Машиностроительный комплекс России Понятие и структура

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 стр. Структура машиностроительного комплекса …..3 стр. Проблемы машиностроительного комплекса …...6 стр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.

1. Структура машиностроительного комплекса…………………..3 стр.

2. Проблемы машиностроительного комплекса…………………...6 стр.

3. Перспективы машиностроительного комплекса………………..7 стр.

4. Машиностроительный комплекс…………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………….12 стр.

Список литературы…………………………………………………………14 стр.

Введение

Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции промышленности РФ.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика состояния комплекса и перспектив.

Структура машиностроительного комплекса

Условно машиностроение делится на три группы:

- тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов

- общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

- среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

- отрасли по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции) группа наукоемких отраслей электроника, приборостроение, вычислительная техника.

В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 25%, хотя в последние годы она практически перестала расти. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Необходимо заняться оздоровлением экономики с упором на важнейшие и наукоемкие отрасли машиностроения, при одновременном постепенном отказе от преимущественного развития отраслей добывающей промышленности. Для этого необходимы новые концептуальные подходы к формированию и управлению крупными научно-техническими проектами и целевыми комплексными программами, обеспечивающими максимальную гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям на мировом рынке и перспективам развития техники. Разработка программно-ориентированных комплексов с учетом конструктивно-технологических особенностей проектов, их экономической обоснованности и эффективности, особенно актуальна для таких наукоемких отраслей, как атомная, авиационно-космическая, радиоэлектронная, энергетическая и судостроительная промышленность.

Следует обеспечить развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов, чтобы проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств. Эта стратегия должна непременно сочетаться с развитием фундаментальных научных исследований, как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

Необходимо создание современной инфраструктуры машиностроительного производства, с целью существенного повышения его технологического уровня на всех этапах, включая высокий уровень специализации групп предприятий, их обеспечение широкой номенклатурой высококачественных комплектующих и полуфабрикатов и комплексную автоматизацию с использованием интеллектуальных производственных систем нового поколения, с соответствующим программно-методическим обеспечением и рынком информационных услуг. Осуществление такой структурной перестройки возможно, в частности, за счет экономии средств при внедрении ресурсосберегающей политики во всех отраслях экономики.

Следует стимулировать перераспределение ресурсов из слабых отраслей в сильные, а не наоборот, поддерживая неконкурентоспособные отрасли за счет конкурентоспособных, в связи, с чем наша промышленная политика по существу носила ярко выраженный импортозаменяющий характер. Для конкурентоспособности необходимо обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат.

В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,5 трлн. долларов, а доля России в нем 1,8%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 107-110 млрд. долларов.

Ведь роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

Проблемы машиностроительного комплекса

На уровне машиностроительных предприятий к числу основных проблем следует отнести:

• критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

• острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем

• дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг

• наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодностъ и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание

• морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логисгика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

• морально устаревшую систему управления предприятаем;

• слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

• недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

• недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

• реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п. (в настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники - дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечесгвенного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях);

• неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий (как следствие изложенных выше проблем).

Перспективы машиностроительного комплекса

Государство должно взять на себя функцию по проведению в России активной промышленной политики, обеспечив благоприятные условия для инвестиций в стратегически важные отрасли машиностроительного производства, осознав прямую зависимость между кредитно-денежной политикой и развитием промышленного производства в стране.

При осуществлении других конкретных мер экономического характера, призванных вывести машиностроительную отрасль из существующего кризисно-депрессивного состояния, необходимо, в первую очередь:

- всемерно способствовать созданию благоприятного и стабильного инвестиционного климата, в том числе путем изменения действующего законодательства и ослабления налогового бремени;

- снизить ставку рефинансирования и тем самым сделать доступными кредиты. Это позволит вложить средства для оживления таких дорогостоящих и медленно окупающихся отраслей, как тяжелое машиностроение или авиастроение, где рыночные механизмы работают плохо, в отличие от быстро окупающихся инвестиций в добывающие или перерабатывающие отрасли;

- перестроить систему управления на большинстве предприятий машиностроительного комплекса, обеспечив механизм смены неэффективных собственников и менеджеров;

- перейти от ориентации производств по текущему платежеспособному и бартерному спросу к потенциальным параметрам через охват новых рынков и некапиталоемкий рост по загрузке мощностей;

