Лундстрем Олег Леонидович
СОДЕРЖАНИЕ: Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском возрасте. Однажды, услышав в двенадцатилетнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио, с мелодией, басом и аккомпанементом.
Народный артист СССР.
Родился Олег Лундстрем 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомка обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией, Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя физики Читинской гимназии) и его супруги - Галины Петровны. Годом позже родился второй сын - Игорь. Дети Леонида Францевича, названные так в честь древних киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) - столицу русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу, сначала преподавателем физики в средней школе, а позже - лектором Харбинского Политехнического института..
Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском возрасте. Однажды, услышав в двенадцатилетнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио, с мелодией, басом и аккомпанементом.
Он увлекается живописью, учится играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, а параллельно в музыкальный техникум, который заканчивает по классу скрипки в 1935 году.
30-е годы - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно ( в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась Дорогой, старый юг. Она ошеломила Олега и он сразу понял, что эта музыка не только для ног, но нечто большее.
С этого момента началось увлечение джазом. Олег начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок. В 1934 году, однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема.
В 1936 году Олег решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле Янцзе, затем в 1937 году в Циндао.
У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он делает аранжировки: Песни о капитане И.Дунаевского, Чужие города А.Вертинского, Катюша М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. 1940 год - вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме Парамаунт. В оркестре уже 14 человек, где Олег - дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема Королем джаза Дальнего Востока.
В 1941 году, в начале войны Олег поступает во французский Высший Технический Центр. Закончив его как инженер-архитектор в 1944 году, Олег проявляет себя все-таки как композитор. Это на первый взгляд парадоксальное явление, свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер Хендерсон закончил университет Атланты как химик и математик, правда, Лев Ландау, игравший в ленинградской джазовой капелле аспирантов, пошел по иному пути) видимо помогло О. Лундстрему в написании произведений. Послевоенные годы - годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре Лайсеум, посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение Интерлюдия, используя Рахманиновские интонации. Позже пьесу Мираж на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.
В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в г.Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально, приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели Октябрь в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших музыкантов, становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Олег Лундстрем заканчивает консерваторию по классу композиции ( профессор А.С.Леман) и внефакультативно - по симфоническому дирижированию ( профессор И.Шерман ), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.
Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.
1 октября 1956 года приказом Министра Культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундсрема создается концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже Росконцерта ). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.
Многие годы Олег Лундстрем и его оркестр - неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: Таллин-67, Джаз Джембори 72 в Варшаве, Прага-78 и Прага-86, София-86, Джаз вДюктауне-88 в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, Гренобль-90 во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов Иматра-92 в Финляндии, ряд международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.
Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой - вот кредо оркестра, творческий путь, по которому он идет уже не одно десятилетие. В этих простых словах Олега Лундстрема заключена вся его жизнь музыканта, сумевшего пройти со своим биг-бендом через годы и превратности судьбы, сохранившего свой голос, свое понимание искусства. Маэстро считает язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентируется на настоящий джаз и парабола его жизни показывает, как несмотря на все внешние и внутренние препятствия он и его оркестр, отдав в свое время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние двадцать лет играет исключительно классический и современный джаз.
О.Л.Лундстрем широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он признанный в мире мэтр джаза. Выстраивая свои джазовые композиции, Олег Лундстрем соединяет непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине с математическим расчетом. И дело даже не в напрашивающейся аналогии архитектура - застывшая музыка. Скорее - во внутреннем ощущении красоты, гармонии, соразмерности. Широко известны его джазовые композиции: Интерлюдия (1945 г), Мираж (1947 г.), Расцветает сирень (1955 г.), Экспромт (Атом-буги) (1957 г.), Юмореска (1958 г.), Песня без слов (1960 г.), Этюд для оркестра (1960 г.), Пролог (1963 г.), Мы снова вместе (1969 г.), Бухарский орнамент (1972 г.), В горах Грузии (1973 г.), Любви дороги (1975 г.), Спидвей (1980 г.), Легенда о Сююмбеки (1981 г.), Наступил рассвет (1984 г.), а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.
Помимо полутора десятков выпущенных оркестром грампластинок и дисков, Олег Лундстрем записал свой авторский диск Мы снова вместе. Сегодняшние художественные проекты маэстро (и, особенно, масштабный цикл из шести программ История биг-бенда в джазе) - своеобразная квинтэссенция его творческого пути, взгляд с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на музыкантов, с которыми свела его судьба, на музыку, вызванную им к жизни.
Олег Леонидович Лундстрем - Заслуженный артист РСФСР (1973 г.), Народный артист РСФСР (1984 г.). Он удостоен Почетной степени доктора наук Международной академии Сан-Марино (1993 г.), Национальной музыкальной премии Овация (1996 год), Ордена За заслуги перед отечеством III степени.
Живет и работает в Москве.