Мамин-Сибиряк Д.Н.
СОДЕРЖАНИЕ: РЕФЕРАТ по истории Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.» Группа 306 Выполнила: Степанова И.В. Красноуральск 2000 г. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)РЕФЕРАТ
по истории
Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.»
Группа 306
Выполнила: Степанова И.В.
Красноуральск
2000 г.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)
Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом факультете Петербургского университета (1876-77).
В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным писателем: романы Приваловские миллионы(1883), Горное гнездо(1884) и др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале Мир божий. Жил в Петербурге (1891-93; 1908-12), в Царском Селе (1894-99, 1902-1908) и в Павловске.
Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 прах и памятник перенесены на Волковское православное кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей).
В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) исследователи обычно выделяют два основные тематические русла: тему интеллигенции и уральскую летопись. Тем не менее авторы Очерков русской литературы Сибири впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в художественной интерпретации писателя. При этом они замечают : Мамин считал себя сибиряком, так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то, какой псевдоним избирает для себя писатель - Сибиряк.
Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия сибирской темы. С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях возникает образ Сибири как географического, природного, социально-экономического пространства. Его отличает особый нравственный уклад жизни: так в романе Хлеб(1895) действие часто происходит в городе Тюмени - центре пароходостроительства, на сибирских реках Иртыше, Туре, Тоболе; в Западную Сибирь отправляются герои романа Без названия; в рассказах Зимовье на Студеной, Старый шайтан и других повествуется об обычаях и образе жизни вогулов и т.п. С другой стороны, в творчестве этого писателя, может быть, впервые в русской литературе складывается живой образ края. Не случайно, объясняя особенности романного мышления Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.И. Пруцков пишет о том, что автору удается роман о целом крае, о потоке жизни.
Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике еще нарождающегося отдела беллетристики - областного (1886). И потому, может быть, для Михаила Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с национальным чувством, родиной: Не надо гоняться за Александром Невским или выкапывать Слово о полку Игореве. Достаточно развернуть любую книгу Мамина, понять - и родина будет открыта. Современники не поняли Мамина потому, что в любой его книге культура Отца - Патрио-тизм .
Открытие родины у Мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве конфликтного по отношению к миру человека явления.
Вряд ли можно согласиться с авторами работы Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка, которые рассматривают роман писателя Хлеб вне его сибирской конкретики, совсем не упоминают о романе Без названия, рассказе Зимовье на Студеной и т.д.
Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка Без названия(1894) становится образ Ермака. Мотив пути, реализующийся в путешествии Окоемова сначала в уральские, а потом и сибирские земли перекликается с мотивом покорения Сибири Ермаком. На это указывает и напряженный поиск заглавия к роману. Мамин перечеркивает в Записных книжках названия Богатырь и На Восток, желая избежать в этом случае слишком явных аналогий. И тогда роман получает необычный заголовок - Без названия, а мотив покорения новых земель воплощается в имени Окоемова - Василий Тимофеевич- тезки Ермака. Вопрос об историческом имени Ермака до сих пор вызывает споры среди исследователей. Из пяти существующих вариантов Мамин-Сибиряк выбирает имя Василий, и в его очерке Покорение Сибири Ермак назван Василием Тимофеевичем .
Подобно Ермаку, Василий Окоемов отправляется в Сибирь с целью завоевания новых земель. После поездки в Америку Окоемов решает доказать миру, что и русский интеллигент (лишний человек) способен в деятельности реализовать свой высокий нравственный потенциал. Тема освоения новых земель в романе переплетается с темой пробуждения личности.