- четко разграничить права собственности между федеральными, региональными и местными органами управления;

- установить государственно-регулируемые цены на продукцию монополистов, ограничивающие тарифные ставки предприятий;

- снизить ставки НДС для готовой машиностроительной продукции, включаемой в себестоимость машин и оборудования, предназначенных для производственного потребления внутри России;

- изменить порядок начисления амортизации;

- всемерно использовать дополнительные источники финансирования машиностроения, улучшив условия мобилизации имеющихся в стране финансовых ресурсов, прежде всего накопленных высоколиквидных государственных активов (пакетов акций предприятий и банков, имеющих высокий фондовый рейтинг);

- создать на этой основе при ЦБ РФ Российский инвестиционный фонд с целью финансирования инвестиционных реформ и проектов;

- создать фондовый рынок облигаций (коммерческих обязательств) крупных надежных компаний для пополнения оборотных средств;

- разработать государственную программу по кредитованию малых и средних предприятий машиностроения, образовавшихся в ходе реструктуризации крупных машиностроительных предприятий;

- максимально использовать накопленные промышленные активы, развивать систему корпоративного управления машиностроительными предприятиями с участием банковского бизнеса или других форм кредитования;

- способствовать созданию инкубаторов высокотехнологичных машиностроительных предприятий с господдержкой;

- способствовать формированию рынков через взаимодействие инновационной и технологической сферы машиностроительного комплекса России с инвестиционным потенциалом стран-импортеров оборудования;

- предотвратить кадровый кризис на предприятиях машиностроительного комплекса, в первую очередь, дефицит квалифицированных кадров, их старение, обеспечить приток молодежи за счет роста заработной платы и социальных мероприятий, ведь не для кого не секрет, что средний возраст ИТР в целом по России составляет 50-60 лет.

Машиностроение в Нижегородской области

Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров России, ведущая роль в котором принадлежит предприятиям отрасли машиностроения. В этой сфере основной объём производства приходится на автомобилестроение, судостроение.

Крупнейшие предприятия данной сферы:

• Горьковский автомобильный завод (основан в 1932 году при помощи компании «Ford Motors»). На нём работает почти 100 тыс. человек. Производит более 50 % грузовых и около 5 % легковых автомобилей в России, а также бронетранспортёры. В Нижнем Новгороде расположена штаб-квартира Группы ГАЗ — российской автомобилестроительной компании, головным предприятием которой и является Горьковский автозавод;

• кораблестроительный завод «Красное Сормово»; в 2007 году выручка 3350 млн рублей

• авиастроительный завод «Сокол» (производство военных и гражданских воздушных судов, в том числе самолётов на воздушной подушке); в 2007 году выручка составила 3460 млн рублей

• Нижегородский машиностроительный завод (выпускает оборудование для атомной промышленности, артиллерийские вооружения и др.); в 2007 году выручка от реализации составила 4073 млн рублей,

• ОАО «Гидромаш» — производство гидравлических агрегатов, шасси для летательных аппаратов;

• ОАО «Теплообменник» (системы жизнеобеспечения для самолётов, тепловое оборудование); в 2007 году выручка составила св. 1500 млн рублей,

• АО «Этна» (крупнейший в России производитель автонормалей, болтов, винтов и т. п.);

• АО «РУМО» (один из крупнейших производителей судовых дизелей, компрессоров для газопроводов);

• АО «Термаль» (судовое и прочее оборудование, бытовая техника (утюги и т. п.));

• Завод «НИТЕЛ» (бывший з-д Siemens Halske, затем Горьковский телевизионный завод им. Ленина) — производство радиоэлектронного оборудования, в том числе РЛС способных обнаруживать самолёты, изготовленные по технологии «стелс».

• Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова — крупнейший в России разработчик и производитель средств радиосвязи;

• НПО «Салют» — радиоэлектронная промышленность;

• Нижегородский завод им. Г. И. Петровского — единственный в России производитель «чёрных ящиков»,

Заключение

Общее машиностроение - это одна из основных отраслей промышленности России. И от того, как будет развиваться общее машиностроение в немалой степени зависит и развитие экономики страны.

Что же означает интенсивный путь развития в общем машиностроении. Прежде всего, он подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и вымывания из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.

Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Список литературы

1. www.gazeta.ru

2. www.rbc.ru

3. www.wikipedia.org

Скачать архив с текстом документа