Малое предпринимательство в Костанайской области

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и сущность малого предпринимательства. Малые предприятия, их роль в экономическом прогрессе. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Костанайской области. Перспективы развития малого предпринимательства в Костанайской области.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность малого предпринимательства 4

1.1.Понятие малого бизнеса 4

1.2. Малые предприятия, их роль в экономическом прогрессе 8

Глава 2. Малое предпринимательство в Костанайской области 13

2.1. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Костанайской области 13

2.2. Перспективы развития малого предпринимательства

в Костанайской области 17

Заключение 21

Список использованных источников 23


Введение

Предприятие – организация, созданная в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляющая производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.

В этой связи актуальна и выбранная автором тема, поскольку она предполагает главной целью данной курсовой работы рассмотрение роли и места предприятия в современных условиях.

Исходя из данной цели, задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических аспектов работы хозяйственных товариществ, т.е. определение самой их сущности и общепринятой классификации, анализ их значения в решении основных экономических проблем, а также отдельное рассмотрение места и роли малых предприятий в условиях рыночной экономики;


Глава 1. Понятие и сущность малого предпринимательства

1.1.Понятие малого бизнеса

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 ГК РК).

В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя.

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.

Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.

Например, накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.

Государство постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели.

Так, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 О развитии рынка отдельных видов работ и услуг предписано Агентству Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса с учетом требований законодательства принять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг, предусмотренных утвержденным перечнем.

Субъект малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме юридического лица.

Индивидуальное предпринимательство, как вид частного предпринимательства - это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и(или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и(или) распоряжение имуществом.
Формами совместного предпринимательства являются:
1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Простое товарищество образуется на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

По договору о совместной хозяйственной деятельности (договору простого товарищества) стороны (индивидуальные предприниматели) обязуются совместно действовать для осуществления индивидуального предпринимательства.

Например, граждане, получившие в собственность земельные участки для садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединиться в простые товарищества.

Для осуществления индивидуального предпринимательства участники простого товарищества вносят взносы имуществом или иными имущественными правами, включая право на результаты интеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.

Взносы участников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудового взноса производится по соглашению между участниками товарищества.

Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное в результате совместного осуществления предпринимательской деятельности, являются их общей долевой собственностью.

Порядок покрытия общих расходов по совместной предпринимательской деятельности и возможных в ее результате убытков определяется договором участников. Если договором такой порядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются за счет общего имущества участников договора, а недостающие суммы раскладываются между ними пропорционально их долям в этом имуществе.

Доход (прибыль), полученный участниками товарищества в результате совместной предпринимательской деятельности, распределяется пропорционально их долям в общем имуществе, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Соглашение об отстранении кого-либо из участников в распределении прибыли является недействительным.
Участники товарищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе и соответственно передавать право на участие в товариществе без согласия остальных участников.

Участник товарищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них от участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором простого товарищества не предусмотрено иное.

1.2. Малые предприятия, их роль в экономическом прогрессе

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни разви­ваться не в состоянии. Становление и развитие его является од­ной из основных проблем экономической политики в условиях пере­хода от административно-командной экономики к нормальной рыноч­ной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сек­тор, определяющий темпы экономического роста, структуру и ка­чество валового национального продукта; во всех развитых стра­нах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Каковы же преимущества малого бизнеса? Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования эконо­мики Казахстана.

По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 13%.

Анализ тенденций в малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данного сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

К основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в Казахстане можно отнести:

- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;

- чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;

- ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;

- сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;

- отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;

- организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является преодоление препятствий в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных актами, действиями и бездействиями органов государственной власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствия связаны с действиями исполнительной власти на местах.

Важнейшим фактором ускорения развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.

Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).

Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрации и лицензирования позволит:

- уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;

- обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;

- упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.

Зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого предпринимательства в кризисных и пост кризисных условиях. С 1992 по 2002 годы в Казахстане было принято множество указов и программ, нацеленных на развития МСБ в стране. Самым последним на сегодняшний день является Указ Президента РК от 28 марта 2002 г. об утверждении Программы Правительства по поддержке и развитию предпринимательства на 2002-2004 годы. Основной целью программы является формирование «среднего класса», являющегося основой стабильности общества, за счет создания социально-экономических условий для развития МСБ.

Реализация государственных мер позволит увеличить количество действующих предприятий МСБ до 500 тысяч, численности занятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции (работ, услуг) в ВВП до 25%.


Глава 2. Малое предпринимательство в Костанайской области

2.1. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Костанайской области

В условиях переходной экономики Казахстана предпринимательская модель экономического развития является важным фактором оздоровления экономики. Развитие малого предпринимательства играет все большую роль в становлении экономики области.

В настоящий момент созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства уделяется достаточно большое внимание. С момента принятия Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года в Казахстане проделана немалая работа в этом направлении.

По состоянию на 1 января 2002 г. в области зарегистрировано 7 469 субъектов малого бизнеса, включая предприятия образования и здравоохранения, что составляет 7,3 процента от общего количества субъектов малого бизнеса РК. Активными, то есть действующими, только начавшими или временно приостановившими свою деятельность в секторе малого бизнеса, являются 5 621 предприятие, в том числе 174 предприятия образования и здравоохранения.
О результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в органы статистики (без образования и здравоохранения) отчитались 4 499 или 82 процента предприятий малого бизнеса, из них 49 процентов осуществляли свою деятельность в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 15 - занимались обрабатывающим производством, 11 - строительством, 10 - осуществляли операции с недвижимым имуществом, 4,5 - с транспортом и связью.

Предприятиями малого бизнеса было выпущено товаров и услуг на общую сумму 13,2 млрд тенге, причем доля предприятий промышленного сектора в общем объеме выпуска за истекший год увеличилась с 17 до 20 процентов, доля торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования составила почти 27 процентов, строительства - 25, что говорит о существенной роли этих видов деятельности в секторе малого бизнеса.

Всего в Костанайской области субъектами малого предпринимательства обеспечена занятость 79,7 тыс. гражданам (15 процентов) от общего количества трудоспособного населения. За 2003 год от субъектов малого предпринимательства поступило платежей в бюджет на сумму 2,3 млрд. тенге, или 9,3 процентов от общего объёма поступлений.

80% всего малого предпринимательства сосредоточено в п. Карабалык и Костанайском сельском округе.

На 1 ноября 2004-го года число действующих субъектов малого бизнеса составило 1309, из них 1260 - индивидуальные предприниматели, 49-юридические лица

Предпринимательская активность на 100 человек составляет 9 единиц
4) Доля субъектов, занятых в сфере торговли, равна 50,9%. В сельском хозяйстве - чуть больше 26,8%. Прочие отрасли - 22,3%
5) Численность людей, занятых в малом предпринимательстве, - 2314 человек. У юридических из этого количества трудятся 1240 (53,6%), у индивидуальных предпринимателей - 1074 (46,4%)

Поступление налогов от субъектов малого предпринимательства составили 87 млн. тенге.

За 10 месяцев 2004-го года СКТ Карлыгаш выдало кредиты 11-ти предпринимателям на общую сумму 52 млн. тенге.

По состоянию на 01.10.2002 г. в г.Аркалыке зарегистрирован 80 субъект малого предпринимательства, из которых функционируют 65, что на 13 больше чем в прошлом году. В них занято 386 человек. С начало года этими предприятиями реализовано продукции на 295,1 млн. тенге. Платежи в бюджет составили 33,8 млн. тенге при прошлогоднем уровне 11,8 млн. тенге, что составляет 299,3 %.

Значительная часть развития малого бизнеса приходится на долю индивидуального предпринимательства и фермерских хозяйств, 49 % от общего объема приходиться на торговлю, 24 % - на сельское хозяйство и 5 % - на промышленность.