В героях Мамина-Сибиряка растворены и действуют самые разные начала: социальный, исторический, природный, национальный миры. Интересный прием использует писатель в романе Без названия. Путешествуя по России, его герои наблюдают портреты русских лиц, встречающихся им. Воссоздавая эти портреты, автор отмечает проявляющиеся черты нации : русской, башкирской и т.д.; и черты жителей конкретного края: Урала, Сибири, Центральной России: Начали попадаться типичные сибирские физиономии - скуластые, ширококостные, узкоглазые. Окоемов про себя любовался этими квадратными лицами, окладистыми бородами, недоверчиво-упрямыми взглядами - все говорило о сибирском упрямстве и промысловой хитрости. Это были отдаленные потомки новгородских землепроходцев. Сказывалась страшная боевая закваска, унаследованная, может быть, еще от разбойничьих шаек новгородской вольницы. Как видим, в сибиряке говорят Восток и Запад. Кровосмешение народов Востока и новгородской вольницы и породило такое понятие, как сибирский характер. Склад мышления сибиряка, отношение его к пришлым во многом обусловлено историческими причинами : Это была какая-то органическая сибирская подозрительность, воспитанная тяжелым опытом невольных сношений с ссыльными бродягами и вообще с подозрительными людьми, которых европейская Россия так охотно отдает Сибири в течение нескольких сот лет ( Т. 5 ,с. 389).
Писатель отмечает последствия освоения Сибири как результат создания из нее края ссылки и каторги. В произведении изменяется содержание понятия пришлый. Сибирь, в представлении Мамина, теперь такое же укорененное место, как и центр России. А потому пришельцем является не сибиряк, а, напротив, сам завоеватель. Авторский взгляд совпадает не с точкой зрения коренного россиянина, а сибиряка.
В романе постоянно подчеркивается противопоставление жизни центра России - Москвы - и новых уральских и сибирских земель, с их подлинной нравственной неизжитостью. В центре России вырождается и человек , и земля: Все было так бедно, убого и жалко. Оживляли картину только белые церкви, стоявшие среди этой равнины, да несколько фабрик. Поезд мчался по фабричной области, по московскому суглинку. И ехавшая в вагоне публика была такая же серая и убогая, как ландшафт - фабричные, кустари, разные услужающие. ( Т. 5 ,с.292-293) Гармония человека и природы, еще сохранившаяся в Сибири, способна исцелять, как это и происходит с героями романа, ибо (с позиции Мамина) родовые черты Руси также более присущи природному человеку сибирской глубинки: Только привольный край мог создать такое население, или, например, об одном из персонажей: Да, это спал здоровый сибирский человек, не знавший, что такое нервы( Т. 5 ,с.357).
Контраст двух пространств России проявляется и на уроне мотива другого: Весь уклад сибирской жизни был другой, и деревня другая, и мужик другой, и по-другому все думали. Взять хоть тех же сибирских людей, как отец Аркадий, или Утлых, - за ними стоял целый исторический период, придававший свою окраску... Новый край, с его несметными сокровищами, просто пугал Окоемова (Т. 5, 359).
Сила сибирской земли проецируется на человека, это замечают москвичи, отправившиеся осваивать новые земли. Другое мыслится в романе как чужое, не случайно новый край пугает Окоемова. Оговоримся попутно, что в тексте художественного произведения концепция, логический тезис и т.д., тем более если они принадлежат тому или иному персонажу, не всегда разделяемы автором. Кроме того, роман - вовсе не публицистическая статья, в которой суждение равно самому себе. Но произведение Мамина-Сибиряка Без названия написано в форме романа -трактата, Окоемов выступает в роли персонажа от автора. Именно ему автор часто доверяет свои мысли.
В романе намеренно сталкиваются, вступают в своеобразный поединок герой - предприниматель, необычайно активный человек (Окоемов), который о себе заявляет: Я поклонник силы, личной энергии, призванный открывать новые пути промышленности (Т. 5, с.381); - и сибирская земля, в которой слишком уж много благоприятных условий для деятельности(Т. 5, с.359). Этот своеобразный конфликт - состязание земли и человека позволяет автору показать процесс воздействия человека на землю и, обратный, - земли на человека.
Природа Сибири в произведении - совершенно иная, в ней чувствуется мощь, сила, она всегда остается вечно юной: Сибирский кедр - это могучее дерево стояло такое зеленое, пышное, красивое неувядающей красотой... такая нетронутая глушь(Т.5, с.318-319).
Человек бросает вызов земле (Окоемов и другие), присваивая себе ее сокровища, заставляя работать на себя. И постепенно артельщики привыкают к новому месту, обживают его. Основная задача, которую ставит перед собой герой, - доказать, что русский человек способен из созерцателя превратиться в деятеля, -оказывается вполне разрешимой. И к концу романа персонажи романа обретают ощущение дома : Каждый начинал чувствовать себя д о м а - это великое чувство, которое дает смысл жизни. Сибирская земля принимает изгнанников.
