Лицензия и лицензирование. Субъекты предпринимательской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрение сущности лицензии и лицензирования. Определение основных видов субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России. Особенности индивидуального предпринимателя, акционерного и с ограниченной ответственностью обществ.Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра Экономика и финансы
Курсовая работа
ЛИЦЕНЗИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ.
СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Озёрск 2008г.
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа содержит 22 с., 6 источников.
Объект исследования – лицензия и лицензирование, а также субъекты предпринимательской деятельности.
Цель работы – рассмотреть сущность лицензии и лицензирования. Выделить основные виды субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России.
Задачи работы – разобраться какими органами выдается лицензия и на основании чего. Рассмотреть процедуру государственной регистрации. Изложить особенности индивидуального предпринимателя, общество с ограниченной ответственностью, открытого и закрытого акционерного общества. Познакомиться с понятием аффилированные лица и дочерние общества.
Актуальность выбранной темы – роль лицензирования в предпринимательской деятельности. Особенности субъектов предпринимательской деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИЦЕНЗИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
1.1 Процедура государственной регистрации
2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Индивидуальный предприниматель
2.2 Общество с ограниченной ответственностью
2.3 Акционерное общество, ОАО, ЗАО
2.4 Аффилированные лица
2.5 Дочернее общество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При совершении внешнеэкономических операций, внешнеторговых и инвестиционных, российский предприниматель вступает в отношения с различными иностранными субъектами права, как при заключении внешнеторговых сделок, так и при создании собственных или смешанных предприятий в России и за рубежом. Российские субъекты права, с которыми вступают в торгово - экономические отношения иностранные предприниматели имеют различные организационно-правовые формы. Основные виды субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России: ИП, ООО, ОАО, ЗАО.
1. ЛИЦЕНЗИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Законом о лицензировании дано достаточно широкое определение понятия лицензирования: лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При выполнении соискателем лицензии всех требований и условий лицензирующий орган обязан выдать соискателю лицензию.Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
– полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
– фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
– идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
– лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
– копии учредительных документов - для юридического лица;
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
– копии документов, перечень которых определяется положение о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.
Не допускается отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, кроме как установленным пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании:
– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.
Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.
В целом, можно отметить, что лицензирование является методом государственно-правового регулирования, направленным на регулирование экономических отношений, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства №45.
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии в соответствии со статьей 11 Закона о лицензировании. Обратите внимание, для продления действия лицензии необходимо своевременно подать заявление о переоформлении, то есть в пределах срока действия лицензии. В противном случае придется не продлевать, а заново получать лицензию. При этом некоторые Положения о лицензировании содержат сроки для представления документов для переоформления лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о лицензировании, выданные до вступления в силу Федерального закона №80-ФЗ действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии) (Постановление Правительства №45).
1.1 Процедура государственной регистрации
В настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций.
Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней.
На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ от 21.04.2006 «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.
Перечень документов, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:
– подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (подпись заявителя заверяется у нотариуса);
– копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы - простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо - нотариально заверенная копия);
– документ об уплате государственной пошлины (оригинал).
С октября 2007 года ФНС РФ изменила порядок регистрации ИП. Теперь получить документы непосредственно у регистратора (в Москве - ИФНС№46) можно только при личном присутствии гражданина, изъявившего желание стать индивидуальным предпринимателем, во время подачи документов на регистрацию. Во всех остальных случаях документы будут высланы по почте.
По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:
– свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
– документ о присвоении ИНН - Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);
– выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Оригиналы этих документов надо бережно хранить. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.
Для осуществления расчетов с клиентами наличными, вам понадобится регистрация кассового аппарата. Процедура регистрации ККМ осуществляют территориальные налоговые органы, т.е. инспекция, на учете в которой вы поставлены как налогоплательщик. По времени регистрация ККМ занимает от двух недель до месяца.
2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При совершении внешнеэкономических операций, внешнеторговых и инвестиционных, российский предприниматель вступает в отношения с различными иностранными субъектами права, как при заключении внешнеторговых сделок, так и при создании собственных или смешанных предприятий в России и за рубежом. Российские субъекты права, с которыми вступают в торгово - экономические отношения иностранные предприниматели имеют различные организационно-правовые формы. Основные виды субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России.
2.1 Индивидуальный предприниматель
Существуют следующие определения термина «индивидуальный предприниматель»:
ИП (частный предприниматель) - субъект хозяйственной деятельности, организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством РФ для ведения коммерческой деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке. ИП - гражданин, занятый инициативной, самостоятельной деятельностью (в рамках, не запрещенных законом), осуществляемой от своего имени, под свою имущественную ответственность, цель которой - получение прибыли или личного дохода.
