Любите книгу и цените библиотеку

СОДЕРЖАНИЕ: Цель этого курса: в процессе занятий привить детям любовь к книге, научить беречь книги, ценить труд тех, кто делает для нас книги, научить пользоваться каталогами и картотеками в библиотеках и сделать самим книгу.

Кузякина Н. Е.

В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают от чтения книг. А ведь запас книжных знаний никогда и никому не мешал, но отсутствие его сказывается на каждом. Именно теперь книги важнее всего остального. Необходимо отметить низкий уровень развития интереса к чтению сказок, даже тех, которые дети не читали. Каждую предлагаемую сказку или другую книгу сравнивают с фильмами и мультфильмами. Вот и стараешься убедить, что книга все равно лучше.

Это пособие составлено для школьных библиотекарей, которым интересно самим узнать историю книги и проводить такие занятия с детьми.

Цель этого курса: в процессе занятий привить детям любовь к книге, научить беречь книги, ценить труд тех, кто делает для нас книги, научить пользоваться каталогами и картотеками в библиотеках и сделать самим книгу.

В процессе занятий нужно рассказать детям о письменности разных народов, о том, как появилась книга-кодекс, о рукописных книгах на папирусе и пергамене, о печатных книгах на бумаге; о том, какие библиотеки были раньше, и, конечно же, о современных библиотеках. Однако же не следует думать, что занятия проходят в форме монолога учителем. На этих же занятиях происходит активная деятельность детей: они рисуют по теме урока, выступают со своими докладами, решают задачки-путаницы и кроссворды. По ксерокопиям, которые раздаются на каждом занятии, дети пишут свои маленькие сочинения. Например: ксерокопия с иероглифами, в которой параллельно, указаны русские буквы, дети могут сами написать свои имена иероглифами. Это вызывает у них самый живой интерес. Чтобы увлечь детей, необходимо показать исторические и географические атласы, детские книги по истории древних народов и их искусству, Русскую Библию архимандрита Иннокентия (Просвирнина), в которой много миниатюр и орнамента из древнерусских книг. В 2001 году вышла в свет книга Письменность (изд-во Слово). Чтобы занятия были интересными, необходимо к каждому уроку делать ксерокопии, которые дети будут вклеивать в свои тетради или альбомы. Есть ксерокопии, которые надо раскрашивать цветными карандашами - это буквицы, орнаменты, миниатюры, древнерусские алфавиты. Хорошо было бы иметь каждому ученику альбомы, в которых они будут рисовать свои первобытные письма, буквицы, иероглифы.

В пособии даны загадки-путаницы. В каждой из них выделены слова, которые дети должны заменить правильными словами, соответствующими времени и месту.

Первая часть занятий - это изучение письменности древних народов: египтян, шумеров, индейцев, финикийцев, греков, русских. При этом нужно рассказать о том, как появился первый алфавит. И какие народы обрели свою письменность 6лагодаря финикийскому алфавиту. Чтобы дети поняли, как важно уметь читать и писать, что профессия писца во всех странах и во все времена ценилась, можно прочитать письмо отца-писца к сыну из книги История мировой литературы. Древний Египет, Шумер и Вавилония, Древняя. Греция (изд-во Интор, 1998 г), рассказать детям, как учились в Древней Руси.

Во второй части занятий разговор пойдет о рукописных книгах. На чем писали и чем. Рассказываем о папирусе, пергамене, бересте, бумаге, которую изобрели в Китае. Как украшали и переплетали книги. И как дорого эти книги стоили. Ведь за одну рукописную книгу нужно было отдать целое стадо овец или коров. На примере русских рукописных книг возникает возможность рассказать об украшениях книги: миниатюры, орнаменты, заставки, буквицы. Сколько людей трудилось над одной книгой!

После изучения рукописных книг возникает желание сделать с детьми свою большую общую книгу. Для того чтобы книга была похожа на древнюю рукописную книгу, дети должны написать доклады по изученным темам и нарисовать свои заставки, миниатюры , буквицы.

Чтобы заинтересовать детей не только внешним видом книги, но и содержанием, можно почитать Повесть временных лет (адаптированный вариант для детей). Сравнить Повесть о Вещем Олеге А. С. Пушкина. Почитать Слово о полку Игореве. На первом занятии рассказать историю находки этой книги, а на втором уроке рассказать историю написания этого произведения. Можно почитать былины или Домострой, или русские народные сказки.

