Локк о государстве и праве
СОДЕРЖАНИЕ: ЛОКК О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата о государственном правлении”. Его политическая концепция, раскрытая в данной работе , основывается на критике абсолютизма и рассматривает развитие общества как переход от естественного состояния к гражданскому самоуправлению.ЛОКК О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата о государственном правлении”. Его политическая концепция, раскрытая в данной работе , основывается на критике абсолютизма и рассматривает развитие общества как переход от естественного состояния к гражданскому самоуправлению. Находясь в естественном состоянии, люди были свободны и равны как перед Богом, так и между собой. Исходя из разумности естественных законов, Локк видит возможность сосуществования свободы и общественного согласия. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое правовое учение - доктрину раннего буржуазного либерализма. Эта доктрина
начиналась с вопроса о возникновении государства.
Локк выдвигает тезис о наличии у человека от рождения целого ряда неотъемлемых естественных прав, таких как право на свободу слова, совести, мысли, право на жизнь и личную неприкосновенность, а также на собственность и труд. Под собственностью он понимает единство человеческого труда и природных ресурсов.
Чтобы судить людей по их преступлениям, человеку от природы дана способность суждения, основанная на принципах разума и нравственности. Но в естественном состоянии не существует инстанций, которые могли бы осуществлять функции правосудия, полагает Локк, чтобы избежать конфликтов и несправедливости, люди заключают договор, образуя государство, целью которого является в первую очередь обеспечение естественных прав – равенства и свободы, защиты личности и собственности. При этом договор заключается уже при наличии у людей определенных представлений о морали.
Суть же самого договора заключается в том, что люди отказываются от части своих естественных прав и преобразуют этические принципы в правовые установления. В отличии от Гоббса, считавшего, что граждане не могут расторгать общественный договор, Локк исходил из согласия большинства граждан как главного критерия легитимности государства. Власть не имеет права поступать по своему произволу, ее обязанностью является подчинение законам. Одновременно верховным сувереном выступает только народ, который обладает правом не только саботировать решения, но и ниспровергать власть.
Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми остальными правами: ее утрата влечет потерю гражданином и всех остальных прав. Поэтому обязанностью каждого народа является борьба с тиранической властью, которая не считается с естественными правами граждан, - способ борьбы народ выбирает произвольно ( либо мирным путем, либо революционным ). В духе просветителей Локк придавал большое значение в жизни общества законам и их соблюдению. Закон- это первейший признак государственности, считает он, вместе с тем замечая, что правовые нормы должны соответствовать принципу всеобщего блага и приниматься большинством граждан, только в этом случае закон может считаться справедливым. Не может быть политических институтов или отдельных лиц, не связанных узами закона, только в этом случае можно избежать деградации государства в деспотизм.
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет войны всех против всех. Господствует равенство , при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имел больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размерную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : “Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть , т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Государство получает от составивших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения общей цели политического сообщества. Эта цель состоит в обеспечении каждому реализации его интересов и сохранности его достояний – жизни, здоровья, свободы и владения внешними благами (собственностью в виде земли, денег, дома, утвари). Все вместе Локк именовал собственностью ( уже в широком смысле этого слова).
Главным недостатком естественного состояния является отсутствие учреждений для мирного и справедливого разрешения конфликтов: нет общего мерила справедливости и несправедливости в виде требований установленного с общего согласия закона; нет независимого и беспристрастного судьи; отсутствует сила, которая могла бы поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение в случае сопротивления.
Для соблюдения естественных прав, собственно и необходимо государство. Именно в обеспечение прав равенства, свободы в нескольких ее проявлениях, в том числе в виде права быть самим собой (защиты достоинства личности), люди соглашаются образовывать политическое сообщество, учреждать государство.
Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (у Локка – политической) власти. Локк в “естественных” свойствах индивида усматривал первоначальное право и источник как “законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ”.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу “и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.”. Все перечисленное Локк назвал одним словом- собственность.
Целью деятельности, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле- отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда способствуют достижению ”главной и великой цели”
государства, когда их все знают т все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам.
Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы”. Функция индивидуальной свободы не исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни отдельно взятого человека, ибо она является еще и неотъемлемой частью блага целостного политического организма. Вот почему нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Локка поднимали европейскую науку о государстве и праве на новый уровень политико-юридической культуры, стимулируя разработку одной из центральных проблем данной науки ( “государство - личность” ) в духе гуманизма.
Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его большая сила, которую составляет согласие большинства”.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации- парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными государствами.
Имея в виду допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотичного использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия “отдельных частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления”, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место осуществление власти помимо права. Когда органы власти начинают
действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом
принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное
управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность – “воззвать к небесам”, применить силу “против несправедливой и незаконной силы”. По закону, ”изначальному и превосходящему все людские законы”, народ ”обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа, по Локку , в конечном счете ( и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитете созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия – столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений. 2007.
3. Халин К.Е. История политических и правовых учений. 2006.