В городе, в основном, выполнен план реализации территориальной программы развития и поддержки малого бизнеса.

Из выданных 29,5 млн. тенге кредитов субъектам малого бизнеса погашено 24 млн. тенге, которые повторно направлены на дальнейшее финансирование. За 2001 год и 9 месяцев 2002 года кредиты направлены на реализацию 20 проектов, из них реализовано 14 и создано 206 рабочих мест, в том числе 99 в 2001 и 107 – в 2002 году.

В 2001 году Банк Туран Алем выделил кредит на сумму 117 млн. тенге 46 субъектам малого бизнеса.

Вместе с тем следует отметить, что местные власти недостаточно используют выделенные на развитие малого бизнеса средства. В Аркалыке мало интересных программ развития предпринимательства, а акимат не оказывает в этом помощи вновь создаваемым организациям малого бизнеса.

Почти два года назад по инициативе г­на Ханзена (руководитель Проекта развития экономики Костанайской области ­ ПРЭКО) ряд предпринимателей объединились в Ассоциацию по содействию развитию предпринимательской деятельности в Костанайской области – АСПреДКО. Одной из основных целей такого объединения было оказание поддержки начинающим предпринимателям.

Учредители АСПреДКО внесли по 100 000 тенге в Фонд, а ПРЭКО вместе с правительством Германии внесло несколько десятков тысяч евро. Сформированный из денег местных предпринимателей (ОАО “Баян ­ Сулу”, ТОО “Милх”, ОАО “Фармация”, ТОО “Стомед”, ТОО “Рембыттехника”, ТОО “Твой шанс” и другие – всего 18 фирм) и денег ПРЭКО Фонд и КФ ОАО “Цеснабанк” выдали кредиты уже трём предпринимателям. В стадии оформления ­ ещё две заявки. Крепко стоящие на ногах компании вложили свои средства, чтобы помогать развиваться малому предпринимательству в Костанайской области.

После заседания попечительского совета состоялась встреча членов АСПреДКО с представителями Конфедерации работодателей РК, Комитета по поддержке малого бизнеса Министерства индустрии и торговли, облакимата и сенатором Е. Аманом.

Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в регионе, являются несовершенство действующей нормативно-правовой базы, проблема формирования стартового капитала, отсутствие необходимой информации о ситуации на рынке, административные барьеры. В Костанайской области предполагается представить в Правительство предложения к нормативно-правовым актам по улучшению делового климата и устранению административных барьеров, а также провести мониторинг и выработку конкретных мер по кредитованию субъектов малого предпринимательства.

2.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Костанайской области

Программа развития и поддержки малого предпринимательства региона разработана в Департаменте экономики и торговли Костанайской области.

Она призвана создать благоприятные условия для увеличения количества субъектов малого бизнеса, новых рабочих мест. Для этого предполагается устранить административные барьеры и облегчить доступ к кредитным, финансовым ресурсам. В итоге планируется систематизировать поддержку малого предпринимательства со стороны государства и вовлечь в данный процесс предпринимателей и их общественные организации. По словам директора департамента и торговли Арсена Керимбекова, «Развитие малого предпринимательства – это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений».

В результате реализации региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства планируется увеличить общий объем производства до 44559,1 млн. тенге, или на 14,5 процента. Численность занятых в сфере малого бизнеса увеличится до 91 тысячи 506 человек, или на 14,7 процента. Число субъектов малого предпринимательства к 2007 году планируется увеличить на 6,2 процента.