Следующая часть занятий посвящена книгопечатанию. Когда и где появились первые печатные книги. Рассказать об Иоганне Гутенберге. Кто был инициатором печатания книг на Руси. Рассказать об Иване Федорове. Как печатали книги. Для примера можно использовать кубики с буквами, которые появились еще в древности. И, наконец, сколько интересного мы узнали благодаря изобретению печатных станков. Ведь книг стало не только больше количеством, но и разнообразнее по содержанию.

Последняя часть программы включает рассказы о древних библиотеках. Как назывались библиотеки в разных странах. Дети узнают, как был высечен каталог на каменном здании библиотеки. Как хранились глиняные книги, папирусы. Почему не сохранилась Александрийская библиотека? Кто составил первый библиографический указатель? Какие ученые занимали должности библиотекарей? Напомнить детям, что монах Кирилл был библиотекарем патриаршей библиотеки в Византии. Задача состоит в том, чтобы объяснить детям, как с древних времен ценились книжные богатства, которые давали людям знания. Без библиотек это было бы невозможно. Без книг мы не узнали бы о других странах, о жизни людей в древние времена, не читали бы сказок разных народов. Не узнали бы, как появилась письменность на Руси. И многое другое.

Занятия сопровождаются посещением библиотек, где дети увидят каталоги и картотеки. Научатся, как искать нужные книги. А может быть, у кого-то получится посетить музей книги в Российской государственной библиотеке.

Для занятий по клинописи можно использовать пластилин и хорошо отточенные карандаши. Дети будут писать, как шумеры.

Урок 1.Тема: Пиктография

Цель: рассказать детям о первобытных рисунках, которые археологи нашли в пещерах по всему свету.

Оборудование урока: для учащихся - альбомы или тетради, для учителя - ксерокопии (наскальные рисунки) для каждого ребенка.

Методические рекомендации: написать на доске латинское слово pictus – живописный, греческое слово - grapho - пишу.

Раздать детям ксерокопии с наскальными рисунками, чтобы они могли видеть, о чем идет речь.

Информация для учителя. Возникновение письменности относится к глубокой древности. Люди долгое время объяснялись рисунками или предметами. Собственно письмо началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.

Пример. Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – еда. Человек развел руки в стороны - знак отрицания: нет еды.

На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В темных подземных залах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали современных им животных. Они были очень наблюдательны. Охотники подробно изучали поведение стад.

Для чего следили за поведением животных? Что это давало на практике? Первобытные люди составляли свои календари, в согласии с которыми строилась вся жизнь общины.

Зачем человек рисовал зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое-то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая зверя на рисунке, он верил, что это поможет ему на охоте.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную, желтую.

Из чего добывали краски и почему они так долго сохраняют цвет? Черную краску добывали их угля, белую - из известняка, желтую и красную - из глины.

Как давно обнаружили пещерные галереи? Все началось с Альтамиры, горного местечка в Испании. Марселино Саутуола с дочкой на плечах и несколькими местными жителями отправились смотреть пещеру, недалеко от поместья. Когда они вошли в самый большой зал пещеры и подняли вверх зажженные факелы, то маленькая девочка испугалась и закричала: Папа! Смотри… быки... быки.… Я боюсь. Дочка Саутуолы показала на стены. На темном фоне древнего камня ясно были видны бизоны. Черная и красная краски были яркими. Один бизон поднял голову и ревел. Другой бежал. С одной стороны виднелись фигуры двух коней, а с другой - на бизонов смотрел кабан.

В 1879 году приехали ученые смотреть пещеру. И не поверили, что все это нарисовано древним художником. Кто-то узнал, что за несколько месяцев до находки в поместье Саутуолы гостил художник из Франции. И участники международного конгресса археологов, состоявшегося в Лиссабоне, единодушно обвинили Марселино Саутуолу в мистификации.

Но через несколько лет на юге Франции, в провинции Дордонь нашли новые наскальные рисунки. В 1901 году в пещере Камбарелль нашли изображения бизонов - как будто кто-то снял копию с рисунков Альтамиры. В том же году исследователи нашли пещеру Фон-де-Гом. Возможно это самые лучшие образцы живописи каменного века - многочисленные изображения бизонов, львов, диких лошадей и других животных.