Предпринимательство физических лиц без образования юридического лица получило в последние годы довольно широкое распространение в РФ. По данным Федеральной налоговой службы на 1 июня 2006 года в стране зарегистрировано 2,77 млн. индивидуальных предпринимателей.
Данная форма предпринимательства, в условиях действующей системы российского законодательства, во многих аспектах является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, позволяющая уяснить основы предпринимательства в целом.
Основными преимуществами ведения хозяйственной деятельности ИП являются: упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса, более простая система налогообложения, которая при определенных условиях может сочетаться и с весьма льготным или даже минимальным налоговым бременем, а также упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности.
Гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью. В ФЗ РФ от 31 июля 1995 года Об основах государственной службы Российской Федерации сказано, что государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников.
Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных предприятиях и в индивидуальных предпринимателях - соответственно для крупных и для мелких заказов.
Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.
Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Порядок уплаты налога с доходов индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации О подоходном налоге с физических лиц. Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости). Индивидуальный предприниматель вправе применять наемный труд.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: 1. производственное, 2. коммерческо-торговое, 3. финансово-кредитное, 4. посредническое, 5. страховое. Индивидуальные предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой содержатся сведения о количестве изготовленной и закупленной продукции (оказанных услуг), расходах на изготовление (закупку) продукции (оказанных услуг), количестве и цене реализованной продукции, а также сумме выручки, полученной предпринимателем за день, неделю, месяц, год.
Налоговые вычеты - это разновидность налоговых льгот предоставляемых путем вычета из налоговой базы и уменьшающих сумму облагаемого налогом дохода налогоплательщика. Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные налоговые вычеты уменьшают только сумму доходов, облагаемых по ставке 13%. ИП могут уплачивать налог на доходы по двум основаниям: 1) за себя - с суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности; 2) за работников - с суммы выплаченных вознаграждений.
2.2 Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации или иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
В случае банкротства общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации или иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова с ограниченной ответственностью. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова с ограниченной ответственностью или аббревиатуру ООО.
Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством. Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.
Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Участники общества вправе: 1. участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества; 2. получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке; 3. принимать участие в распределении прибыли; 4. продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества; 5. в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников; 6. получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники общества имеют также другие права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2.3 Акционерное общество, ОАО, ЗАО
Преобразование государственных предприятий в акционерные общества - одно из направлений разгосударствления собственности. Акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования. Форма акционерного общества является наиболее универсальной и широко применяемой в различных сферах. Выпуск и размещение акций, особенно открытых обществ, дают возможность привлечения в экономику капиталов большого числа лиц. Эти капиталы, будучи аккумулированными, создают реальную финансовую базу для развития крупного производства и иных видов предпринимательства. Акционеры, в свою очередь, приобретают возможность получать доходы на свой капитал. Универсальный характер акций, обладающих в большинстве случаев высокой ликвидностью, позволяет акционерам достаточно легко распоряжаться своими средствами путем продажи этих бумаг. Обращение акций в качестве ценных бумаг - естественный способ перемещения капиталов из одной отрасли в другую, что является характерным регулятором экономики в условиях рынка.
Следует отметить, что существует два вида акционерных обществ: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО), в основу организации которых положены общие принципы и методы, но при этом у каждой из форм имеются свои особенности и возможности.
Акционерное общество - это одна из организационно-правовых форм предприятий. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала) различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. Акционерным обществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ от 21 октября 1994г. и Федеральным законом от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ “Об акционерных обществах” признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Открытое акционерное общество характеризуется следующим:
1) оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу, т.е. размещать свои акции среди неограниченного круга лиц (таким образом, число учредителей и акционеров не ограничено);
2) акционеры открытого общества могут свободно отчуждать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами данного общества и без ограничений в выборе покупателей;
3) минимальный размер уставного капитала открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества;
4) открытое общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество отличается от открытого тем, что:
1) его акции могут распределяться только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на акции;
2) число участников закрытого общества не должно превышать 50. Если этот предел будет превышен, то указанное общество необходимо в течение 1 года преобразовать в открытое, иначе оно подлежит ликвидации;
3) минимальный размер его уставного капитала должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, действующего на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Закона);
4) акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение таких акций, если акционеры не используют свое право.