Но человек не в силах сегодня исчерпать судьбу Сибири, полностью освоить эти земли. Размышляя об этом, Василий Окоемов замечает: Вся Сибирь в будущем. И даже страшно подумать об этом будущем. Настолько оно грандиозно, начиная с неисчерпаемых сибирских сокровищ... И мы с вами являемся своего рода пионерами, хотя и с очень скромной задачей. Грандиозные дела не делаются вдруг... (Т. 5, с.317)
Теперь уже россиянин осознает необходимость приобщиться к сибирской земле и природе: он ищет признания этой новой земли. Жизнь героя заканчивается в романе трагически: он умирает от застарелой болезни сердца. Герой не рожден на сибирской земле, следовательно, и не обладает ее жизненной силой. Да и одной человеческой жизни недостаточно для столь великого дела, доступного лишь особенному сибирскому народу. Дело Окоемова продолжит его сын Василий, в котором есть сибирская кровь (жена Окоемова - сибирская раскольница). Так, явственным в тексте становится мотив единства коренной и сибирской Руси.
Символична в романе картина смены времен года, когда зима с трудом уступает дорогу весне. Долго и трудно привыкали люди к необжитому месту, также медленно менялось их настроение, отношение к общему делу. Утверждение повествователя : Хозяйственное колесо разом повернулось - раскрывается в метафорическом описании весеннего половодья: Зима держалась крепко, и первые темные дни сменились отзимьем, то есть новым снегом... Последнее приводило всех в молчаливое отчаяние... Но вся картина быстро изменилась, когда тронулась вешняя вода и сугробы сибирского снега таяли с поразительной быстротой... Целые караваны вольной птицы потянулись к далекому милому северу... (Т. 5, с.430). Мотив преображения связывается в произведении не только с образом природы ( еще нет расцвета, а есть пробуждение), но и судьбой человека. И в этом смысле можно говорить о новизне, своеобразии трактовки темы человек и природа Д.Н.Маминым -Сибиряком.
Одновременно в романе предстает и традиционный миф о Сибири - сказочном месте, крае изобилия: Какой случай вышел однажды... Есть тут недалеко от Тюмени завод Успенский. Ну, там до воли была каторга и казенный винокуренный каторжный завод ... Только однажды по весне и прорви плотину, значит, в половодье. Что бы вы думали, они сделали, то есть начальство?... Земля то еще не успела оттаять, так что чинить прорыв долго, а вода из заводского пруда уйдет. Подумало-подумало каторжное начальство, прикинуло в уме и велело забучить провал пшеницею из своих складов. Факт... Оно вышло дешевле и скорее, чем мерзлую землю добывать. Вот какое время бывало... Рассказывать, так не поверят. (Т. 5, с.356-357).
Устный рассказ-предание имеет свой традиционный зачин: Какой случай вышел однажды, и концовку - выход из истории: Рассказывать, так не поверят. Заметим, что в данном случае обе легенды, обычно друг другу противостоящие в русской литературе ХУ111-Х1Х веков, присутствуют в тексте: Сибирь как место ссылки и каторги и Сибирь- фантастический край сокровищ.
В романе Мамина Хлеб(1895), как правило, картины природы увидены глазами главного героя - Галактиона Колобова, реже - его отцом или Ечкиным. Даже когда описание природы дано повествователем, голос его, оформление слова эмоционально восходит к излюбленной лексике героя. В природе Галактион различает близкое, родственное себе начало: Вот это так место! - проговорил Галактион... Действительно, картина была замечательная. Глубокий Тобол шел по степи в трубе, точно нарочно прорытой канаве... А я бы так не ушел отсюда , - думал он вслух, любуясь местом. - Ведь что только можно здесь сделать. Отсюда во все стороны дорога: под Семипалатинск, в степь , на Обь к рыбным промыслам. Работы хватит!, Галактион смотрел на Тобол с чувством собственности, как на лошадь-новокупку (Т. 6, 271).