Долгое время считали, что наскальные рисунки существуют только в Западной Европе: в Испании и Южной Франции. Однако наскальные рисунки встречаются в Сахаре, в Башкирии, в Узбекистане, в Грузии, на скалах реки Ангары, на берегах Енисея - по всёй Сибири: от предгорья Урала до Амура в Уссурийской тайге.

После рассказа попросите детей нарисовать в альбомах или на доске свои первобытные картины, учитывая цвета древних красок.

А пока дети рисуют, рассказать им историю о скифах. Геродот писал о скифах, об их способе общения. В Великую Скифию вторглись персы, ведомые Дарием. Степняки уходили в глубь страны, уклоняясь от прямой битвы с преследователями. Персидский властелин негодовал, не зная, что думать об этих ускользающих от решительной схватки скифах. Наконец, последние прислали Дарию с гонцом птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Царь персов собрал военный совет, который должен был высказаться: что означает это послание? Дариево мнение было то, что скифы отдают ему самих себя, земли и воду. Дарий рассуждал так: мышь живет на земле, питаясь одним плодом с человеком, лягушка живет в воде, птица весьма сходствует с лошадью, стрелы же отдают они, как силу свою. Но один из мудрецов прочитал послание совсем по-другому: Если вы, о, персы, не улетите в небо, сделавшись птицами, или не спрячетесь в землю, обратившись в мышей, или не броситесь в озеро, сделавшись лягушками, то не возвратитесь назад и будете побиты стрелами.

Вскоре скифы стали против Дария с конницей и пехотой. Строй скифов перебежал заяц, все, кто его увидел, тотчас бросились за ним. Дарий, узнав, что степняки гоняются за зайцем, спросил: как к этому надо относиться? Последовал совет: привязать всех ослов к столбам, а самим бежать отселе...

Урок 2.Тема: Узелковое письмо кипу

Цель: рассказать детям о древней цивилизации инков, у которых разноцветные веревочки были письменами.

Оборудование урока: для учащихся - нитки красные, синие, белые, зеленые, черные, желтые и карандаш, для учителя - Атлас древнего мира, Географические карты, Календарь, ксерокопии с рисунками веревочных писем.

Методические рекомендации: предлагаемый ниже текст библиотекарю надо превратить в живой яркий рассказ, прерываемый в основных частях вопросами и ответами детей.

Информация для учителя. Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя - Великого Инку. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране тянулись мощеные дороги во все концы.

Здесь надо показать из Атласа древнего мира страну инков. Показать архитектуру инков, рассказать, чем они занимались: ремеслами, земледелием. Инки добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.

Показать книгу Календарь (Слово, 2001 г.). Календарь инков во многом точнее существующего в наше время. Была своя медицина, своя письменность.

Зачем нужна была письменность? Из книги История государства инков стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали , что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы назвали кипу. Кипу давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим - коров, третьим - телят...

Как вам кажется, удобно ли это? В греческом языке имеется слово хронос, оно означает время. От него происходит и название средневековых записей исторических событий, одна из форм летописей - хроники. Составителей называют хронистами. Какое слово еще имеет корень хрон? (Хронометр, синхронный и т. д.)

Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать... То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них....

Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамен.

Из чего делали пергамен? В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергамене и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.

Что-нибудь похожее вы знаете? Почему жрецы ополчились именно на письменность?

После этого стали применять кипу. Разноцветными шнурами писали, а разными узлами считали.

Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.

В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.

Что произошло в правление каждого из них? Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т. к. испанцы хотели только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересная находка произошла в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.

Следующий этап урока - написать на доске значение цвета:

• Красный – война, кровь

• Белый – мир, здоровье

• Черный – смерть, болезнь

• Зеленый – урожай, хлеб

• Желтый – солнце

• Синий – море, вода

Предложить детям написать письмо другу из цветных нитей.

Книги для детей:

1. Кублицкий Г. Куда летит почтовый голубь или история почты.– М.: Малыш, 2000.– 64 с.

2. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М.: Московский рабочий, 1985.– 133 с.

3. Утевская П. Слов драгоценные клады.– М.: Дет. лит., 1985.– 191 с.

Список литературы

Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.

Немировский Е.П., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны.– М.: Книга, 1964.– 378 с.

Немировский Е.П., Горбачевский Б.С. Рождение книги.– М.: Сов. Россия, 1957.– 225 с.

Скачать архив с текстом документа