Устанавливая предел числа акционеров закрытого общества (50), Закон вместе с тем оговаривает, что это ограничение не распространяется на общества, созданные до введения его в действие - до 1 января 1996 г. Преимущественное право на приобретение акций не должно ущемлять экономические интересы акционера, продающего их. Акционеры или общество могут воспользоваться указанным правом, если они готовы заплатить за акции ту стоимость, которую их владелец мог бы получить от других лиц; в противном случае акции могут быть проданы тем, кто предлагает более высокую цену. В то же время, если владелец акций реализует их по цене, которую готовы уплатить акционеры данного общества (либо общество), то они могут потребовать перевода на них прав и обязанностей покупателя по договору купли - продажи акций. Закон наделяет акционеров закрытого общества (общество) преимущественным правом приобретения акций только при возмездном их отчуждении. При безвозмездном отчуждении акций (по договору дарения), переходе в порядке наследования, универсального правопреемства преимущественное право не действует
Уставной капитал акционерного общества равен стоимости приобретенных акционерами акций - обыкновенных и привилегированных. Внесение вклада в уставный капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи акций. Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подтверждается формальный характер личного участия в обществе.
2.4 Аффилированные лица
Под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 22.03.91 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с п. 1 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденного приказом Минфина России от 13.01.2000 № 5н, оно применяется при составлении бухгалтерской отчетности акционерными обществами (за исключением кредитных организаций). При этом ПБУ 11/2000 не применяется при составлении бухгалтерской и иной отчетности акционерных обществ, которая используется исключительно для внутренних целей, а также при составлении специальных видов отчетности.
Кроме того, согласно п. 3 ПБУ 11/2000 оно может не использоваться при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства. ПБУ 11/2000 применяется и при составлении акционерными обществами сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ. В соответствии с п. 5 ПБУ 11/2000 в бухгалтерской отчетности должны раскрываться данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом, то есть о любых операциях по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом. При этом по каждому аффилированному лицу раскрывается, как минимум, следующая информация: характер отношений с ним (контроль и значительное влияние), виды фактически проведенных операций; объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении. Объем операций в абсолютном выражении может измеряться в рублях. Объем операций в относительном выражении определяется как отношение операций определенного вида с данным аффилированным лицом к общему объему таких операций, совершенных организацией за отчетный период); стоимостные показатели по операциям, не завершенным на конец отчетного периода. (Выполнение этого требования по сути означает, что в пояснительной записке должна отражаться информация не только по фактически совершенным операциям, но и по договорам, исполнение которых на конец отчетного периода не завершено); использованные методы определения цен по каждому виду операций. При отражении этих сведений следует указать не только метод определения цены, но и информировать о том, отличается ли она от цен, обычно применяемых организацией по таким сделкам. Если в отчетном периоде с аффилированными лицами не проводилось, то в бухгалтерской отчетности соответствующий раздел может отсутствовать. Если такой контроль осуществлялся, то характер отношений между такими аффилированными лицами подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.
2.5 Дочернее общество
Дочернее общество – юридическое самостоятельное предприятие, контрольный пакет акций или уставной капитал которого принадлежит другому (материнскому) обществу. Дочернее общество часто выступает в роли филиала материнского предприятия. Учредитель дочернего общества утверждает его устав и сохраняет по отношению к нему некоторые управленческие, в том числе контрольные, функции.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного , последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.
Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, ведением реестров лицензий.
ИП - субъект хозяйственной деятельности, организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством РФ для ведения коммерческой деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Акционерное общество - это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями. Основное различие между открытым и закрытым акционерными обществами состоит в ограничении количества акционеров (не более пятидесяти) в ЗАО, а также в правовом запрете на открытую подписку и свободную продажу акций вне общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Автономов, В.С. Введение в экономику: учебное пособие / В.С. Автономов. – М.: Изд-во Вита-Пресс, 2005. – 256 с.
2 Касьянов, Г.Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учёт: учебное пособие / Г.Ю. Касьянов. – М., 2006. – 356 с.
3 Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: учебное пособие / И. В. Липсиц. – М.: Изд-во Вита-Пресс, 2003. – 352 с.
4 Акционерные Общества в РФ. – www.ropnet.ru/pages/lawyer/ao.htm.
5 Понятия лицензии и лицензирования. – http://www.rosec.ru/consultation/opin_cons/0512200688/index2.wbp.
5 Процедура государственной регистрации. – http://www.ip77.ru/registr/.
6 Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности. – http://www.FSTEC.RU/_docs/doc_1_2_006.htm/.