Герой любуется тем, что намерен использовать, превратить в деньги. Заметим, что герои русского романа Х1Х века природой любовались по - другому, без намерения обратить красоту природы в пользу и выгоду. Взгляд на природу персонажа романа Мамина позволяет обнаружить в нем черты нового героя времени: практика, деятеля, хозяина.
В романе Мамина-Сибиряка Тюмень предстает как город на великом сибирском пути, как символ пространства, на которое должна быть направлена огромная преобразующая сила. Именно здесь Галактион встречается с другой преобразующей края силой - Ечкиным, выслушивает его планы, здесь, едва ли не впервые за всю историю их любви, Харитина и Галактион ( оба -яркие, сильные натуры) чувствуют взаимопонимание, разделяют взгляды друг друга.
Интересно, что историческое выдвижение Тюмени, ее быстрое промышленное развитие по сравнению со столицей Сибири - Тобольском - было замечено еще этнографом и писателем С.В. Максимовым в статье Лесные города. В 1881 году он пишет: Здесь в 1587 году основан был Тобольск, царствующий град всей Сибири, к настоящему времени и в свою очередь успевший вместе с Верхотурьем также захудать по закону всех северных городов в пользу южных (Тюмени, Омска, Томска).
Чувства и мысли Колобова раскрывает сцена ожидания навигации и картина бурного весеннего вскрытия реки Туры . По традиции снежная зима, скованные льдом реки передают ощущение сна, статики , полного отсутствия движения. Сибирь - далекое место, не развитое в промышленном отношении, противопоставляется центральной России. В романе Хлеб в отличие от Без названия мотив противопоставления получает иную интерпретацию : В коренной России благодаря громадной сети железных дорог давно уже исчезла зависимость от времен года, а в Сибири эта зависимость сохранилась еще в полной силе. Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский тракт...(Т.6, с. 321)
Становится очевидной прямая зависимость человека от природы в том месте, где следы цивилизации менее заметны. Образ человека - творца, деятеля необычайно привлекает автора: В Тюмени он (Галактион) кстати захватил первый груз, который застрял там из-за распутицы и пролежал бы долго, пока просохнут дороги. Это было доказательство его права на существование (Т. 6, с.289).
Как и в романе Без названия, в этом произведении Мамина обращает на себя внимание мотив создания нового места. Человек посягает на роль завоевателя земли , в которой скрыта великая сила: герой романа призван стать ее освободителем. Галактион Колобов старается обрести независимость от природы, стать полноправным хозяином земли.
Но ключевым в тексте романа оказывается мотив перекрестка, истока великого пути. Тюмень олицетворяет Сибирь: важны ее пространственное положение - ворота Сибири ( мотив во многом традиционный для литературы 18-19 вв), отворяющие водную дорогу и сибирский тракт, а чуть позднее и чугунку; и временное - первый русский город Сибири. Наконец, значение города как хозяйственного и экономического центра, так и места ссылки, изгнания, создают в представлении Мамина образ особого пространства, где сходятся прежде всего концы и начала истории. Образ этот многолик и каждый раз раскрывается в романе перед читателем с новой стороны.
Любимым приемом, можно сказать, своего рода каноническим стилевым оборотом, позволяющим автору утвердить типичное, сложившееся в жизни края, становятся сравнения: как все сибирские реки, как и в других домах сибиряков, по сибирскому обычаю, как положено сибирской заповедью и т.д. Обращает на себя внимание то , что тем самым автор придает образу Сибири единство, отмечает своеобразие устройства бытия на сибирский манер. Писатель подчеркивает, что люди поступают так, а не иначе, потому что таков уклад жизни их дедов, а все они вместе - его и создают.
Мотивы перекрестка и устоев, казалось бы, взаимоисключают друг друга, как дом и дорога, статика и движение; тем не менее, переплетаясь, они и помогают воссоздать сложный образ города , да и всего края в целом. Это состояние мира перед вскрытием бурной реки, когда вода тиха и покойна под белым настом, но вот еще мгновение - и все стронется с места, забурлит и понесется. Удастся ли остановить? И что будет при этом с человеком?