Малый бизнес объявлен президентом страны священной коровой. Однако прежде чем получить от коровы молока, нужно изрядно потрудиться. Так и государству для того, чтобы получать отдачу от развития малого бизнеса, нужно помогать его становлению. Но на деле со стороны государства дальше разговоров дело не идет. Чтобы открыть свое, пусть и не большое дело, нужен стартовый капитал. Об этом еще Карл Маркс писал. Само название малый бизнес говорит о том, что у его организаторов, как правило, оборот небольшой. Поэтому зачастую банки такой бизнес кредитуют неохотно. А уж начинающему предпринимателю получить кредит вообще очень сложно. Вот и получается замкнутый круг: бизнес развивать нужно, а оборотных средств не хватает. Банковские кредиты своими процентами кусаются. И все же, как верно подметил литературный классик, заграница нам поможет.

Есть в германии такая организация GTZ - германское общество по техническому сотрудничеству, которая взялась помочь нашим предпринимателям, выделив для этого 238 тысяч евро. Для распределения этих денег при Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в костанайской области был создан фонд с почти одноименным названием - Фонд содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Но не одних немцев волнует развитие малого бизнеса. В состав учредителей ассоциации входит целый ряд предпринимателей, только уже крупного бизнеса, которые также выделили средства для кредитования.
Чтобы получить кредит, малое предприятие должно иметь в своем штате не более 10 человек. Максимальный размер кредита 10 тысяч евро, в тенговом эквиваленте со сроком погашения до 4 лет. Процентная ставка 14% годовых. Первый год предприниматели от погашения основного долга освобождаются.

Результаты совместной с немцами работы впечатляют. За год работы в фонд поступило 18 заявок на получение кредита. Пятерым в нем было отказано. Оставшиеся 13 предпринимателей кредиты на развитие своего бизнеса получили. И как результат - в Костанае появились новые СТО, кафе, фитнес клуб и деревообрабатывающий цех. Пять кредитов получили для развития своего хозяйства крестьяне и фермеры.

Однако в фонде не забывают и о стартовом бизнесе. Ведь с этого в свое время начинали все ныне крупные предприниматели. Но прежде чем выдать кредит начинающему предпринимателю, его обучат на специальных курсах. Обучение платное. Но, как считают в фонде, если человек в свое дело не вложит хоть малой копеечки, то и ответственности у него за взятые деньги меньше будет. На курсах бизнес-идею проверят на ее состоятельность, а новичка обучат азам бизнеса. И лишь только после этого специальный попечительский совет решит, выдавать кредит или нет.

Беспрецедентная в Казахстане программа развития малого бизнеса в молодежной среде, стартовавшая в этом году в Костанайской области, получила новое развитие.

Суть программы Жас оркен в том, что заняться бизнесом молодому человеку, вчерашнему выпускнику вуза, помогают, что называется, всем миром. Самому вчерашнему студенту сразу стать бизнесменом вряд ли придет в голову по той причине, что это практически невозможно.

Всем миром кооперируются областной акимат, родной вуз, банк. Этой весной на 100 млн тенге бюджетных средств, 100 млн тенге банковских кредитов, 50 млн денег Костанайского госуниверситета 69 выпускников КГУ открыли собственные крестьянские хозяйства.

Со стороны молодых требовалось желание работать на земле, умение вести хозяйство. Все остальное - земля с хорошим плодородием, техника, семена, ГСМ - им предоставили. Дали возможность рассчитаться с кредитами не за год, а постепенно, за несколько лет. Итоги урожая-2002 показали, что большинство ребят и девушек с ведением крестьянских хозяйств успешно справляются.

Воодушевившись этим, руководство области и вуза решило дать Жас оркену новый виток. Теперь эта программа будет внедряться не только на селе, но и в городе. Выпускникам КГУ и другим желающим из местных вузов дадут кредиты, переоборудованные квартиры на первых этажах многоэтажных домов. Здесь ребята могут основать свой бизнес - открыть кафе, ателье, клубы, парикмахерские. За кредит могут рассчитаться также в течение нескольких лет, выкупить коммунальные помещения в свою частную собственность еще быстрее. Если, конечно, бизнес пойдет.

