство субъектов Российской Федерации;
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изданные в рамках их полномочий.
Лицензионное законодательство - это относительно новая развивающаяся сфера публичного права в общей системе разрешительного регулирования в Российской Федерации
В условиях новых форм экономических (рыночных) отношений, стремительного роста техногенной промышленности, экологической угрозы, нарастания социальной конфликтности, приоритетной задачей государства стало создание новых, адекватных общественному состоянию правовых институтов и механизмов, обеспечивающих безопасность граждан, законность публичных отношений и устойчивый порядок в государстве. И к таким новым правовым институтам, отвечающим современным требованиям публичных отношений в Российской Федерации, с бесспорным основанием относится лицензирование.
3. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности
3.1 Субъекты лицензионного процесса
К субъектам лицензионного процесса можно отнести лицензирующие органы, лицензиат, соискатель лицензии[4]
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании…».
Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий[5] . Осуществляя контроль лицензирующие органы имеют право запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.[6]
3.2 Ограничения действия лицензии
Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Лицензия является основанием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом или юридическим лицом.
К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7] . Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8] . До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.
Территория, на которой может быть использована лицензия.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9] .
При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако следует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.
Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.
Общий срок действия лицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.
Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Бессрочное действие лицензий предусмотрено и в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности, выданные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности, Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]
Бессрочно действие предусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срока лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».
Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.
3.3 Порядок получения лицензии
Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании…», который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии[11] .
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:
- перечень лекарственных средств, которые соискатель лицензии готов производить;
- описание основных технологических процессов, обеспечивающих качество лекарственных средств;
- согласие органов местного самоуправления на размещение производства лекарственных средств на соответствующей территории;
- копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования;
- копии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии производства лекарственных средств требованиям санитарных правил;
- копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств[12] .
Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании...» и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии[13] .
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:
— полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;
— возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов[14] .
Теперь проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать[15] .
По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасных производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляет документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срок рассмотрения документов сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную систему носит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом[16] .
Введение упрощенной процедуры лицензирования, обусловлено общей тенденцией снижения контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостью исключения дублирования государственных функций, ведь наличие договора страхования ответственности или сертификата соответствия определенным требованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получении лицензии, также выполняются.
3.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование
В соответствии с ФЗ «О лицензировании…» приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата[17] .
Одновременно с приостановлением действия лицензии лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок для устранения нарушений, ставших основанием приостановления действия лицензии. Данный срок не может превышать шести месяцев. После устранения нарушений лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган с приложением всех необходимых документов. Закон не установил срок рассмотрения лицензирующим органом уведомления лицензиата об устранении нарушений, ставших основанием для приостановления действия лицензии. Таким образом, настоящий срок устанавливается либо положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, либо ведомственными актами лицензирующих органов. В частности, согласно п. 6 Положения о лицензировании туроператорской деятельности срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений[18] .
Безусловно, в ходе проведения проверок лицензирующие органы выявляют самые разнообразные нарушения лицензиатами лицензионных требований и условий. Представляется интересным привести один показательный пример из арбитражной практики, посвященный нарушению лицензионных требований и условий лицензиатом, осуществляющим перевозки пассажиров. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2002 г. N А78-4530/01-С2-20/225-Ф02-785/02-С1 указано следующее: ...судом первой и апелляционной инстанций установлено, что предприниматель Кочергина И.В. по лицензии N АСГ 75 043805 от 1 марта 01 г. осуществляет перевозки пассажиров автобусами. В лицензии не указано, каким видом транспорта - общего пользования или не общего пользования - должны осуществляться перевозки. Одним из условий осуществления деятельности является обязанность по выполнению Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок. Протоколом N 002809 об административном правонарушении от 19 сентября 01 г. установлено нарушение в виде отказа в предоставлении льготы по оплате проезда для инвалидов 1 группы. Постановлением N 002859/624 от 2 октября 2001 г. предприниматель Кочергина И.В. привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных условий, т.е. по ч. 3 ст. 157.3 КоАП РСФСР. Суд первой и апелляционной инстанций, признавая действительным данное оспариваемое постановление, указал следующее. ФЗ О лицензировании … определил, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Ст. 9 определено, что одним из обязательных условий и требований при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ дети, являющиеся инвалидами, их родители, опекуны, попечители, а также инвалиды, включая инвалидов 3 группы, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что транспортом общего пользования признается транспорт, предназначенный для перевозок неопределенного круга лиц, независимо от формы и вида собственности транспортного средства. Транспорт истца является транспортом общего пользования, независимо от того, указано это в лицензии или нет. Истец отказывает в перевозке тем категориям граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право бесплатного проезда, нарушая при этом как вышеназванный Закон, так и Временные правила перевозок, утвержденные Минтрансом РФ от 22 сентября 1997 г.».
Действие лицензии возобновляется в двух случаях:
- лицензирующим органом - со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности;
- с наступлением дня досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Для этого будет необходимо обратиться с соответствующим заявлением к судье.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа[19] .
Основаниями для аннулирования лицензии, согласно настоящей п.4 ст.13 ФЗ «О лицензировании…» являются: 1) неустранение лицензиатом в указанный лицензирующим органом срок грубых или неоднократных нарушений лицензионных требований и условий; 2) неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев со дня предоставления лицензии; 3) нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.
Аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке. Направление лицензирующим органом в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. И здесь целесообразно отметить, что лицензирующий орган вправе представлять в качестве доказательств только те сведения, которые им были получены в ходе проведения лицензионной проверки и закреплены надлежащим образом в акте проверки, поскольку, согласно п. 3 ст. 64 АПК РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона[20] .
4. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности
Рассмотрим возможные последствия нарушений деятельности в сфере лицензирования с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.
Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ст. 14.1 предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии имеет место, когда осуществляется деятельность после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании; деятельность продолжает вестись после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, и хотя в этом случае отрицательное решение может быть обжаловано, однако право заниматься деятельностью, требующей лицензирования, у лица отсутствует; деятельность продолжается после приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий; дельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом; предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст.171 Уголовного Кодекса РФ от 24.05.1996. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство может наступить лишь за нарушение правил лицензирования, установленных федеральным законодательством. В случае нарушения правил лицензирования, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации, уголовная ответственность не наступает. В противном случае основания привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в субъектах Российской Федерации были бы разные.
Статья 172 УК РФ специально посвящена незаконной банковской деятельности. Так, уголовная ответственность возникает за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В соответствии со ст. 203 УК РФ уголовная ответственность возникает за превышение руководителем или служащим частной охраны или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Более строго наказывается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего должностного положения, либо в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб наказываются в соответствии со ст.169 УК РФ. В данном случае воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на весьма важную сферу общественных отношений, связанных со свободным предпринимательством, право на которое предоставлено гражданам Конституцией Российской Федерации (ст. 34) [21] .
В Гражданском кодексе РФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличием соответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063).
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
В качестве примера позиции судебных органов относительно исков о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ, можно привести пример из информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.
Специализированный инвестиционный фонд приватизации (продавец) обратился с иском в арбитражный суд о признании недействительным заключенного им договора купли-продажи акций и о применении последствий недействительности сделки. Суд, установив, что инвестиционный фонд, не имея необходимой лицензии, дающей право на занятие соответствующей деятельностью, заключил сделку купли-продажи акций, признал ее недействительной на основании статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением кассационной инстанции решение было отменено, а производство по делу прекращено со ссылкой на рассмотрение другим арбитражным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал вывод кассационной инстанции ошибочным и принятое ею постановление отменил.
При проверке материалов дела установлено, что инвестиционный фонд осуществлял деятельность, подлежащую лицензированию, в том числе совершал сделки с акциями, при отсутствии соответствующей лицензии. Статья 173 ГК предусматривает право юридического лица, совершившего сделку без лицензии на занятие соответствующей деятельностью, оспорить ее в судебном порядке. Такая сделка признается недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Решение суда первой инстанции, признавшего договор, заключенный инвестиционным фондом, недействительным, принято в соответствии с указанной статьей Кодекса и является правильным.
Подводя итог, можно сказать, что условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является обязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, и соблюдение правил лицензирования. За неисполнение данной обязанности к нарушителям может быть применен тот или иной вид юридической ответственности.
Заключение
В данной работе рассмотрено правовое положение лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.
Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством.
Развитие лицензионных норм от закрепления полной свободы административного усмотрения органов исполнительной власти в области применения пресекательных мер в сфере лицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих оснований применения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструмента воздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. В связи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).
При занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).
Список нормативного материала и литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 год/Правовая систем КонсультантПлюс.
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, четвертая) /Правовая систем КонсультантПлюс
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
5. Уголовный Кодекс РФ от 24.05.1996 г. №63-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г ( в ред.ФЗ № 200-ФЗ от 31.12.2005г) / Правовая система КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ»/Правовая система КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.111995 г. № 171- ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
9.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990г./ Правовая система КонсультантПлюс.
10. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. 22.08.2004 «122-ФЗ)/ Консультант.
11. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 9 «Об утверждении Положения о лицензировании туроператорской деятельности»/ Правовая систем КонсультантПлюс
12. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»/Правовая систем КонсультантПлюс.
13. Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №415/Правовая систем КонсультантПлюс
14. Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 №432 «Об утверждении лицензировании деятельности инвестиционных фондов»/Правовая систем КонсультантПлюс.
15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в от 31 августа 1999 г. N 422/99/ Вестник ВАС РФ. 1999. N 12. С. 43 Правовая система / КонсультантПлюс
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2002 г. N А78-4530/01-С2-20/225-Ф02-785/02-С1
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 1998 г. по делу N 1173/98 /Консультант - Судебная практика
18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.
19. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» под ред. Л.Н.Ткача, изд-во. Юрид.дом «Юстицинформ», 2003г.
20. Ершова И.В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005. – 288с.
21. Звоненко Д.П. Новый Закон о лицензировании // Консультант. 2002. N 1.
22. Предпринимательское право Российской федерации: учебник/ отв. ред. Е.П. Губин, С.А. Лахно. М., 2004
23. Сюткина М.А. Новый упрощенный порядок получения лицензий и другие новеллы законодательства о лицензировании /Предприниматель без образования юридического лица ПБОЮЛ № 5 2006 г.
24. Мельничук Г.В. Административная ответственность за нарушение условий лицензирования/Право и экономика №2, 2003г.
[1] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. № 171- ФЗ.
[2] Звоненко Д.П. Новый Закон о лицензировании // Консультант. 2002. N 1. С. 64 - 67.
[3] СЗ РФ. 1993. N 22. Ст. 2033. Утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 548 // СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2637.
[4] Ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[5] Ст. 6 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[6] Ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[7] Вестник ВАС РФ. 1999. N 12. С. 43
[8] Ст.11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[9] Ст.7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ
[10] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»
[11] Ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ
[12] Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №415.
[13] Ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ
[14] Сюткина М.А. Новый упрощенный порядок получения лицензий и другие новеллы законодательства о лицензировании /Предприниматель без образования юридического лица ПБОЮЛ № 5, 2006 г.
[15] Ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ
[16] Ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[17] Ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[18] Положение о лицензировании туроператорской деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 9.
[19] Ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
[20] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.
[21] Коровинских С. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство // Российская юстиция. 2000. N 4.