Мальта стоянка
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Жилища и находки 2 Искусство 3 Точные знания 4 Источники по теме Список литературы Введение Мальта — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири, находилась у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой неподалёку от озера Байкал.
План
Введение
1 Жилища и находки
2 Искусство
3 Точные знания
4 Источники по теме
Список литературы
Введение
Мальта — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири, находилась у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой неподалёку от озера Байкал. Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев откопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория около 1 000 м.
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14 750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Ранее предлагались и другие даты: 25—20 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Бурети (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
1. Жилища и находки
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
2. Искусство
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[5]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать. Предполагается, что население стоянки было монголоидным.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[6] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
3. Точные знания
Анализ ритмики орнамента Мальты произведён новосибирским учёным Б. А. Фроловым в книге 1974 года. Наибольший интерес представляет анализ пряжки в виде трапеции, сейчас хранящейся в Эрмитаже[7]. На её внутренней стороне изображены три змеи. Наружная сторона покрыта орнаментом, состоящим из множества круглых ямок (на обратной стороне ямкам соответствуют выпуклости). В центре пряжки большая спираль, слева и справа от неё расположены по три меньшие спирали, с каждой стороны одна спираль простая, а две объединены в форме S, всего спиралей можно насчитывать либо пять, либо семь, также на пряжке есть ещё две фигуры.
В большой спирали семь витков, содержащих 14 + 21 + 26 + 33 + 40 + 47 + 62 = 243 ямки. В левой сложной спирали 7 + 14 + 14 + 7 + 14 + 7 = 63 ямки, в правой сложной 7 + 14 + 7 + 9 + 14 + 7 = 58 ямок. В левой простой спирали 7 + 12 + 19 + 7 = 45 ямок, в правой простой 9 + 14 + 23 + 7 = 53 ямки. Кроме того, слева расположена месяцеобразная фигура из 14 ямок, а справа — изогнутая линия из 11 точек. Итого слева 63 + 45 + 14 = 122 ямки, справа 58 + 53 + 11 = 122 ямки. Соединение большой спирали с суммой крайних изображений либо слева, либо справа, даёт триста шестьдесят пять — число дней в году. Если же убрать линию из 11 ямок, то число дней — триста пятьдесят четыре , то есть 12 лунных месяцев в позднейших календарях. Таким образом, это древнейший известный науке календарь[8].
Автором изучено почти 30 предметов с орнаментом из Мальты. Центральную роль в них играют ритмы 7 и 5. Из наиболее сложных: на «летящей птице» из погребения ребёнка 28 рядов и 274 ямки; на одной из «пуговиц» — 212 ямок. Можно считать такие числа совершенно случайными, но можно пытаться дать им интерпретацию, в том числе археоастрономическую. Понятно, что все такие гипотезы крайне сложно верифицировать.
Идеи Фролова попытался развить в своих двух монографиях другой новосибирский исследователь В. Е. Ларичев. Так, под № 8 Фролов описал «стержень длинный и слегка изогнутый», обнаружив там не менее 95 насечек. Ларичев сделал попытку интерпретировать их смысл, назвав предмет «мальтинским жезлом». Его длина около 21 см. На головке 53 лунки, на тулове 118 (или 120, точное число из-за недостаточной сохранности неясно), итого 173 (или 171). На основе этого Ларичев предположил, что 173 — половина драконического года. Элементы знаковой системы жезла: 53 + 33 + 30 + 23 + 16 + 7 + 9 = 171 лунка. Если убрать первую группу, то знаков будет 118 — то есть 4 синодических месяца. Тулово жезла, по его концепции, служило древнему жрецу для предсказания лунных затмений, а головка — для установления «большого сароса», служащего для предсказания солнечных затмений. Согласно одному отзыву, Ларичев, «по мнению многих, высказывает фантастические положения, но он их и доказывает».[9] Тем не менее широкого признания в научных кругах эти истолкования пока не получили.
4. Источники по теме
· Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. (рецензия Окладникова)
· Он же. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
· Он же. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
· Он же. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
· Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями
· Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
· Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
· Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова )
· Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
· Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
· Обзор 1998 года
· Работа о мальтинской пластине
Список литературы:
1. Палеолит СССР. М., 1984. С.331
2. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.166—168
3. Палеолит СССР. М., 1984. С.353
4. см. иллюстрации: Палеолит СССР. М., 1984. С.338
5. Художественная культура первобытного общества. СПб, 1994. С.325
6. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.517
7. см. фотографии: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, Наука. 1974, с.174—175
8. Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, Наука. 1974. С.124
9. И.В. Шмидт. Палеолитическое искусство Сибири...
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мальта_(стоянка)