Манилов и Собакевич в поэме Мертвые души

СОДЕРЖАНИЕ: Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме Мёртвые души писатель обращается к одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу.

Манилов и Собакевич в поэме Мертвые души

Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме Мёртвые души писатель обращается к одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу. Центральное место в первом томе занимает пять портретных глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой последовательности - по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.

Манилов - первый помещик в этой галерее образов. Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. … Маниловка не многих могла заманить своим место положением. Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова: серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения. Его дом стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз жиденькими вершинами. Да и в самой деревне нигде не было растущего деревца или какой-нибудь зелени. В комнатах рядом с прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит в

упадок, не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.

Значительно отличается от Манилова помещик Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя, чёртов кулак. Гоголь рисует Собакевича, как человека здорового и крепкого, которого природа рубила со плеча. Помещик резко нападает на всех, кто кажется ему врагом, неотступен в осуществлении своих желаний. Собакевич по-хозяйски умён и практичен. Он не разоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому. Страсть на обогащение толкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, в от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Собакевич плут и мошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой. Во всём губернском городе, по его убеждению, один порядочный человек: прокурор, да и то, если сказать правду, свинья. Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

У Манилова мы видим любезное щебетание в разговоре, у Собакевича - резкость, нападок на всех. Полная бесхозяйственность Манилова противопоставлена в поэме практичности Собакевича. Помещик Манилов совершенно равнодушный к судьбам крестьян, Собакевич же не разоряет своих мужиков. Изысканность Манилова противопоставлена в Мёртвых душах мрачному церемониалу в доме Собакевича.

Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утончённость и образованность уступают место объективной картине, расточительной праздности, внутренней пустоты. У Собакевича кулацкая хозяйственность нужна только для наиболее полного насыщения желудка.

По-разному реагируют Манилов и Собакевич на предложение Чичикова о купле-продаже мёртвых душ. Манилов испытывает растерянность, оказавшись перед непонятным для него явлением - предложением Чичикова купить у него мёртвые души: Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает. Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности и желании угодить приятному гостю: он не только отдаёт все души безвозмездно, но и берёт на себя расходы по совершению купли. Собакевича нисколько не удивляет купля-продажа мёртвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Собакевич знает, что всё в этом мире продается и покупается, и на предложение Чичикова прямо и грубо отвечает: Извольте, я готов продать.

Манилов, Собакевич и другие помещики, представленные Гоголем, списаны с жизни, являются порождением определённой социальной среды. Они - мёртвые души. В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию постепенного омертвления человека. Он раскрыл картину угасания человеческого в человеке. Будьте не мёртвые, живые души, - писал Гоголь помещикам-дворянам. А Герцен так писал о поэме Гоголя Мёртвые души: Манилов и прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу.

Скачать архив с текстом документа