На участие в Жас оркене уже поступило 15 бизнес-проектов. Если учесть, что весной заявок было 500, а было отобрано всего 69, можно ожидать большого конкурса. Главное - надо доказать, что твой будущий бизнес действительно имеет право на жизнь. Директор департамента экономики и промышленности Костанайской области Арсен Керимбеков говорит, что преимущество при приеме в Жас оркен будет отдаваться наиболее интересным и свежим бизнес-идеям. Например, из двух проектов будет выбран не тот, который намечает открытие очередного магазина в городе, а, например, языкового, лингвистического центра.

Заключение

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы. С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития хозяйствующих субъектов в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни разви­ваться не в состоянии. Становление и развитие его является од­ной из основных проблем экономической политики в условиях пере­хода от административно-командной экономики к нормальной рыноч­ной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сек­тор, определяющий темпы экономического роста, структуру и ка­чество валового национального продукта; во всех развитых стра­нах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В Костанайской области разработана программа поддержки малого бизнеса.

В результате реализации региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства планируется увеличить общий объем производства до 44559,1 млн. тенге, или на 14,5 процента. Численность занятых в сфере малого бизнеса увеличится до 91 тысячи 506 человек, или на 14,7 процента. Число субъектов малого предпринимательства к 2005 году планируется увеличить на 6,2 процента.


Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Алматы. 1992 г.

2. Закон Республики Казахстан “О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью”. Казахстанская правда. 1998 г.

3. Закон Республики Казахстан “Об акционерных обществах”. Казахстанская правда. 1998 г.

4. О хозяйственных товариществах: Закон и комментарии. Фемида. 1996 г. №4.

5. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона № 2255 от 2 мая 1995 года “О хозяйственных товариществах”. Экономика и предпринимательства в РК. 1997 г. №26.

6. Ахметов К.Г. Основы менеджмента. Уральск. 1992 г.

7. Ахметов К.Г. Будет хорошо крестьянину – будет хорошо и нам (приватизация, село и рыночные отношения). Приуралье. 1996 г.

8. Ахметов К.Г. Становись, крестьянин, хозяином (новые формы хозяйствования в сельском хозяйстве). Приуралье. 1997 г.

9. Аутов Р.Р. Приоритетные направления развития форм хозяйствования в агропромышленном комплексе РК. Казахстан на современном этапе реформ. Алматы. 1995 г.

10. Басин Ю. Новый Закон РК “О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью” комментарии. Предприниматель и право. №13-14. 1999 г.

11. Бисенгазиев М. Ломать не строить (проблемы приватизации в сельском хозяйстве Уральской области). Приуралье. 1996 г.

12. Волкова О.И. Экономика предприятия. Москва. 1997 г.

13. Джубаев С.Ш., Ахметов К.Г., Бекбулов Н. Потенциал малого предпринимательства (цифры, факты, проблемы по Западно-Казахстанской области). Приуралье. 1997 г.

14. Касымов С. Оценка рыночных реформ на селе: анализ сельскохозяйственного производства. Аль-Пари. 1999 г. №4-5.

15. Кунсеркин Ж. Хозяйственное товарищество, участие, менеджер. Характер взаимоотношений. Предприниматель и право. 1998 г. №5.

16. Климкин С.И. Чем ограничено ТОО. Предприниматель и право. 1999 г. №5-6.

17. Мамыров. Н.К. Основы менеджмента. Казахстанская модель. Алматы. 1999 г.

18. Осипова Ю.М. Основы предпринимательского дела. Москва. 1996 г.

19. О, Брайен Томас. Формы бизнеса в Казахстане. Предприниматель и право. 1996 г. №18.

20. Траисов Б., Кудряков Г. Отрасль, требующая поддержки. (животноводство Западно-Казахстанской области). Приуралье. 1999 г.

21. Умбетов А. Кредитование малого бизнеса и банки. Аль-Пари. 1999 г. №2.

22. Шоланов. О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью. Предприниматель и право. 1998 г. №15.

Скачать архив с текстом документа