Метафорическая картина весеннего половодья в произведении, символика промышленного пробуждения края в произведении Мамина -Сибиряка заслуживают внимания. Сопоставление с этой точки зрения двух избранных нами романов позволяет понять, что мотивы перекрестка, устоев - своеобразные лейтмотивы в творчестве писателя. Они проецируются на конфликт произведения, организуют его , и во многом обусловливают трагический финал.
Герой романа - Галактион Колобов, подобно Окоемову (Без названия), вступает в состязание с землей, пытается пробудить в ней дремлющие силы. И это ему удается: он становится известным пароходовладельцем, одним из самых уважаемых и богатых людей в Заполье. Мечта самоосуществления, казалось бы, сбылась. Тем не менее в конце романа Галактион кончает жизнь самоубийством. Исследователи произведения спорят, пытаясь разгадать авторский замысел. Часто они приводят в качестве причины самоубийства героя злую волю писателя , который просто не знает, что дальше делать с героем: персонаж до конца исчерпывает себя в романе и потому должен удалиться со сцены.
Образ Галактиона более всего созвучен в романе сибирской реке: ее бурный темперамент сродни характеру персонажа. Не случайно чаще всего герой размышляет о своих планах, глядя на реку (Ключевую, Тобол, Туру и др.). Водная стихия побуждает его на поступок. Вспомним, как долго ожидает Галактион открытия навигации в Тюмени. Но саму картину весеннего паводка герою увидеть не дано. Ночью, когда Колобов спит, страшный шум вскрывшейся реки слышит Харитина: Слышалось шипение, треск и такой звук, точно по сухой траве ползла какая-то громадная змея...сделалось страшно до слез...(Т. 6, 395)
Конечно, героиня интуитивно предвидит трагический конец возлюбленного, и сцена как бы готовит к нему читателя. Но, с другой стороны, ее функция в повествовании шире: природа оказывается сильнее человека. И не только земля, ее стихия, противостоят личности, но и та природа , которая говорит в самом человеке. Становясь промышленником, бросая вызов обществу и собственному роду, Галактион разрушает в себе какие-то нравственные основы: этические, религиозные устои.
Человек не может полностью быть уподоблен природе, вдруг измениться, стать полностью другим. Романтическая любовь Галактиона к Устиньке, в отличие от его любви - страсти к Харитине , - попытка вернуться к самому себе. Но и она оказывается для героя невозможной. И следующим на пути возвращения к себе станет самоубийство. В исследованиях, посвященных творчеству Мамина-Сибиряка, неоднократно звучало утверждение , что писатель воспринимает природу как большое хозяйство, и не случайно сравниваются природные явления и деятельность человека в его произведениях. 9 Но в том-то и дело, что такого сравнения человек не выдерживает. И Галактион не может стать подобным реке, все сокрушающей на своем пути: как человек он должен задумываться о последствиях. Следовательно, с точки зрения Д.Н.Мамина-Сибиряка, человек и не способен. и просто не должен вдруг становиться хозяином природы. Как и природа, человек, в представлении писателя, носит в себе внутреннюю конфликтность: устои и жажду деятельности, во многом сокрушительную для мира. И как в природе, конфликтность эта в герое интересна и неизбежна, но и трагична: с ней связаны и смерть, и обновление.
Литература:
1. Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка// Очерки русской литературы Сибири. -Новосибирск, 1982, с.501.
- Пруцков Н.И. Русская литература и современность. -Л., 1965, с.32
- Пришвин М.М. Мы с тобой. По Дневнику 1940 года.//Дружба народов, 1990, № 6, с. 251.
- См.: Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. 2-е доп. изд., Свердловск, 1981, с. 58; Миночкина Л.И. Природа в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей // Седьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1987, с.-101-102.
- Очерки русской литературы Сибири. с.501-508.
- Тема завоевания Сибири в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка звучит и в Сказании о сибирском хане, старом Кучуме (1891), очерке Покорение Сибири и других.
- Здесь и далее ссылки на романы Д.Н. Мамина даны в тексте на основании издания: Мамин Сибиряк Д.Н. Полн. собр .соч. в 6-ти т. -Т. 5, 1981, с. 316.- с указанием тома и страницы.
- Максимов С .В. Лесные города // На русской земле. -М., 1989, -с. 289.
- Груздев А.И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. На пути к реализму. -Свердловск, 1963, с. 68.